|
||||
|
ШЕСТОЙ ДОКЛАД. Берлин, 24 марта 1908 г Кто еще раз внимательно обдумает последний из состоявшихся здесь докладов и припомнит, как в более поздней стадии происходит повторение известных предыдущих состояний — как, например, на нашей Земле постепенно выступают состояния Сатурна, Солнца и Луны, и только потом уже развивается вполне, собственно, наше земное состояние — тот может почувствовать побуждение сделать следующее замечание. Он может сказать: в прошлых докладах не раз утверждалось, что первый физический зачаток человека имел уже в себе системы органов чувств, что этот первый зачаток физического тела состоял как бы из примитивных, элементарных органов чувств. Затем на Солнце развилась система желез, на Луне нервная система, и на нашей Земле все опять повторилось. Но как же согласовать это с тем, что было сказано в последний раз: первое, что выступает на Земле, есть зачаток кровеносной системы, своего рода тепловой человек; затем, когда земное состояние уплотняется до воздуха и присоединяется свет, возникает, с одной стороны, род воздушной системы, которая позднее преобразуется в систему дыхания, в то время как тепловая система преобразуется в позднейшую кровеносную систему; а, с другой стороны, под воздействием света образуется род внутренне-видящей нервной системы. Дальше описывалось, как все это находится еще в тонком, эфирном состоянии, как потом, так сказать, заполняется своего рода белковой субстанцией, которая под действием мирового звука, мирового тона расчленяется на отдельные вещества. Если я принимаю, так мог бы кто-нибудь сказать, что система желез начинается только с образованием органического вещества, то на Земле сначала должна была быть своего рода тепловая система, представляющая собой зачаток кровеносной системы, и своего рода нервная система, существовавшая тогда, без сомнения, в виде тонких эфирных силовых линий; затем выступила бы система желез, которая является в известном отношении уже органически вещественной; и, наконец, все было бы проникнуто минеральным веществом, как это описывалось в последний раз. Но удивительно, что когда выступали последовательные состояния Сатурна, Солнца и Луны, и когда эти состояния повторились на Земле, то первой появилась не система органов чувств, затем система желез, нервная система и, наконец, система крови. Но в последнем докладе было указано как раз обратное: сначала кровь, потом нервы, железы, и последним твердые части, которые, как было особенно отмечено, делают впервые возможным открытие органов чувств вовне. Кто-нибудь мог бы сказать, что этот принцип повторения оказался вполне непригодным, так как именно в последний раз был указан порядок, прямо противоположный тому, что следовало бы ожидать, если бы имело место действительно точное повторение. Нужно сказать, что если бы кто-нибудь захотел чисто интеллектуальным путем изобразить эти последовательные отношения как простое повторение предыдущего, то, по всей вероятности, он дал бы описание, которое было бы противоположно тому, что происходило в действительности. Ибо рассудок сделал бы шаблонное заключение, что на Земле должно было сперва повториться то, что было на Сатурне, потом то, что было на Солнце, потом то, что было на Луне, и что тогда только появилась система крови. Мной уже неоднократно подчеркивалось, что в оккультизме можно сделать ошибки и впасть в злейшие заблуждения, если не описывать, исходя из фактов, а на основании чисто рассудочных построений делать логические выводы. Ибо когда мы исследуем по Акаша-хронике развитие Сатурна, Солнца и Луны, то дело обстоит действительно так, что мы должны сказать: на Сатурне была заложена своего род система органов чувств, на Солнце система желез, на Луне система нервов, и на Земле к этому присоединяется кровь. При дальнейшем исследовании оккультного факта оказывается, что на Земле появляется сначала своего рода система крови, затем система желез, система нервов, и только тогда образуется то, что является пригодной для земных условий системой органов чувств. Таким образом, если мы хотим говорить о повторении, то, соответственно фактам, следует сказать о повторении в обратном порядке. То, что описывалось раньше, и то, что было показано в последнем докладе, проистекает не из каких-нибудь спекуляций рассудка, а было дано в соответствии с действительными фактами; и тогда открывается этот обратный порядок в последовательности событий, что делает повторение гораздо более сложным. Однако мы не можем остановиться на предположении, что имеем дело с простым обратным порядком. Но мы встречаем систему крови при первом зачатке нашей Земли как своего рода теплового человека, как я это описал в последний раз, так что действительно система крови является вместе с тем и своего рода системой органов чувств. Это есть именно тепловая и познавательная система одновременно. Весь человек, так сказать, состоит только из тепла и крови. Но его пронизывает не субстанция крови, а эфирные тепловые линии сил, и эти эфирные тепловые линии сил, на которых позднее возникает система крови, являются в первом зачатке именно родом системы органов чувств. А нервно-световая система является на Земле сначала своего рода системой желез; и действительно, позднейшая система желез может включиться только благодаря тому, что другие, прежде возникшие системы, система крови, нервная система, продвигались вперед в своем развитии. Это продвижение вперед совершается так: в то время как нервная система развивается в некоторого рода систему желез, от крови остается нечто как зачаток позднейшей крови. Но одновременно в течение второго состояния сама система крови также преобразуется в род нервной системы; и когда это достигается и в третьем состоянии включается система желез, то две прежние системы снова преобразуются так, что система крови подвигается на одну ступень вперед, и нервная система также подвигается на одну ступень вперед. Таким образом, происходят непрерывные видоизменения и трансформация. Развитие действительно протекает крайне сложно, и никак нельзя успокаиваться на понятии повторения в обратном порядке. Ибо этот «обратный порядок», в свою очередь, относителен. Система крови есть система органов чувств, которая видоизменяется позднее, и то же самое для нервной системы и т. д. Итак, вы видите: то, что произошло для того, чтобы человек мог достигнуть своей современной высоты, совсем не является предметом, удобным для рассудка, и все дело в том, чтобы мы с терпением и настойчивостью разобрались в этом сложном ходе развития. Но все это есть лишь своего рода введение, которое я хотел дать тем, кто еще раз близко провел перед своей душой то, что было сказано в последний раз. Сегодня же нам предстоит совсем другая задача: рассмотреть самого человека на Земле с совершенно иной точки зрения, так, чтобы это человеческое существо все более выступило перед нами. Если с этой целью мы посмотрим назад, на предшествующее воплощение нашей Земли, на старую Луну, то человек на этой старой Луне явится перед нашей душой как имеющий физическое тело, эфирное тело, астральное тело. Но у него еще нет своего личного Я, какое он имеет теперь на Земле. Если мы исследуем состояние сознания этого лунного человека, то оно коренным образом отличается от состояния сознания земного человека. Состояние земного человека действительно выражается в том, что можно было бы назвать «личностью». Этим словом сказано многое для характеристики земного человека, так как на старой Луне еще не было «личности». Мы видели, что эта личность достигла своего полного развития лишь на Земле, и что в те далекие времена человек чувствовал себя еще, главным образом, членом одного общего целого. Даже если мы пойдем не слишком далеко назад, в тех странах, где мы теперь живем, если мы вернемся хотя бы к первым векам христианства, то мы найдем еще последние отзвуки более древнего сознания. Древний херуск, древний сугамбр, герул, бруктер не чувствовал еще себя отдельным человеком в той мере, как современный человек, но он чувствовал себя прежде всего членом своего племени. И когда он говорил «я», то это «я», без сомнения, означало еще нечто совсем иное, нежели оно означает теперь. Когда современный человек произносит теперь свое «я», то он разумеет под этим существо своей личности, поскольку оно заключено, так сказать, в оболочку его кожи. Тогда человек чувствовал себя по отношению к своему племени подобно тому, как чувствует себя отдельный член нашего организма по отношению ко всему организму. Он чувствовал себя в первую очередь сугамбром, герулом, бруктером, херуском, и лишь во вторую очередь персональным Я. Многие состояния в эти древние времена вы поймете лучше, если будете иметь в виду это радикальное изменение личности, если уясните себе, что, например, определенные формы кровной мести, семейной мести, племенной мести находят свое полноценное объяснение в общем сознании племени, в сознании своего рода групповой души. Люди воспринимали себя именно как группа совместной крови, и поэтому месть за убийство падала на все племя убийцы, как на него самого. И если мы возвратимся еще дальше назад, к классическому ветхозаветному времени, во времена еврейского народа, мы увидим, что отдельный еврей чувствовал себя всецело членом всего еврейского народа, что говоря «я», он чувствовал себя не как представитель своего личного Я, но он чувствовал кровь всего еврейского народа, как она струилась через поколения от отца Авраама: «Я и отец Авраам одно!» В этом сознании принадлежащий этому народу чувствовал свою защищенность и ценность. Он чувствовал эту групповую душу в крови далеко вглубь, вплоть до отца Авраама. Если мы еще дальше углубимся в праотдаленные времена Земли, то мы увидим групповую душу выраженной еще более четко. Тогда отдельный человек вспоминал то, что делали предки, вплоть до Урана. Память потомков простиралась через столетия. В наше время человек в нормальной ситуации не вспоминает больше о том, что делал его отец, если он сам этого не видел. Он уже не вспоминает о том, что пережили его предки. Его память охватывает только его собственную жизнь. В древние времена человек вспоминал внутренне благодаря своей памяти не только о том, что он сам пережил, но также о том, что пережили его предки, с которыми он был одной крови, не потому, что он это знал, но потому, что память прорастала дальше поверх рождения. И мы знаем, что возраст древних патриархов, Адама и последующих предков еврейского народа, значит не что иное, как длительность памяти, то, насколько далеко вспоминают себя в ряду предков. Почему Адам и другие патриархи жили так долго? Потому что тогда обозначали не отдельную личность, но помнили себя сквозь ряд поколений, как теперь помнят о своем детстве. Это называлось тогда одним общим именем. Личность совсем не принималась в расчет. Помнили не только о том, что сами пережили в своем детстве, но помнили о том, что пережил в своем детстве отец, что пережил дед, и так на протяжении столетий; содержание этого воспоминания и воспринимали как некое единство, и называли его, например, Адам или Ной. Отдельная личность совсем не имела еще в те древние времена того значения, какое она имеет теперь; но память простиралась сквозь отца, мать, деда и т. д.; и то, над чем она распространялась, называли одним общим именем. Для современного материалистического мировоззрения это кажется чем-то фантастическим и натянутым. И, тем не менее, это есть то, что должно констатировать фундаментальное учение о душе, которое умеет считаться с фактами, постигать глубину фактов. Здесь мы приходим уже на нашей Земле к тому, что человек имел в прошлом род группового сознания, которое было присуще его групповой душе. Если бы мы пошли дальше назад, к старой Луне, когда человек не имел еще такого ограниченного коренящегося в групповом сознании Я, но когда он вообще не имел еще никакого Я, когда он состоял из физического тела, эфирного тела, астрального тела, то мы нашли бы, что сознание на этой старой Луне было не меньшим, но что оно охватывало огромные группы, и что поистине великие групповые души лежали в основе человеческого рода на Луне. Эти групповые души Луны, которые ставили отдельных лунных людей только, так сказать, как свои члены на Луне, были мудрые души. Мы уже рассматривали групповые души животных на Земле и нашли также мудрость как их отличительный признак. Эти групповые души Луны привили наглей планете в ее предыдущем воплощении ту мудрость, которую мы познаем и которой удивляемся теперь. И когда нас поражает, что каждая кость, что сердце и мозг, что каждый лист растения пронизан и проникнут этой мудростью, то мы знаем, что эта мудрость была излита групповыми душами, которые находились в атмосфере старой Луны — как облака изливают теперь дождь на Землю; и что она проникла во все существа, которые восприняли ее как свою основу и являют ее в себе, когда после пралайи они выступили опять на Земле. Итак, мудрые, великие групповые души пребывали на старой Луне. Но если бы мы стали искать на древней Луне ту способность, которую мы находим во все большем масштабе, по мере развития, на нашей Земле, то мы не нашли бы у лунных существ этой способности. Эта способность — любовь, стремление, которое, исходя из свободной воли, объединяет существ. Любовь есть миссия нашей земной планеты. И поэтому в оккультизме мы называем Луну «Космосом Мудрости», а Землю «Космосом Любви». И как мы, находясь на Земле, изумляемся запечатленной в ней мудрости, так когда-нибудь существа Юпитера будут стоять перед существами, из которых навстречу им будет благоухать любовь. Они будут как бы впитывать и вдыхать в себя любовь из окружающих их существ. Как навстречу нам на Земле светит мудрость, так существам Юпитера будет благоухать то, что разовьется здесь на Земле из чистой половой любви до Божественной Любви в смысле Спинозы. Эта Любовь будет благоухать тогда подобно тому, как теперь благоухают, изливая различные ароматы, растения. Так разные степени любви будут изливаться, поднимаясь из того Космоса, который мы назвали Юпитером, последующим воплощением нашей Земли. Так сменяются отношения в ходе эволюции; и всякий раз, когда в эволюции происходит движение вперед, в этом участвуют все существа. И тогда существа, связанные с данным планетным образованием, поднимаются на все более высокие ступени развития. В настоящее время, так сказать, орудием развития любви являются люди; прежде различные, более элементарные формы любви развивались царством животных; и простое наблюдение показало бы, что все проявления любви у животных суть только предварительные ступени человеческой, постепенно все более одухотворяющейся любви. И как на Земле человек является, так сказать, орудием любви, так в будущем, когда он поднимется до Юпитера, он станет способным к восприятию все более высокого свойства. Так же и те существа, которые из окружения Луны изливали вниз мудрость, получили способность к более высокому развитию, когда Луна стала Землей. Существа, которые были тогда в состоянии излить мудрость в человеческие существа, были именно те, которые к моменту выделения Солнца из Земли ушли настолько далеко вперед, что могли отделиться вместе с Солнцем и сделать Солнце местом своего обитания. Существа, которые на Луне были Духами Мудрости, духами изливающейся вниз мудрости — это были другие духи мудрости, нежели те, какие были названы в связи с Сатурном. Эти существа, или, по крайней мере, большая часть их, избрали себе местом своего обитания Солнце. Только та сущность, которая обозначается именем Ягве или Иегова, и которая достигла затем своей полной зрелости на Луне, сделалась на Земле властителем формы, повелителем лунных сил. Но мы уже говорили о существах, которые не прошли от Луны до Земли своего полного развития, которые как бы остановились посередине между человеческим и божественным бытием. Мы неоднократно описывали их с самых разных сторон. Мы сказали, что на определенной стадии своего развития Солнце выделило из себя Венеру и Меркурий, чтобы дать этим существам соответствующую им арену действия. Мы говорили также о том, что в продвижении человеческого развития вперед участвовали существа Венеры и Меркурия, которые стали великими учителями человечества в Мистериях. Сегодня мы дополним эту картину с другой точки зрения. Мы уже указывали, что если бы те силы и существа, которые ушли от Земли вместе с Солнцем, оставались связанными с Землей, то человек должен был бы развиваться в таком быстром темпе, какого он не мог бы выдержать. Он вообще не мог бы прийти к своему развитию, если бы духи мудрости оставались связаны с Луной. Они должны были удалиться и действовать извне, чтобы человек мог совершать в правильном темпе свое развитие. Иначе, едва родившись, человек сразу же делался бы стариком; он в слишком быстром темпе проходил бы свое развитие. Я могу показать вам это наглядно еще на другом примере. Эти духи, которые сами развились до солнечного бытия, не имеют никакого интереса в том, чтобы человек развивал свою духовность медленно и постепенно, проходя через различные возрасты жизни, детство, юность, зрелость и старость, и медленно и постепенно накапливал бы в телесности земной опыт. Их интересует только развитие человека до полной духовности. Если бы они оставались связанными с Землей, то тела, можно сказать, погибли бы, были бы сожжены. Не получив никаких плодов от земного бытия, дух устремился бы к быстрому развитию, и человек был бы лишен всего того, чему он может научиться на арене Земли. И прежде всего осталось бы нераскрытым в космическом процессе развитие любви. Для того чтобы любовь могла развиваться на Земле, должно было сначала на примитивной ступени развиться тело. Любовь должна была быть заложена в своей низшей форме как половая любовь, чтобы постепенно, проходя ряд ступеней, подняться вверх; и чтобы в конце, когда Земля придет к завершению в своей последней эпохе, эта любовь проявилась как чистая любовь, как духовная любовь в человеке. Вся низшая любовь есть обучение высшей любви. Земной человек должен развить в себе любовь, чтобы в конце своего развития смочь вернуть ее Земле; ибо все, что развивается в микрокосме, будет в конце концов влито в Макрокосм. Продвижение человека есть развитие Макрокосма. Мудрость, которая излилась в лунного человека, сияет навстречу земному человеку как мудрость, которая пронизывает все его строение. Любовь, которая в течение земного развития будет привита человеку, изольется как благоухание навстречу человеку Юпитера из всего царства Юпитера. Этот путь должны пройти отдельные космические силы. Таким образом, исходный пункт нашего земного развития — напечатление любви — был поставлен, так сказать, под влияние следующих двух направлений: Духи Мудрости, создатели мудрости, которые на Луне влили мудрость в царство Земли, не имели на Земле, именно как Духи Мудрости, никакого интереса для себя в физической телесности человека. Они передали, поскольку сами они интересовались только мудростью, основную миссию Земли Духам Любви, которые имеют другую природу и которые как Духи Любви были также способны некоторое время проходить свое развитие вместе с Солнцем. Таким образом, мы имеем двоякое в развитии Земли: излияние любви, которая, так сказать, выступает впервые как нечто новое, и излияние мудрости, которая действует извне, так как духи, которые интересуются преимущественно мудростью, удалились от Земли на арену Солнца. Очень важно, чтобы мы правильно восприняли это взаимодействие Духов Мудрости и Духов Любви, ибо в этом взаимодействии духов Мудрости и Духов Любви выражается бесконечно важное различие. Если я переведу на наш человеческий язык то, что тогда произошло, то это различие проявляется в том, что Духи Мудрости предоставляют развитие отдельного человека между рождением и смертью всецело Духам Любви, а на себя берут руководство «индивидуальностью», которая проходит через различные «личности» в череде земных воплощений. Итак, если вы представите себе человека в его целом, то вы различите два рода влияний, под действием которых человек стоит в космическом водительстве. То, чем человек является между рождением и смертью, все то, что он в себе развивает благодаря тому, что живет в своем теле, то, что делает его именно тем существом, которое стоит, так сказать, двумя своими ногами на почве Земли — все это находится под водительством Духов Любви. То, что проходит сквозь личность как пребывающая индивидуальность, что рождается вместе с человеком, умирает, снова рождается, вновь умирает и т. д. — это находится в известном отношении под водительством Духов Мудрости. Но опять-таки мы не должны этого шаблонизировать и говорить: итак, ты утверждаешь, что человеческая индивидуальность стоит под влиянием Духов Мудрости, а человеческая личность стоит под влиянием Духов Любви. Если бы мы стали шаблонизировать, то получилась бы снова ошибка. Ибо понятия только тогда имеют смысл, когда их берут в их реальности, когда знают, что каждое понятие имеет в себе две стороны. Только если бы вы были того мнения, что отдельная жизнь между рождением и смертью не имеет никакого значения для всех последующих жизней, тогда вы могли бы устанавливать такие шаблоны. Но если вы будете помнить то, что мы постоянно подчеркивали, что плоды каждой отдельной земной жизни, то есть плоды всего того, что достигается под влиянием Духов Любви, вливаются во все развитие, в то, чем руководят Духи Мудрости, и если, с другой стороны, вы уясните себе, что под действием сил Духов Мудрости протекает все то, что имеется в человеческом теле, вплоть до астрального тела — мы ведь уже обрисовали, как должны измениться и преобразоваться опыты, собранные на Земле, — то вам будет ясно, что на существо человека, поскольку он имеет физическое тело, эфирное тело и астральное тело, действуют также и Духи Мудрости. И так как то, что человек как личность развивает под действием элемента любви — когда он разовьет это, — сохраняется для его индивидуальности, то, в свою очередь, обходным путем через мудрость Духи Любви действуют в том, что развивается в отдельной человеческой жизни. Тогда они действуют совместно. Но, с другой стороны, действие их различается, так что все, относящееся к личности, подлежит непосредственно прямому воздействию любви, и все, что происходит между рождением и смертью, подлежит косвенному воздействию элемента мудрости. Таким образом, мы видим, что личность человека и индивидуальность человека включены в два разных потока и направления. Это важно по следующей причине: если бы водительством завладели, так сказать, те Духи Мудрости, о которых теперь идет речь, наступило бы бурное, стремительное развитие, которое мы могли бы охарактеризовать, сказав: человек пережил бы сжатым в одну инкарнацию все то совершенствование, какое возможно в ряде инкарнаций! Но этого не произошло, и то, что должны были дать Духи Мудрости, распределилось на все последующие инкарнации на Земле. В оккультизме это выражается одним, совершенно определенным словом. Если бы водительство оставалось за Духами Мудрости, то человек телесно сжигал бы себя, быстро проходя через все ступени развития к состоянию духовности. Но Духи Мудрости отказались от того, чтобы привести человека к такому стремительному развитию. Они ушли от Земли, чтобы умерить, сделать соразмерными периоды времени, которые иначе протекли бы стремительно. Поэтому в оккультизме говорят, что Духи Мудрости сделались «Духами Кругооброта времен». В последовательных кругообротах времен, управляемых ходом светил, были установлены последовательные воплощения человека. Духи Мудрости стали Духами Кругооброта времен. Они могли бы могуществом своей мудрости поднять вверх человека и увлечь его от Земли; но тогда люди должны были бы отказаться от вынашивания тех плодов, какие могут созреть только во времени. Плоды любви, земной опыт, не были бы достигнуты. Тайны, которыми обладают, и которые должны соблюдать существа для того, чтобы дать созреть любви на Земле, взрастить земной опыт, были скрыты от этих Духов Кругооборота времен. Поэтому в Писании говорится: «Они закрыли свое лицо перед Священным Агнцем». Ибо «Священный Агнец» — это Солнечный Дух, Который обладает тайной не только поднимать вверх от Земли духов, но освобождать от Земли тела, одухотворять их после того, как они пройдут через многие воплощения. Владеющий тайной любви есть Дух Солнца, Которого мы называем Христос. И так как Он имеет отношение не только к индивидуальности, но и к каждой отдельной личности на Земле, то мы называем Его поэтому «Великой Жертвой Земли», «Священным Агнцем». Итак, эти Духи Мудрости стали Духами Кругооборота времен и руководили последовательными инкарнациями. Христос стал центром, поскольку отдельная человеческая личность должна была быть освящена и очищена. Всего, что человек может ввести как плод из отдельной личности в индивидуальность, он достигает благодаря своей связи с Существом Христа. Взирание на Христа, чувство своей связи с Христом очищает и облагораживает личность. Если бы развитие Земли прошло без явления Христа, то тело человека осталось бы, если мы возьмем это выражение в самом обширном смысле, злым; оно должно было бы связаться с Землей и подпало бы навсегда материальности. И если бы Духи Мудрости не отказались от того, чтобы одухотворить человека в самом начале собственно земного развития, то могло бы наступить следующее: тогда, то есть в лемурийскую эпоху, Духи Мудрости сразу же вырвали бы человека из тела, повели бы его навстречу быстрому духовному развитию и быстро сожгли бы его тело; так что Земля никогда не смогла бы выполнить свою миссию. Или же Духи Мудрости сказали бы: мы не хотим этого, мы хотим, чтобы тело человека вполне развилось, но мы сами не имеем к этому никакого интереса, оттого предоставляем это тому, кто появится позднее, Иегове, который есть Владыка Формы! Но тогда тело человека было бы мумифицировано, оно иссохло бы. Тело человека осталось бы связанным с Землей; оно никогда не пришло бы к одухотворению. Ни один из этих двух путей не был избран, но для того, чтобы могло установиться равновесие между Духами Мудрости и позднейшим порождением Луны, Владыкой Формы, являющимся исходным пунктом для действия Луны, было создано среднее состояние; и это среднее состояние подготовляло явление Христа, Который стоит выше мудрости, перед Которым Духи Мудрости в смирении закрывают свое лицо и Который спасает людей благодаря тому, что они все больше и больше будут наполняться и пронизывать себя Его духом. И если Земля достигнет того момента, когда человек будет вполне одухотворен, то из эволюции не выпадет сухой шар, но благодаря тому, что человек сможет вынести из развития, он поведет свою все более облагораживаемую человеческую форму к полному одухотворению. И мы видим, как духовно совершенна человеческая форма. Если бы взглянули на первоначальные тела лемурийской эпохи — я никогда не стану в открытой лекции описывать эти лемурийские человеческие тела! — то мы нашли бы, что они представляются нам стоящими на крайней границе безобразия. И все более и более облагороженными выступают перед нами люди, по мере того как они все больше очищаются любовью. Но и в отношении своего теперешнего лица человек также поднимется в своем развитии. Как человеческие тела становились все более одухотворенными с лемурийских времен, так и лик человека будет становиться все более одухотворенным. Мы живем теперь в пятой расе. Как сейчас в лице человека отражаются доброта и благородство, живущие в душе, так в шестой расе лик человека явит уже внутреннее богатство. Совсем другое лицо будет тогда у человека, так что по его внешнему виду будут узнавать, насколько он добр и благороден, и по характеру лица будут узнавать, каковы внутренние душевные качества человека; все больше и больше будет отпечатлеваться в человеческом лице то, что как добро и благородство заключено в его душе; так в конце земного развития телесное существо человека будет всецело пронизано духовным, и будет резко отличаться от тех, кто останется связан с материальностью и будет нести отпечаток зла на своем лице. Это есть то, что предстоит в будущем и что называют «Страшным Судом», разделением добра и зла. Это одухотворение человеческого тела или, говоря популярно, «Воскресение плоти». Эти вещи нужно только понять в правильном смысле, исходя из оккультизма; тогда против них невозможны никакие нападки. Внешняя просвещенность, разумеется, не в состоянии понять, что так называемая материя может когда-либо стать чем-то другим, кроме материи. То, что можно было бы назвать «собственно безумием материальности», никогда не сможет представить себе, чтобы материальное могло одухотвориться, то есть что могло бы произвести то, что называют одухотворением, воскресением плоти. Но это так, и таков ход земного развития; так раскрывается смысл земного развития и место Христа внутри этого земного развития. Если бы мы смотрели только на то, что уже вошло в наше сегодняшнее изложение, нам предстала бы особая картина нашего земного развития. Эта картина показала бы действительное равновесие между Духами Формы и теми духами, которые стали Духами Кругооборота времен, в сущности, Духами Света. Так как после Мистерии Голгофы развитие Земли будет вести Христос, то это равновесие сохранялось бы и наступило бы действительно восхождение. Но дело опять-таки обстоит не так просто. Мы знаем, что были отставшие духи, которые не достигли полной зрелости и развития мудрости и поэтому не были расположены уступить свое водительство течению любви. Они хотели действовать дальше и продолжать изливать мудрость. Они действовали на людей, и это их действие не было бесплодным для Земли. Они принесли людям свободу. Если Христово начало принесло любовь, то эти духи, которых мы называем люциферическими духами, принесли человеку свободу, свободу личности. Они дали человеку возможность выбора между добром и злом. Отставание известных духов имеет также свою положительную сторону, и все, будь то продвижение вперед или отставание, имеет Божественную природу. Итак, были Духи Кругооборота времени, которые руководили последовательными инкарнациями — тем, что как индивидуальность проходит через все инкарнации; и были Духи Любви, стоявшие под водительством принципа Христа, которые подготовляли эту индивидуальность, так что личность может постепенно перейти в царство любви. Если мы хотим охарактеризовать тут великий идеал, который преподносится нам как царство любви, то мы можем сделать это следующим образом. Теперь еще в самых широких кругах распространено основное заблуждение, что благосостояние и благополучие отдельной личности возможно без благосостояния и благополучия всех людей на Земле. Если даже этого не говорится прямо, то практически все в нашей жизни построено на том, что отдельный человек живет за счет других; и общераспространенным является мнение, что благосостояние отдельного человека не зависит от благосостояния других. Будущее развитие приведет к полной общности духа, так что на Юпитере господствующей станет уверенность, что не существует никакого блага и счастья для отдельного человека без блага и счастья для всех остальных отдельных людей. Христианство подготовляет это воззрение и пришло для того, чтобы подготовить это. Первоначально общность людей на Земле развилась благодаря любви, связанной с кровью. Этим был преодолен узкий эгоизм. Христианство же имеет задачу зажечь в человеке ту любовь, которая уже не связана с кровью, то есть привести его к чистой любви, где счастье и благо отдельного не мыслится вне счастья и блага других. Царство любви означает, что как прежде людей связывало кровное родство, так тогда человек будет видеть в другом брата вне зависимости от общности крови. Это выражено в словах: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником.» Все остальное не есть истинное христианство. Так можем мы охарактеризовать развитие человека в сторону более высокого состояния. Но это развитие происходит циклически, а не прямолинейно. Вы можете уяснить себе это путем простого рассмотрения этих циклов. Вы видите тогда, в начале послеатлантического времени выступает некая культура, она достигает своей высшей точки и снова приходит в упадок; она достигает своей вершины благодаря бегству из материальности; и они должна прийти к упадку, поскольку искала свою силу И области непризнания материи. Затем вы видите, как наступает новый цикл в образе древнеперсидской культуры, как древнеперсидская культура овладевает земным шаром через признание материи; хотя в материи она видит силу, которая сопротивляется человеку и которую человек должен подчинить себе в своей работе; и снова эта культура достигает своей высшей точки и склоняется затем к упадку. Но за ней поднимается новая культура, египетско-халдейско-ассиро-вавилонская, которая уже не только признает материю, но проницает ее человеческим разумом, так что исследуются пути звезд, воздвигаются постройки на основе того, что получено от звездной мудрости, происходит обработка земли по законам геометрии. Материя теперь уже не просто сопротивляющаяся сила, она прорабатывается и преобразуется в нечто духовное. Пирамиды суть отражение того, что человек видел в звездах. Затем, по окончании египетско-халдейско-ассиро-вавилонской культуры, мы переходим к греко-латинской культуре, когда в человеческом искусстве человек так видоизменил материю, что внес в нее свой собственный образ, красотой преображая материю. Этого не было прежде: не было того, что произошло в греческой скульптуре, в греческой архитектуре и драме, где человек запечатлел свой собственный образ в материи. В греческом искусстве высшим явлением красоты стал персональный облик. В римской культуре к этому присоединяются понятия о правах личности. Только совершенно превратная ученость — это может с первого взгляда увидеть каждый разумный человек — говорит, что понятие права существовало уже и прежде. Книга законов Хаммурапи есть нечто совсем иное, нежели то, что было создано как юриспруденция в Риме. Последняя есть чисто римский продукт; ибо юриспруденция появилась там, где отдельная личность создала свой отпечаток также и в праве, в праве человек всецело утвержден в своей личности. Изучите и сравните свод римского права о том, что находится в книге законов Хаммурапи, где личность человека была целиком включена в теократию! «Римский гражданин» есть новый элемент в цикле развития человечества. Еще глубже спускается человек в материю в пятой, германской культуре; следствием этого становится преобразование природных сил, триумф техники. Но мы прошли глубочайшую точку этого развития. И опять новым циклом станет тот, который наступит, когда люди вполне воспримут то, что появляется теперь как теософия. Мы видим, что каждый цикл в культуре достигает своей вершины и затем склоняется к упадку, и как каждый новый цикл имеет своей задачей двигать культуру вперед. [Пропуск в тексте.] Твердое положение равновесия дает человеку уверенность, что он может быть освобожден от Земли; и стремление вверх и вниз есть то, что мы называем стремлением к собственной свободе, то, что привили человеку люциферические духи. Так в ходе мирового развития действуют совместно Христово начало и люциферические духи и обусловливают возможность культуры. Это ничего, что в первые времена христианства исключался люциферический принцип и указывалось только на Христово начало. Со временем человечество снова придет к тому, что овладеет свободой при полной отдаче себя Христову началу, ибо Христово начало столь всеобъемлюще, что постигнуть Его может только тот, кто стремится постигнуть Его на ступени Высочайшей Мудрости. Вернемся назад в дохристианские времена. Мы находим там религии, которые являются подготовлением для христианства. Мы имеем уже религии у индусов и персов; но это религии, которые свойственны данным народам, из которых они родились. Это национальные, племенные, родовые религии, которые выступают вместе с народом, из которого они возникли; религии, ограниченные в своем внутреннем существе, так как они исходят еще известным образом из групповых душ и связаны с ними. С христианской религией в развитие человечества входит элемент, который является истинным элементом развития Земли. В первые времена христианство, во всяком случае, таково, что оно сразу же разрушает все прежние религиозные принципы. Оно резко противопоставляет себя словам: «Я и отец Авраам одно». Оно, прежде всего, противопоставляет себя тому, что можно чувствовать как единство с какой-либо одной только человеческой группой; в противоположность этому душа, которая живет в каждой человеческой личности, должна почувствовать свое единство с вечной основой мира, которая называется «Отец» и которая живет в каждой душе; и оно выражает это в словах: «Я и Отец — одно». И в противоположность Ветхому Завету, который начинается словами о том, что в начале был свет, христианство ставит в Новом Завете слова: «В начале было Слово!» Этим был дан один из величайших сдвигов вперед в развитии человечества. Ибо когда говорится о появлении света, то говорится, насколько можно говорить о свете, о чем-то внешне видимом. Древнее предание описывает генезис, где физическое предстает как откровение света. «Слово» же есть то, что исходит из внутренних глубин существа; и прежде чем совершилось какое-либо откровение света, человек существовал уже как то, что «было, есть и будет», то есть то, под чем подразумевается наиглубочайшее внутренне существо человека. Первоначален не свет, первоначально слово. Евангелие от Иоанна есть памятник, который нельзя ставить в один ряд с другим; но оно расширяет другие памятники, переводя от рассмотрения временного к вечному. Таким образом, христианство предстает не как религия, которая была бы религией отдельного племени; но оно предстает как религия человечества, если оно понято правильно. Когда христианин чувствует себя единым с «Отцом», то душа стоит перед душой, безразлично, к какому бы племени она ни принадлежала. Так все ограничения должны пасть под воздействием христианства, и состояние Юпитера должно быть подготовлено под влиянием этого принципа. Христианство началось как религия; ибо человечество было построено на основе религии. Но религия есть нечто, что в ходе развития человечества должно смениться мудростью, познанием. Поскольку религия основывается на вере и не пронизана огнем полного познания ее, она есть то, что в ходе развития человечества должно смениться другим. И если прежде человек должен был верить для того, чтобы прийти к знанию, то в будущем изольется свет полного знания; человек будет знать и этим путем поднимется к признанию высочайших духовных миров. От религии человечество разовьется вновь к согретой огнем любви мудрости. Сначала мудрость, потом любовь, потом пронизанная огнем любви мудрость. Здесь мы можем спросить: но когда религия растворится в познании, когда религия не будет уже больше даваться человеку в древней форме, при которой указывалось, что он должен только путем веры воспринимать мудрость, направляющую развитие, то сохранится ли тогда христианство? Никакой другой религии, опирающейся только на веру, тогда не будет. Но христианство останется; так как хотя в своем начале христианство было религией, но христианство больше всех религий! Это мудрость розенкрейцерства. Религиозный принцип христианства в своем начале был более всеобъемлющим, чем принцип всех других религий. Но христианство еще более велико, чем сам религиозный принцип. Когда отпадут оболочки веры, оно станет формой мудрости. Оно может совершенно снять с себя все оболочки веры и стать религией мудрости; и духовное знание поможет подготовить людей к этому. Люди смогут жить без древних форм религии и веры; но они не смогут жить без христианства; ибо христианство больше всех религий. Христианство пришло для того, чтобы разорвать оковы всех форм; и то, что наполняет людей как христианство, будет существовать еще и тогда, когда человеческие души вырастут уже за пределы всякой чисто религиозной жизни. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|