|
||||
|
19 ПОНЯТИЕ «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» В процессе обучения осуществляется содержание образования, выступающее одним из основополагающих его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, взглядов и принципов, а также определенный уровень формирования познавательных сил и практической подготовки, которые сформировались в результате учебно-воспитательной работы. В. В. Краевский выделил принципы формирования содержания образования. 1. Принцип соответствия содержания образования развитию общества, науки, культуры и личности (включение в содержание образования знаний, умений и навыков, как классических, так и отражающих современный уровень развития социума и науки). 2. Принцип целостной содержательной стороны обучения, который учитывает педагогическую реальность, связанную с реализацией учебного процесса. 3. Принцип структурной целостности содержания образования обусловливает стройность таких элементов, как теоретическое представление, учебный предмет и материал, педагогическая деятельность, личность ученика. 4. Принцип гуманитаризации содержания общего образования, включающий в себя формирование мировоззренческой подготовки и приоритетных компонентов гуманитарной культуры. 5. Принцип фундаментализации содержания общего образования, который позволяет преодолеть дегуманизацию общего образования. Содержание общего среднего образования, по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину, включает в себя: 1) ключевые термины и понятия, отражающие научные знания; 2) факты! повседневной науки; 3) основные законы науки; 4) теории данной науки; 5) знания о методах научной деятельности, познания и истории становления научного знания; 6) оценочные знания. Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования, в процессе освоения которого происходит становление мировоззрения личности, дают возможность выделить критерии отбора исходных положений современных наук. Это: 1) целостное отображение в содержании общего образования задач стройного развития личности и организации ее базовой культуры; 2) теоретическая и практическая роль содержания, которое включается в исходные положения наук; 3) соотнесение сложности содержания учебных объектов с подлинными учебными возможностями учеников различных возрастов; 4) соответствие объема содержания учебного предмета времени, которое отводится на его изучение; 5) учет международного опыта построения системы содержания образования; 6) соответствие содержания образования существующей учебно-методической и материальной базе современной школы. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|