90. ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

Прием воспитания является составной частью метода. Это только звено воспитательного процесса, одноактное действие. Так например, метод поощрения состоит из таких приемов: одобрение, похвала, благодарность, награда. В состав метода убеждения входят внушение, разъяснение, беседа. Метод наказания включает такие приемы, как замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.

Приемом педагогического воздействия называют способ организации определенной педагогической ситуации, когда на основе имеющихся закономерностей у учеников появляются новые мысли и чувства, которые побуждают их к положительным поступкам и преодолению своих недостатков. Данные приемы воспитания можно разделить на две группы.

1. Приемы, которые корректируют поведение, воодушевляют учеников, – радость, благодарность. К ним относится созидающая группа приемов, так как они могут способствовать развитию новых положительных качеств и сдерживают негативные начала в ребенке. Они зарождают новые мысли и чувства, другие мотивы поведения одерживают победу над недостатками и являются ведущими в поведении учеников. Среди таких приемов можно выделить убеждение, поощрение, проявление огорчения, просьбу, внимание, заботу, показ умений, побуждение гуманных чувств, моральную поддержку и укрепление веры в силы ребенка, организацию успеха в учебе, доверие, вовлечение в интересную деятельность, нравственные упражнения, авансирование личности и т. п.

2. Приемы, которые помогают исправить поведение, активизируя отрицательные чувства ребенка – стыд, раскаяние и др. О действенности подобных методов говорит русская народная мудрость: «Детей наказывают стыдом, а не кнутом». Такие приемы называются тормозящими, так как они содействуют преодолению отрицательных качеств и расчищают почву для развития положительных. На основе негативных чувств у школьников появляется желание воздержаться от неблаговидных поступков.

Формами воспитания принято называть способы организации воспитательного процесса, способы целенаправленной организации коллективной и индивидуальной деятельности учеников. Применяют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятием принято называть организованное действие коллектива, которое направлено на достижение определенных воспитательных целей.

При коллективном планировании, подготовке и проведении мероприятий появляется обстановка сотворчества, что содействует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие осуществляется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с любым из учеников, учебным коллективом в целом, которое направлено на решение определенных воспитательных задач.

В литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы не существует. Самой распространенной является классификация организационных форм воспитания по тому, как организованы учащиеся: массовая формы (участие всего класса), кружковая, групповая, индивидуальная.

Опытные педагоги стремятся применять многообразие форм воспитания.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх