|
||||
|
23 ПОНЯТИЯ «ЗНАНИЯ», «УМЕНИЯ», «НАВЫКИ», «СПОСОБНОСТИ» Знания. По степени усвояемости выделяют: 1) знание-репродукция – автоматически выученное знание, воспроизводимое «по-книжному», но в объяснениях затрудняется; 2) знание-узнавание – это поверхностное, плохо выученное знание; 3) знание-понимание – осознанно выученное и запомненное знание, связанное с опытом; 4) знание-убеждение – уверенность в истинности полученного знания; 5) знание-применение – располагает критериями знания-понимания и часто – знания-убеждения; 6) знание-творчество – высший уровень овладения знанием. Знание дополняется субъективными размышлениями, опытом, умозаключениями и выводами. Навыки. Овладение навыком начинается сописания действий учителем. Демонстрация навыков обычно происходит в два этапа: первый показ действий – образец, второй показ – осуществление педагогом действия, разбитого на элементы, в медленном темпе, с пояснениями. Иногда чувствуется необходимость в третьей демонстрации по типу второй. Всякий навык в своем формировании проходит три основные ступени. 1. Аналитико-синтетическая стадия усвоения учащимся всего диапазона действий и их элементов. Педагог же дает дополнительные пояснения и демонстрации. 2. Стадия автоматизации. Она характеризуется постепенным ускорением и точностью выполнения действия учащимся. 3. Стадия надежности. При введении различных усложнений в действие скорость и правильность его выполнения не должны снижаться. Умения включают в себя следующие группы. 1. Конструктивные – умение планировать учебно-воспитательный процесс и формировать коллектив и отдельную личность. 2. Организаторские – умение организовывать познавательную деятельность, воспитательный процесс, общественную деятельность, а также управлять коллективом. 3. Коммуникативные – умение находить целесообразные отношения с учениками и коллегами, умение сглаживать коллективные и межличностные конфликты. 4. Гностические – умение изучать объект учебной работы, применяя психолого-педагогические знания, литературу, и предвидеть и анализировать результаты. Способности – это совокупность природных и приобретенных индивидуально-психологических свойств, позволяющая при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками и являющаяся внутренним условием успешного выполнения действий. Способность к усвоению новых знаний называется обучаемостью. Она характеризуется: 1) количеством дозированной помощи, необходимой ученику со стороны учителя; 2) возможностью переноса полученных знаний или видов деятельности на выполнение сходного задания (М. А. Холодная). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|