|
||||
|
21 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Педагогический процесс – это специфически сформированное взаимодействие педагогов и учеников, обращенное на решение образовательно-воспитательных задач. Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача. По Б. Битинасу, она должна соответствовать определенным условиям: 1) располагать свойствами педагогического процесса; 2) являться общей при осуществлении педагогических целей; 3) отмечаться при конкретном выделении в любом реальном процессе. Все педагогические задачи являются задачами социального управления. Оперативные задачи решаются по четырехэтапной схеме. 1. Разбор ситуации и постановка задачи. 2. Проектирование модификаций и избрание лучшего в данной ситуации решения. 3. Реализация проекта решения задачи, которая включает порядок взаимодействия, регулирование движения педагогического процесса. 4. Анализ итогов решения задачи. Одной из характеристик педагогического процесса является педагогическое взаимодействие, включающее в себя такие виды, как: «ученик – ученик», «ученик – коллектив», «ученик – учитель», «учение – предмет изучения». В нем проявляются информационные, организацион-но-деятельностные, коммуникативные связи. Компоненты педагогического процесса. 1. Педагог. Он представляет собой субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он развивает свое диалектическое убеждение, способность к активному общению и воздействию на учеников; как объект – самосовершенствуется. 2. Ученик. Он представляет собой объект развития в соответствии с педагогическими целями; как субъект – это развивающаяся личность. 3. Содержание. Оно выступает в роли основного средства формирования определенного общественного типа человеческой личности. 4. Организационно-управленческий комплекс, в рамках которого осуществляются все педагогические события и факты. В его основе лежат формы и способы воспитания и обучения, приемы педагогической диагностики, критерии результативности педагогического воздействия. 5. Педагогическая диагностика, которая включает в себя методическое установление психического и учебного состояния, а также результативности педагогического процесса и подготовки к работе педагога. 6. Мерки эффективности педагогического процесса, включающие оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки, свойства личности учеников. 7. Организация взаимодействия с общественной и естественной средой. Педагогически организованной средой является деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов и разнообразных неформальных объединений. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|