|
||||
|
36 ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ Т. В. Лодкина выделила три этапа процесса перевоспитания. 1. Диагностический этап. Этот этап характеризуется ориентацией на определении характера отклонения от нормы, выявление и раскрытие причин невосприимчивости к педагогическому и воспитательному воздействию. 2. Прогностический этап. Он характеризуется тем, что в его рамках происходит формирование и определение целей и задач перевоспитания, а также осуществляется планирование способов, средств, методов и мер воздействия на подростков. А. С. Макаренко, который исследовал процесс перевоспитания, считал, что на прогностическом этапе должна осуществляться проектировка личности. 3. Исполнительный этап. Характеризуется непосредственным осуществлением деятельности по перевоспитанию. К методам перевоспитания относятся следующие. 1. Метод переучивания. Он представляет собой определенную предшествующую работу, которая ориентирована на осуществление отыскивания деятельности, способной заполнить времяпрепровождение трудновоспитуемого подростка новым нравственно-этическим содержанием. 2. Метод переключения. Этот метод заключается в том, чтобы приобщить, вовлечь трудновоспитуемого подростка в новую, неизведанную и интересную общественно полезную или трудовую деятельность, а также развить у него способности и мотивацию к творчеству, различным видам спорта или туризму. 3. Метод «взрыва». Сущность метода «взрыва» заключается в том, чтобы преподаватель как можно более непредсказуемо для воспитуемо-го организовал свою деятельность (например, доверил коллективные деньги трудновоспитуемому подростку, который до этого был пойман на воровстве). Исследователь Л. Б. Филонов определяет необходимые условия перевоспитания. 1. Изучение, познание ребенка посредством установления с ним доверительных отношений, понимание его мыслей, мотиваций, убеждений, реакции, планов на будущее. 2. Установление контакта с трудновоспитуемым подростком, эмпатической слитности с ним. Также Л. Б. Филонов определил такое понятие, как «эффективная беседа социального педагога с трудновоспитуемым подростком», и выделил ее стадии: 1) согласование взглядов социального педагога с взглядами подростка; 2) ориентацию подростка на положительное отношение к себе; 3) отыскивание увлечений подростка; 4) понимание психологических особенностей, увлечений и мотивации поведения подростка; 5) определение негативных качеств и свойств личности подростка; 6) определение характера реакции подростка на постороннее влияние; 7) разработку общих правил и норм поведения и взаимодействия. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|