• 4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования
  • 4.2. Стадии и способы административно-правового регулирования
  • 4.3. Принципы административного права
  • 4.4. Административно-правовые нормы
  • 4.5. Акты официального толкования административно-правовых норм
  • 4.6. Акты применения административно-правовых норм
  • 4.7. Административно-правовые отношения
  • Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования

    Механизм административно-правового регулирования совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

    Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:

    • представляет собой совокупность юридических средств;

    • средства носят административно-правовой характер;

    • объектом воздействия выступают управленческие отношения;

    • направлено на решение задач общества и государства;

    • активизирует субъекты управленческих отношений;

    • повышает уровень их правосознания, правовой культуры;

    • обеспечивается принудительной силой государства. Элементы механизма административно-правового регулирования:

    1) принципы административного права;

    2) административно-правовые нормы;

    3) акты официального толкования административно-правовых норм;

    4) акты применения административно-правовых норм;

    5) административно-правовые отношения.

    4.2. Стадии и способы административно-правового регулирования

    Стадии административно-правового регулирования:

    • регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права);

    • возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;

    • конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;

    • реализация субъективных прав и юридических обязанностей;

    • защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.

    Существуют следующие способы административно-правового регулирования:

    1) императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;

    2) диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом;

    3) рекомендательный – способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства;

    4) поощрительный – способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.

    4.3. Принципы административного права

    Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:

    • определяют юридическую природу административного права;

    • закрепляются в административно-правовых нормах;

    • являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;

    • выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;

    • обусловлены уровнем развития общества и государства.

    К принципам административного права относятся следующие.

    1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.

    2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

    3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.

    4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.

    5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.

    6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.

    7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта.

    4.4. Административно-правовые нормы

    Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

    Особенности административно-правовых норм:

    1) являются разновидностью юридических норм;

    2) объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;

    3) административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;

    4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;

    5) содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

    6) имеют представительно-обязывающий характер;

    7) обеспечиваются мерами государственного принуждения;

    8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;

    9) во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

    Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

    1) гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;

    2) диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;

    3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

    Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

    1. По предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

    2. По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

    3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

    4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

    5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.

    6. По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

    7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

    8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

    9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

    10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

    Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

    Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

    Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

    Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

    Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

    Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

    4.5. Акты официального толкования административно-правовых норм

    Толкование административно-правовых норм деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан по установлению содержания административно-правовой нормы, раскрытию выраженной в ней государственной воли.

    Элементы толкования административно-правовых норм:

    1) уяснение сущности толкуемой административно-правовой нормы;

    2) разъяснение сущности толкуемой нормы.

    Способы толкования – совокупность способов, приемов и средств, направленная на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы. Виды способов толкования:

    1) грамматический (филологический, языковый, текстовый);

    2) логический;

    3) систематический;

    4) историко-политический;

    5) специально-юридический.

    Виды толкования административно-правовых норм по субъектам: официальное – дается специально уполномоченными субъектами (государственными органами или должностными лицами) и содержится в специальном юридическом интерпретационном акте; неофициальное – дается субъектами, не наделенными официальными полномочиями по разъяснению содержания административно-правовых норм, и не имеет установленной формы.

    Акты официального толкования административно-правовых норм – это вид юридических актов, принятых уполномоченными государственными органами и должностными лицами в установленном порядке и содержащих разъяснение административно-правовых норм.

    Особенности актов официального толкования административно-правовых норм:

    1) не устанавливают новых административно-правовых норм, не отменяют и не изменяют их содержания;

    2) принимаются уполномоченными субъектами;

    3) раскрывают содержание толкуемой нормы;

    4) определяют порядок реализации толкуемой нормы;

    5) обладают юридической силой и подлежат применению только в течение срока действия толкуемой нормы;

    6) обладают государственно-властным характером;

    7) адресуются субъектам правоприменения.

    По форме выражения акты могут быть письменными или устными.

    По юридической природе выделяют акты нормативного толкования и акты казуального толкования.

    По видам государственных органов: акты законодательных органов, акты исполнительных органов, акты судебных органов, акты органов прокуратуры.

    В зависимости от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на аутентичные и легальные.

    4.6. Акты применения административно-правовых норм

    Акты применения административно-правовых норм представляют собой индивидуальное, государственно-властное веление, принятое уполномоченными субъектами в установленном порядке, содержащее разрешение конкретного управленческого дела на основе административно-правовых норм.

    Признаки актов административно-правовых норм:

    • носят государственно-властный (обязательный) характер;

    • принимаются компетентными субъектами государственного управления;

    • индивидуализируют требования административно-правовых норм применительно к конкретной управленческой ситуации;

    • применяются на основе и во исполнение законов, т. е. носят подзаконный характер;

    • имеют чаще всего документальную форму;

    • выступают юридическими фактами, т. е. влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношений;

    • принимаются в соответствии с установленной процедурой (порядком).

    4.7. Административно-правовые отношения

    Административно-правовые отношения это урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.

    Особенности административно-правовых отношений:

    1) это властные отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений;

    2) это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;

    3) для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;

    4) возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;

    5) могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие второй стороны необязательно;

    6) споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;

    7) при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;

    8) по своей сути – организационные, т. е. направлены на организацию совместной деятельности людей и их коллективов.

    Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и обстоятельств, без которых административно-правовые отношения не могут возникнуть.

    В состав предпосылок входят: административно-правовая норма, административная правосубъектность и юридический факт.

    Среди элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.

    Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

    Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.

    Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).

    Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников административно-правовых отношений.

    Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

    По порождаемым последствиям существуют правообразующие, пра-воизменяющие и правопрекращающие юридические факты.

    По форме проявления: положительные, с наличием которых административно-правовая норма связывает возникновение правоотношений; отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения правоотношений.

    По связи с волей субъекта: события – факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения; действия – факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения.

    По содержанию административно-правовые отношения делятся на: материальные – общественные отношения в сфере управления, урегулированные материальными нормами административного права; процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно-процессуальных норм.

    По функциям права: регулятивные отношения – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм, и охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.

    По характеру связей между участниками правоотношений: вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между несоподчиненными субъектами административного права.

    По характеру юридических фактов: отношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.

    В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений: внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.

    В зависимости от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх