|
||||
|
48 САМОВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ. ПРОЦЕСС САМОВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕТОДЫ К общим методам самовоспитания учащихся относятся следующие методы. 1. Механизмы духовно-нравственного самосовершенствования: 1) cамоанализ. Представляет собой приемы научения школьников способам самоанализа, это оценка своего конкретного поступка, вырабатывание личного соображения о своем поведении, о своем месте в коллективе, о взаимоотношениях с одноклассниками, родственниками, учителями. Самоанализ помогает с рациональной точки зрения смотреть на ситуацию; 2) самокритика. Представляет собой формирование на базе самоанализа способности критически оценивать свои действия, поведение, взаимоотношения в обществе и семье. Важно также формирование правильной самокритики, не приводящей к самообвинению; 3) самопознание. Цель – осознание и составление целостного и совокупного портрета собственного «я», «я»-концепции, формирование жизненных целей, определение своего места в мире; 4) самоочищение. Проявляется как средство избавления от внутренних кризисов и конфликтов. 2. Методы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, рационального и эмоционального самоуправления: 1) добственно самовоспитание. Представляет собой способность учащегося перемещать внешние воспитательные воздействия во внутреннюю среду по механизму интро 48 спекции. При этом происходит формирование собственных идеалов и духовных ценностей; 2) самообучение. Цель самообучения состоит в перемещении методов и способов учебной работы во внутренние рамки личности. Самообучение – противоположная сторона обучения; 3) самообразование. Оно основывается на самовоспитании и самообучении и представляет собой формирование у школьников стремления к приобретению различных знаний и умений; 4) самообладание. Представляет собой способность самонаблюдения и контроля за интеллектуально-эмоциональными и психофизиологическими процессами; 5) самоограничение. Суть его состоит в том, чтобы уметь в пользу дела отказываться от каких-либо личных желаний и удовольствий; 6) cамоконтроль. Тесно взаимосвязан с самоограничением, является внутренним контролером собственного «я»; 7) самостимулирование. Сущность его заключается в том, чтобы уметь совмещать приятное с полезным, т. е. находить в нужной для себя деятельности приятные моменты; 8) самоторможение. Похожий принцип действия у метода самоконтроля. Сущность заключается в том, чтобы в различных ситуациях уметь останавливать себя. Методы самоорганизации воли и поведения выявляются в личности школьника в виде результативной самодисциплины, добросовестного отношения к деятельности, обществу и самому себе. Самовоспитание формирует нравственно-моральную личность, которой присущи интеллектуальная свобода и свобода выбора и поведения. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|