41 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

В качестве основного понятия нравственного воспитания выступает понятие морали.

Мораль – это традиция, нрав, правило. Вза-висимости от освоения человеком морали можно определять степень его нравственности. Нравственность – это личностная характеристика, которая является связующим звеном такими качествами, как доброта, справедливость, порядочность, трудолюбие, правдивость, дисциплинированность, которые регулируют поведение и деятельность человека.

Поведение человека соотносится с определенными правилами, которые называются нравственной нормой. Норма – это требование, которое устанавливает поведение человека в определенной ситуации.

Носящая всеобщий характер мораль называется нравственной категорией.

Отсюда формируется понятие нравственного идеала, образца нравственного поведения.

Однако мораль – это еще и форма индивидуального нравственного сознания человека.

Организация нравственной культуры учащихся реализуется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи и общества в целом.

Главным аспектом в нравственном воспитании является воспитание гуманности.

Гуманизм – это основа организации определенных взглядов на мир.

Гуманность – это общность нравственно-психологических свойств личности, которые отражают осмысленное и осознанное отношение к человеку как к высшей ценности. Она складывается в процессе взаимоотношений ребенка с другими людьми, но в первую очередь – посредством гуманного отношения учителя к ребенку. Критерием воспитания гуманности является система совместной учебной и других видов деятельности (например, ситуаций естественного проявления заботы, помощи и поддержки в отношении одноклассников и других людей). Также положительное влияние на развитие гуманности оказывает исследование творческой деятельности и нравственных принципов ученых, что инициирует учащихся к формированию своих нравственных идеалов.

Одним из главных аспектов в системе нравственного воспитания школьников является развитие сознательной дисциплины и культуры поведения.

Школьная дисциплина подготавливает учащихся к различным видам общественной деятельности.

Дисциплинированность представляет собой систему уровней развития, которая понимается как культура поведения. Это понятие, в свою очередь, состоит из культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры.

Воспитание культуры поведения представляет собой комплексное образование, одним из направлений которого является формирование эстетического отношения к явлениям и предметам повседневной жизни, таким как аккуратность и чистоплотность в ведении домашнего хозяйства, правильное поведение за столом во время приема пищи и т. п. Следует отметить, что в значительной мере культура поведения учащихся складывается под воздействием личного образца поведения близких взрослых, обычаев, социального мнения, которое сложилось в школе и семье.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх