|
||||
|
Глава 9ЮРИДИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СДЕЛОК ПО ПЕРЕДАЧЕ БИЗНЕСА ПИТАНИЯ ДРУГОМУ СОБСТВЕННИКУ Подготовка любого бизнеса к продаже – это процесс, который займет определенное время и отвлечет средства. Прежде всего, владельцу необходимо определиться, какое имущество, оборотные средства и нематериальные активы будут предлагаться к продаже. Лучше заранее побеспокоиться о проведении инвентаризации, сверки кредиторской и дебиторской задолженности и погасить просроченные долги. Максимальную цену можно получить, передав компанию вместе со всем персоналом, полной клиентской базой, наработанными связями с поставщиками. Рассмотрим дальнейшие этапы работы. Юридическая экспертизаОчень важен этап предпродажной подготовки, иногда определяющий саму возможность отчуждения бизнеса. В это время проводится аудит всех имеющихся документов, касающихся правовых основ деятельности компании: наличие учредительных, правоустанавливающих и разрешительных документов, выявление отсутствующих бумаг и разработка возможных схем продажи бизнеса.
Определение стоимости компанииКачественная рыночная оценка, в отличие от бухгалтерской, учитывает не только производственные затраты, а в обязательном порядке принимает во внимание положение предприятия на рынке, время, риск, неосязаемые активы, внешнюю конкурентную среду и внутренние особенности построения бизнеса. Существуют довольно сложные формулы и механизмы расчета стоимости действующего бизнеса. В целях продажи бизнес оценивается исключительно при существующем использовании, то есть тех доходов, которые он приносит на момент реализации, тех технологий и связей, которые позволяют получать эти доходы. В связи с тем, что оценка действующего бизнеса требует, кроме знания методов и формул, большого опыта и наличия баз данных, лучше поручить это непростое дело специалисту. Разработка стратегии продажиДля достижения справедливой цены желательно самому искать покупателя, «подходящего по всем статьям», а это довольно трудная задача. Специалисты выделяют три основные группы покупателей малого и среднего бизнеса, отличающиеся друг от друга по требованиям к состоянию бизнеса, его составу, цене, условиям сделки, сохранению персонала и т. п. Поэтому необходимо нарисовать так называемый «портрет потенциального покупателя» (частный инвестор или инвестиционный фонд, отраслевой конкурент или стратегический партнер, «бизнес-ангел» или «поглотитель»), и на основании этого портрета разработать стратегию действий. Разработка плана коммуникационной кампанииНа этом этапе планируются мероприятия по продвижению предложения о продаже. В связи с тем, что действующий бизнес представляет собой живой механизм, необходимо предусмотреть меры по сохранению конфиденциальности. Иногда известие о продаже компании может повлиять на уход ключевых сотрудников или контрагентов. В зависимости от выбранной стратегии коммуникационная кампания может быть направлена как на массированный выброс на рынок предложения о продаже или на продажу «из-под полы», так и на поэтапную смену приоритетов в зависимости от ситуации. Заключительным этапом должно стать составление презентационных материалов, необходимых для представления бизнеса потенциальному покупателю. В большинстве случаев готовится документ, называемый инвестиционным (информационным) меморандумом. В зависимости от выбранной стратегии меморандум может содержать как подробное описание объекта, включая фотографии, так и представлять информацию в дозированном, сжатом виде. Если среди потенциальных покупателей числятся крупные компании или инвестиционные фонды, то для них надо подготовить краткое предложение (бриф) и презентацию в электронном виде. Поскольку успех сделки закладывается именно на этапе предпродажной подготовки, относиться к этой процедуре надо с особой серьезностью. Конечно, владелец может заняться этими вопросами сам или вдвоем с юристом, но тогда надо забросить остальные дела, поскольку тщательная подготовка бизнеса к продаже отнимает много времени и сил. Для достижения наилучшего результата все-таки лучше обратиться к специалистам. Оценка бизнесаОценка ресторана, как, впрочем, и любого другого действующего бизнеса, играет определяющую роль в разработке стратегии его продажи. От того, насколько заявленная цена соответствует действительному положению дел, зависит не только время реализации бизнеса, но и сама ее возможность. Оценка может преследовать разные цели (от получения банковского кредита до ухода от налогов), в свою очередь влияющие на технологию определения стоимости компании. От того, на что направлена оценочная работа, зависит выбор метода, которым она производится. Большое значение имеет и доступность информации – каждый бизнес специфичен, иногда методы сбора и анализа данных, необходимых для определения стоимости компании, разрабатываются для каждого объекта в отдельности. В контексте представленной статьи финальный ориентир оценки – продажа бизнеса. Методы и методики определения стоимости ресторана принципиально не отличаются от тех, которые используются по отношению к другим бизнесам «неиндустриального» профиля. Существует несколько общепринятых технологий оценки, применимых к общей массе готовых предприятий. Метод сравнительных продаж, которым достаточно точно можно определить стоимость бизнеса, адекватно учитывает реалии рынка, но лишь при условии наличия большой статистики продаж. Нужно учитывать, что продажа бизнеса – это новый сектор рыночной экономики. Данные о сумме производимых сделок – зачастую закрытая информация, что значительно ограничивает возможности оценки. Этот метод имеет еще один большой недостаток – он не учитывает динамику развития компании, ее перспективы. При затратном методе определяется восстановительная стоимость составляющих материальных активов. Данная методика статична и не отражает собственно сам бизнес предприятия. Она применяется главным образом при переоценке основных фондов, для объектов, не предназначенных для получения прибыли, и при распродаже имущества. Доходный метод представляется автору наиболее эффективным и достаточным для определения стоимостных характеристик предприятия общественного питания как бизнеса в использовании. Цена бизнеса при таком методе определяется величиной ожидаемых доходов. Базовый показатель, влияющий на определение стоимости, – прибыль, получаемая рестораном. Этот критерий коррелируется с предъявляемыми критериями конъюнктурой рынка со сроками окупаемости бизнеса. Сейчас данный показатель не превышает два года, но можно констатировать тенденцию к его увеличению. По-разному оцениваются бизнесы, продаваемые вместе с недвижимостью и работающие на арендованных площадях. В первом случае стоимость объекта будет определяться как сумма двух цен: помещения и собственно «дела», предпринимательского проекта. Здесь мы рассматриваем только оценку самого бизнеса, не вникая в специфику определения стоимостных параметров коммерческой недвижимости. Оценивая ресторанный бизнес, надо учитывать целый ряд факторов, определяющих его способность приносить прибыль. Значительное влияние на способность ресторана приносить прибыль и, соответственно, на его стоимость оказывает местоположение. Еще несколько лет назад заведения, находящиеся в центре Москвы, были более посещаемыми, чем аналогичные проекты в «спальных» районах. Сейчас ситуация изменилась: растут доходы жителей окраин, меняется их образ жизни. Четко наметилась тенденция к перераспределению инфраструктуры в пользу городской периферии. Однако для достижения хорошего уровня дохода в таких ресторанах огромную роль приобретает грамотная концепция, которая должна соответствовать месту и учитывать специфику района. Другой фактор, сказывающийся на способности генерировать денежные потоки, – площадь, занимаемая рестораном. Но при этом надо учитывать следующее: чем более обширную площадь занимает ресторан, тем дороже будут стоить права аренды – это может увеличить срок окупаемости бизнеса. Можно также сказать, что важна не сама площадь, а только эффективно используемая. Кроме того, доход ресторана зависит и от количества посадочных мест. Высокая проходимость заведения обеспечивает значительный доход и сокращает срок окупаемости объекта, повышая его стоимость. Не последнюю роль в деле формирования цены ресторана играет его имиджевая составляющая. Она складывается из качества предлагаемой посетителю кухни, из сформировавшегося клиентского контингента, качества обслуживания. Но сегодня мало пустить в тираж хороший, дорогой ассортимент блюд. Необходимо привлекать клиента необычной, новой концепцией. При этом для потенциального посетителя важно, насколько известен бренд, большую роль играет профессиональная организация и высокое качество обслуживания. Создать положительный имидж компании способна эффективная реклама, но без ее подтверждения практикой работы крайне сложно получать прибыль в сколько-нибудь значительном временном интервале. Характерно, что цена действующего ресторана может зависеть от времени года – инвестор, особенно непрофессиональный, большее внимание обращает на то, как бизнес работает «здесь и сейчас». Например, если покупатель решил приобрести кофейню на Арбате, то при стремлении сэкономить средства лучше покупать ее в ноябре, ближе к зиме. Тогда следует учитывать тот факт, что впереди нового владельца ждет пара-тройка месяцев убытков, потому что посетители в холодное время года в таких заведениях обычно редки. И наоборот, если приобретать кофейню в сезон, то есть ближе к весне, то, невзирая на некоторое удорожание объекта, он сразу будет приносить максимальную прибыль. Иная ситуация складывается с небольшими барами, где наплыв посетителей характерен в основном для зимы, когда горожане свободны от дачных дел. Стоимость подобных предприятий, напротив, увеличивается с приближением зимних месяцев. Для ресторанов элитного класса сезонные колебания цен не столь характерны. Сегодня рестораны привлекают большое число инвесторов. Во-первых, они рассматриваются в качестве одного из наиболее надежных источников капиталовложений. Во-вторых, многие вероятные покупатели склонны видеть управление рестораном не как сферу приложения профессиональных навыков, а как некий вид искусства, не требующий специальной подготовки. При этом предпочтение в таких ситуациях отдается именно готовому бизнесу во избежание различных проволочек с поисками подходящих помещений, ремонтом, оформлением различных документов и лицензий, наймом персонала, созданием постоянной клиентской базы. Для иллюстрации можно привести пример с уже упомянутой выше кофейней на Арбате. По данным из разных источников, на открытие кофейни на 20-30 мест в центре Москвы требуется от 70 тыс. долл. до 100 тыс. долл., при этом в запасе следует иметь еще около 50 тыс. долл. Надо учесть и то, что на открытие кофейни уйдет не менее 6 месяцев, что, без сомнения, потребует дополнительных затрат, тогда как уже работающая кофейня, расположенная в престижном месте центра Москвы, также может быть приобретена за 70 тыс. долл. Срок окупаемости данного объекта – 1,5-2 года. Очевидно, что предложение выгодное, гарантирующее быстрый возврат инвестируемого капитала без особых рисков и «головной боли». Если вы хотите приблизительно прикинуть сумму, которую может принести принадлежащее вам заведение в случае продажи, можно прибегнуть к элементарной технологии: перемножить ежемесячный доход и средний срок окупаемости капитало вложений, который предъявляют инвесторы (с учетом того, что погрешность полученной суммы может составить плюс-минус 20 %). Это позволит получить приблизительный ориентир на рынке готовых бизнесов. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности
Как оценивают нематериальные активы (гудвилл)Все нематериальные активы, находящиеся в распоряжении компании, условно можно разделить на три группы. К первой относятся нематериальные активы, неотделимые от предприятия: обученный персонал, достижения в области рекламы и продвижения своей продукции, преимущества территориального расположения, репутация бизнеса. Активы этой группы, как правило, имеют неопределенный срок службы и оцениваются в совокупности, поэтому считаются неамортизируемыми. Вторая группа – это нематериальные активы, не отделимые от сотрудника предприятия. В их числе личная репутация и профессиональные навыки конкретного сотрудника, включая ноу-хау, коммерческие способности и т. д. Как и активы первой группы, они не имеют срока использования и не амортизируются. Третья группа – это нематериальные активы, в общем случае отделимые от предприятия: фабричные марки, фирменные знаки, торговые марки, авторские права, патенты и т. д. Любой актив этой группы может быть оценен отдельно. Кроме того, поскольку большинство из них имеют определенный срок службы, они считаются амортизируемыми, соответственно их можно поставить на баланс предприятия. Среди оценщиков не существует единого мнения относительно того, какие активы входят в состав гудвилла. По мнению авторов, гудвилл в узком смысле – это только те активы, которые относятся к первой группе приведенной выше классификации. Поэтому в дальнейшем в статье под гудвиллом компании будут подразумеваться активы, неотделимые от производства. В российской практике наиболее широко применяются следующие способы оценки стоимости гудвилла компании: • по разности суммарной рыночной стоимости активов предприятия и стоимости всего бизнеса; • с позиции избыточной прибыли; • по объему реализации. Рассмотрим подробнее перечисленные методы оценки стоимости гудвилла компании. Оценка разности стоимости компании и рыночной стоимости всех ее активовУсловно этот метод можно разделить на два этапа. Сначала рассчитывается рыночная стоимость всех активов компании исходя из принципа максимально эффективного их использования. Другими словами, предполагается, что активы используются самым эффективным способом, при этом такое использование физически возможно, экономически оправданно и законно. На данном этапе работы нужна согласованная деятельность оценщика и бухгалтера. Бухгалтер определяет, какие из нематериальных активов компании можно выделить и поставить на баланс, остальные нематериальные активы и будут формировать гудвилл. На втором этапе определяется стоимость всего бизнеса как единого целого путем либо сравнительного, либо доходного метода оценки. Выбор того или иного подхода зависит от наличия и достоверности информации, используемой при оценке. Если существует база данных о реальных продажах аналогичных бизнесов, то предпочтение будет отдано сравнительному методу оценки стоимости бизнеса, если же такой информации нет, то бизнес воспринимается в первую очередь как инструмент для получения дохода, и его стоимость определяется доходным методом. Гудвилл при применении данного способа расчета является разницей между суммарными активами (в том числе и нематериальными), которые могут быть поставлены на баланс предприятия, и рыночной стоимостью компании. Оценка гудвилла путем расчета избыточной прибыли основывается на предположении, что если одно предприятие получает больший объем прибыли на единицу активов, чем аналогичное предприятие этой же отрасли, то это означает, что дополнительную прибыль предприятию приносит именно его деловая репутация. В основе метода оценки гудвилла путем определения избыточной прибыли лежит концепция, разработанная Налоговым управлением США и введенная Минфином США в 1920 году. Согласно этой концепции активы компаний приносят одинаковую прибыль. Таким образом, определив нормативную прибыль на единицу активов, нужно сопоставить ее с реальным показателем прибыльности активов и рассчитать объем неучтенных активов, то есть гудвилл. Ставки дохода для материальных и нематериальных активов были установлены инструкцией налоговой инспекции США. Для организаций с низким уровнем риска ставка дохода для материальных активов составляет 8 %, для нематериальных – 15 %; для предприятий с высоким уровнем риска – 10 и 20 % соответственно. Бухгалтерский учет гудвиллаВ соответствии со стандартами российского бухгалтерского учета деловая репутация (гудвилл) определяется как разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Приобретенная деловая репутация учитывается на балансе и амортизируется в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации. Если же приобретенная деловая репутация компании отрицательна, она равномерно относится на финансовые результаты компании как операционный доход. В российской практике подобного рода коэффициенты прибыльности законодательно не закреплены. С одной стороны, это усложняет проведение оценки, с другой – тщательный подбор предприятий-аналогов для сравнения доходности позволяет повысить достоверность оценки и избежать допусков, присущих широким обобщениям. Предприятие-аналог должно соответствовать следующим требованиям: • производить аналогичную продукцию (работы, услуги); • располагаться в той же местности (области, районе); • обладать аналогичными производственными мощностями. Оценка гудвилла требует значительных затрат времени, сил и денег. Поэтому при выборе метода его расчета следует иметь в виду, что затраты на проведение оценки не должны превышать ценности полученной информации. Роль гудвилла в стоимости компанииС точки зрения влияния гудвилла на стоимость компании все предприятия малого и среднего бизнеса можно разделить на три группы: • гудвилл организации был эффективно сформирован и сейчас в силу стагнации компании составляет основную часть ее стоимости; • гудвилл является значимой, но не основной составляющей стоимости; • гудвилл еще не определен в качестве фактора, генериру ющего прибыль. К первой группе предприятий относится, например, компания «Аспект-Модификатор», известный производитель автохимии.
Ко второй группе относятся компании, гудвилл которых составляет от 25 до 40 % стоимости. В первую очередь это консалтинговые, оценочные и юридические фирмы (к сожалению, на рынке нет данных по их оценке). Также в эту группу входят предприятия, работающие в сфере услуг. И те, и другие компании начинают приносить стабильную прибыль только при условии формирования постоянной клиентуры и определенной репутации, то есть гудвилла. Компании, работающие на этом сегменте рынка, относятся к числу наиболее часто продаваемых и покупаемых. В качестве примера можно привести один известный московский ресторан, стоимость материальных активов которого составила 500 тыс. долларов США, причем ликвидность некоторых из них была сомнительна (например, на диван, покрытый шкурой пони, стоимостью 30 тыс. долларов найти покупателя не так просто). В то же время специалисты «Магазина Готового Бизнеса» оценили ресторан в 800 тыс. долларов. Свою роль здесь сыграли популярность заведения и уникальная для российского ресторанного рынка концепция. Все эти факторы позволили прогнозировать срок окупаемости в два года, сделав ресторан одним из наиболее привлекательных инвестиционных предложений на рынке. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|