|
||||
|
73. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Выделяют следующие педагогические принципы. 1. Развивающее и воспитывающее обучение. 2. Научность и доступность, посильная трудность. 3. Сознательность и творческая активность учеников при руководящей роли преподавателя, т. е. учителя. 4. Наглядность и возможное развитие теоретического мышления. 5. Системность и систематичность процесса обучения. 6. Постепенный переход от обучения к самообразованию. 7. Связь процесса обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности. 8. Крепость результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся. 9. Положительный эмоциональный фон обучения. 10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся. 11. Гуманизация и гуманитаризация обучения. 12. Компьютеризация и автоматизация обучения. 13. Интегративность обучения с учетом межпредметных связей. 14. Инновативность обучения, применение основных современных тенденций. Самыми важными дидактическими принципами являются такие: – обучение должно являться научным и иметь мировоззренческую направленность; – обучение должно характеризоваться проблемностью; – обучение должно являться наглядным; – обучение должно являться активным и сознательным; – обучение должно являться доступным; – обучение должно являться систематическим и последовательным; – в процессе обучения в органическом единстве следует осуществлять образование, развитие и воспитание учеников. В 60-70-е гг. Л.В. Занков определил новые дидактические принципы: обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности; в обучении следует соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала; преобладающее значение в процессе обучения имеет овладение теоретическими знаниями. В дидактике высшей школы можно выделить принципы обучения, которые отражают специфические особенности учебного процесса в высшей школе: обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И.И. Кобыляцкий), профессиональной направленности (А.В. Барабанщиков), профессиональной мобильности (Ю.В. Киселев, В.А. Лисицын и др.); проблемности (Т.В. Кудрявцев); эмоциональности и мажорности всего процесса обучения (Р.А. Низамов, Ф.И. Науменко). В настоящее время высказываются теории о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые анализировали бы все существующие принципы: – ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста; – соответствие содержания вузовского образования ныне существующим и прогнозируемым направлениям развития науки (техники) и производства (технологий); – наилучшее сочетание общих, групповых и индивидуальных методов в организации учебного процесса в вузе; – целесообразное использование современных методов и средств обучения на разных этапах подготовки специалистов; – соответствие итогов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются каждой сферой их профессиональной деятельности; обеспечение их конкурентоспособности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|