|
||||
|
47 СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ Профессиональная ориентация выступает в роли аргументированной организации психолого-педагогических, общественно-экономических, медико-биологических, производственно-технических мер, которые направлены на оказание поддержки учащимся в профессиональном самоопределении. Организация профессиональной ориентации состоит из следующих элементов: 1) профессионального просвещения (профин-формации); 2) профессиональной диагностики; 3) профессиональной консультации; 4) профессионального отбора; 5) профессиональной адаптации. Профессиональное просвещение нацелено на донесение до учащихся определенных сведений о социально-экономических и психофизиологических запросах различных профессий. Цель состоит в просвещении учащихся о различных профессиях, а также во влиянии на выбор ими определенных видов деятельности, на формирование профессиональных мотивов. Профессиональная диагностика представляет собой работу специалистов с каждым конкретным учеником с применением различных техник и методик. При этом исследуются особенности высшей нервной деятельности, состояние здоровья, пристрастия, ценностно-мотивацион-ная сфера, направленность в выборе профессии. Профессиональная консультация включает в себя оказание содействия, рекомендации различных специалистов, нахождение рационального соответствия между требованиями учащегося к профессии и его индивидуально-психологическими качествами. Профессиональная консультация бывает нескольких типов: справочно-инфор-мационная консультация (погруженное знакомство с профессией), диагностическая индивидуальная профконсультация (установление потенциальных областей деятельности школьника), медицинская профконсультация (соотносит физические качества с требованиями профессии). Профессиональный отбор направлен на обеспечение свободного выбора различных профессий. Он реализуется с помощью высших и средних специальные учебных заведений, которые организуют конкурсный набор с целью максимально эффективного отбора поступающих учащихся. Профессиональная адаптация представляет собой организацию вступления молодого человека в профессиональную деятельность, адаптацию его к производственной системе, условиям труда, коллективу, спецификам специальности. Профессиональная ориентация в школе проводится всегда в соответствии с возрастными характеристиками школьников. При этом в начальной школе идет процесс ориентации на позитивное отношение к труду и на развитие потребности быть полезным обществу. В неполной средней школе выявляются нравственные аспекты выбора профессии, осуществляется знакомство с конкретными видами трудовой деятельности. На этапе полной средней школы учащиеся приобретают более глубокие данные о различных уровнях организации конкретных видов трудовой деятельности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|