Глубинное перемещение внутри нити жизни

Это упражнение в чем-то напоминает медитацию осознания судьбы, с той разницей, что перемещение по нити жизни происходит не снаружи, а внутри, то есть в состоянии полного отождествления с переживаемыми вновь событиями и эмоционального отклика на них.

Оставаясь в позиции стороннего наблюдателя, слишком сложно полностью избавиться от некоторых негативных установок и автоматических эмоциональных откликов, сформировавшихся вследствие травмирующих или эмоционально значимых для человека событий. Медитация осознания судьбы лишь формирует общее осознание и принятие собственной судьбы, а медитация глубинного перемещения внутри нити жизни как бы "подчищает" шрамы былых ран.

Каждый эмоционально значимый человеческий опыт закладывает в модель мира что-то новое, какие-то новые установки, новые убеждения, новые автоматические эмоциональные реакции. Подобные программы и структуры, возникающие на основе какого-то конкретного опыта, Спокойные называют "кирпичиками модели мира". В случае, когда на основе травмирующего или эмоционально значимого опыта в модель мира закладываются неадекватные или разрушительные программы, соответствующие им кирпичики называются деформированными или искаженными. Медитация глубинного перемещения внутри нити жизни имеет много приложений, и одно из них - восстановление искаженных кирпичиков модели мира.

Чтобы дать вам более полное представление об этом новом для нас понятии, я процитирую отрывок из книги "Обучение женщиной", посвященный этой теме.

"Где-то глубине души у меня остается странный неприятный осадок, ощущение, которое я не могу определить и не могу понять, - сказал я. - Мне нравятся эти женщины, мне хочется любить их, и в то же время что-то внутри меня противится этой привязанности. Время от времени я ощущаю нечто вроде внутреннего барьера, внутреннего отталкивания, которое иногда сменяется чувством вины, а иногда - иррациональным необоснованным страхом. Конечно, моей техники управления эмоциями хватает на то, чтобы подавлять эти неприятные ощущения и испытывать те чувства, которые я хочу, но все же этого недостаточно. Мне не нравится эта раздвоенность чувств.

- Так происходит со всеми, - ободряюще улыбнулась кореянка. - Меня бы удивило, если бы тебе удалось этого избежать. Это всего лишь означает, что кое-какие кирпичики твоей модели мира положены криво, и, чтобы добиться успеха со своей пирамидой, ты должен подправить некоторые из них.

- Мне, конечно, нравятся аллегории, - сказал я, - но не могла бы ты объясняться более конкретно?

- Почему бы и нет? - не стала спорить Лин. - Кирпичики, из которых складывается твоя модель мира - это твои убеждения и установки, возникавшие незаметно для твоего сознания в процессе всей твоей жизни. О некоторых своих убеждениях, прошедших цензуру сознания, ты осведомлен, и ты можешь их высказать, если тебя об этом попросить, но убеждения, прошедшие цензуру сознания, составляют лишь небольшую часть твоей модели мира, ее оштукатуренный и подкрашенный фасад, за которым скрывается шаткое и неустойчивое сооружение.

- Учитель обычно говорил о расширении модели мира, а не о ее разрушении, - сказал я. - И я, следуя его указаниям, старался именно расширять ее, чувствуя, как от этого она становится более устойчивой и адекватной.

- Одного расширения недостаточно, - покачала головой кореянка. - Мозг шизофреника или наркомана под действием безумных фантазий может безгранично расширять модель мира, но эта модель мира не будет устойчивой. Она способна рассыпаться в любой момент, похоронив под обломками своего носителя. На опыте твоего общения с женщинами пирамиды ты сумел убедиться, что расширение модели мира не решает все проблемы.

- А почему ты связываешь мои затруднения именно с убеждениями, с кирпичиками модели мира? - спросил я. - Может быть, все дело в другом? Для подпитывания чувств и эмоций необходимо наличие определенного количества энергии, и иногда мне кажется, что причина заключается именно в нехватке энергии. Я заметил, что когда я переутомлен, мое внутреннее отталкивание заметно усиливается, но как только я отдохну и восстановлю силы, оно исчезает, становясь почти незаметным.

- Просто когда ты чувствуешь себя энергичным и полным сил, у тебя хватает энергии на защиту целостности своей модели мира, и эта энергия, к сожалению, растрачивается впустую. Именно поэтому гораздо целесообразнее выправить модель раз и навсегда, чем защищать ее от самого себя всю оставшуюся жизнь.

- Говоря о кирпичиках модели мира, - сказала Лин, - Спокойные подразумевают нечто, в большей мере поддающееся осмыслению и осознанию на интуитивном уровне, познающееся через медитации, относящиеся к упражнениям нити жизни.

После кошмаров предыдущей ночи вернуться к воспоминаниям о Тане оказалось слишком легко. Я прикрыл глаза и погрузился в медитацию воспоминаний. Прошлое вновь захлестнуло меня.

Я ощущал прикосновения ее тела, словно она вновь обнимала меня, свои собственные смущение и неловкость от отсутствия опыта в подобных ситуациях и своей неподобающей мужчине нерешительности. Мое тело вновь откликалось на присутствие женщины первыми яркими и сильными, но слишком непривычными реакциями, и к радости и возбуждению от общения примешивался страх совершить ошибку, сделать что-то не так.

Я видел смутные обрывки проплывающих перед глазами картин - смеющееся Танино лицо, когда она целует меня, забавляясь над моим смущением, слышал ее смех и какие-то забавные фразы, которыми она поддразнивала меня, подшучивая над моей неопытностью, столь неподходящей парню моего роста и сложения.

С каждой новой встречей моя уверенность в себе росла, и вместе с ней росла моя привязанность к Тане. Я уже успел изучить реакции своего тела, больше не удивлялся им и перестал чувствовать смущение. Избавившись от поглощенности собственными ощущениями, я уже мог обращать больше внимания на Таню, изучая ее, привыкая к ней, начиная ее понимать и доверять ей. Рядом с ней я взрослел на глазах, уже почти без страха готовясь к тому, чтобы впервые познать любимую женщину и из мальчишки превратиться в мужчину.

Потом я вспомнил, как ждал ее у сарая, постепенно приходя к выводу, что она не придет. Уверенный в ней, я решил тогда, что что-то случилось, что-то, что помешало нашему свиданию. Дни шли, а Таня не объявлялась. Я уже понял, что она больше не позвонит, и боль разочарования была почти нестерпимой. Моя первая женщина меня обманула, и я не понимал, зачем ей это было нужно.

- Почувствуй кирпичик, построенный на этом опыте, - услышал я голос Лин. - Он - некоторое целостное образование, хранящееся в твоей душе, но о существовании которого ты никогда раньше не отдавал себе отчета. Сейчас ты должен осознать его в медитации и понять, из чего соткана его структура.

Я сосредоточился, переводя медитацию воспоминаний в медитацию осознания. Таня отступила на задний план, и где-то внутри меня начал формироваться тяжелый, увеличивающийся в размерах шар. Этот шар казался живым и независимым от моего сознания. Он существовал сам по себе, и под его замкнутой оболочкой угадывалась какая-то напряженная жизнь, напряженное движение. В нем были заключены чувства и мысли, видения и звуки.

Шар словно хотел передать мне что-то, сообщить нечто очень важное, и мне казалось, что в нем заключено некое откровение, близкое к озарению, которое вот-вот откроет мне великую истину, и в то же время что-то во мне сопротивлялось, не желая знать того, что мог сообщить мне шар. Я погрузился во внутреннюю борьбу, и, видимо, это отразилось на моем лице.

Я почувствовал, как рука Лин мягко легла мне на плечо.

- Не отвергай эту часть себя, - сказала она. - Даже если ты узнаешь то, что тебе неприятно, это не имеет значения. Достаточно лишь отключиться от чувств и стать чистым сознанием, чтобы то, что происходит, перестало тебя волновать. Этот кирпичик - не ты, а всего лишь неправильно интерпретированная и интегрированная в твою личность часть травмирующего опыта. Нет смысла бороться с ней, отрицая ее. Так она никуда не исчезнет.

Двумя руками я прогладил лицо жестом "спокойствие", и это действие почти мгновенно вернуло мне состояние отрешенности. Я снова почувствовал в себе стороннего наблюдателя, и то, что происходит, стало для меня всего лишь очередным упражнением вроде тренировки с Учителем по преодолению боли. Если мне удавалось переносить сильнейшую физическую боль, разве могли меня испугать кирпичики тяжелых воспоминаний?

Мое сознание сконцентрировалось, превратившись в нож или стрелу, и это острие сознания вонзилось в темную массу шара, давящего меня изнутри.

Что-то взорвалось во мне, и я увидел себя раздвоившимся. Одной моей частью был сторонний наблюдатель, а другой - я сам, отождествившийся с тем самым кирпичиком моей личности. Мое второе "я" не очень-то нравилось мне.

- Женщины - проклятые лгуньи, им нельзя доверять, - сказал я неприятным, исказившимся от ненависти голосом.

- Это установка, - спокойно сказала Лин. - Иди дальше.

- Они агрессивны. Они навязываются тебе, чтобы затем причинить боль и посмеяться над тобой. Если я снова свяжусь с женщиной, она опять причинит мне боль. Я не должен этого допустить.

- Это уже убеждение, - сказала кореянка. - Теперь обратись к своим чувствам.

- Мне больно, - сказал я. - Я не заслужил этого. Я любил ее. Я не сделал ей ничего плохого. Она не имела права так поступать со мной. Я обижен, разочарован и зол.

- Твоя реакция?

- Мне хочется плакать, но я знаю, что я не должен плакать, потому что я мужчина. Было бы унизительно проливать слезы из-за обманувшей меня девицы.

- И как ты справляешься с болью?

- У меня достаточно сильная воля, чтобы контролировать себя. Это было тяжело, но все должно уйти в прошлое. Я забуду о Тане и забуду о боли, которую испытал по ее вине. В жизни есть слишком много приятных вещей, которые стоят моего внимания и которые позволят мне забыть о своей душевной травме.

- Какие ты делаешь выводы?

- Я извлек из истории с Таней хороший урок. Я больше никогда не позволю женщине причинить мне страдания. Я не допущу, чтобы мои чувства к женщине стали настолько сильны, чтобы ее поведение смогло травмировать меня.

- Теперь выйди из этого кирпичика твоей модели мира, который мы условно назовем "первым кирпичиком Тани" в позицию стороннего наблюдателя, - предложила кореянка.

Я знал, какую технику нужно было использовать для подобного перехода. Учитель не раз демонстрировал ее в упражнениях по расширению, сужению и разделению сознания.

На миг у меня перед глазами потемнело, и я почувствовал, как мое тело и сознание темным бесплотным вихрем скользнули в какую-то иную позицию. Теперь я был отрешенным наблюдателем, изучающим "первый кирпичик Тани" со стороны.

- Что ты можешь сказать по поводу того, что пережил, находясь в этом "кирпичике"? - спросила Лин.

- Странно, - сказал я. - Я ведь прекрасно знаю, что Таня не собиралась меня обмануть, что она ни в чем не виновата, но продолжаю реагировать так, как если бы она меня действительно обманула. Это же абсурд. Такого просто не должно быть.

- В этом и заключается ловушка человеческого сознания и восприятия, - объяснила кореянка, - Построение модели мира подчиняется не логике и здравому смыслу, а совсем иным законам. Ее формируют чувства, а не разум, и убеждения, возникающие в первую очередь на основе личного чувственного опыта, а не на логических заключениях.

- У моих друзей есть собака, - сказал я, - которую когда-то ударил метлой дворник, одетый в телогрейку. С тех пор она ненавидит всех людей, которые носят телогрейки или которые держат в руках метлу. Завидев подобного человека, она лает, как безумная, на всякий случай находясь на безопасном расстоянии и поближе к хозяину.

- В своих реакциях люди недалеко ушли от животных, - сказала Лин. - Хотя наиболее разумные из них и пытаются погасить подобные реакции, основанные на сделанных когда-то неправильных обобщениях, им, как в твоем случае общения с женщинами, удается лишь подавлять свои защитные рефлексы и до поры до времени игнорировать их, но сам внутренний конфликт от этого не исчезает, и огромное количество энергии расходуется впустую, подтачивая организм и постепенно разрушая здоровье человека. А теперь давай посмотрим, как негативный опыт с Таней повлиял на твою первую встречу с Вероникой. Оставь позицию стороннего наблюдателя, и вернись в медитации воспоминаний на нить твоей жизни к моменту разочарования от предательства Тани.

Я выполнил это, и чувство боли, обиды и злости снова захватили меня, правда, теперь уже с меньшей силой, чем когда я находился непосредственно в "первом кирпичике Тани".

- Не старайся подавить эти чувства и избавиться от них, - услышал я голос возлюбленной. - Не повторяй ошибку, которую ты когда-то совершил. Двигайся вперед по нити жизни к моменту, когда голая Вероника набросилась на тебя.

Я сделал то, что она просила. Неясные образы и ощущения проносились мимо и исчезали где-то позади, пока я двигался сквозь время. Потом я очутился в комнате Вероники, ожидая, пока странная девушка объяснит мне, какие проблемы связаны с моей матерью.

- В нужный момент останови время, - сказала кореянка. - Это даст тебе возможность увидеть скрытые мотивы твоего поведения и вспомнить детали, которые сознание стерло из твоей памяти, чтобы защитить тебя от угрызений совести и внутренних конфликтов.

Я увидел, как Вероника оказалась в комнате, и через мгновение она бросилась на меня, целуя и шаря руками по моему телу.

Я остановил, вернее, замедлил время, так как полностью остановить его мне не удалось, как раз в тот момент, когда я оторвал девушку от себя и ударил ее. Теперь я точно знал, что я именно ударил ее, а не только оттолкнул.

- Что ты чувствуешь? - откуда-то издалека донесся до меня голос кореянки.

- Это ужасная женщина, - изменившимся до неузнаваемости голосом пробормотал я. - Она еще хуже и агрессивней, чем Таня. Она обманом заманила меня сюда, и она набросилась на меня, даже не интересуясь моими желаниями. Она отвратительна и опасна. Она хочет причинить мне вред. Я ненавижу ее и боюсь. Я ненавижу ее еще больше за тот страх и отвращение, которые она мне внушает. Я должен защищаться. Я должен выбраться отсюда любой ценой.

- Сдвинься чуть-чуть дальше по линии времени, - сказала Лин. - Что ты видишь и чувствуешь сейчас?

- Она лежит на кровати. Какой кошмар, похоже она без сознания. Неужели это я ее ударил? Я бы никогда не смог ударить женщину. Зачем она все это сделала? Мне страшно, противно и страшно. Противно от ее поведения и от себя самого. Я не хотел ее бить. Я всегда относился к женщинам с уважением. Она лишила меня этого уважения. Мне отвратителен сам факт, что женщина может быть такой.

- А теперь ты должен увидеть еще один кирпичик твоей модели мира, который мы назовем "первым кирпичиком Вероники". Какое убеждение и какое обобщение заключены в нем?

Я прислушался к своим ощущениям и снова почувствовал, как очередной кирпичик убеждений увеличивающимся в размерах шаром наливается тяжестью внутри меня. Все во мне протестовало, не желая принимать, не желая признавать его, отказываясь видеть то, что заключалось под его оболочкой.

- Войди в него, - мягко сказала Лин. - Пока это лишь темная часть тебя самого, и естественно, что тебе неприятно заглядывать в то, что ты не хотел бы признавать, но, поверь, когда мы закончим упражнения, все изменится. Ты сможешь смотреть на эту часть здания твоей модели мира без боли и отвращения.

Отвращение было, пожалуй, слишком мягким словом для того, чтобы описать мои ощущения, когда я вошел в "первый кирпичик Вероники". Она довершила дело, начатое Таней, разрушив с детства укоренившееся в моей душе прекрасное, пусть и чересчур идеализированное представление о женщине и возлюбленной.

Жизнь с моей матерью, и, особенно, сестрой, научила меня тому, что женщины могут быть сварливыми, капризными, нетерпимыми и скандальными, но в то же время все их отрицательные качества компенсировались в моем воображении добрым и щедрым сердцем, благородством души и глубоким чувством собственного достоинства. В том, чтобы заманить в дом совершенно незнакомого школьника и бросаться на него, раздевшись догола, было, по моему первому ощущению, нечто столь унизительное и отвратительное для всего женского рода, что меня чуть не стошнило от обиды, разочарования и отвращения.

- Мне противна Вероника, противна до тошноты, - сказал я. - Меня пугает до безумия сама ситуация, когда я оказался запертым в комнате с голой, находящейся в бессознательном состоянии девушкой.

- Какие выводы ты делаешь из этой ситуации?

- Женщины отвратительны и опасны. Я должен быть достаточно умен, чтобы больше не позволять им заманить меня в ловушку и обмануть меня. Я не позволю им пользоваться мной. Я никогда не буду пешкой в их игре.

- Хорошо, - сказала кореянка. - А теперь переместись в позицию стороннего наблюдателя.

Я помассировал онемевшую от напряжения шею. Тело казалось неуклюжим и одеревеневшим, как после долгого вынужденного сидения в неудобной позе. На смену эмоциональному напряжению пришло безразличие усталости.

- А это занятие прилично выматывает, - пожаловался я. - Не очень-то приятно сталкиваться лицом к лицу с правдой о своих убеждениях и скрытых мотивах своего поведения.

- Твои искаженные кирпичики модели мира - это еще цветочки, - ободряюще улыбнулась Лин. - Если бы ты знал, какие сюрпризы можно обнаружить в модели мира обычного среднего европейца, ты бы действительно ужаснулся. В негармоничных моделях мира, как и в болезни, мало привлекательности, но болезни можно лечить, а модели мира можно исправлять, так что к подобным вещам нужно относиться с мудростью и пониманием. Ложись на кровать, Я сделаю тебе массаж, и мы продолжим наши игры.

Я обнял возлюбленную, притягивая ее к себе, и мы оба опрокинулись на кровать. Ощущение ее сильного, горячего тела немедленно пробудило во мне вихрь оргазмических ощущений, оживляющих меня и наполняющих новой силой и энергией. Юношеские травмы ушли куда-то далеко, и сейчас мне казалось невероятным, что я был способен испытывать к женщинам такой впечатляющий спектр негативных чувств.

- Когда ты рядом, все женщины мира кажутся мне прекрасными, - сказал я.

- Ты опять обобщаешь, - рассмеялась кореянка. - Похоже, ты жить не можешь без этого.

После непродолжительного, но окончательно взбодрившего меня массажа, мы вновь приступили к занятиям.

- Мы на время отложим исследование новых искаженных кирпичиков твоей модели мира и попробуем привести в состояние, приближающееся к норме, уже известные нам, - сказала Лин. - Начнем с "первого кирпичика Тани".

- Что ты имеешь в виду под приведением в норму? - спросил я. - Разве для кирпичиков модели мира существует какая-то универсальная норма?

- В данном случае это такая же норма, как и норма в состоянии здоровья. Если каждый орган, каждая клеточка функционируют исправно, не нарушая общую картину здоровья человеческого организма, то говорят, что сами органы и организм в целом находятся в норме, то есть здоровы.

Кирпичики модели мира - это своеобразные клеточки психического организма человека. Если каждая такая клеточка функционирует нормально, то психический организм человека способен хорошо адаптироваться к внешним условиям и возникающим ситуациям, и человек может действовать адекватно обстоятельствам, выбирая наиболее оптимальные варианты поведения. Но если убеждения и программы, записанные в кирпичиках модели мира, мешают человеку адекватно реагировать на ситуацию, приспосабливаться к ней и действовать наилучшим образом, это значит, что эти кирпичики отклоняются от нормы, и для их восстановления необходимо соответствующее "лечение".

- В чем оно заключается? - спросил я.

- Самая трудная вещь - это отыскивать искаженные кирпичики и формирующие их убеждения. Обычно возникновение таких кирпичиков связано с травмирующими ситуациями, которые за счет защитной реакции психики вытесняются в подсознание, и человек оказывается просто неспособен их осознать и принять, как часть самого себя.

- То, что ты сказала, напомнило мне историю, которую я услышал от одной своей подруги, - перебил я кореянку. - Она говорила, что в подростковом возрасте страшно стеснялась при посторонних людях ходить в туалет. И вот однажды на день рождения ее подруги пришел исключительно красивый молодой человек, который прямо с порога, ничуть не смущаясь, с милой улыбкой попросил прощения и сказал, что ему срочно нужно пойти в туалет.

- Фактически, она объяснила тебе, как у нее сформировался правильный кирпичик модели мира, - прокомментировала Лин. - Обрати внимание, что он образовался именно за счет чувств, а не рассудка. Если бы молодой человек не произвел на твою подругу такого сильного впечатления своей красотой и обаянием, для нее не стал бы значимым тот факт, нужно или не нужно ему в туалет.

- Но ведь это же случайность, - воскликнул я, пораженный пришедшей мне в голову мыслью. - И это же такая мелочь! Ты хочешь сказать, что на каждую деталь поведения существует свой определяющий кирпичик модели мира, который сформировался скорее по воле случая, чем при направленном участии сознания? Сколько же тогда подобных кирпичиков заложено в здание модели мира?

- Не знаю, сколько, но их действительно огромное количество, - подтвердила кореянка.

- Но в таком случае моя личность - это результат наложения множества случайностей, и если принять, что хотя бы один процент кирпичиков модели мира искажен, то сколько же времени и сил нужно потратить на то, чтобы модель мира стала гармоничной?

Похоже, что в моем голосе прозвучало столь безнадежное разочарование, что Лин звонко расхохоталась.

- Не драматизируй, - успокоила меня она. - Я понимаю, что для европейца немного унизительно признать, что его бесценная и уникальная личность - всего лишь плод наложения случайных воздействий и событий, но ведь и твое появление на свет - тоже не главное происшествие во Вселенной, что не мешает тебе, однако, быть счастливым и радоваться жизни.

- Наверное, ты права, - сказал я, немного успокаиваясь. - Учитель действительно упоминал об этом. Странно, что мне самому не пришло это в голову. Похоже, я просто запаниковал, представив, что мне придется пройти через множество травмирующих воспоминаний, связанных с искаженными кирпичиками моей модели мира. Для меня неприятна даже память о Тане и Веронике, и мне не хотелось бы провести остаток своих дней, копаясь в собственных душевных травмах.

- Не забывай, что Спокойные предпочитают огибать препятствия и решать свои проблемы с наименьшими затратами энергии, - сказала Лин. - Поверь, все совсем не так страшно, как ты думаешь.

- Это просто с непривычки, - сказал я. - Сейчас, когда ты все объяснила, я действительно вижу значительное количество аналогий с методами, которые Учитель применял в отношении человеческого тела.

- Тогда нам пора приступить к делу, - улыбнулась моя возлюбленная. - Сейчас тебе предстоит вновь вернуться в состояние, когда сформировался "первый кирпичик Тани", и завершить то, что ты тогда не завершил.

- Что именно я должен сделать? - спросил я, поскольку Лин ненадолго замолчала.

- Ты должен вернуться в прошлое и исчерпать свои чувства, перестроив ситуацию таким образом, чтобы вместе с ними изменился и кирпичик, который лег в здание твоей модели мира.

- Что значит перестроить ситуацию? - спросил я. - Я должен изменить события прошлого, представив, что все происходило не так?

- Нет, этого не требуется, хотя в некоторых случаях для гармонизации модели мира действительно используются техника "плетения нити", то есть изменения прошедших событий иди добавления к своему прошлому новых, реально не имевших место воспоминаний. Эта техника во многом близка к медитациям "воспоминаний о том, чего не было", но сейчас нам не нужно изменять обстоятельства твоей жизни. Тебе будет достаточно пересмотреть их уже не глазами романтичного и наивного школьника, а с точки зрения человека, следующего по пути воинов жизни. Так ты изменишь содержание кирпичика, убрав из него вредное для тебя обобщение о лживости и опасности женщин. Войди в состояние "первого кирпичика Тани".

Со вздохом я подчинился. Пережитые ощущения были слишком неприятны, и что-то во мне (наверное, моя "темная" сторона) отказывалось возвращаться в прошлое. Но, видимо, массаж, так умело выполненный моей подругой, вселил в меня новые силы, и я, войдя в медитацию воспоминаний, спустился по нити жизни и вновь проник в пространство нужного кирпичика. Боль, обида и разочарование, обрушившиеся на меня, были так сильны, что я не сразу вспомнил, зачем здесь нахожусь и что я должен делать.

