|
||||
|
50ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВА. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОЛЛЕКТИВОВ И. Ф. Козлов определил воспитательный коллектив как научно организованную систему, которая нравственно воспитывает детскую жизнь. В структуре детского воспитательного коллектива формируются общешкольные и первичные коллективы. Общешкольный коллектив – целостная организация всего учебно-воспитательного института, которая имеет объединенные органы управления жизнью школы. Общешкольный коллектив, который продуктивно существует, должен иметь не более 400–500 учащихся. Такой коллектив не оказывает влияния на каждую личность, это происходит через первичный коллектив – коллектив, где между воспитанниками постоянно осуществляются деловые и межличностные отношения. В первичном коллективе также присутствуют органы самоуправления, актив и свое представительство в общешкольных органах. Такие коллективы являются органической частью коллективного целого школы. Первичные коллективы! могут быть постоянными и временными. При характеристике деятельности все первичные коллективы делят на три группы. 1. Организованные на основе разнообразных видов деятельности (классы, отряды и т. п.). 2. Организованные на основе какого-либо одного вида деятельности (клубы, секции, кружки и т. п.). 3. Организованные на основе разнообразных видов деятельности по местожительству. По возрастному составу первичные коллективы разделяются на одновозрастные и разновозрастные. Необходимо, чтобы комбинирование первичных коллективов наилучшим образом разрешало не только практические, но и различные воспитательные задачи, находящиеся в педагогической системе. Благополучное функционирование детского коллектива обеспечивается присутствием в нем органов, которые согласовывают и определяют деятельность, направленную на достижение общих целей. Одним из таких органов является собрание воспитанников. Для разрешения оперативных задач определяется актив и избирается староста. Иногда формируются и временные органы – советы и штабы. А. С. Макаренко ядром коллектива называл актив, в который входят учащиеся, выполняющие различные функции. С активом могут проводиться такие виды педагогических работ, как: 1) истолкование прав, обязанностей, проблем и целей коллектива с помощью инструктирования; 2) получение коллективом повседневной практической помощи, чтобы составить и разработать стратегии коллективной деятельности в зависимости от целей; 3) организация обмена различной информацией и опытом работы (совещания); 4) контроль за деятельностью коллектива и отдельных поручений, акцентирование внимания актива к качеству выполненной работы. А. С. Макаренко считал, что работа с активом действительно является необходимой, поскольку актив – это тот резерв в воспитательном детском учреждении, который обусловливает преемственность поколений в коллективе, сберегает и защищает стиль, тон и обычаи коллектива. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|