|
||||
|
7 ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ И ИХ УЧЕТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Любой ученик обладает индивидуальными личностными характеристиками (индивидуально-личностными способностями, интеллектуальной деятельностью, уровнем самооценки, работоспособности и т. д.). Одновременно все ученики на определенной ступени обучения ха-растеризуются и общими чертами. Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже. Л. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды возрастного развития: 1) кризис новорожденности; 2) младенческий возраст (2—12 месяцев); 3) кризис 1 года, раннее детство (1–3 года); 4) кризис 3 лет, дошкольный возраст (3–7 лет); 5) кризис 7 лет, школьный возраст (8—12 лет); 6) кризис 13 лет; 7) пубертатный возраст (14–18 лет); 8) кризис 17 лет. Д. Б. Эльконин считал, что «...критический период вызывает появление соответствующего новообразования и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде». Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта: 1) от 1,5 до 2 лет – период, который характеризуется развитием символического и допоня-тийного мышления; 2) от 4 до 7–8 лет – период, когда образуется наглядно-образное мышление; 3) с 7–8 до 11–12 лет – стадия конкретных операций; 4) с 11–12 лет – стадия развития формального мышления. Общепринятой является следующая периодизация: 1) преддошкольный возраст (3–5 лет); 2) дошкольный возраст (5–7 лет); 3) младший школьный возраст (7—11 лет); 4) подростковый возраст (11–15 лет); 5) ранняя юность возраст (15–18 лет); 6) студенческий возраст (17–18 лет – 22–23 года) (по Б. Г. Ананьеву). Каждый из этих периодов характеризуется совокупностью многих факторов, которые выступают в качестве его показателей. Д. Б. Элько-нин определил три фактора, которые обусловливают эти периоды, такие как: 1) определенная социальная ситуация развития, т. е. форма тех отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми; 2) основные или ведущие типы деятельности; 3) основные психические новообразования. Также Д. Б. Эльконин определил шесть ведущих видов деятельности: 1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми; 2) предметно-манипулятивную деятельность; 3) ролевую игру; 4) учебную деятельность; 5) интимно-личное общение; 6) учебно-профессиональную деятельность. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|