|
||||
|
Тема 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 19.1. Понятие, признаки и принципы административного процесса Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов. Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций. Признаки административного процесса: • вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое; • представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления; • обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права; • целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел; • результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах); • регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права; • обладает определенным строением (структурой). Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность. Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами. Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности. Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения. Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом. Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса. Принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика. Принцип быстроты {оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом. Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению. Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту. 19.2. Административно-процессуальные нормы и отношения Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права. Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий. Особенности административно-процессуальных норм: 1) являются разновидностью административно-правовых норм; 2) выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам; 3) имеют установленную структуру (строение); 4) содержатся в определенных источниках; 5) обеспечиваются принудительной силой государства; 6) нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности. По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления. По объему регулирования: общие и специальные нормы. По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов. По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы. По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации. По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы. По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств. Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями. Характерные черты административно-процессуальных отношений: • носят управленческий, организационный характер; • основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения; • регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий; • являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений. 19.3. Субъекты административного процесса Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью. Административно-процессуальная правосубъектность – основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса. Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность. Административно-процессуальная правоспособность – способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности. Административно-процессуальная дееспособность – способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе. Виды субъектов административного процесса: 1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства); 2) государственные органы, предприятия и учреждения; 3) государственные служащие; 4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения; 5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований. Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах: • субъекта, возбудившего управленческое дело; • субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела; • стороны административного процесса; • третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора; • уполномоченного представителя; • лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности; • лица, защищающего права и интересы других лиц; • лица, содействующего отправлению административного процесса. 19.4. Структура и стадии административного процесса Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств. Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы. Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов. Общие стадии административного процесса: • анализ управленческой ситуации; • рассмотрение дела и принятие решения; • исполнение принятого по делу решения. Черты стадий административного процесса: • регламентируются нормами административно-процессуального права; • обусловлены логикой всего производства; • направлены на решение конкретных задач; • характерен определенный круг участников; • определенные сроки совершения; • соответствующее процессуальное оформление. 19.5. Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов. Общие черты административно-нормотворческого процесса: • является составным элементом (частью) административного процесса; • ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер; • осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов; • реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов; • результатом является подзаконный нормативный правовой акт. 19.6. Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел. Общие черты административно-правонаделительного процесса: • является составным элементом (частью) административного процесса; • направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти; • в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела; • правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов; • состоит из административных производств; • результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт. Виды производств административно-правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства. 19.7. Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения. Общие черты административно-юрисдикционного процесса: • является составным элементом (частью) административного процесса; • регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера; • направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения; • выступает средством реализации охранительной функции административного права; • характеризуется множественностью субъектов осуществления; • состоит из определенных административных производств; • результатом является принятие административно-юрисдикционного акта. Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|