|
||||
|
15. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Профессионально-педагогическая культура основывается на общей культуре личности. Она выступает как проецирование в сферу профессиональной деятельности и личности учителя культуры в целом, педагогической культуры общества и «представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности». Культурологический подход к педагогическому образованию (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.) базируется на признании образования профессионально-педагогической культуры учителя основным условием и результатом его профессионального становления, инструментом осуществления индивидуальных творческих сил в педагогической деятельности. Состав компонентов профессионально-педагогической культуры, которые выделяют разные авторы, достаточно многообразен. Методологическая культура учителя – это достаточно сложное личностное образование. Она состоит из педагогической философии преподавателя, представленной в его педагогической концепции как системе основных педагогических идей и принципов, определяющих его педагогическое мировоззрение, цели и смысл его деятельности. В основе концепции педагога находится система представлений о сущности человека, его назначении, о месте и роли профессионального образования в его становлении, о целях и задачах педагогической деятельности вообще и в частности. Построение своей педагогической концепции требует от педагога выбора ее философских, психологических оснований, направления в существующих подходах к обучению и воспитанию, выяснения сущности основных педагогических категорий: развития, формирования, социализации, воспитания, обучения, образования и т. д. При этом педагогическая концепция учителя должна соответствовать общей концепции образовательного учреждения, осуществлять ее через специфические условия его курса, предмета. Важной составляющей методологической культуры служит владение учителем как общими методами научного познания, так и методами, средствами педагогического исследования. Методологическая деятельность педагога состоит из таких этапов: – осознание задач, которые ставят жизнь, общество, профессиональную деятельность перед системой образования; – анализ существующего состояния дел в области общего образования и преподаваемой сфере деятельности; – определение противоречий между ними и определение стратегических целей своей деятельности; – изучение существующих концепций обучения и воспитания, выбор наиболее соответствующих подходов к решению педагогических проблем; – выявление основных принципов своей деятельности, основных направлений, задач и предполагаемых результатов; – организация поисково-экспериментальной деятельности, которая дает возможность проверить эффективность выдвинутых предположений; – диагностика (изучение и анализ) результатов своей работы. То есть обеспечивается системное построение педагогического процесса, которое дает возможность педагогу обоснованно определять программу своей деятельности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|