- Проживи свои чувства и приведи их к логическому завершению, - услышал я голос Лин.

- Как это сделать? - хотел я спросить, но голос меня не слушался, и, боясь, что слова выведут меня из нужного состояния, я так и не смог произнести свой вопрос.

Словно отвечая на мои мысли, кореянка заговорила ровным монотонным голосом, в особой манере Учителя.

- Душевная боль бывает сильнее боли физической, - говорила Лин. - Ты знаешь, что воин жизни не пытается бороться с физической болью, не отрицает ее и не делает вид, что ее не было и больше не будет. Если воин жизни испытывает физическую боль, он принимает ее, как должное, зная, что он способен контролировать ее и управлять ею до тех пор, пока она не исчезнет, полностью изжив себя и не оставив следа. Точно так же ты должен поступить со своей душевной болью.

Я пытался последовать совету Лин, но что-то мне мешало. Хотя я действительно был иным, мне казалось, что, вернувшись в прошлое, я обрел свое прежнее мироосознание. Мой нынешний опыт относился, скорее, к личности стороннего наблюдателя, но он находился вне ситуации.

- Не пытайся думать, - вновь заговорила кореянка. - Я уже объясняла тебе, что кирпичики модели мира формируются на основе чувств, а не мыслей. Размышляя, ты не можешь изменить свои чувства. Их могут изменить лишь воля и осознание.

В моей душе словно рухнула какая-то плотина.

- Мужчина не станет плакать из-за обманувшей его девицы, - услышал я откуда-то издалека свой собственный, более молодой, звенящий от напряжения голос.

Я понимал, что эти слова отражают очередную неверную установку, принадлежащую еще одному искаженному кирпичику моей модели мира. Я был свободен в своем выборе. Теперь я знал, что нет ничего унизительного в том, чтобы плакать от душевной боли.

Слезы градом полились у меня из глаз. Судорожно всхлипывая и буквально сотрясаясь от рыданий, я оплакивал свою первую несостоявшуюся любовь и свое первое огромное разочарование. Незаметно для себя я сдвинулся вперед по нити жизни, переместившись в связанный с предыдущим новый искаженный кирпичик моей модели мира, который Лин назвала бы "вторым кирпичиком Тани".

В нем я вновь испытал уже иную боль, узнав, что Таня погибла мучительной насильственной смертью. На сей раз это была боль отчаяния и бессилия, боль раскаяния и жгучего стыда. Я понял, какие обобщения содержались в этом втором кирпичике. Хотя Таня была ни в чем передо мной не виновата, она, даже мертвая, ухитрилась причинить мне еще более сильные страдания. Если раньше в моем опыте женщина могла лишь обмануть меня, то теперь я знал, что она может еще и умереть, навсегда лишив меня возможности увидеть ее еще раз, испытать облегчение, попросив прощения за свои ошибки. Танина смерть была необратимым завершением всего, что между нами было. Она ранила меня еще больнее, чем ее воображаемый обман. Тогда я тоже не плакал. Я не хотел плакать из-за женщин. Я больше не хотел страдать из-за них,

Слезы лились, опустошая мою душу, и вместе с ними меня оставляли боль и печаль. Что-то, что я мог бы, хотя и не совсем точно, назвать волей, стержнем самоосознания, сформированного во мне учением Спокойных, заполняло образовавшуюся пустоту новой интерпретацией происшедшего.

Хотя это казалось мне ужасным, я был счастлив. Мои отношения с Таней представились в новом свете. Теперь я помнил не боль, а радость наших первых встреч, волнение от первых поцелуев, нестерпимое желание, охватывающее меня от ее смелых ласк.

Мне повезло встретить удивительную и прекрасную девушку. Она действительно любила меня и не хотела меня предавать. Нас разлучили обстоятельства, но в этом не было нашей вины, и сейчас, будучи воином жизни, я знал, как бороться с обстоятельствами и как терпеть душевную боль. Горечь разлучи ничего не значила по сравнению со счастьем наших встреч, с радостью, которую мы оба доставляли друг другу. Нам было хорошо вместе, и это было главное. Все остальное я смогу пережить.

Я буквально физически чувствовал, как меняется кирпичик моей жизни. Он менял свою форму и содержание, приобретая гармоничные и жизнеутверждающие черты. Теперь я знал, что женщины, как и сама жизнь, могут дарить и радость, и боль, но лишь моим выбором было, что предпочесть, что черпать из окружающего мира - удовольствие или печаль, наслаждение или отчаяние и страх.

Я вытер слезы, и, как мне показалось, с блаженной улыбкой идиота взглянул на мою возлюбленную.

- Ты не поверишь, но я счастлив, - сказал я.

- Так и должно быть, - улыбнулась Лин."

Техника восстановления деформированных кирпичиков модели мира, приведенная в этом отрывке, слишком сложна для тех, кто только начинает накапливать опыт в упражнениях с нитью жизни. На первых порах вы тоже будете выправлять некоторые вредные для вас стереотипы отрицательного реагирования, но выраженные в достаточно мягкой форме, то есть не связанные с очень болезненными и травмирующими воспоминаниями.

В жизни многих из нас встречались весьма болезненные моменты, но если в самом начале упражнений по глубинному перемещению внутри нити жизни вы будете вновь во всех подробностях проходить через них, это принесет больше вреда, чем пользы, заставив вас снова пережить страдания, но не имея достаточно сил и умения для того, чтобы навсегда изжить эти страдания, заменив их другими чувствами.

Поэтому, как и в работе с эмоциями, в первую очередь вы должны уделять внимание работе с воспоминаниями, вызывающими положительный эмоциональный настрой, укрепляя нервную систему и создавая глубокое и устойчивое чувство радости от того, что вы родились и от того, что судьба подарила вам множество прекрасных воспоминаний. Особенно это важно для людей, которым в жизни приходилось много страдать, для людей, склонных к пессимизму и для тех, кто считает, что в жизни больше печали, чем радости. Итак, перейдем к упражнениям.

Упражнение 1

Составьте список того, как вы проводили свои дни рождения, начиная от последнего дня рождения и кончая первым, который вы сможете вспомнить. Запишите в краткой форме, где это происходило, с кем вы встречали дни рождения, какие подарки получали, что ели, какую музыку слушали и т.д.

Составив список, выполните упражнение "внутренняя улыбка", расслабьтесь и приступите к медитации осознания нити жизни. Создав ключевой мыслеобраз своей нити жизни, поместите себя внутрь ее, в настоящий момент, и переместитесь в прошлое, к своему ближайшему дню рождения. Постарайтесь как можно более подробно воспроизвести все сопутствующие ему события, то, что вы видели, слышали, свои чувства, мысли и ощущения. Затем создайте ключевой мыслеобраз этого дня рождения, вместив в него саму радостную квинтэссенцию событий и чувств. Естественно, если какой-то из дней рождения был для вас печален и оставил тягостные воспоминания, не задерживайтесь на отрицательных чувствах, и, лишь формально припомнив его основные события, перемещайтесь вниз по нити жизни, к следующему, более приятному празднику, и так до своего самого первого запомнившегося вам дня рождения.

Упражнение 2

Выполните то же самое, что в предыдущем упражнении, но вместо дней рождения вы должны вспомнить все праздники Нового года. Перемещаясь вниз по нити жизни, воспроизведите их атмосферу и создайте ключевой мыслеобраз каждого праздника, конечно, только в том случае, если эти праздники оставили у вас ощущение радости.

Мне доводилось встречать немало людей, которые не любят свои дни рождения и празднование Нового года.

Для этого бывают разные причины. У кого-то это было связано с плохими отношениями в семье, кому-то праздники напоминают о неотвратимом беге времени и о неумолимо приближающейся старости.

В любом случае, если эти праздники для вас ассоциируются с чем-то путь четко не определенным, но явственно негативным, это является свидетельством неприятной деформации некоторых кирпичиков вашей модели мира. В подобной ситуации вам рекомендуется выполнить следующие два упражнения.

Упражнение 3

Это упражнение - медитация осознания источника вашего негативного отношения к праздникам, в случае, если вы не можете совершенно точно определить, с чем это связано.

Выполнив "внутреннюю улыбку" и медитацию осознания нити жизни, поместите себя внутрь нити жизни в настоящий момент, и от него с остановками в нужных местах переместитесь вниз по линии жизни через несколько дней рождений или празднований Нового года, вызывавших у вас негативные чувства. Сформируйте для себя некий обобщенный ключевой мыслеобраз этих неприятных чувств, а затем, переместившись в позицию стороннего наблюдателя, отключитесь от поглощенности этим мыслеобразом и взгляните на него спокойно и непредвзято.

Сконцентрируйтесь лишь на этом мыслеобразе, а затем, без напряжения и излишних волевых усилий попросите этот мыслеобраз отвести вас туда, откуда он возник. Не стоит воспринимать слова "попросите" буквально. Конечно, вы можете про себя проговорить этот вопрос для того, чтобы облегчить себе задачу, но суть не в том, чтобы сказать слова, а в том, чтобы создать живой и эмоционально окрашенный мыслеобраз вашего вопроса, вашего намерения относительно того, что вы собираетесь сделать. Необходимость именно образной формулировки вопроса связана со спецификой устройства головного мозга.

Мозг разделен на два полушария - левое и правое, каждое из которых выполняет определенные функции. Левое полушарие отвечает за такие виды деятельности, как чтение, письмо, речь, решение задач, требующих применения логики. В его ведении находится рациональное аналитическое мышление.

К области правого полушария относится образное мышление, интуиция, "целостное" восприятие действительности.

Воспитание и образование, обеспечиваемое западной культурой в первую очередь способствуют развитию левого, "логического" полушария, в то время, как качества, относящиеся к деятельности правого полушария и необходимые для хорошего выполнения психотехник - способность к образному мышлению, интуитивному пониманию себя и окружающей действительности, способность использовать подсознание не находят должного развития.

Просто задать себе словесный вопрос - означает задействовать лишь левое полушарие, и это не поможет вам подключиться к подсознанию для получения ответа на него. Задать себе вопрос на уровне эмоционально окрашенного образа - это уже действие правого полушария, дающее вам шанс на получение ответа.

Уникальное свойство медитации, в частности медитации осознания, заключается в том, что в процессе выполнения медитации деятельность обоих полушарий уравновешивается за счет снижения активности левого полушария. Это позволяет не только извлечь из подсознания образный ответ на поставленный вопрос, но и при помощи левого полушария облечь этот ответ в доступную для сознания словесную формулировку.

Итак, выполнив медитацию осознания нити жизни, переместившись вниз по нити жизни через неприятные для вас праздники и вычленив ключевой мыслеобраз негативного отношения к ним, вы перемещаетесь в позицию стороннего наблюдателя, и затем вы создаете образ эмоционально окрашенной просьбы, направленной к этому ключевому мыслеобразу - отвести вас в то место на нити жизни, где он возник и сформировался. Если вы все выполните правильно, то вновь переместитесь из позиции стороннего наблюдателя в то место на нити жизни, где вы впервые получили толчок к формированию негативного отношения к праздникам.

Если причина негативного отношения к праздникам относится к "теневой" стороне вашей личности, то есть достаточно надежно вытеснена в подсознание, возможно, что прежде, чем получить ответ, вам придется перейти барьер некоторого внутреннего сопротивления, выражаемого в активном нежелании "копаться в себе", в подсознательной лжи самому себе в виде не имеющих никакого отношения к делу гипотез, но при желании и настойчивости вы в конце концов узнаете, как образовалась подобная деформация соответствующего кирпичика вашей модели мира.

Причины этого могут быть самыми разными. Нередко бывает, что, когда подлинная причина становится ясна, человек испытывает неподдельное изумление от того, что в основе его устойчивых автоматических негативных реакций лежит какое-то несущественное происшествие или просто совершенная ерунда.

Вполне возможно, что когда-то в детстве вы услышали эмоционально произнесенную и по какой-то причине поразившую вас сентенцию типа: "Каждый Новый год - это шаг к смерти" или "жизнь - дерьмо, и только дураки празднуют свое появление на свет". В детстве нередко произнесенные на гребне сильной эмоции или просто по какой-то причине произведшие на ребенка впечатление высказывания накрепко впечатываются в его модель мира, без критического осмысления или опробования на опыте.

Нечто подобное произошло со мной по отношению к послеобеденному сну. Когда, уже будучи взрослой, я начала иногда ложиться в постель, чтобы отдохнуть после обеда, я отметила чрезвычайно удивившую меня реакцию: как только я пыталась заснуть, меня охватывало состояние тоскливой и беспокойной тревожности и возбуждения. Это повторялось каждый раз, мешая мне спать, и, поскольку с ночным сном у меня проблем не возникало, я решила понять причину подобных странных чувств, и проделала упражнение медитации осознания, подобное предложенному выше. Войдя в измененное состояние сознания, я услышала, как какой-то голос говорит мне, что если я засыпаю днем, то я "теряю жизнь", поскольку часы, потраченные на дневной сон, проходят мимо меня.

На рациональном уровне эта идея показалась мне полной глупостью, потому что для моего сознания послеобеденный сон был просто полезным отдыхом, никак не связанным с "потерей жизни", но на эмоциональном уровне все оставалось по-прежнему, и, когда я старалась заснуть, я не только продолжала испытывать тоскливое беспокойство, но снова как бы слышала голос, говорящий мне, что я теряю жизнь и испытывала нечто, похожее на муки совести от того, что я собиралась бесцельно проводить время, которое могла бы с пользой потратить на какие-то дела.

Если учесть, что я никогда не была трудоголиком, и в бодрствующем состоянии не слишком много времени посвящала активной трудовой деятельности, подобные нравственные терзания по поводу часа полуденного сна были явно следствием какой-то давней детской негативной установки. Теперь мне предстояло заменить негативную установку на позитивную. Для этого я выполнила медитацию осознания положительного эффекта полуденного сна, сначала сформулировав его преимущества на левополушарном, логическом уровне, а затем переведя их на язык правого полушария - язык эмоционально окрашенных мыслеобразов.

Я объяснила себе, что короткий дневной сон - это прекрасно, что это момент восхитительного освежающего расслабления, в котором я могу смотреть приятные сны, и после которого я с новыми силами смогу приняться за выполнение необходимых дел, так что я совсем не "теряю жизнь", а наоборот, придаю ей новое качество.

Войдя в измененное состояние сознания, в котором я услышала голос, говорящий мне, что если я засыпаю днем, то "теряю жизнь", я, с помощью созданного мной положительного ключевого мыслеобраза, связанного с полуденным сном, объяснила этому голосу и самой себе, что то, что он говорит - ошибка, и что на самом деле в полуденном сне нет ничего вредного или опасного, и что он никоим образом не "отнимает жизнь". Голос умолк. Мое подсознание приняло новое объяснение, и с тех пор я засыпала днем с удовольствием, зная, что когда я проснусь, у меня будут новые силы для активной и интересной деятельности. Таким образом я выполнила следующее упражнение - упражнение 4, предназначенное для замены негативных установок на позитивные.

Упражнение 4

Предположим, что вы уже освоили упражнение 3, и, перенесясь в соответствующий пункт нити жизни, выяснили что именно являлось толчком вашей негативной подсознательной реакции на праздники.

Хорошенько запомните соответствующий ему ключевой мыслеобраз, чтобы, вызвав его, вы в любой момент могли вернуться в этот пункт нити жизни.

Четко сформулируйте на логическом уровне, что именно делает праздники - дни рождения или Новый год прекрасными и волнующими событиями, даже если эти логические формулировки будут казаться вам глупыми, примитивными или инфантильными.

Тут вы можете вспомнить и глубокие традиции празднования Нового года, и пряный аромат свежесрубленной елки, и предвкушение подарков и вкусного ужина, веселья и шуток родственников и друзей и т.д. и т.п. Даже если в вашей жизни на самом деле не было елки, подарков и шумной компании друзей, вы все равно должны понять, что празднование Нового года или дня рождения - еще один повод сделать вашу жизнь более яркой, волнующей и интересной, и если вы лишаете себя подобного удовольствия, то вы обкрадываете самого себя, лишая той радости, которую могли бы получить.

Одна моя знакомая настолько любила праздники, что она праздновала все подряд - христианское рождество и Новый год, еврейский Новый год, китайский Новый год, советские праздники, какие-то индийские праздники. Ее мама, которая жила в Одессе, зная эту слабость дочери, к каждому празднику с проводником поезда посылала ей корзину домашней снеди, и мы, собираясь дома у подруги, радовались очередному индийскому, христианскому или еврейскому празднику.

Создайте для себя ключевой мыслеобраз всего того прекрасного, что представляет собой праздник, а затем вернитесь к тому моменту нити жизни, где у вас сформировалось негативное отношение к праздникам, и замените негативную установку новым положительным ключевым мыслеобразом.

В данном случае техника замещения отрицательных автоматических реакций на положительные объяснялась применительно к негативному отношению к праздникам, но очевидно, что подобную технику можно использовать и в случае других негативных установок и отрицательных эмоциональных реакций.

Упражнение 5

Предположим, что у вас не было связано с днями рождения и празднованием Нового года никаких отрицательных эмоциональных реакций, так что вы ограничились выполнением упражнений 1 и 2, составив краткие списки того, как вы проводили свои дни рождения и праздники Нового года, а также для каждого праздника создали свой обобщающий положительный ключевой мыслеобраз.

Теперь вы начнете составлять третий список, постоянно дополняя его новыми воспоминаниями - воспоминаниями о моментах, когда вы переживали длительные или интенсивные положительные эмоции. Сюда вы можете вносить все - и воспоминания о дружбе, о каких-то своих победах и свершениях, о полученных подарках, о путешествиях, об интересных книгах и фильмах и т.д.

Каждое воспоминание вы должны детально воспроизвести внутри соответствующего отрезка нити жизни, создав для него обобщающий ключевой мыслеобраз.

Затем все три списка вам нужно объединить в один хронологический список дней рождений, праздников Нового Года и всевозможных приятных событий вашей жизни, и на сей раз совершать глубинное перемещение внутри нити жизни, проходя по списку через все события, но не вспоминая их в деталях, а лишь мгновенно воспроизводя ключевой мыслеобраз каждого события и тут же переходя к следующему. При определенной практике и по мере того, как вы запомните события списка и научитесь легко переходить от одного ключевого мыслеобраза к другому, это упражнение станет занимать у вас от силы 10-15 минут, его выполнение станет легким для вас и будет доставлять вам несказанное наслаждение. Вам будет казаться, что вы парите, проносясь вдоль своей нити жизни и плавно переходя от наслаждения одним восхитительным мыслеобразом к получению удовольствия от другого.

Если вы плохо себя чувствуете или просто находитесь в подавленном настроении, выполнение этого упражнения вернет вам радость жизни, поскольку положительные эмоции - самое целительное лекарство от проблем, грусти и недутов.

Упражнение 6

Это упражнение по созданию ресурсов, то есть положительных ключевых мыслеобразов, которые впоследствии вы сможете использовать для снятия стресса, для совершения успешных целенаправленных действий или для замены на них впечатанных в вашу модель мира отрицательных или неблагоприятных для вас стереотипов реагирования.

Вы помните, как в упражнении 4 мы формировали положительный ключевой мыслеобраз праздников для того, чтобы заменить на него негативный стереотип реагирования.

Сейчас мы будем учиться делать нечто подобное, но не по отношению к каким-то внешним объектам или событиям, а по отношению к нашей стереотипной оценке | пределов собственных возможностей.

Самооценка человека крайне редко бывает адекватной. Обычно она или завышена или занижена. И в том и в другом случае последствия неадекватности самооценки обычно выражаются в формировании отрицательных стереотипов реагирования. В случае заниженной самооценки это неуверенность в собственных силах или ощущение себя слабым и ничтожным, в случае завышенной самооценки это обычно проблемы в межличностных контактах, проявляющиеся в ощущении, что другие вас "не понимают" или "недостаточно ценят", страдания из-за несоответствия уровня притязаний тому, что человек получает в жизни и страдания, связанные с неудачами, вызванными переоценкой своих возможностей в достижении цели.

Это упражнение может быть полезно в случае, когда вы сталкиваетесь с трудностями в повседневной жизни, не находя в себе сил или не чувствуя уверенности для разрешения каких-то проблем. Вообще тема преодоления обстоятельств и выработки навыков успешных действий, позволяющих достигать намеченных целей - обширнейшая тема среди психотехник Шоу-дао, относящихся к объективной, бытийной составляющей счастья, тщательно и детально разработанная, и упражнение по созданию ресурсов в том виде, как оно будет приведено здесь - лишь самая начальная и упрощенная техника из комплекса психотехник, предназначенных для развития "внутреннего контроля", управления собственной судьбой и обстоятельствами.

Итак, допустим, что в силу заниженной самооценки, для разрешения какой-то проблемы или достижения поставленной цели вам недостает уверенности в себе, или вы считаете, что вам не хватает каких-то качеств - воли, ума, упорства, трудоспособности или чего-либо еще.

Первое, что вам нужно - это, вспомнив о срединном пути, понять, действительно ли вы хотите достичь поставленной цели и "стоит ли игра свеч", возможно ли найти какое-то более простое в выполнении и дающее подобные результаты решение. Часто бывает, что, следуя неадекватным программам, записанным в модели мира, человек преследует цели, которые на самом деле в итоге не приносят ему реальной пользы.

Представьте себе как можно более образно, что вы достигли поставленной, цели, и как это повлияет на вашу дальнейшую жизнь. Здесь важно вообразить не только кратковременный триумф от победы, но именно долговременные последствия достижения цели. Подобные медитации представления своего будущего с учетом разных факторов относятся к разделу "моделирования будущего" или "глубинного перемещения внутри нити жизни вперед от настоящего момента". Пока мы не будем углубляться в детали подобных упражнений, поскольку они имеют слишком много нюансов, влияющих на личность и судьбу человека, и выполнять их надо лишь после того, как будут устранены основные деформации кирпичиков модели мира, внутренние конфликты и неадекватные программы, поскольку автоматическое перенесение их в моделируемое будущее может нанести значительный вред, еще больше укрепив искажения модели мира.

Иногда случается, что простое образное представление достижения поставленной цели и его последствий полностью излечивает человека от желания двигаться к намеченной цели, особенно если желание достижения данной цели основывается на жажде, вызванной отсутствием удовлетворения каких-то основных потребностей. Еще одно условие - цель, которую вы ставите перед собой должна быть реальной - то есть такой, которую действительно мог бы достичь человек, обладающий данными, близкими к тем, что имеете вы. Например цель значительно улучшить свое здоровье, физическое состояние и внешнюю привлекательность - цель, хотя и требующая способности планировать свою деятельность, трудолюбия и упорства - она вполне достижима для среднего человека, но если пятидесятилетняя женщина хочет выглядеть в точности как двадцатилетняя девушка и стать победительницей на конкурсе красоты - эта цель нереальная или настолько малореальная, что стремление к ее достижению во-первых, отнимет слишком много энергии, и, во-вторых, в конце концов приведет к разочарованию.

Но, предположим, что ваше сердце уверенно говорит вам, что вы хотите чего-то добиться, но некие психологические барьеры создают устойчивое представление о том, что вам не хватает каких-то качеств или ресурсов. Допустим, что вы хотите укрепить свое здоровье и улучшить внешний вид, но у вас недостаточно силы воли, устойчивости мотивации, терпения и настойчивости.

В данном случае сила воли, устойчивость мотивации, терпение и настойчивость - это те самые ресурсы, которых вам не хватает в данный момент. Для того, чтобы обрести эти ресурсы, вам придется прибегнуть к глубинному перемещению внутри нити жизни.

Составьте список всех ситуаций, в которых вам случалось проявлять одно из этих четырех качеств, и применение которых принесло вам хорошие плоды. Старайтесь отыскивать побольше связанных с проявлением этих качеств положительных воспоминаний детства, поскольку тогда триумф от каждой маленькой личной победы воспринимался гораздо ярче и эмоциональнее.

Примером устойчивой мотивации возможно для вас станет длительный и интенсивный накал чувств первой влюбленности, примером проявления силы воли - поход в горы, или детский переход с родителями через лесные дебри, в котором вы преодолели физическую усталость и, не жалуясь, дошли до финиша, примером терпения может стать изготовление какой-либо затейливой самоделки, которую вы в семь лет преподнесли в подарок бабушке, примером настойчивости - каждодневные занятия футболом во дворе с целью стать лучшим нападающим команды.

Итак, составьте список всех положительно окрашенных событий, в которых вы проявляли одно из четырех перечисленных качеств или ресурсов, и пометьте события, имеющие отношение к проявлению каждого из качеств своим знаком, например, силу воли - крестиком, терпение - галочкой и т.д.

Теперь вы начнете создавать на основе собственного опыта ключевой мыслеобраз каждого из ресурсов. Начать вы можете, например, с силы воли. Подобно тому, как вы это делали в упражнении 3, переместитесь внутри нити жизни к каждому отрезку времени, соответствующему проявлению этого качества и постарайтесь детально воспроизвести все события, особенно концентрируясь на внутреннем ощущении того, что такое сила воли, и на радости победы, основанной на использовании этого ресурса.

В каждом конкретном случае создавайте для ситуации обобщающий ключевой мыслеобраз, воспроизведение которого поможет вам мгновенно возвращаться к соответствующему отрезку нити жизни.

После того, как вы создадите ключевые мыслеобразы всех случаев, когда использование силы воли привело вас к успеху, начните глубинное перемещение внутри нити жизни, проходя в хронологическом порядке от настоящего момента через все ситуации проявления силы воли, записанные в вашем списке. Многократно перемещаясь внутри нити жизни туда и обратно, дополните упражнение медитацией осознания того, что представляет из себя сила воли, и создайте ее ключевой мыслеобраз, дополнив его интенсивным потоком оргазмических ощущений, базирующихся на ключевом образе радости от того, что ваши волевые усилия неизменно приносят успех и укрепляют вашу уверенность в себе. Точно также сформируйте подобные ключевые мыслеобразы, подкрепляющиеся оргазмическими ощущениями для остальных трех ресурсов.

Затем, когда ключевые мыслеобразы проявления необходимых качеств твердо объединятся в вашем сознании с наслаждением оргазмических ощущений и уверенностью в себе, представьте себе цель, которую вы поставили перед собой, и, как только вас вновь одолеют сомнения или вы начнете испытывать неуверенность в собственных силах, перейдите в позицию стороннего наблюдателя, отрешившись от желания достичь цели, и вообразите, что вы собираетесь отправиться в путь к достижению цели, но целью является не сама цель, а наслаждение путем, ведущим к ней, путем, на котором вы сможете испытать наслаждение от своей силы воли, наслаждение от своего терпения, наслаждение от устойчивости своей мотивации и наслаждение от своей настойчивости.

Есть поговорка: дорогу осилит идущий. Если вы будете видеть лишь цель, но не увидите путь и не сможете насладиться им, вы напрасно потратите время и энергию. Но если вы медитацией осознания усилите ключевые мыслеобразы собственных ресурсов до такой степени, чтобы с наслаждением двигаться вперед, но не истощать себя излишними усилиями, и привнесете эти мыслеобразы в нынешнюю ситуацию, требующую данных качеств для достижения цели, вы не только будете получать наслаждение от своей деятельности, но рано или поздно придете к тому, чего вы хотели достичь.

Поскольку наша предполагаемая цель была - укрепление здоровья и улучшение внешнего вида, следует продумать, какие действия мы должны предпринять, чтобы выполнить намеченную задачу.

Составьте план того, что вы должны делать, чтобы этого добиться - сколько минут в день посвятить упражнениям, сколько - массажу и косметическим процедурам и т.д. Не стоит поддаваться излишнему энтузиазму и ставить перед собой сверхзадачи, например, каждый день тратить на занятия два часа. Лучше начните с пятнадцати минут каждый день, по предваряя каждое занятие медитациями привнесения в настоящий момент четырех ресурсов через их ключевые мыслеобразы, дополненные оргазмическими ощущениями, В какой-то момент вы почувствуете, что занятия стали для вас легкими и приятными, что ваши волевые и прочие ресурсы укрепляются, и что вам хочется слегка увеличить время или интенсивность занятий, чтобы добиться еще больших успехов. Так, постепенно и с удовольствием вы без излишних жертв и страданий со своей стороны придете к неуклонному устойчивому улучшению своего физического состояния.

Аналогичным образом вы можете выработать тактику и стратегию достижения любой другой цели

Упражнение 7

После того, как вы укрепите свою психику за счет предыдущих упражнений и в достаточной мере насытите ее положительными эмоциями, для того, чтобы позитивный взгляд на жизнь стал основой вашего мироощущения, вы сможете перейти к работе с отрицательными эмоциями и искажениями в модели мира, как всегда очень плавно и постепенно увеличивая интенсивность отрицательных эмоций и травмирующих воспоминаний, с которыми вам придется иметь дело.

Для начала вы выполните упражнение, аналогичное тому, что было описано в разделе "Подготовительные упражнения к перемещению по нити жизни", то есть будете перемещаться на самом легком для воспроизведения участке нити жизни - сегодняшнем или вчерашнем дне. Но если раньше, перемещаясь внутри нити жизни вдоль временного отрезка прошедшего дня, мы уделяли внимание лишь положительно окрашенным событиям, предпочитая воспроизводить неприятные моменты лишь в позиции стороннего наблюдателя, то теперь мы начнем проходить в нашем коротком путешествии в прошлое через все события дня, обращая особое внимание на все мелкие и крупные происшествия, послужившие для вас источником отрицательных эмоций.

Если вы уделите достаточно внимания этому упражнению, то вскоре сможете заметить, что для вас характерны специфические автоматические стереотипы отрицательного реагирования на некоторые вещи. Все они связаны с негативными программами, заложенными в вашу модель мира, и даже если ваши отрицательные эмоции не слишком интенсивны и относительно быстро сменяются хорошим настроением, тем не менее они вносят свой вклад в нарушение гармонии вашей личности и в бессмысленную растрату энергии. Внимательно проанализируйте, что именно вас раздражает. Это могут быть какие-то стереотипы поведения других людей, или их манера одеваться, их черты характера, их высказывания какой-то специфической направленности, или то, как они на вас смотрят. Это могут быть выступления политиков или грязь на улицах, или бытовые проблемы и т.д.

Стереотипы негативного реагирования бывают очень любопытными, поскольку люди, отождествляя себя с ними и считая свои личные убеждения чем-то сверхценным, нередко декларируют их с той же гордостью и убежденностью, с какой пророк Магомет поверял мусульманам слова, продиктованные ему Аллахом.

Так, один мой знакомый, купаясь в самолюбовании, провозглашал перлы типа: "ненавижу спокойных людей, все они сволочи" или "я ненавижу, когда произносят слово "уют". Его ненависть к уюту проявлялась в том, что его квартира напоминала казарму и была лишена каких бы то ни было признаков домашнего очага. Если кто-либо из гостей неосмотрительно говорил, что было бы неплохо поставить в комнату хотя бы диван, хозяин разражался гневной тирадой, обличающей диваны, как признаки ненавистного уюта. Спокойные люди вызывали его ненависть потому, что обладая истерическим складом характера, мой знакомый всегда жаждал быть в центре внимания, а поскольку человек со спокойным складом характера обычно не склонен проявлять интенсивные эмоции без веского предлога, то получить от него сильный эмоциональный отклик было не так-то просто.

Александра Авенировна, мама Александра Медведева, о которой часто упоминалось в книгах серии "Путь Шоу-Дао", также любила говорить, что она ненавидит спокойных людей. Правда в этом случае причина для подобной ненависти была другая. Александра Авенировна ассоциировала спокойствие с равнодушием, а поскольку ее деятельная натура не позволяла пребывать в бездействии, она активно вмешивалась в жизнь даже совершенно посторонних людей, руководствуясь исключительно благими намерениями. Часто ее вмешательство оказывалось очень полезным, но у некоторых людей, которые придерживались установки, что "никто не имеет права совать нос в чужую личную жизнь", ее деятельность вызывала очень негативную реакцию.

Так что наши стереотипы отрицательного реагирования могут быть самыми разными. Мы может "ненавидеть уют" и "ненавидеть отсутствие порядка", "ненавидеть спокойных людей" и "ненавидеть придурков", ненавидеть политиков и ненавидеть священников, ненавидеть лягушек и ненавидеть средства массовой информации.

Конечно, говоря о ненависти, я немножко утрирую. Автоматические отрицательные реакции могут иметь самую разную эмоциональную окраску и интенсивность, включая в свой спектр и страх, и тревожность, и чувство неуверенности и т.д.

Тщательный просмотр своих эмоциональных реакций за прошедший день поможет вам обнаружить многие вещи, о которых вы раньше никогда не задумывались, считая их само собой разумеющимися. Главное, что характерно для стереотипных эмоциональных реакций - это их обобщающий характер. Бывает ситуация, в которой проявление излишнего спокойствия с чьей-то стороны действительно оказывается неуместным, например, когда врач с безразличием относится к страданиям пациента, не стараясь их из облегчить, и в аналогичной ситуации отрицательные эмоции с вашей стороны можно считать оправданными, но если любой спокойный человек вызывает у вас состояние неприятия, это говорит уже об искажении в каком-то кирпичике модели мира, который желательно устранить.

Это можно сделать несколькими способами. Во-первых, вы можете отыскать человека, для которого то, что вызывает у вас неприязнь, служит источником положительных чувств, и "списать" его эмоции так, как об этом рассказывалось выше, а также постараться прочувствовать, осознать и "списать" его программу, дающую на подобные качества положительный отклик.

Второй вариант - воспользоваться многозначным мышлением, и, используя воображение, представить, как бы еще вы могли отреагировать, исходя из принципиально иных оценок данного качества, и отыскать пять-десять иных способов реагирования, а затем обобщить опыт, придерживаясь "срединного пути". Создав ключевой мыслеобраз этого "срединного" способа реагирования на конкретную ситуацию, избегая обобщения, через медитацию осознания внесите новую программу в вашу модель мира.

Третий вариант в чем-то аналогичен упражнениям 3 и 4 - обнаружив стереотип отрицательного реагирования, отыщите на нити жизни момент, когда этот обобщающий стереотип сформировался (упражнение 3), а затем замените его новым "срединным" или, если хотите, положительным ключевым мыслеобразом, (упражнение 4).

Упражнение 8

Это упражнение аналогично упражнению 7, но отрезок путешествия внутри нити жизни увеличивается - вместо прошедшего дня вы вспоминаете события прошедшей недели, месяца, года и т.д., уделяя внимание стереотипам отрицательного реагирования, но в то же время не забывая и о получении достаточного количества положительных эмоций, чтобы компенсировать негативные воспоминания.

Упражнение 9

Это упражнение "поиска болевых точек". Если раньше в своем путешествии по нити жизни вы отыскивали стереотипные отрицательные эмоциональные реакции, связанные с установками и убеждениями, то теперь вы будете отслеживать автоматические негативные эмоциональные реакции, связанные с прошлым травмирующим опытом и с внутренними противоречиями. Ни в коем случае нельзя начинать с перемещения внутри нити жизни к моментам очень интенсивных психических травм - случаев типа изнасилования, автокатастрофы, смерти близкого человека и т.д., особенно если подробности инцидента почти стерлись из памяти. Для избавления от последствий сильных психических травм существуют свои методики, и начинающим, особенно людям с не слишком устойчивой нервной системой, категорически не рекомендуется без особой необходимости возвращаться в своих воспоминаниях к детальному воспроизведению травмирующего опыта.

Выполняя упражнение 5, вы должны были составить хронологический список приятных событий вашей жизни. Теперь дополните этот список воспоминаниями нейтральными или не слишком приятными. Создавая ключевой мыслеобраз каждого нового воспоминания, вы должны будете тщательно воспроизвести внутри соответствующего отрезка нити жизни все его детали, заостряя свое внимание на моментах, когда ваши чувства без всякой видимой или понятной для вас причины приобретали отрицательную окраску тревожности, тоски, беспокойства или неприязни (подобные моменты вы сможете встретить и в упражнении воспоминания прошедшего дня, и вы должны научиться отличать их от стереотипов отрицательного эмоционального реагирования, основанных на установках и убеждениях, хотя иногда между ними бывает непросто провести границу).

Выбрав из своего воспоминания момент возникновения по неопределенной причине отрицательной эмоции, например, тревожности, сосредоточьтесь на ней, входя в медитативное состояние, в котором вы даете себе установку проникнуть в суть проблемы. Отключившись от всего, помимо чувства тревожности, почувствуйте, как оно растет, формируясь в виде увеличивающегося в размере шарообразного образования внутри вашего тела а затем представьте, что ответ на ваш вопрос находится внутри этого шара. Сформулируйте свой вопрос "почему я чувствую это?" не только в словесной форме, но и в форме яркого и четкого мыслеобраза, а потом, сконцентрировав свою волю на намерении получить ответ на этот вопрос, заставьте какую-то часть себя самого (этот мыслеобраз для каждого индивидуален, и вы должны сформировать его на основе собственной интуиции), мягко и плавно войти внутрь шара, проникая в его центр и там постигая, на основе какого травмирующего опыта базируется это смутное неприятное чувство. Мыслеобраз того, как вы будете проникать внутрь шара, тоже во многом зависит вашей индивидуальности, от склонности и темперамента. Возможно, вы не склонны к проявлению мягкости, и вы пронзите шар своим намерением, как стрела поражает цель, или представите себя молотом, разбивающим его оболочку. Главное - не сам мыслеобраз, он - всего лишь инструмент, важно - войти в достаточно глубокое измененное состояние сознания, в котором вы наладите прямую связь с подсознанием для получения у него ответов на поставленные вопросы.

Если в основе неприятного чувства лежит внутренний конфликт, то, выполняя ту же самую технику, вы сможете осознать борьбу противоположных установок и прекратить ее, используя медитации осознания срединного пути или иные методы.

Одна моя знакомая, Нина обратила внимание на то, что каждый раз, когда человек, с которым у нее было назначено свидание, не являлся на него, у нее возникало ужасно тягостное чувство тоски, смешанной с болью, растерянностью и отчаянием. Это ее крайне удивляло, потому что это происходило, даже если люди, с которыми она встречалась, не были для нее эмоционально значимы, и было очевидно, что они не являлись на свидания по независящим от них обстоятельствам.

Выполнив предложенную мной медитацию нити жизни, она сумела увидеть корень проблемы - в детстве ее бросил отец, с которым она очень хорошо ладила, оставив "на растерзание" нервной и скандальной матери. Она примирилась с потерей, вытеснив из памяти воспоминания об отце, но последствия травмы сказались через много лет, приняв такую причудливую форму.

Я порекомендовала Нине, как избавиться от тревожащих ее чувств. Ее невольной ошибкой в детстве было то, что вместо того, чтобы "переболеть" своими чувствами от разлуки с отцом или попытаться объясниться с ним, она решила подавить свои чувства к нему, и в результате ситуация осталась незавершенной, а подавленные чувства боли и отчаяния не нашли разрядки, спрятавшись в подсознании и, при соответствующих обстоятельствах, время от времени вырываясь оттуда.

Нина в медитации нити жизни вернулась в детство, и, пережив разлуку с отцом, встретилась с ним в "медитации воспоминаний о том, чего не было". Там она выразила ему всю свою боль от того, что он бросил ее и от того, что она из-за этого была вынуждена остаться один на один с матерью.

Нина заранее сформировала положительный ключевой мыслеобраз, отражающий отношение ее отца к ней, и использовала его в своей медитации. Отец обнял и утешил ее, объяснив, что он не хотел бросать ее, а просто ушел от ее матери, потому что жизнь его была невыносимой, и попросил прощения за свой уход. Затем он сказал Нине, что если человек не приходит на встречу, это не значит, что кто-то снова ее предает, как не был предательством и его собственный уход из семьи, а просто что-то не сложилось, и нужно отнестись к этому спокойно и с пониманием.

С тех пор у Нины перестало возникать тревожное чувство, если ее знакомые опаздывали или не приходили на свидание. На первых порах у нее появлялась легкая нервозность, но было достаточно вызвать мыслеобраз ее отца, говорящего ей, что все в порядке, и она должна успокоиться, чтобы ее эмоциональное состояние пришло в норму.

Тема выправления искаженных кирпичиков модели мира крайне обширна, поскольку существует огромное количество типов искажений, и для каждого из них разработаны свои разновидности медитаций, но общий принцип действий вы, надеюсь, уже поняли, и, импровизируя и экспериментируя, сможете приступить к первым фазам занятий.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх