8. Основополагающие концепции экономики и социологии труда

Под основополагающими концепциями экономики и социологии труда понимают совокупность различных учений по следующим направлениям:

? методологические и общетеоретические основы социологии труда и методика проведения на производстве конкретных социологических исследований;

? анализ методологических основ и исследований зарубежной социологии труда;

? социальные и психологические аспекты развития личности, в том числе личности как руководителя коллектива работников;

? трудовой коллектив как единица общества, вопросы его дальнейшего социального развития и проведения в нем социологических исследований;

? стиль отношения менеджера к подчиненному коллективу работников и отдельной личности;

? вопросы управления социальными производственными процессами и дисциплиной труда в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности.

Для отечественной социологии и экономики труда характерны две концепции, объясняющие отношение к труду:

1) зависимость от заработной платы;

2) зависимость от содержания трудовой деятельности.

Для подробного их рассмотрения необходимо определить функции социологии труда в развитии и становлении общества. Первая и главная из них ? это информационная функция. Суть ее заключается в обеспечении структур управления обществом полными и достоверными социологическими материалами, которые покажут объективную картину сложившейся социальной ситуации в трудовом коллективе, в организации, в отрасли, производственной сфере и обществе в целом.

Вторая функция социологии труда как науки ? познавательная. Данная функция связана с изучением и расширением закономерностей в области социально-трудовых отношений, необходимым созданием теоретического обоснования процессов практического менеджмента. Непосредственно на уровне отдельного предприятия делается вывод о выявлении форм социальных резервов для конкретного трудового коллектива, его потенциальных трудовых возможностях, неиспользованных в полной мере.

Следующая функция ? описательная. Она связана с публикацией материала о результатах проводимых социологических исследований в отчетах, монографиях, статьях и других работах. Цель ? создание целостности описания социально-трудовых отношений в коллективах, различных общественных группах и отдельной личности.

Образовательная функция социологии труда реализуется посредством расширения общественно-научных знаний в указанной области, методологических и теоретических основ, учений, представлений о механизмах социальных процессов в области труда среди работников разного уровня образования, квалификации и статуса.

Прогностическая функция социологии труда определяется как возможность слежения при помощи конкретных социологических исследований различных тенденций в изменении совокупности различных социальных показателей, которые, в свою очередь, характеризуют уровень отклонения от общепринятого состояния социальных и трудовых отношений, а также своевременно предвидеть и предотвратить появление и развитие негативных процессов в социальной жизни работников.

Превращающая функция социологии труда заключается в разработке на основании полученных данных диагностики состояния трудовых и социальных отношений наиболее эффективных специальных социальных технологий, а также в разработке на основе данных технологий сбалансированных систем социального менеджмента коллективами работников для гармоничного развития всей совокупности социальных резервов.

Далее рассмотрим понятие работника как субъекта трудового процесса.

Как известно, сам человек (работник) – основополагающая концепция любого трудового производственного процесса. Без непосредственного участия личности и ее творческой составляющей рассматриваемые в отдельности различные производственные операции, такие как работа машин и устройств, предметов и орудий труда, невозможны. Поэтому всегда необходимо говорить о человеческом факторе как об основной составляющей развития трудовых отношений, которая объединяет понятие личности и производства в единое целое.

Такое понятие применимо также при мониторинге состояния и перспектив развития любой производственной организации. Человеческий фактор – это необходимый и наиболее важный элемент производства. В процессе изучения трудовых отношений как одной из составных частей трудового процесса к человеческому фактору как элементу производства предъявляются особые требования. В связи с этим недопустимо делать вывод о том, что данный подход уменьшает или принижает значение и роль личности как гражданина общества или как участника и творца его духовной жизни, которые рассматриваются в различных концепциях и учениях социологии личности. В чем заключается основополагающая роль человека в производственных процессах?

Любой работник является организующим началом процесса производства. В отсутствии человека все производственные составляющие останутся безжизненным материалом, сырьем, инструментом, помещениями. И человек по сути и является тем управляющим, организующим и объединяющим началом, своеобразной искрой, служащей для разжигания из всего этого «единого органического костра» ? процесса производства. Любой человек ? не просто участник трудового процесса или отдельно взятый элемент жизни производства ? он прежде всего связующий фактор, объединяющий собой все остальные условия развития производства. При отсутствии побуждающей к действию человеческой силы невозможно ждать каких-либо усовершенствований в техники или технологии, а также в осуществлении производственно-социальных трудовых резервов. Говоря простыми словами, все на производстве зависит и исходит от личности, от трудового коллектива. Несмотря на совершенствование орудий труда и постоянную модернизацию оборудования, без работника оно не сможет функционировать должным образом и не решит основной задачи, поставленной производству.

Когда мы говорим о человеческом факторе на производстве, работники должны рассматриваться не с точки зрения потребителя различных благ, гарантированно получаемых им, а в первую очередь как создатели. Практически каждый участник трудового процесса стремится усовершенствовать, т. е. улучшить свою деятельность. Многие сотрудники обладают стремлением к поиску производственных резервов, большим желанием преобразовать свой труд в более целеустремленный и осмысленный. По результатам практических исследований ряда предприятий даже во время ухудшения экономического положения, безработицы и неполной занятости, других вынужденных производственных перерывов многие трудовые коллективы сохранили рациональный и добросовестный подход к своим трудовым обязанностям, выполнению сменно-суточных заданий, постоянно стремились к дальнейшему улучшению трудовой деятельности. От выполнения работником своих трудовых функций в конечном счете зависит и рост как эффективности производства, так и производительности труда, а также все остальные улучшения, происходящие в процессе выполнения им трудовой деятельности. Важнейшим показателем рационального использования скрытых возможностей людей можно считать рост производительности труда более чем в 100 раз в течение XX в.

Человеческий фактор также очень наглядно находит свое проявление в ситуациях взаимосвязи целей и интересов работников и производства. Сотрудник организации при выполнении любых трудовых мероприятий принимает непосредственное участие в процессе труда, представляет всю потребность для производства, а также степень сочетаемости с его собственными интересами. Если взаимосвязь не устанавливается, то возникают различные социальные издержки организации труда и производства: неудовлетворенность собственным трудом и, как следствие из этого, текучесть кадров, конфликты и непонимания в трудовых коллективах, а также другие факторы, отягощающие и усложняющие производственный процесс, а, следовательно, и снижающие эффективность производства и производительность труда. Нельзя рассматривать человеческий фактор отдельно, без изучения совокупных с ним производственных факторов. Когда человеческий фактор рассматривается с общесоциологической точки зрения, его выделяют исключительно для специального анализа.

Недопустимо полностью отделять человеческий фактор от различных социальных, физиологических, психологических и экономических контекстов. При социологическом подходе к процессу труда необходимо учитывать и социальные параметры, принимая их в качестве самостоятельных, так как они в конечном итоге оказывают влияние на результаты трудовой деятельности. Социальные трудовые резервы по итоговым результатам могут быть наиболее эффективными по сравнению с какими-либо остальными производственными факторами.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что такая наука, как социология труда, изучает способности и возможности людей в труде, различные варианты реализации работника, способы согласования интересов производства, общества и собственных интересов. Другими словами, работник по определению социологии труда не только реализует производственные потребности, но и самостоятельно выражает требования к производству, используя при этом общественные и личностные мотивы и интересы. Применительно к настоящему времени социологи все чаще начали рассматривать в качестве определения предмета социологии труда факторы экономического сознания и культуры поведения работников как субъектов производства. Подобные выводы были оформлены в работах различных иностранных исследователей, определяющих социологию труда отдельной наукой, исследующей общественное значение работника на производстве, а также его общественные обязанности, связанные с выполнением им своих трудовых функций.

Основная ориентация на личность, на отдельные компоненты ее поведения и сознания легла и в основу учебников по социологии труда. В соответствии с ними, социология труда есть ни что иное, как комплексная самостоятельная дисциплина, в основе которой изучаются содержание и характер трудовых отношений, вопросы организации и условий труда, приоритеты человека в труде и его ролевое поведение, способы мотивация и оценка удовлетворенности трудом работников. Данный подход, аналогично применяемый для социологии жизни, призван сделать основой для социологии труда вопросы экономического поведения и сознания в различных социальных и экономических условиях. Такой подход применяется сейчас все больше и больше, так как он на эмпирическом и теоретическом уровнях, а также в любых практических исследованиях, в равной степени дает ответ не только на научные вопросы, но и на решение практических ситуаций. Специалист в области социологии труда обеспечивает таким образом преемственность научных исследований, обозначает реальные тенденции и изменения развития в трудовой сфере, дает наглядные представления о решении конфликтных ситуаций и противоречий, возникающих в процессе трудовой деятельности людей. На этой базе и обеспечиваются прикладные результаты эффективного применения труда работников.

Все указанные выше составляющие, такие как трудовое (экономическое) сознание, трудовое (экономическое) поведение и среда производства, также делятся на ряд компонентов.

Что касается трудового (экономического) сознания, то его исследования начинают с выявления того, что соответствует первичному теоретическому началу сознания общества и какова итоговая характеристика практических результатов реальной трудовой деятельности. Начальным звеном принято считать знание своей специальности (профессии, трудовых функций), что является основой практических навыков и умений ? главных компонентов труда, отсутствие которых делает его невозможным.

Рассмотренные нами выше умения и навыки ? это основной, но далеко не единственный элемент трудового (экономического) сознания людей. Знания, а также информация о коллективном и индивидуальном труде, о различных путях и методиках их применения в конкретных производственных условиях, о степени их значимости и полезности для работника устанавливаются путем их оценки. На данной основе вырабатывается отношение работников к труду на предмет его соответствия фактическим человеческим потребностям.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх