|
||||
|
82. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Установлению наилучшего педагогического общения на занятиях способствует использование таких коммуникативных приемов: – методы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении); – создание на уроках атмосферы защищенности при общении учеников с преподавателями; – одобрение, поддержка через придание ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге; – одобрение практики обращения учеников за помощью к учителю или товарищам; – поощрение устных ответов по собственной инициативе учеников; – создание щадящих условий при ответе учеников с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; – предотвращение действий со стороны отдельных учеников, которые подавляют творческую активность товарищей на занятии. Рассмотрим приемы оказания коммуникативной поддержки при общении: – оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в верном построении высказываний; – пояснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения; – обучение (прямое и косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения; – положительная критика (если она необходима) поведения студента в диалоге с учителем; – демонстрирование вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем; – оперативное предоставление ученикам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»; – предоставление ученикам возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями». Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности учеников включают в себя: – непосредственное побуждение учеников к активному взаимодействию с преподавателем на занятии; – мотивацию поощрения учеников за проявленную инициативу; – критику собственных ошибок в качестве показа эталона отношения к ним; – «игровая провокация» («Что-то Иванов Петя недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...»). Главные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются в случае оптимального педагогического общения. В настоящее время нужно произвести переход от информационно-объяснительного обучения учеников к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в школе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной работы, развитие познавательных сил и творческого потенциала учеников. А это может произойти только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения учеников, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и учениками. Развивающее обучение является переходом от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил – пересказал» к методу «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|