|
||||
|
84. КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С АУДИТОРИЕЙ Успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с обучаемыми предполагает существование у педагога таких психологических качеств и способностей: 1) интерес к людям и работе с ними, присутствие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества; 2) возможность эмоциональной эмпатии и понимания людей; 3) гибкость, оперативно-творческое мышление, которое обеспечивает умение быстро и правильно ориентироваться в изменяющихся условиях общения, быстро изменять речевое действие при различных ситуациях общения, индивидуальных особенностях учеников; 4) способность ощущать и поддерживать обратную связь в общении; 5) способностьуправлять собой, своим психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, способность управлять настроением, чувствами, мыслями, умение снимать мышечные зажимы; 6) способность к неподготовленной коммуникации, т. е. спонтанности; 7) способность прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; 8) замечательные вербальные способности: культура, богатый лексический запас, развитость речи, правильный отбор языковых средств; 9) обладание искусством педагогических переживаний, представляющее собой сплав жизненных, естественных переживаний учителя и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учеников в необходимом направлении; 10) умение педагогической импровизации, способность использовать все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»). Среди средств повышения эффективности воздействия можно выделить такие: – «приспособления» – ряд приемов, среди которых одобрение, совет, осуждение, недовольство, намек, просьба, юмор, доверие, насмешка, приказ, пожелание и пр. (до 160 видов); – «пристройки или достройки» – приспособление своего организма, интонации и стиля общения к другому человеку с целью приспособить его поведение к целям педагога; – усиление действия посредством повышения голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена методов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения. При импровизации (из-за возникновения неожиданной ситуации) у учителей возможны разные типы поведения: 1) естественный тип: плодотворные импровизационные акции не вызывают у учителя психологических и эмоциональных затруднений; 2) напряженно-преобразовательный тип: осуществляется мобилизация всех ресурсов личности на преодоление появившейся трудности; 3) преднамеренно-уклончивый тип: намеренное уклонение учителя от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»); 4) непроизвольно-тормозной тип: растерянность и абсолютная заторможенность действий педагога; 5) эмоциональный срыв: учитель действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства; 6) неадекватный тип: учитель скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|