Срединный путь и жемчужные многоугольники противоположностей

В этом, заключительном разделе, вы встретитесь с новым, более усложненным взглядом на срединный путь и искусство выбора своей судьбы. Спокойные говорили, что прежде, чем ученик сможет приступить к изучению истинных знаний, он неоднократно проходит по кругам ложных знаний.

Не стоит понимать слова "ложные знания", как что-то неправильное или как информацию, предназначенную для намеренного введения человека в заблуждение. Ложные знания - это скорее упрощенные до различных уровней схемы, понятия, стратегии поведения и мировоззренческие теории.

Находясь на определенном уровне развития, человек может получать лишь тот вид знаний, который он способен усвоить. Трудность в усвоении даосских знаний в первую очередь состоит в том, что они предназначены не столько для логического, сколько для образного мышления, не столько для левого полушария мозга, сколько для правого полушария. К сожалению, основной способ коммуникации людей - это слова, и даосы облекают свои идеи словесными описаниями, сначала простыми, но ведущими к первому этапу осознания, к начальной фазе развития образного мышления. Затем дается более сложное словесное описание, выводящее человека на второй круг образного мышления и т.д.

Концепция срединного пути, как нахождения равновесия среди двух противоположных сторон медали, была самой простой схемой его объяснения, описание жемчужного треугольника жизни и пути нахождения в нем равновесия - усложненная схема, описание других многоугольников противоположностей - схемы еще более сложные, постепенно приближающие человека к формированию нужных ключевых мыслеобразов срединного пути, поиска равновесия в бушующем жизненном море и, в конце концов, приближающие нас к глубинному осознанию того, что такое Дао, поскольку Дао - это путь, универсальный путь среди бесконечного числа уравновешиваемых противоположностей.

В приведенном ниже отрывке из книги "Обучение у воды" вы сможете прочитать о том, как Ли учил Александра Медведева интуитивно отыскивать точку равновесия в "жемчужном треугольнике жизни".

"Процесс "осознания судьбы" во многом облегчила беседа с Учителем, в которой он рассказал мне о "жемчужном треугольнике противоположностей".

- Как ты думаешь, сколько противоположностей может существовать? - как-то спросил он меня.

- Две, - не задумываясь ответил я. - Инь и ян, черное и белое, зло и добро.

По недовольной мине, которую скорчил Ли, я понял, что, поспешив, снова попал впросак.

- А как ты определяешь, что такое противоположности? - спросил он.

- Вероятно, это вещи одной и той же природы, но принципиально различных характеристик, обычно взаимоисключающих.

- Это довольно сомнительное определение, - сказал Учитель. - Вот ты говоришь, что черное и белое - это противоположности, а как тогда охарактеризовать пары белое и красное или черное и красное? Согласно твоему определению, эти пары тоже являются противоположностями, но тогда можно считать, что черное, белое и красное представляют собой три противоположности, а если могут существовать три противоположности, то, значит, их может быть и бесконечное количество. Что ты думаешь по этому поводу?

- Если так рассуждать, то, наверное, ты прав. Я никогда раньше не задумывался об этом. С детства я привык считать, что если вещи противоположны, то их должно быть две.

- В этом и заключается сила и слабость слов. С одной стороны ими можно объяснить все, что угодно, а с другой стороны, чем больше ты объясняешь и говоришь, тем больше все запутывается. Слова, которые я произношу, предназначены не для того, чтобы дать тебе застывшие определения каких-то понятий и вещей, а чтобы пробудить в тебе интуитивное осознание их. Поэтому не задумываясь больше о том, как можно или нужно определять противоположности или противоречия, ты будешь учиться выделять, осознавать и уравновешивать жемчужные многоугольники противоположностей. Мы начнем с самого простого многоугольника - с жемчужного треугольника, который играет огромную роль в осознании и выборе собственной судьбы.

- Я уже привык думать, что искусство выбора судьбы заключается в нахождении равновесия среди двух противоположностей, двух сторон медали, - сказал я. - Похоже, теперь ты заявишь, что каждая медаль имеет множество сторон.

- Так и есть, - улыбнулся Ли. - Ты всегда это знал, но был слишком ленив для того, чтобы углубляться в подобные дебри. Толкование срединного пути, как пребывания в равновесии среди двух крайностей - всего лишь самое простое представление о нем. Теперь ты понимаешь, что срединный путь - это нахождение равновесия среди бесчисленного множества противоположностей. Но прежде, чем отыскивать равновесие, нужно знать, какие части себя или окружающего мира ты хочешь уравновесить. Многоугольники противоположностей описывают противоборствующие начала в природе, обществе и человеческом поведении. Осознавая их, ты избавишься от многих проблем и внутренних конфликтов в принятии решений. Затруднения, которые возникли у тебя в проявлении естественной жестокости, связаны с нарушением равновесия в жемчужном треугольнике противоположностей.

Ли замолчал, с насмешливым видом ожидая моего вопроса. Пожираемый любопытством, я не стал затягивать паузу и спросил:

- А какие противоположности входят в жемчужный треугольник?

- Существует несколько жемчужных треугольников противоположностей, - с важностью произнес Учитель, явно потешаясь над моим нетерпением. - Сегодня мы поговорим о жемчужном треугольнике жизни. В него входят три основные и противоположные человеческие стремления - это слияние с жизнью, противодействие жизни и уход от жизни. Традиционные, но менее удобные для использования названия вершин треугольника жизни в переводе звучат, как "ехать на спине Большого Дракона" - слияние с жизнью, "сражаться с Большим Драконом" - противодействие жизни и "спасаться от Большого Дракона" - уход от жизни.

Я встал на ноги и расслабился, направив снизу вверх приятный ласкающий поток мягких оргазмических ощущений. Другой поток, исходящий от внутренней улыбки, я послал сверху вниз. Отработанный многократными упражнениями мыслеобраз спокойствия и тихой радости, излучающейся в окружающий мир, реализовался почти мгновенно, ассоциативно слившись с настроем "внутреннего облака". Мыслеобраз "внутреннего облака" я учился формировать во время отработки классических восьмеркообразных облачных движений. Он базировался на ощущении "внутренних" облачных движений, не исчезающих и не прекращающихся даже тогда, когда на физическом плане упражнение не выполняется, и я остаюсь неподвижным или даже занимаюсь какой-то другой деятельностью.

Приглушенные до едва ощутимых, движения "внутреннего облака" порождают целый спектр особых состояний и эмоционально-энергетических переживаний, использующихся в различных целях. Одним из применений мыслеобраза "внутреннего облака" было сочетание его с внутренней улыбкой, приводившее к особому состоянию спокойной, но бодрой готовности, когда за счет повышения тонуса организма возникает чувство полноты жизненных сил. В этом состоянии человек как бы светится изнутри до такой степени, что это становится заметно окружающим, а повышенный тонус организма на фоне радости и спокойствия закладывает основу для мгновенного перехода к действию или к изменению эмоционального состояния.

Я шагнул вперед с коротким, наполненным смертельной яростью криком, воссоздавая мыслеобраз человека-зверя, и тут же вернулся назад, к состоянию спокойствия и тихой радости. Я шагал туда-сюда, и каждый раз оба крайних состояния возникали и углублялись быстрее и с большей силой. Сознание отключилось. Мне казалось, что перед моим внутренним взором мелькают застывшие кадры кинохроники, где я то представал в виде кричащего и беснующегося монстра, разрываемого на части неодолимым напором ярости и агрессии, то без всякого заметного перехода я погружался во всеохватывающее эйфорическое ощущение покоя, радости и удивительной внутренней ясности.

Резкий окрик Учителя заставил меня прервать упражнение.

- Побереги силы, - бросил он. - Сейчас каждый шаг будет перемещать тебя к одной из вершин треугольника.

Ли взял обломок ветки и нарисовал на земле равносторонний треугольник, затем обозначил его центр и соединил его с вершинами.

- Центру соответствует мыслеобраз "человек" упражнения "шаг вперед - зверь, шаг назад - человек", - сказал он. - Мыслеобраз "зверь" соответствует вершине противодействия жизни. Мыслеобраз слияния с жизнью напоминает мягкий податливый пластилин, чутко реагирующий на мысли, чувства и чаяния других людей. Этот пластилин очень уступчив, он наполнен нежностью и любовью, и, соприкасаясь с другими людьми, он обволакивает их, принимая приятную и нужную им форму. Эмоциональная составляющая образа - это насыщающая тебя до краев любовь к окружающему миру и к людям, желание служить им и в ответ принимать их благодарную и радостную любовь.

- Ли, а для чего мне может понадобиться мыслеобраз ухода от жизни? - спросил я. - Польза двух других вершин очевидна, но мне трудно представить жизненную ситуацию, в которой потребовалась бы реакция ухода от жизни.

- Этот мыслеобраз может пригодиться во многих ситуациях, - сказал Учитель. - Например, если тебя будут пытать, и ты захочешь отключиться от своих мучителей и от собственных чувств. Если один из способов справиться с болью - наслаждаться и управлять ею, то уход от жизни - это еще один способ, который в некоторых случаях может оказаться предпочтительнее первого. Когда человек отключается, его обычно перестают пытать и не наносят больше физических увечий, если же он стойко переносит пытки, палач входит в азарт и пытается сломить его волю во что бы то ни стало. Другое великолепное применение мыслеобраза ухода от жизни - это ситуация симулирования сумасшествия, что тоже может когда-либо пригодиться. Со временем ты откроешь для себя еще множество полезных сторон вершины ухода от жизни.

Я встал в центр и с легкостью воспроизвел состояние спокойной радости, из которой перешел в позицию зверя. С мыслеобразом слияния с жизнью трудностей почти не возникало, поскольку подобное состояние было для меня близким и естественным. Сложнее всего поначалу пришлось с уходом от жизни, но имеющийся опыт в формировании мыслеобразов сделал свое дело, и вскоре я без задержек курсировал между вершинами и центром жемчужного треугольника жизни.

- Хватит, - остановил меня Учитель.

Со вздохом облегчения я опустился на землю. По лицу градом катился пот, сердце колотилось, как паровой молот. Выполнение упражнения захватило меня целиком, и изнеможение от эмоционального напряжения оказалось слишком сильным. Ли опустился на корточки рядом со мной и сильными быстрыми движениями начал растирать мне руки, плечи и грудь."

Итак, жизнь человека определяется тремя основными противоборствующими стремлениями - стремлением слияния с жизнью - раскрытием навстречу внешнему миру, стремлением противодействия жизни и стремлением к уходу от жизни.

Каждое из этих стремлений важно для выживания и нормального функционирования человеческой личности. Проблемы возникают лишь в том случае, когда одно из них начинает заметно преобладать в человеческом поведении. Это преобладание легко заметить. Если формулировка этих стремлений кажется вам слишком расплывчатой из-за чересчур широкой возможности трактовать понятие "жизнь", подумайте о том, что во многих случаях слово "жизнь" можно заменить другими словами, например такими, как "люди", "проблема", "общение" и т.д., сделав таким образом проявления стремлений более зримыми и конкретными.

Для человека, работающего в коллективе эти три основные стремления могут формулироваться, как "стремление к сотрудничеству", "стремление к противодействию" или "уход от контактов". Позиция человека по отношению к коллективу может характеризоваться сочетанием этих стремлений, взятых в определенной пропорции, то есть в его поведении стремление к сотрудничеству может превалировать над стремлением к противодействию, и в то же время может наблюдаться некоторое желание отстраниться от деятельности, контактов или ответственности.

Подумайте о том, к какой вершине жемчужного треугольника жизни вы тяготеете. Вы можете составить таблицу, состоящую из трех столбиков, обозначенных словами "слияние", "противодействие" и "уход". Рассмотрите самые разные аспекты своей жизни и деятельности: отношения с семьей, друзьями, коллегами по работе, свое отношение к профессиональной деятельности, свое отношение к познанию мира, к новым межличностным контактам и т.д. Из этой таблицы простым подсчетом вы сможете определить, какие стремления у вас недостаточно развиты, а какие занимают главенствующее положение.

Выполните медитацию осознания по каждой из вершин жемчужного треугольника жизни. Создайте для себя ключевые мыслеобразы того, что представляют из себя слияние с жизнью, противодействие жизни и уход от жизни.

Вспомните несколько ситуаций из вашего прошлого опыта, когда, подчиняясь одному из этих стремлений, вы совершали ошибки, о которых потом жалели. Попробуйте в медитациях "воспоминаний о том, чего не было" несколько раз по-новому "переиграть" эти ситуации, выбирая стратегии, основанные на иных стремлениях, характерных для остальных углов треугольника жизни, на гармоничном сочетании этих стремлений, характеризующимся центром жемчужного треугольника жизни, или характеризующимся какой-то иной внутренней точкой жемчужного треугольника жизни, отражающего сочетание определенной пропорции стремлений. Жемчужный треугольник жизни символизируется равносторонним треугольником, и пропорциональное сочетание стремлений, соответствующих каждой из вершин определяется соотношением расстояний от каждой его внутренней точки до соответствующей вершины треугольника. Подобные медитации моделирования ситуаций развивают способность к многозначности мышления, расширяя и гармонизируя вашу модель мира.

Старайтесь анализировать личности ваших знакомых с точки зрения жемчужного треугольника жизни, определяя, какие стремления в них преобладают. Ваши наблюдения смогут вам впоследствии пригодиться для определения стратегии общения с людьми, потому что каждый тип личности нуждается в собственном подходе к нему для того, чтобы ваши межличностные контакты соответствовали вашим пожеланиям. Но об этом мы еще поговорим. А пока -


Будьте счастливы!







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх