|
||||
|
65. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА По Н.В. Кузьминой, педагогический процесс можно изобразить как систему из пяти частей: 1) цель обучения (для чего учить?); 2) содержание учебной информации (чему учить?); З) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить?); 4) преподаватель; 5) учащийся. Эта система, как и любая большая система, может характеризоваться пересечением связей. Педагогический процесс – это технология организации воспитательных взаимоотношений, состоящая в целеустремленном отборе и применении внешних факторов развития участников. Этот процесс создается непосредственно педагогом. Педагогический процесс всегда имеет одинаковую структуру независимо от того, кем он проводится и где. Цель› Принципы› Содержание› Методы› Средства› Формы. Цель характеризует конечный итог педагогического взаимодействия, к чему, собственно, стремятся учитель и ученик. Принципы введены для определения ключевых направлений при достижении цели. Содержание представляет собой часть опыта поколений, передающуюся учащимся для достижения поставленной цели по выбранным направлениям. Методы – это действия учителя и учащегося, через которые передается и принимается содержание. Средства – это материализованные методы работы с содержанием, которые применяются вместе с методами. Взаимодействие педагогической, методической и методической структур достигается при динамичном педагогическом процессе. У педпроцесса существует собственная методическая структура. При создании такой структуры цель делится на задачи, которые последовательно выполняются учителем и учениками. К примеру, методическая структура экскурсии состоит из подготовительного инструктажа, достижения места наблюдения, непосредственного наблюдения объекта, регистрации увиденного, подведения и обсуждения итогов. В педагогическом процессе педагогическая и методическая структуры органично взаимосвязаны. Но педагогический процесс может состоять из более сложной структуры – психологической. Психологическая структура состоит из процессов восприятия, мышления, понимания, запоминания, освоения информации; проявления заинтересованности, стремлений, мотивации учения; подъемов и спадов физического и нервно-психического напряжения. Исходя из этого в психологической структуре можно выделить 3 подструктуры: познавательные процессы, мотивация учения, напряжение. Но для того, чтобы педпроцесс начал работать, нужен такой компонент, как управление. Педагогическое управление представляет собой переход педагогических ситуаций и процессов из одного состояния в другое, которое удовлетворяет поставленной цели. Процесс управления представляет собой взаимодействие следующих компонентов: 1) информационное обеспечение (нахождение и выявление особенностей учащихся); 2) постановка задач исходя из поставленных целей и особенностей учеников; 3) проектирование, планирование работы по достижению поставленных целей (планирование методик, средств, форм); 4) осуществление проекта; 5) наблюдение за ходом выполнения поставленных целей; 6) выявление и исправление ошибок; 7) подведение результатов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|