|
||||
|
Словарь основных терминов[13]Авторитарность (лат. autoritas – влияние, власть) – черта личности, выражающаяся в ее стремлении безоговорочно подчинить себе окружающих, с которыми она взаимодействует. Авторитарный стиль руководства стиль деятельности по руководству людьми, связанный с безоговорочным подчинением руководимых людей, подавлениемем их инициативы, ущемлением демократизма во взаимоотношениях с ними. Авторитет – (от лат. autoritas – власть, влияние) – 1) общепризнанное неформальное влияние какой-либо личности (группы людей, организации) на окружающих через устоявшуюся систему социально-психических отношений; 2) высокий статус личности в группе, коллективе. Адаптация профессиональная – 1. Процесс активного приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности. 2. Результат этого процесса. 3. Один из этапов профессионального становления. Профессиональную адаптацию связывают с периодом кардинальной смены профессиональной деятельности индивида и его социального окружения. Основные типы адаптационного процесса: а) тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на профессиональную деятельность, б) тип, определяющийся пассивным принятием целей и ценностей профессиональной деятельности. Активность личности – вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляется в характере. Анализ (от греч. analisis – разложение, расчленение, разбор) – логический метод исследования, состоящий в мысленном расчленении предмета, явления на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых рассматривается в отдельности; одна из основных операций мышления. Соединение вычлененных из целого элементов осуществляется с помощью синтеза. Анкета (от фр. enquete – список вопросов) – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. А. представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетирование – (от франц. enguete – cписок вопросов) метод исследования, предусматривающий письменные ответы на систему поставленных в анкетах вопросов, каждый из которых связан с центральной задачей исследования. Астеник (от греч. asthenikos – слабосильный, болезненный) – конституционный тип человека (А. Кречмер), выделяемый на основе классификации по признаку вероятностного соответствия строения его тела особенностям психики. Признаки телосложения а.: худощавость, длинная шея, продольно вытянутый череп, узкое, четко очерченное лицо. В плане психических свойств а. характеризуются повышенной чувствительностью и холодностью, пониженной общительностью, склонностью к интроверсии, высокой тревожностью. данная концепция взаимозависимости психических свойств человека и его телосложения, конституции активно разрабатывалась немецким психологом, психиатром Э. Кречмером. По описанию У. Шелдона мужчины-астеники как правило высокие, скорее даже утонченные, женщины – миниатюрно-утонченные, невысокого роста, но из-за тонкости кажущиеся более высокими, чем на самом деле. Баллы оценочные (отметки) – условные выражения оценки знаний, умений, навыков. В зарубежных странах применяются системы: 5-бальная, 1-бальная, и др. Беседа (в психологии) – один из основных методов психологии, которые предполагает получение информации об изучаемом психическом явлении в вербальной логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, так и от окружающих ее людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Биографические методы – в психологии (от греч. bios – жизнь, grapho – пишу) – способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Б.м. начали разрабатывать в первой четверти XX (Н.А. Рыбников, Ш. Бюлер). Использование Б.м. предполагает получение информации, источником к-рой являются автобиографические методики (опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев (опрос близких людей. воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений. Биография (от греч. bios – жизнь и grapho – gbie) – 1. Наиболее важные события жизненного пути личности, истории ее развития. 2. Жизнеописание человека, история развития его личности. Возраст (в психологии) – конкретная, относительно ограниченная по времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с развитием индивидуальных особенностей. В отечественной психологии принята следующая периодизация В.: младенчество (от рождения до 1 года); предошкольное детство (1–3 года); дошкольное детство (3–6 лет); младший школьный возраст (6–1 лет) подростковый возраст (1-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15–17 лет), второй период (17-1 год); зрелый возраст: первый период (1-35 лет), второй период (35-6 лет); пожилой возраст (6-75 лет); старческий возраст (75–90 лет; долгожители (90 лет и выше). Гороскоп (от греч. horoskopos) – таблица расположения небесных светил для предсказания судьбы человека или человеческой общности в астрологии. Графология (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую и logos – учение) – учение о почерке; исследование почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психических особенностей пишущего. Группа – социологическое и социально-психологическое понятие для обозначения количественно ограниченной совокупности, общности людей, выделяемой из социального целого на основе качественных признаков: характера выполняемой деятельности, возраста, пола, социальной принадлежности и т. д. Наиболее распространены классификации г. по размеру (большая г.); по непосредственности и реальности взаимосвязей (реальная или контактная г.); по значимости для индивида (референтная г.); по признаку формальной принадлежности (условная г.) и др. Деловая игра – метод имитаций ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам. Должность – нормативно закрепленная совокупность основных задач, полномочий и степени ответственности, требующая от лица занимающего ее определенных знаний, навыков. Жест – движение, имеющее сигнальное значение. Знание – преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности – устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения профессиональной деятельности. Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. В силу своей сложности и. неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений. Интеллектуальные качества – качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способностей личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее. И.к. являются результатом как образования, научения так и определенных биологических предпосылок. Данные качества носят личностный характер. Однако в некоторых случаях и.к. рассматриваются как нечто отличное от личностных. И.к. являются компонентом любой профессиограммы. Таким образом, в различных смысловых ситуациях понятие и.к. употребляется с несколько иным содержанием. Интонация (от лат. intono – громко произношу) – совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений, экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психологических исследований и. речи содержит в себе информацию не меньшего обьема, чем ее смысловое содержание. Информационная основа профессиональной деятельности – совокупность информации, характеризующая предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать профессиональную деятельность в соответствии с ее целью. Карта личности – бланк для составления системной психологической характеристики личности, содержащий определенный перечень вопросов, параметров. Карьера – индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиций и поведении, связанных с опытом работы и деятельности в течение трудовой жизни. Коллектив (от лат. collectifions – cобирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков к. относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной структуры, наличие органов координации деятельности. К. бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить к., в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами (экипаж, расчет, взвод, рота). Вторичный к. – более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных к. В условиях армии это к. части, соединения и др. Критерий (от греч. kriterion – средство для суждения, мерило) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления. Лидер – ( от англ. leader – ведущий) – член группы с наивысшим социометрическим статусом, за которым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности. В психологии приняты различные классификации л.: 1) по содержанию деятельности (л. организатор, л. программист, л. исполнитель); 2) по сфере проявления активности (л. универсальный, л. ситуативный); 3) по направленности деятельности (эмоциональный л., деловой л.) и т. д. Л. бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом). Личность – система социально обусловленных психологических свойств и качеств человека, осознающего свое отношение к окружающему, занимающегося определенной деятельностью и обладающего индивидуально-психологическими особенностями. Л. выступает как качество человека, а человек есть носитель этого качества. Мастерство профессиональное – психическое образование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности. Меланхолик (от греч. melas – черный, chole – желчь) – субьект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющийся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т. д. «Меланхолический темперамент есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное» (И.П.Павлов Полн. собр. соч., т.3, кн.2, с.86). Однако ряд качеств м. важен для многих сфер деятельности: высокая психическая реактивность позволяет выполнять тонкую работу, требующую повышенного внимания (например, работу радиста, наблюдателя, гиброакустика и т. д.); высокая эмоциональная чувствительность, необходимая для эмпатии, позволяет улавливать тончайшие эмоциональные сопереживания с окружающими, особенно с тонкими личностями и т. д. Метод (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Метод беседы – один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Метод графологический – способ исследования личности по ее почерку. Наиболее развит в криминалистике (почерковедение судебное). Метод экспертной оценки – данный метод относится к методам обработки эмпирических данных и предполагает анализ необходимой информации о специфических особенностях профессий и возможных факторах, отрицательно воздействующих на субъекта труда, на основе опроса группы квалифицированных специалистов данной профессии и изучения психологами документации адекватной задаче исследования. Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц, выражений глаз и др. Мотивация (от лат. movere – двигаю) – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Навык – действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма. Формирование н. протекает в соответствии с рядом законов (см. закон изменения скорости в развитии н., закон плато в развитии н., закон отсутствия предела в развити н., закон угасания, закон переноса н. и др.). Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений, навыков, формирования на их основе мировоззрения и других качеств личности. Обучаемость – индивидуальная способность, выражающиеся в скорости и качестве усвоения человеком определенных знаний, навыков, умений в процессе обучения. Общительность – черта характера личности, выражающая потребность и способность человека к общению, контактам с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания. Для общительного человека характерны легкость контактов, способность и умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, к лидерству в группе. Опыт – результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике обьективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений. организаторские способности – способности, обеспечивающие высокую эффективность организаторской деятельности. Ответственность – осуществляемый в различных формах внутренний или внешний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга. Принятие решения – акт волевого действия и одновременно этап управленческого цикла, когда личность на основе переработанной информации, как правило в результате борьбы мотивов, приходит к необходимости сохранения одного из них как ведущего, главного, смыслообразующего, которому она подчиняет свою конкретную деятельность. Прогнозирование профессиональной пригодности – специальное исследование конкретных перспектив развития профессиональной пригодности. Прогнозирование имеет вероятностную оценку и строится на изучении структуры личности, структуры деятельности и на соотнесении этих структур. Проективные методики (тесты) (от лат. projectio – выбрасывание вперед) методики исследования личности, построенные главным образом на интерпретации ответов личности на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. По этим реакциям исследователь пытается понять глубинную сущность, психические особенности личности, например специфику мотивации или систему личностных смыслов и т. д. Наиболее известные проективные тесты – тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест анализа продуктов творчества и др. Профессиограмма – системеное описание социальных, психологических и иных требований к носимтелю определенной профессии и определение, исходя из этих требований необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей. В последнее время п. все чаще создается в единстве качественных и количественных характеристик, которые допускают использование современных математических методов, ЭВМ. Ядром п. является психограмма. Профессионал: 1. Субъект профессиональной деятельности, сознательно и эмоционально положительно предвосхищающий ее социально ценный результат, имеющий стенически окрашенное осознание обязательности достижения социально фиксированной цели профессиональной деятельности, представляющий систему средств профессиональной деятельности, сознательно выбирающий и уверенно владеющий орудийными средствами последней, осознающий систему межличностных отношений в процессе производства, зависимостей трудозатрат, вложенную в объект, орудия, условия труда и конечный продукт профессиональной деятельности. Выделяют несколько моделей профессионала: а) нормативную, составляется на основе нормативных документов, б) экспективная, составляется с учетом мнений экспертов, в) эмпирическая – модель реально существующего в определенных условиях типичного профессионала. 2. Человек, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии. Профессиональная пригодность – соответствие личностных качеств обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью. Психограмма – главная часть профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью. Рабочее место – часть пространства, приспособленное для выполнения работником производственного задания, первичное звено предприятия. Респондент (от англ. respondent – отвечающий) – участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от характера исследования р. выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др. Сангвиник (от лат. sanguis – кровь) – субьект – носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью. «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым...» (Павлов И.П. Полн. собр. соч., т.3, кн.2, с.86). Стереотип социальный – относительно устойчивое, упрощенное, схематичное, характерное для обыденного сознания о каком-либо социальном обьекте (человеке, группе людей, общности), сложившееся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и предвзятых установок, характерных для данного общества. Тест (от англ. test – задача, проба) – метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. Флегматик (от греч. phlegma – слизь) – субьект – носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений. Холерик (от греч. chole – желчь) – субьект – носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении. Экстремальные условия – (от лат. extrеmus – крайний) – условия, резко отличающиеся от обычных и в силу этого воздействующие на психику, не адаптированную к ним, как стрессоры. Примеры э.у. – условия Крайнего Севера, длительное плавание под водой и т. д. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|