• 3.1. Система наук и место в ней административного права
  • 3.2. Административное право: понятие и предмет
  • 3.3. Метод науки «административное право»: понятие и виды
  • 3.4. Функции науки «административное право»
  • Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК НАУКА

    3.1. Система наук и место в ней административного права

    Науки разделяют на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.; естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др.

    Юридические науки, в свою очередь, делятся:

    • на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства;

    отраслевые: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право и др.;

    прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.;

    международные: международное публичное право, международное частное право;

    изучающие зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.

    3.2. Административное право: понятие и предмет

    Наука «административное право» (административно-правовая доктрина) – составная часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.

    Предмет науки «административное право» – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.

    Элементы предмета науки «административное право»:

    1) административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);

    2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;

    3) система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат);

    4) история развития административного права;

    5) правоприменительная практика субъектов административного права;

    6) зарубежное административное право (сравнительное правоведение);

    7) прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.

    3.3. Метод науки «административное право»: понятие и виды

    Метод науки «административное право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.

    Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).

    Общенаучные методы:

    • диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;

    • анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;

    • синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;

    • аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;

    • дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;

    • индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.

    Частнонаучные методы:

    • системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;

    • сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;

    • формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т. д.);

    • юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;

    • правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.

    Методика – совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.

    3.4. Функции науки «административное право»

    Наука «административное право» выполняет следующие функции:

    1) познавательную (эвристическую) – состоит в познании и констатации административно-правовых явлений;

    2) интерпретационную (объяснительную) – состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений;

    3) методологическую – состоит в поиске конкретного инструментария, при помощи которого исследуется административно-правовая действительность;

    4) организационно-управленческую – заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности;

    5) идеологическую – состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и в конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества;

    6) прогностическую – состоит в предвидении того, в каком направлении и насколько изменятся управленческие отношения.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх