|
||||
|
Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК НАУКА 3.1. Система наук и место в ней административного права Науки разделяют на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.; естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др. Юридические науки, в свою очередь, делятся: • на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства; • отраслевые: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право и др.; • прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.; • международные: международное публичное право, международное частное право; • изучающие зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран. 3.2. Административное право: понятие и предмет Наука «административное право» (административно-правовая доктрина) – составная часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования. Предмет науки «административное право» – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства. Элементы предмета науки «административное право»: 1) административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство); 2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления; 3) система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат); 4) история развития административного права; 5) правоприменительная практика субъектов административного права; 6) зарубежное административное право (сравнительное правоведение); 7) прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права. 3.3. Метод науки «административное право»: понятие и виды Метод науки «административное право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования. Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке). Общенаучные методы: • диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии; • анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы; • синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое; • аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках; • дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному; • индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др. Частнонаучные методы: • системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы; • сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права; • формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т. д.); • юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах; • правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем. Методика – совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов. 3.4. Функции науки «административное право» Наука «административное право» выполняет следующие функции: 1) познавательную (эвристическую) – состоит в познании и констатации административно-правовых явлений; 2) интерпретационную (объяснительную) – состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений; 3) методологическую – состоит в поиске конкретного инструментария, при помощи которого исследуется административно-правовая действительность; 4) организационно-управленческую – заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности; 5) идеологическую – состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и в конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества; 6) прогностическую – состоит в предвидении того, в каком направлении и насколько изменятся управленческие отношения. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|