|
||||
|
25 ПОНЯТИЕ «ВОСПИТАНИЕ». ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Воспитание – целенаправленное и систематическое руководство, которое тесно связано с процессом развития человека. Воспитание в широком смысле представляет собой влияние общества на личность. Воспитание в узком смысле представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учеников с целью осуществления целей образования в условиях педагогического процесса. Воспитание является многофакторным процессом. На него влияют различные факторы, совокупность которых можно разделить на две группы: объективную и субъективную. К первой группе факторов относятся: 1) наследственность и состояние здоровья человека; 2) социальный и профессиональный статус семьи, который оказывает влияние на окружение ребенка; 3) обстоятельства биографии; 4) специфика строя страны и исторической эпохи. Ко второй группе относятся: 1) особенности психики, мировоззрение, цен-ностно-мотивационная сфера личности, направленность, внутренние потребности как воспитателя, так и воспитуемого; 2) порядок взаимоотношений с социумом; 3) организованные воспитательные воздействия на человека со стороны некоторых людей, групп и общества в целом. Целью воспитания являются ожидаемые трансформации в структурах психики воспитуемо-го (или группы воспитуемых), которые осуществляются под влиянием специально предназначенных и поэтапно проведенных воспитательных акций и действий. Всякая воспитательная задача решается посредством инициирования воспитателем активных действий воспитанника. Успешность воспитательной акции как единства средств и способов достижения цели выражается как увеличение степени самостоятельной активности воспитанника. Процесс обучения тесно взаимосвязан с процессом воспитания. Поскольку воспитание обусловливает процесс правильного развития личности, то здесь прослеживается и несомненная связь обучения с процессом развития личности. Вне обучения и воспитания не может быть полноценного развития личности, так как эти процессы активизируют психическое развитие, однако в то же время и опираются на него. Обучение, так же как и воспитание, должно основываться на преимущественно проблемной и диалогической основе, где воспитаннику обеспечивается субъектная позиция. При таком подходе в конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами, такими как: 1) обобщение учащимися своего опыта; 2) осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия – важнейший механизм развития; 3) следование этапам самого процесса развития личности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|