|
||||
|
Глава 5ВЫБОР КОНЦЕПЦИИ РЕСТОРАНА И ЕГО НАЗВАНИЯ По сравнению с другими видами услуг ресторанный бизнес действительно дает возможность создания некоего театра, единственного в своем роде места действия. Такая уникальность не предполагается ни в ритейле, ни в индустрии красоты, ни в другом бизнесе, основанном на сервисе, – стандарты ведут к определенному однообразию. Олег Бардеев, известный московский ресторатор, управляющий партнер сети ресторанов «Старлайт Дайнер», так описывает уникальность этой сферы: «За свою коммерческую практику я занимался и торговлей, и производством. Ресторанный бизнес объединяет в себе и производство, и торговлю, и сервисные услуги. И, как говорят мои американские партнеры, “если ты проработал лет пять в ресторанном бизнесе, ты можешь начинать развивать любое из этих направлений”»[5]. Уникальность нужна именно для того, чтобы это совмещение производства, торговли и услуг воспринималось как нечто цельное, гармоничное. Особенно хорошо это показывают отчеты оценочных комиссий после посещения целого ряда ресторанов одного и того же уровня. Высокую оценку может получить заведение, целиком выдержанное в своем «жанре», а нарекания получают те, у кого много несоответствий внутри концепции: декларируется высокая кухня, но хлеб подается из ближайшего гастронома; заявлен русский стиль, но предлагается усредненный европейский вариант кухни; в ресторане более 100 посадочных мест, но практически нет мест для парковки и т. д. Профессионалы высокого уровня иногда говорят, что для них ресторан – конвейер, где все жестко регламентировано. Легко поверить, что для них, с их опытом, все так и складывается. Для большинства же этот бизнес остается бизнесом людей, и чтобы он работал как часы, нужно приложить творческие усилия. Такие детали прорабатываются на уровне концепции ресторана, и специалисты определяют ее по-разному. Например, кто-то формулирует ее в нескольких строках.
Кто-то считает подобное скорее идеей, чем рабочим сценарием для реального заведения питания. Например, компания «РестКон», консультирующая рестораторов в том числе по вопросам открытия, выносит более детальное определение.
Маркетинговая часть 1. Оценка ценового сегмента планируемого предприятия, определение оптимального среднего чека. 2. Определение оптимальной целевой аудитории с точки зрения наполненности рынка и расположения будущего предприятия. 3. Позиционирование предприятия на рынке, определение конкурентных преимуществ. 4. Разработка маркетинговой стратегии заведения. Организационно-техническая часть 1. Экспликация помещений: залы, производственные помещения, административные, служебные и складские помещения. 2. Определение ассортиментного перечня блюд (кухни и бара) с указанием оптимальной торговой наценки и выходов. 3. Подбор и расстановка технологического оборудования и технологической мебели. 4. Расстановка посадочных мест с учетом зонирования зала. 5. Описание бизнес-процессов предприятия: обслуживание, производство, учет. 6. Определение типа обслуживания, режима работы предприятия. 7. Штатное расписание предприятия, управленческая структура. 8. Необходимый набор: • инвентаря зала и бара, офисного инвентаря; • мебели зала; • посуды, стекла; • формы персонала; • столового белья; • приборов для зала. 9. Программное обеспечение. Финансовая часть (бизнес-план) 1. Определение динамики среднего чека. 2. Планируемая оборачиваемость залов. 3. План инвестиций. 4. План постоянных/переменных расходов. 5. Отчет о движении денежных средств. Творческая часть 1. Предложения по стилистике, названиям предприятия. На взгляд автора, этот план концепции практически дублирует бизнес-план, в то время как концепция должна дополнять этот многостраничный документ. Консалтинг существует как многогранная теоретическая проработка любого вопроса, и соответственно оплачивается. Здесь хотелось бы поговорить о творческой составляющей концепции, о самом процессе ее «изобретения». С нашей точки зрения, концепция ресторана – это обоснованная идея предприятия питания; суть отличий этого проекта от конкурентов; рассказ о том, почему конкретный ресторан будет эффективен в данном конкретном месте при заданных условиях. Правильная концепция – это зафиксированное на уровне творческого осмысления, прочно связанное единство конъюнктуры рынка, местоположения и количества вложенных средств. На их стыке и появляется концепция, которая может быть в данных условиях жизнеспособной. Как рождается концепция ресторана?Так ставить вопрос – все равно что спрашивать у художника: «Как вы задумали эту картину?». Но если художник может ответить, что его просто «озарило», то в случае с коммерческим предприятием требуется больший прагматизм. При этом люди остаются людьми и создают те рестораны, которые им нравятся. Во всяком случае, вот несколько путей, по которым идут изобретатели ресторанных концепций. По аналогииЭта вдохновленность чужим опытом – не просто клонирование, а скорее творческая обработка увиденного, приложение к реалиям своей страны, своего города.
Если речь идет об известных образцах, с которых «лепится» ресторан, многие черты можно отметить как заимствованные. Специалисты хорошо видят в «Идеальной чашке» прообраз Старбакс, но это не мешает широкой публике ценить такие места, как нечто уникальное, присущее только их улице или району. По ощущению пустоты в нишеРассказывает Елена Борисычева, директор ресторана «Купеческий» в Новгороде:
У людей с предпринимательским талантом ощущение незаполненности какого-то потенциально прибыльного «экономического пространства» может быть очень четким. Популярная бизнес-литература щедра на предостережения: «Подумайте, если ниша пуста, может быть, это потому, что она не востребована?» Совет здравый, но тем не менее многие интуитивно попадают в точку, выстраивая концепцию по принципу «пустующего места». Интересно, что иногда автором той или иной концепции движет желание исправить чужую ошибку: ниша может быть номинально и заполнена, но все проекты, которыми она представлена, неудовлетворительны с точки зрения исполнения и не вызывают энтузиазма у посетителей. И вот находится человек, который «знает, как правильно». С этой позиции, например, известный американский ресторатор Фил Романо подходил к одному из первых своих проектов «Романо Макарони Гриль».
Под образ клиентаНет усредненного клиента, есть огромное количество социальных групп – больших, средних, малых. Объединенные по самым разным признакам, люди из этих групп могут стать посетителями ресторана или кафе. Некоторые концепции пишутся изначально под некую группу, а впоследствии завоевывают популярность и в других, незапланированных для себя слоях.
По возможностям конкретного местаДалеко не всегда хозяину удается приобрести ресторан там, где он хочет. Часто условия таковы, что в желанном проходном месте слишком велика арендная ставка, а остальная конъюнктура не позволяет создать в этом месте ресторан, который бы себя оправдывал. Обстоятельства выводят на аренду или покупку точки в том месте, которое может привлечь только ограниченную публику. Чтобы это успешно получилось, нельзя клонировать чужие концепции без изменений. Нужно создавать нечто новое, как платье на нестандартную фигуру. История ресторана «Золотая Орда», рассказанная директором Михаилом Волчковым
По соображениям модыКонцепции могут возникать как ответ на изменившийся стиль жизни, на новые интересы целевой аудитории. Когда в рабочую и бытовую практику вошел Интернет, появились интернет-кафе и кофейни, где удобно работать с ноутбуками. Когда люди стали активно путешествовать, многократно умножились предложения по национальным кухням. До России пока не докатилась тенденция к всестороннему оздоровлению образа жизни, но в Европе рестораны уже начали эксплуатировать эту тему – она на волне. Ресторан «Шассаньет» посреди огорода. История, рассказанная Майей Гоффманн, владелицей ресторана
По модели сетиВ России сетевые концепции представлены в основном фаст-фудом, и это почти всегда успешные предприятия, которые год от года наращивают свой оборот. Надо ли говорить, что новые владельцы часто задумываются над концепцией, которую можно было бы повторять, а еще, желательно, продавать по франшизе. Слишком много сегодня новых рестораторов, которые считают, что достаточно «приспособить» к идее какое-нибудь свое «гениальное» дополнение, а потом применить примеры маркетинга, которые они считают чем-то магическим. Для них все начинания связаны с болезненным опытом ошибок. Множество их начинаний под маркой «оригинальной концепции» проживает слишком короткую жизнь. Наблюдения за опытом нескольких европейских сетевых предприятий, чей успех не оставляет сомнений, позволяет определить требования, которые являются ключевыми для развития. Заметим, что если в совокупности опыта пяти сетей находится некоторое количество постоянных, из которых каждая успешна – значит, в их философии и позиционировании есть зерно, которое очень важно заметить всем начинающим. Для чистоты эксперимента мы ограничимся пятью сетями, которые ориентированы на среднюю ценовую категорию и развиваются как тематические рестораны: «Buffalo Grill», «Bistro Romain», «Hippopotamus», «Batifol» и «Flo» – в сегменте кондитерских. • Все эти сети вписаны в историю: у них уже достаточный срок жизни. • Все они предлагают некое количество знаковых вещей, которые ассоциируются у людей только с этими сетями. • Все эти сети имеют «в секретном сейфе» проекты развития. • Они получают достаточную прибыль. • Результаты анкетирования клиентов этих сетей говорят о высоком уровне удовлетворенности. • Все они вышли на рынок в хороший момент. Каким бы ни был сегмент, в котором они заявили себя, какую бы формулу работы они ни предложили, каждая из них смогла превратиться в проект – одновременно новаторский и при этом 100 %-но опознаваемый целевой аудиторией. Основные композиционные элементы – меню, декор, сервис, обстановка, соотношение время/качество/цена в них соответствовали настоящим ожиданиям людей. Это означает, что создатели этих сетей хорошо разбирались в эволюции вкусов, пищевых привычках, стиле жизни и поведении своих потребителей. Понятно, что пять этих образцовых сетей достигли своего высокого уровня на стыке потребностей и предложения в глобальном экономическом смысле. Buffalo Grill. Совместный проект, который сумел отлично интегрировать в свою среду элементы микс-маркетинга. Забота о деталях. «Несущий» продукт: жаренное на гриле мясо. Здание и вывеска хорошо идентифицируются – этакий полувестерн, бизоны – подходит для стратегии локализации по обочинам дорог. Рациональное соотношение продаж/инвестиций. Тема благодатная и при этом дающая возможность ее обыгрывать. Развитие идет дискретно, но эти рывки очень эффективны. Hippopotamus. Концепция уже известна, вписана в историю общепита, но еще далеко не исчерпана. Мясо на гриле – очень высоких вкусовых качеств. Акцент на благожелательном приеме, открытый к общению персонал. Коктейль-бар. Концепция полностью адекватна выбранному сегменту рынка. Выбор места – всегда «prime-site». Настоящая взаимность клиентов и их «Hippo». Умеренная экспансия, в которой смогли избежать банальности. Ведь примитивное приумножение точек «по старинке» убивает тему ресторана. Гармоничное сочетание комфорта и современности. Общительность, открытость изнутри, игра на типичном и узнаваемом – снаружи. Продвижение при помощи девушек-промоутеров. Bistro Romain. Концепция, великолепно выстроенная и легко отличимая в конкурентной среде: итальянская гастрономия по умеренным ценам, стиль «антипицца». Продукты на высоком уровне качества, их источники тщательно отобраны. Продвижение меню и продуктов всегда креативно. Аутентичный декор, ценность которого усилена настоящими антикварными предметами. Высокий уровень рентабельности. Расположение в самых доступных местах. Жесткий контроль со стороны управляющей команды, которая отличается большой требовательностью. Управляемое развитие, которое поддерживает идею – идти туда, куда идет клиент. (В том числе рассматриваются периферийные зоны.) Batifol. Маркетинг услуг – в неоклассической традиции. Профессионалы ресторанного бизнеса смогли создать сеть со всеми ключевыми признаками и не потерять ее «душу». Простая, ясная карта меню – в ней есть игра и радость. Используются продукты, которые все любят. Удобное местоположение. Очень привлекательный средний чек. Flo. Позиционирование в сфере кондитерской с широким выбором оказалось удачным решением. Концепция гармонично соединила маркетинг с историей гастрономии. «Исторические цитаты» в декоре и в предложении, роскошные украшения в залах. Рестораны смогли сохранить свою уникальность и индивидуальность, несмотря на сетевой формат. Продукты высочайшего качества. Жесткое руководство. Как найти название для ресторанаНазвание должно быть посланием к людям. Оно обязано, как воздушный шар, поднимать всю фирму ввысь – на всеобщее обозрение и восхищение. Придумать такое случайно удается очень редко. Поэтому, чтобы избежать ошибок, создатели самых известных торговых марок последовательно преодолевали пять этапов. 1. Ограничить «поле действия». На какую публику должно быть рассчитано название? Какие противоречия существуют в среде этих людей? Никогда не следует искать название, отвлекаясь от реальности, от конкретных условий. Первое, что важно для себя определить, – это сущность искомого названия. Для учебного заведения, для предприятия, для торговой марки или для какого-либо продукта названия придумывают по-разному. Второе, что важно, – это назначение продукта, функция предприятия. Чего ждут от него люди, каким целям оно служит? На Петроградской стороне недавно была закрыта чайная с угрожающим названием «Дезактивация». Хозяйка может долго сетовать на «непроходной угол», но название, вне всякого сомнения, внесло свою лепту в закрытие этого заведения. 2. Призвать на помощь воображение: ассоциации, «мозговые штурмы» и т. д. Об этом говорят все эксперты: название – это в первую очередь интуитивная находка, идея. Нет чудесного рецепта, позволяющего найти его. Миновав описанную выше первую фазу размышлений, вы должны оставить в стороне весь свой скепсис. Участок мозга, который заведует фантазией, должен стать гибким и восприимчивым. Чтобы стимулировать творчество, надо исходить из ключевых слов, искать все возможные варианты, к ним относящиеся. Можно заглянуть в словарь синонимов, подумать о том, какие возникают ассоциации с ключевым словом, разложить слово на слоги, попытаться вникнуть в его ритм, придумать несколько производных – все это средства, помогающие воображению. Хорошее решение может появиться в результате «мозгового штурма» с помощью сотрудников. На одном из таких собраний придумали название Ka для одной из моделей Ford. Это название было ассоциацией с образом удава Каа из «Маугли» – глаза змея горели, как фары автомобиля. Можно провести открытый конкурс среди всех сотрудников фирмы или предприятия. В этом случае у вас будет достаточно вариантов, чтобы сделать выбор. Можно так же обратиться в специальную фирму, которая разрабатывает названия. За определенную сумму (в зависимости от сложности задачи) профессионалы предоставят вам на время своих гениев-фантазеров, экспертов-лингвистов, самые современные средства поиска вариантов. Преимущества этого шага очевидны: вы получите взгляд извне на ваш ресторан, а он, как правило, шире взгляда изнутри. Однако разные агентства используют разные методы поиска названий. В Петербурге некоторое время назад работало бистро «Мясорубка». Вначале создателям этой концепции название показалось резким, агрессивным. Но оно было проверено (вместе с отрисованным логотипом) на нескольких представителях целевой аудитории, и в конце концов его приняли, так как реакция на него оказалась вполне лояльной. Определяться с названием ресторана надо на самом раннем этапе маркетинговых исследований и разработки концепции ресторана, выборе целевой аудитории. Более того, выбор наименования ресторана является составным и весьма существенным элементом разрабатываемой концепции. Хотя концепция включает в себя еще много других элементов, мы остановимся на названии как на одном из ключевых элементов успеха ресторана. Если аккумулировать все правила, которые написаны для придумывания названий ресторанам, получится примерно следующая картина. По сути, создается новый бренд. Лучше всего удостовериться, что слово, выбранное для названия, имеет положительные коннотации. Если это иностранное слово, ответственность возрастает. Так, один руководитель во что бы то ни стало хотел назвать свое предприятие «Ансл». Консультант долго расспрашивала его, что это означает. Он раскрылся и объяснил, что, по словам его приятеля, это означает «Бык». Консультант заглянула в словарь и поняла, что не ошиблась: бык по-английски – «бул», а предлагаемое слово – «кастрированный бык». Приятель бизнесмена пошутил. Хорошее название – это название, влекущее за собой целую вереницу ассоциаций. Искусный подход – вложить в краткое слово или словосочетание много значений и оттенков, не увлекаться, но при этом искать положительное звучание этих смыслов для целевой аудитории. 3. Название предприятия должно бытьзапоминающимся. Если слово легко запомнить, о ресторане легко рассказать друзьям и знакомым. Полезно проверить название на «запоминаемость» в кругу своих коллег и друзей. «Bourgeois Pig» – так называется одна кофейня в Лос-Анджелесе. «Нам хотелось придумать название, никак не связанное с кофе, – рассказал его хозяин. – Я вспомнил, что у меня был приятель во Франции, и я именно так мысленно называл его в некоторые моменты нашей жизни: “буржуйская свинья”. Похоже на идиотизм, но мы полностью удовлетворены этим названием. Гости вовсе не оскорбляются. Они много спрашивают о нашей вывеске и всегда помнят о нашей кофейне». Желательно называть ресторан просто с точки зрения орфографии. Если это иностранное слово, которое пишется совсем не так, как слышится, его будет очень трудно искать в справочнике. Это касается именно сервисных заведений. Для товарных групп все иначе: там, чтобы быть эффективным, имя не обязательно должно быть легко читаемым и запоминающимся. Достаточно вспомнить Schweppes, Huch Puppies. Нужно только выбрать подходящие средства коммуникации, чтобы внедрить свое название. А вот рестораны имеют не так уж много ресурсов в плане коммуникации, и упоминания во всяких алфавитных списках, перечнях победителей и справочниках оказываются очень важными. С точки зрения будущего удобства клиентов лучше использовать слова, которые начинаются с первых букв алфавита. Банально, но у тех ресторанов, которые стоят в начале списка на интернет-странице или в телефонной книге, намного больше шансов получить заказ на банкетное обслуживание. 4. Название должнобыть честным. Дешевое заведение, названное претенциозно, выглядит смешно. Особенно это было заметно в советском общепите, когда названия либо ничего никому не говорили, либо сидели «как на корове седло». Писатель Юрий Поляков в свое время так рассказал про одну пивную: «Павильон! Это мы умеем: вонючую пивнушку назвать павильоном, душную утробу автобуса – салоном, сарай с ободранным киноэкраном – Дворцом культуры. Павильон… Конечно, нашу пивную павильоном мы не называли никогда. Смешно. Сначала безыскусно именовали “точкой”, потом некоторое время – “гадюшником”. Года полтора держалось название “У тети Клавы” – по имени уборщицы, одноглазой старушки, которая смело бросалась разнимать дерущихся с криком: “У тети Клавы не поозоруешь!” Но вот выявился один замечательный завсегдатай – спившийся балерун из Большого театра. Интересно, что даже в совершенно пополамском состоянии он все равно ходил по-балетному – вывернув мыски. За дармовую кружку пива балерун охотно крутил фуэте и кричал при этом дурным голосом: “Р-риголетто-о-о!” Почему “Риголетто”, а не, допустим, “Корсар” или “Щелкунчик”, – никто не знал. Пивную начали называть “Риголетто”, потом “Рыгалето”, что в общем-то более соответствовало суровой общепитовской действительности»[12]. Посетители, если они все-таки есть, никогда не согласятся с излишествами в названии, обязательно сократят или переделают в соответствии с уровнем заведения. Так и рождаются из «Олеко» – «Калека», из «Ясеня» – «Плесень» и далее в том же духе. Обман в названии распространен не только для общепита, но и для гостиничной сферы, и для торговли. Это происходит по всему миру. Отель Hilton London Kensington Hotel находится совсем не рядом с музеями и шикарными магазинами, с которыми, как правило, ассоциируется Кенсингтонский район Лондона. На самом деле он находится в районе Holland Park, что в самой дальней западной части города. Снимите комнату в отеле Crowne Plaza Hotel Beverly Hills, и вы, вероятно, будете наивно полагать, что остановитесь именно в Беверли-Хиллз? Ошибаетесь. Отель находится за целую милю от этого места, в Лос-Анджелесе. Видимо, все сильнее укореняющаяся привычка клиентов искать рестораны и отели через справочники и интернет-ресурсы и стимулирует эту «игру в престижные названия». Заведение одним своим именем мимикрирует под престижное, чтобы заманить гостя – пусть на один раз, а там, может быть, его все и устроит. 5. Это слово не должно быть клоном уже существующих названий. Широкий первичный отбор названий может сопровождаться их юридической оценкой. Это вовсе не из-за строгих критериев в этой области. Просто поле доступных неизощренному разуму названий – настоящая «шагреневая кожа». Чем проще идея, тем больше вероятность, что кто-то ее уже использовал. Лучше проверить целую группу названий еще до того, как будет сделан окончательный выбор. Только не надо паниковать, если полюбившееся всем название уже оказалось чьей-то собственностью – с его владельцем часто можно договориться. Просто понадобится некоторое время на согласование. Кроме того, есть прекрасное средство для преодоления этого препятствия. Вы можете добавить к слову приставку, изменить какую-нибудь букву или как-нибудь иначе обработать хорошее чужое название. А можно просто перекупить название. Совет: не показывайте слишком большую заинтересованность, чтобы владельцы не завысили цену. А также не используйте имя до тех пор, пока не оформили сделку – в мире есть печальный опыт судебных разбирательств на этот счет. На этой стадии лучше иметь про запас десяток вариантов, годных к использованию. Каких названий следует избегать? Прежде всего с использованием в обозначений, охраняемых в качестве товарных знаков (название города Санкт-Петербурга с некоторых пор тоже попадает в эту категорию), или пользующихся правом охраны их элементов для однородных услуг. Во-вторых, обозначений, на которые третьи лица имеют исключительные права, например, права на фирменное наименование для однородной деятельности. В-третьих, лучше обойти использование в наименовании заведения, объектов, защищенных нормами авторского права. В-четвертых, использование в наименовании личных имен третьих лиц без их согласия. Еще несколько правил. В своей последней книге «Искусство старта» Гай Кавасаки (Guy Kawasaki, Art of the Start) пишет: «Выбирайте имя или название с умом, не идите на компромисс». Он дает несколько советов успешным предпринимателям относительно подхода к выбору названия. • Избегайте использования цифр. Это плохая идея, потому что люди могут столкнуться с затруднением: как искать это название (скажем, «Пятый угол») в справочнике – по цифре (1, 2, 3) или по началу слова прописью (один, два, три). • Выбирайте название, у которого есть особенности глагола. В идеале ваше название должно войти в модную устную речь и стать глаголом. Например, люди «ксерят» документы (от слова ксерокс), а не фотокопируют их. • С недавних пор многие «гуглят» слова (от названия поисковой системы Google), вместо того чтобы «искать слова в сети Интернет». Предупреждение от редактора рассылки Стива Ривкина (Steve Rivkin): «Этот совет вызывает недовольство у юристов в области торговых марок, так как усложняет защиту названия. Будьте максимально осторожны при выборе». • Сделайте так, чтобы ваше название звучало «по-особенному» (а для этого примените нестандартное мышление). Звучание вашего названия не должно напоминать что-либо еще. Вот плохой пример: Claris, Clarins, Claritin и Claria. А теперь попытайтесь вспомнить, какое из названий относится к косметике, а какое – к программному обеспечению, он-лайн-маркетингу и производству антигистаминных препаратов. Сложно? То-то же… • Название должно быть логичным. Оно должно подходить к вашему роду деятельности. Прекрасным примером могут служить имена покемонов. Попросите детей показать вам карточки с изображением таких героев, как Beautifly (слияние слов – beautiful и fly – Летающая красавица), Delcatty (delicate и cat – Вежливый котенок), Flygon (Ловкий, Ветрогон) и Huntail (Охотник, Чудовище с хвостом), и вы сразу поймете, что я имею в виду, говоря о логике и хорошем позиционировании в названии. Какие бывают названияПри выборе ресторана учитывается его будущее местоположение, потенциальные посетители, категория, например элитность, специфика, одновременно определяется его будущий желаемый имидж. Что касается общих принципов выбора наименования ресторана, они определяются исходными данными, которые мы уже рассмотрели, и можно сформулировать на этой основе следующие подходы. • Часто демонстрируется соответствие названия профилю, в частности, кухне ресторана. Например, планируется специальная рыбная кухня, и это желательно тем или иным способом отразить как в интерьере заведения, так и его названии. Очень эффективны, например, для профилированных рыбных ресторанов такие индивидуализирующие названия, как «Тритон», «Fich House». • Если отличающее свойство относится не к кухне, а к целевой аудитории, например, или к месту расположения, то и название часто касается этой особенности: «Папарацци», «Архитектор», «Пять углов», «На Приморской». • Рестораны иногда называют по имени владельца. Это старая традиция: известные рестораны Тестова, Палкина, булочные Филиппова, кондитерские Абрикосова работали так хорошо, потому что хозяин (или его дети) лично отвечали за качество. Теперь хозяин часто находится настолько далеко в цепочке ответственности, что традиция с ходом времени угасла. Есть, правда, примеры, которые показывают, что имя в названии может и сегодня давать хороший эффект. Олег Тиньков, владелец одноименных пивоваренной компании и сети ресторанов, чтобы эффектно выйти на насыщенный петербургский рынок использовал свою фамилию для создания романтической истории о находке старинного рецепта изготовления пива. Рецепт якобы принадлежит одному из праотцев г-на Тинькова – Порфирию Тинькову, который во времена Петра I действительно держал пивоваренный заводик. Из архивов Публичной библиотеки на свет Божий был извлечен фамильный дворянский герб Тиньковых, который стал логотипом торговой марки. Дворянская фамилия-бренд, по замыслу г-на Тинькова-младшего, должна была поддержать претензии одноименного пива на элитность и принадлежность к классу premium. Хотя на самом деле рецепт был куплен у немецкой компании Weerman, ход сработал: пиво «Тинькофф» получило нишу на рынке, а многие потребители даже не подозревают, что за фамилией-брендом стоит реальный человек, наш современник.
• Иногда рестораторы хотят использовать в названии чужое имя – из политической среды, из телесериала и т. д. Доверять сиюминутному, лежащему на волне популярности в России принято, и эта разновидность названий вполне имеет право на существование. Тем не менее важно задумываться о том, сколько времени эта Марианна, Хуан-Карлос или какой-нибудь Альберто будут сидеть в голове у потенциального клиента. Варианты развития событий могут быть разными. Вот хозяева известного петербургского бара «Рыжий Чуб» хотели вначале назвать его «Рыжий Чубайс». Но специалисты им отсоветовали это делать: мол, Чубайса, не ровен час, сошлют, посадят или просто ликвидируют. С тех пор прошло уже более шести лет, политик здравствует, так что ресторанный проект может оказаться гораздо менее живучим, чем персонаж в названии. • Классическими можно считать названия с использованием географических наименований – «Прага», «Шанхай», «Москва». На родине это скорее штампы, чем бренды. Так было модно называть рестораны в советскую эпоху. Традиция волшебным образом переместилась в ностальгическое зарубежье, где открываются «Одессы», «Беларуси» и другие вполне качественные заведения в национальном духе. В эту же категорию штампов можно отнести названия с применением исторических корней, например, «Арбат», «Яр». • Названия вне тривиальной логики, вне поля осведомленности среднего обывателя становятся приметой нашего времени. «Поначалу я хотел открыть фабрику-кондитерскую, – рассказывает хозяин и шеф-повар “Марии-Антуанетты” Давид Леви. – А назвать я решил ее именно “Мария-Антуанетта”, помня о знаменитой фразе этой королевы о том, что, если у народа нет хлеба, он может кушать пирожные. Я хотел, чтобы народ кушал пирожные – мои пирожные!» С одной стороны, название красивое, с другой стороны – попадает в пласт знаний, которыми может владеть лишь образованный контингент. Возможно, именно он и нужен этому израильскому хозяину как платежеспособная публика. В нашей стране подобные названия пока еще не в моде, потому что наиболее платежеспособный клиент – далеко не всегда самый образованный, скорее наоборот. В России в ближайшие годы едва ли будут успешными названия-цитаты из литературных произведений или «со ссылкой» на какой-нибудь исторический факт. Пока наиболее эффективны менее изощренные идеи. Хотя вот такая, наверное, прижилась бы в любом городе мира.
• Сегодня модно заимствовать названия из других языков, других культур. «Беллиссимо», «La presse» – не только слова, но и зарубежные имена вроде «James Cook» хорошо воспринимаются современными жителями больших городов. Доверие ко всему зарубежному заставляет и заведения, и товары называть с использованием латинских корней, иногда совершенно бессмысленным. Есть названия, появившиеся и из других источников, их классификация могла бы быть достаточно длинной. Но все равно это будет любительская классификация, поскольку наделение места названием – один из самых исключительных видов творчества на этапе старта ресторанного бизнеса. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|