|
||||
|
ЧЕТВЕРТЫЙ ДОКЛАД. Берлин, 29 февраля 1908 г Cегодня мы коснемся предмета, непосредственно связанного с теми обширными, всеобъемлющими обозрениями областей мирового пространства, которые мы предприняли в последний раз. При этом мы более внимательно обратимся к духовному развитию в том внешне-пространственном и материальном развитии, о котором шла речь в последнем докладе. Мы видели в прошлом докладе, как именно духовные существа руководят и управляют тем мощным процессом развития, о котором неточно рассказывает внешняя физическая наука и точно теософия или духовная наука. Мы видели в прошлый раз, как из общего перво-вещества выделились отдельные планеты, отдельные тела нашей системы, и мы предположили в общем, что во всем этом развитии действовали духовные существа самого разного рода. И в других докладах мы также указываем, что в области духовной науки мы видим в отдельных телах нашей мировой системы не только физически-материальное, но физически-материальное, связанное с более или менее высокими духовными существами, с существами возвышенной природы, которые ведут развитие вперед на благо всей системы; и также с духовными существами низшего рода, которые вступают, задерживая и препятствуя развитию. Разумеется, мы должны уяснить себе, что то, что появляется как задержка и разрушение, в общем великом плане целого, в свою очередь, включается в мудрость всей системы. Поэтому хотелось бы сказать: если где-либо существует нечто, выглядящее разрушающим, задерживающим и злым, то общий ход эволюции направляется так мудро, что в целом это разрушительное, задерживающее и злое претворяется, преобразуется в благое, в доброе! Но то, что мы хотим сегодня живо поставить перед ощущением нашей души, это как раз бытие таких духовных существ — и прежде всего мы направим взор на духовных существ возвышенной природы, — на существ, которые принадлежат уже к «творящим» существам, в то время как человек должен будет еще долго работать в эволюции, прежде чем поднимется до степени «творящего» существа. Мы направим наш взгляд в особенности на группу тех существ, которые участвовали при начале нашей мировой системы, когда Земля как Сатурн вступила в свое земное развитие. Наша Земля начала свое развитие в образе Сатурна, прошла через солнечное и лунное развитие, и затем пришла к своему теперешнему образованию. В то время, когда наша Земля была Сатурном, на этом мировом теле Сатурна все, разумеется, было совершенно иным, чем на нашей современной земной планете. На Сатурне не было ничего того, что мы называем каменными массами, минеральным миром в современном смысле, не было также и воды в современном смысле, и даже не было воздуха; но то, что было тогда из теперешних элементов Земли, допускает сравнение только с теплом — с «огнем», как мы называем это в оккультизме. Но, конечно, мы не составили бы себе правильного представления, если бы подумали, что этот огонь Сатурна имел такой вид, как пламя нашей свечи или пламя газа. Правильное представление вы составите себе, если подумаете о том, что, приливая и отливая, пульсирует в нашем собственном теле, если подумаете о том основном различии, какое в этом отношении существует между низшим животным существом, сохранившим известную ступень развития, и человеком. Теплота низшего животного соответствует теплоте его окружения. Амфибия не имеет своего внутреннего тепла, а имеет только тепло своего окружения; она холодна или тепла соответственно своему окружению. Человек имеет свое собственное внутреннее постоянное тепло, какое ему необходимо. Его организм должен заботиться о том, чтобы при наличии внешнего холода сохранять все свое тепло на известном уровне; и вы знаете, что когда наступают нарушения этого внутреннего тепла, как, например, при лихорадке и тому подобном, то происходит также и нарушение здоровья физического тела. Вызнаете, что дело именно в том, чтобы человек мог сохранять определенную меру своего тепла; и он должен мыслить, что в основе этого внутреннего тепла лежит нечто как сила, которая порождает это тепло. Эта сила — не вода, не земля, не воздух, а особый элемент; и этот элемент был единственно тем, что существовало на старом Сатурне, первом воплощении нашей Земли. Если бы мы прошли в то время по мировому пространству — разумеется, это фантазия, но она здесь пригодна, чтобы составить себе представление о том, что тогда было, — то вы не увидели бы Сатурна; ибо в своем древнейшем состоянии он не излучал никакого света. Для того чтобы стать светящимися, мировые тела должны сначала сделаться Солнцем или вступить в связь с каким-нибудь Солнцем. Если бы мы приблизились к старому Сатурну, то мы заметили бы: здесь чувствуется тепло. Вы пережили бы его как заполненное теплом пространство, как своего рода разогретую печь. Только посредством этой силы тепла возвестило бы о себе бытие старого Сатурна. Это есть тонкое материальное состояние, о котором современный человек едва ли может составить себе правильное представление, и меньше всего ученый физик; но оно существует — это состояние, которое тоньше газа, тоньше воздуха, и все то, чем был тогда человек, и именно первые зачатки физического тела, состояли тогда из этого вещества. Если бы вы могли теперь устранить в себе все, кроме тепла своей крови, то мы имели бы перед собой тогда те первые зачатки человека. Но для нас это было бы невозможно, ибо теперь так жить нельзя. С нашим минеральным царством, водным царством и т. д. нельзя жить так, как человек жил на старом Сатурне. Тогда это было возможно. Итак, вы должны мысленно устранить в себе все, что вы имеете в себе, например, как соки, как твердые составные части, устранить в себе также и то, что вы вбираете в себя как кислород из воздуха. Вы должны мыслить себя так, что от вас остается единственно лишь тепло, которое содержится в вашей крови — разумеется, также совсем в другом образе: физический человек, который состоит из одного тепла! Это представление ужасно для современного естествоиспытателя, но, тем не менее, оно именно правильно и реально! Таким был зачаток человека, его физического тела. Всех других существ, которые имеются теперь на Земле как животные, растения и минералы, на Сатурне не было. Сатурн состоял из одних человеческих зачатков, которые были сжаты вместе, как отдельные зерна ежевики, образующие одну большую ягоду: так масса Сатурна представляла собой как бы одну огромную ягоду, составленную сплошь из мелких зерен, которые и были людьми. Таким шаром был этот старый Сатурн. Если мы исследовали бы затем окружение этого Сатурна, как мы исследуем, например, окружение нашей Земли, находя, что она окружена воздушным покровом, в котором имеются такие образования, как туман, облака и т. д., то в окружении Сатурна мы не нашли бы вещей материального рода, но в покрове Сатурна мы нашли бы духовные субстанции, духовных существ, которые во всех отношениях стояли выше того, чем был тогда человек в своем первом зачатке на Сатурне. Мы рассмотрели сейчас определенного рода существ, которые были связаны со старым Сатурном. Мы находим здесь Духов Воли, Духов Мудрости, Духов Движения, Формы, Личности, Духов Сынов Огня и Духов Сынов Сумерек. Мы хотим сегодня остановить свой взгляд особенно на Духах Формы, потому что они, как мы увидим, играли важную роль в начале нашего теперешнего земного развития. Итак, из всего ряда духовных существ, которые были в атмосфере и окружении Сатурна, мы выделили Духов Формы и уяснили себе, что до настоящего времени эти Духи Формы также совершили некоторое развитие, как совершают его все существа. Как человек получил на Солнце эфирное тело, на Луне астральное тело, на Земле Я, и благодаря этому становился все более совершенным, так прошли через свое развитие также и Духи Формы. Эти Духи Формы на Сатурне не имели физического тела. Они были тогда устроены так, что имели низшим членом своего существа эфирное тело, которое можно сравнить с эфирным телом человека. Итак, физическое тело мы должны совершенно отбросить и представить себе низшим членом Духов Формы эфирное тело. Далее, эти существа имеют астральное тело, Я, Самодух или Манас, Жизнедух или Будхи, Духочеловека или Атман, и еще восьмой член, который на одну ступень выше того, чего человек может достигнуть в течение своего развития, проходя через ряд земных воплощений. Таким образом, эти Духи Формы на Сатурне действуют вовне при помощи своего эфирного тела точно так же, как человек на Земле действует вовне при помощи своего физического тела. У них нет рук, которыми они могли бы работать на Сатурне, нет ног, которыми они могли бы ходить и т. п., ибо все это суть члены физического тела. Но их эфирное тело проявляет себя в том, что они непрерывно излучают и посылают силу из окружения Сатурна — оплодотворяющие жизненные соки в виде весьма тонкой материи. Мы можем представить себе Сатурн, каким мы его описывали, и затем представить себе — непрерывно со всех сторон излучающиеся — из эфирного тела Духов Формы оплодотворяющие жизненные соки, падающие сверху, из окружения, как бы в виде дождя на Сатурн. Сам же Сатурн имел такое устройство, что он не удерживал эти оплодотворяющие жизненные соки, но непрерывно отражал их, как зеркало. Благодаря этому возникали — теперь я описываю более подробно то, о чем я упоминал в прежних докладах — те отраженные образы Сатурна, о которых я говорил. Вы можете представить себе тепловую материю Сатурна, как он непрерывно воспринимает излучение эфирного тела Духов Формы и отражает их обратно. Грубую картину этого мы можем составить себе, когда представим, как дождь падает из облаков вниз на Землю, собирается в Земле и в виде шаров поднимается снова вверх. Но мы не должны представлять себе, что между тем и другим проходит какое-то время; мы должны представлять себе этот процесс не разделенным никаким промежуточным временем: обильные жизненные соки плодотворно изливаются вниз и отражаются обратно, так что возникают эти образования Сатурна, первые зачатки человеческого физического тела как отраженные образы. Они состоят, собственно, из отражений. Мы будем иметь правильную картину того, что произошло тогда на Сатурне, с физическими зачатками человека, если представим себе, что перед нами стоит человек и мы смотрим ему в глаза: вы посылаете свой свет в глаза другого, и ваш образ сияет вам навстречу из его глаз. Так это было с Духами Формы в окружении старого Сатурна. Они посылали свои жизнетворные соки вниз в тепловую массу Сатурна, и их собственный образ, их подобие, отражалось в этой тепловой массе; этот отраженный образ и был первым зачатком человеческого физического тела. Уже на старом Сатурне человек был, в буквальном смысле, подобием своего Божества. Если мы перейдем дальше к Солнцу, которое возникло из старого Сатурна, то это развитие выражается в том, что Духи Формы не нуждаются больше в эфирном или жизненном теле; они отдают эфирное тело. Они уже не посылают больше вниз оплодотворяющих жизненных основ, но они отдают эфирное тело, и благодаря этому первые физические зачатки людей пронизываются эфирным телом. Эфирное тело, которое люди получили на Солнце, образовалось прежде всего из эфирного тела Духов Формы и было частью эфирного тела Духов Формы. Эти небесно-духовные Существа отражались в тепловом Сатурне, и благодаря тому, что они принесли ему жертву и создали образы, они стали самостоятельными к великому деянию — отдать свое эфирное тело, пожертвовать им и пронизать теперь жизнью, собственной жизненной силой то, что они создали сначала как образ. Если бы то отражение, которое сияет вам навстречу из глаз вашего ближнего, вы могли одарить жизнью, сделать его самостоятельным, так, чтобы оно имело свою собственную жизнь и могло выступить из глаз вовне — тогда вы имели бы то деяние, которое Духи Формы совершили при переходе от старого Сатурна к Солнцу. Это было значительным шагом вперед в нашем космическом развитии. Вы уже знаете — здесь я только упомянул об этом — что все сказания и мифы имеют много значений, и когда мы в духовном смысле ставим перед собой истинные факты мирового развития, то мифы удивительным образом выступают навстречу нам в своей истинности. То же и здесь в связи с одним мифом. Припомним, как мы рассматривали тот шаг вперед, который был сделан в развитии при переходе от Сатурна к Солнцу. На старом Сатурне животворные силы изливались вниз, отражались обратно и воспринимались снова покровом, атмосферой Сатурна. В древнем греческом мифе тепловой шар Сатурна называли «Геей», а атмосферу «Кроносом». Возьмите теперь этот миф. Жизнетворческие силы Кроноса непрерывно излучаются на Гею, на Сатурн, и поднимаются снова вверх, впитываются атмосферой. Это «Кронос», который непрерывно поглощает своих детей. Нужно почувствовать истину такого мифа. Если мы не почувствуем ее, то мы не найдем к нему правильного отношения. Ибо представьте только себе все значение этого факта, что в седой древности Греции мы находим миф, который так удивительно передает нам эту истину в образе! Существует только одна возможность для объяснения этого факта, и именно следующая: наиболее передовые представители человечества, которые руководили в мистериях развитием человечества, знали о мировом развитии то же самое, что мы сообщаем теперь в теософии. Совершенно так же, как мы теперь говорим об этих вещах, говорилось о них и в Древней Греции; и для широких масс истины облекались в образы, которые и слагались в то, что мы теперь знаем как миф. Странное положение занимают по отношению к этому познанию люди, которые полагают, что только за последние сорок лет человечество открыло истину, и что познания более ранних времен были лишь понятиями детской фантазии. Но детским является как раз постоянное подчеркивание, «как далеко мы ушли теперь вперед»! — Поистине, это детское представление. Итак, мы переходим от Сатурна к Солнцу и рассматриваем дальше развитие Духов Формы. Они сложили с себя свое эфирное тело, «излили» его и передали Земле, благодаря чему человеческие тела были пронизаны эфирным телом Духов Формы. Сами они теперь имеют своим низшим членом астральное тело; и их дальнейшее развитие заключается в том, что они имеют выше над Духочеловеком или Атманом не один только член, а еще и другой высший член; так что мы должны говорить для них об астральном теле, Я, Самодухе, Жизне-духе, Духочеловеке, восьмом члене и девятом члене, пронизывающем все то, чего человек может достигнуть в своем полном семичленном развитии. Что же предлагают теперь Духи Формы «в сторону внешнего»? На Сатурне Духи Формы изливали вниз, так сказать, «дождь жизни». На Солнце они проявляют себя в излучении влечений, желаний, страстей, всего того, что коренится в астральном теле. Если бы кто-нибудь мог тогда быть на Солнце и смотрел оттуда в мировое пространство, то он не видел бы вспышек молний, не слышал бы раскатов грома. Но он воспринимал бы вокруг себя в астральном свете страсти духовных существ, отовсюду со всех сторон страсти духовных существ, и мы не должны думать, что это были только низкие страсти. Эти страсти, эти аффекты планетного окружения продолжали извне вовнутрь созидание планеты. Если мы опять обратимся к мифу, то увидим в нашем земном развитии творящих «титанов», творящие страсти, которые действуют извне вовнутрь — из духовной атмосферы Солнца, когда оно было планетой. Перейдем теперь дальше к Луне — Солнце превращается в Луну. Это означает в ходе развития, что Духи Формы слагают с себя также и свое астральное тело, и что их низшим членом является Я. Если бы мы захотели описать их существо, то мы должны были бы сказать: как человек имеет низшим членом физическое тело, так эти Духи Формы, которые обитают в окружении Луны, имеют низшим членом Я, затем имеют Самодух, Жизнедух, Духочеловек, восьмой член, девятый и затем еще десятый член. Итак, с внешней стороны они являют только свое Я. Это весьма удивительно, но это так: они являют вовне только свое Я, они буквально сплошь покрыты своим Я. Вся деятельность в окружении Луны такова, что вы как бы стоите перед существами, которые обнаруживают перед вами всю свою индивидуальность, все свое своеобразие. Это воздействие исходит из атмосферы Луны. Представьте только себе, что все ваши Я, которые находятся здесь в ваших физических телах, вдруг освободились бы от физического тела; физическое тело, эфирное тело, астральное тело отпали бы, и низшим членом оказались бы только ваши Я, и они могли бы проявляться в пространстве. Представьте себя самих на старой Луне и ваши Я вовне в мире, но так, что они были бы включены в духовные субстанции, действуя только как низшие члены Духов Формы из воздуха на Землю; тогда вы имели бы представление о том, как обнаруживают себя Духи Формы, действующие как чистые Я из пространства на Землю. Свое астральное тело, которое они еще имели на Солнце, они отдали человеку, так что на Луне человек состоит уже не из физического тела, эфирного тела и астрального тела. Чтобы лучше представить эти вещи, сделаем небольшой набросок. Представьте себе человека Сатурна, который имеет первые зачатки физического тела. Парящими сверху над ними мы должны помыслить существа Духов Формы, которые имеют эфирное тело, астральное тело, Я, Самодух, Жизнедух, Духочеловека и еще выше восьмой член. Затем мы переходим к Луне. Мы имеем здесь человека, состоящего из физического тела, эфирного тела и тела астрального; это астральное тело возникло только благодаря тому, что Духи Формы пожертвовали ему свое астральное тело и имеют теперь своим низшим членом Я, а выше вверх Самодух, Жизнедух и т. д., вплоть до десятого члена. Таким образом, все то, что мы называем «человеком», постепенно излилось извне, из окружения планеты, и собралось внизу. Все, что теперь находится внутри, было когда-то вовне и вошло затем в человека. Проследим теперь развитие на самой Земле: в начале земного развития человек имеет зачаток физического тела, затем эфирное тело и астральное тело. Духи Формы переходят сюда с Луны. Их низший член есть Я; они жертвуют теперь также, еще и это Я и одаряют человека в его зачаточном виде этим Я, которое является оплодотворяющей силой, изливающейся от Духов Формы; в себе Духи Формы оставляют как низший член своей сущности Самодух или Манас. Так что если бы мы захотели бы их обрисовать, мы должны были бы сказать: выше, над нами, в нашем окружении в атмосфере Земли действуют Духи Формы. Их низший член есть Самодух или Манас, в котором они живут и действуют; и они пожертвовали тем, что они имели еще на Луне, своим во все стороны действующим Я. Оно излилось вниз и оплодотворило человека. Проследим же этот путь самого человека на Земле. У человека можно указать то место, где в него излилось Я; но сегодня мы рассмотрим это лишь схематически. Человек принимает в себя свое Я. Естественно, что это Я встречает прежде всего его астральное тело, которое окружает человека как аурическая оболочка; сюда, в это астральное тело, вливается прежде всего Я и пронизывает его. Это происходит в эпоху, которую мы называем «лемурийской». Это есть середина развития. В эту лемурийскую эпоху, в течение долгих промежутков времени, различных у разных людей, это Я впервые вступает в астральное тело и оплодотворяет его. Представим же себе это дальнейшее развитие человека. Без сомнения, физическое тело не состояло тогда из костей, плоти и крови, как теперь, но оно было еще совсем мягким образованием, не имеющим даже хрящей, и было пронизано как бы магнетическими потоками. Таким было тогда физическое тело; затем было также эфирное тело, и затем тело астральное, которое оплодотворялось силами Я. Это оплодотворение мы должны представлять себе так, что в астральном теле образовалось как бы отверстие, углубление. Это было действительно так, что вверху, в астральном теле образовалось как бы отверстие, через которое вошло Я — отверстие, доходящее до эфирного тела. Это имело большое значение и большое влияние, и следствием этого было то, что наступило первое сумеречное восприятие физического внешнего мира. В прежних состояниях человек не воспринимал ничего другого, кроме того, что жило в его внутреннем; он был как бы герметически замкнут от внешнего. Он воспринимал только себя самого и то, что происходило в его внутреннем. Теперь в нем впервые открывается взгляд на внешний физический мир. Но человек не был еще вполне самостоятельным. Многое направлялось в нем еще другими Божественными Существами, с которыми он стоял в связи. Было так, что человек еще не мог видеть всего, что его окружало, как он видит это теперь; но благодаря тому, что было открыто только его астральное тело, он мог воспринимать только этим астральным телом. Это было совсем смутное ясновидение, которое состояло в том, что когда в те времена человек двигался по Земле, он воспринимал то, что было вне его телесного существа; и воспринимал это в том именно смысле, насколько оно было ему приятно или неприятно, полезно или вредно. Так, например, двигаясь по Земле, он воспринимал резкий красный образ, который вставал перед ним как аурический красный образ, так как тогда было открыто для внешнего только его астральное тело. И он знал, когда перед ним возникал красный красочный образ: вблизи меня находится существо, которое для меня опасно; когда же он встречал сине-красный (фиолетовый) красочный образ, то он знал, что может к нему подойти. Так руководствовался он этими смутными ясновидческими восприятиями. Но он воспринимал именно только душевное; он еще не воспринимал того, что имеется, например, в современных растениях; он воспринимал только то, что как душевное было в других людях и в животных, и, разумеется, воспринимал также и групповые души. Таково было первое оплодотворяющее действие Я. Это Я продолжало развиваться, и именно таким образом, что его оплодотворяющий элемент, входивший в астральное тело, все больше и больше пронизывал это астральное тело, так что Я все больше и больше присутствовало в чувствах удовольствия или неудовольствия астрального тела. И по мере того как Я распространялось в астральном теле, возникало то, что в «Теософии» вы находите под названием душа ощущающая. Это совершилось тем путем, что Я распростиралось по всему астральному телу и тем самым вызывало к бытию душу ощущающую. Здесь мы должны добавить еще один важный факт. Мы рассматривали до сих пор преимущественно нормальный ход развития. Мы видели, как на старой Луне Духи Формы излучали свой низший член, свое Я и как они — когда из Луны образовалась Земля — отдали это Я и таким образом оплодотворили этим Я человека. Но мы знаем, что на Луне отстали известные существа, которые не совершили тогда своего развития. Что это значит? Это значит, что они не дошли до той ступени, где они приобрели бы способность изливать свое Я и оплодотворять этим Я человека. Они стояли еще на старой лунной ступени в то время, когда своим Я действовали в атмосфере Земли. В среде, окружающей человека, были отставшие существа, которые действовали согласно природе Духов Формы на старой Луне; так действовали и эти отставшие существа на Земле. В атмосфере Земли человек был окружен Я-существами, еще не отдавшими своих Я. Эти существа ищут возможности совершить на Земле то последнее, что они должны были бы совершить на Луне. Благодаря этому человек оказался подверженным таким влияниям, которых он не должен был бы знать в нормальном развитии. Это были влияния Я-духов, которые изливались в его астральное тело. В то время как благодаря Я, подобно капле дарованному человеку Духами Формы, видоизменялось его астральное тело, в это же время Я-духи, не достигшие ступени истинных Духов Формы, излучали в него силы, низшие по сравнению с теми, которые должны были входить в него при нормальном развитии. Эти низшие силы оказали то действие, что человек разделился на высшую и низшую часть. И оттого мы имеем, благодаря действию Я правильных Духов Формы, Я, способное к бескорыстию, а благодаря тому, что влилось от отставших Я-духов, мы имеем другое Я, склонное к самости, к эгоизму. Это то Я, которое не хочет еще освободиться от инстинктов, желаний и страстей. Они проникают в него и пролизывают астральное тело так, что в человеческом астральном теле имеется двоякое: бескорыстные возвышающие порывы — и страсти, которые пронизаны самостью; они вошли в человека под действием Я-духов и укоренились в нем. Рассмотрим теперь дальнейший ход развития. Мы видели, как астральное тело было пронизано силой излившегося Я. Как следующее, этой же силой охватывается также эфирное тело, и в эфирном теле образуется также разрыв в сторону внешнего мира. Если мы хотим нарисовать это, то мы должны сделать так: мы ставим здесь в центре как бы физическое тело, затем заполненное силой Я эфирное тело, имеющее разрыв в сторону внешнего мира; затем астральное тело — разумеется, тоже заполненное силой Я. Так что в эфирном теле мы имеем теперь силу, которая Стремится вовне: эфирное тело открывается внешнему миру. Мы стоим тогда приблизительно в первой и второй трети атлантической эпохи развития. В это время существовало еще древнее ясновидение, однако уже не то, когда человек видел в образах полезное и вредное, приятное и неприятное, но теперь перед человеком выступало нечто подобное живым образам сновидений, которые долго удерживались. Его эфирное тело есть носитель памяти, и так как эти люди не имели еще никакого препятствия со стороны физического тела, то они могли очень долго удерживать эти образы, которые они воспринимали извне. Память была тогда совершенно особенно развитой душевной силой. В книге «Из летописи мира» вы можете прочесть, какими люди были тогда в этом отношении. Конечно, это было еще не полное созерцание внешнего мира, а некоторого рода сумеречное ясновидение. Но оно было все же более обширным, чем восприятие при помощи астрального тела. Оно дает возникать величественным ясно оформленным образам, которые подобны образам сновидений, но отвечают уже внешним предметам, между тем как прежние образы только говорили человеку, в каком направлении он должен двигаться. Но внешние предметы еще не были видимы. Мы идем затем дальше и переходим в последнюю треть атлантической эпохи. Здесь силой Я охватывается не только астральное тело и тело эфирное, но также и физическое тело. В физическом теле намечается выемка. В физическом теле образуется выемка, а вокруг него мы имеем эфирное и астральное тела. Представим себе все это теперь схематически; в ближайших докладах мы узнаем соответствующие подробности. Итак, образовалась некоторого рода выемка. Физическое тело приняло в себя Я. Между надбровными дугами лежит точка — об этом я не раз уже вам говорил, — где было воспринято Я. С этим отверстием, которое возникает благодаря тому, что физическое тело пронизывается силами Я, мы должны мыслить особенно связанным раскрытие физических органов чувств. Я пронизывает глаза, уши; но это не одно лишь отверстие, а целая область отверстий. Все это происходит в последней трети атлантической эпохи; и только благодаря этому физическое тело видоизменяется таким образом, что становится тем, что оно есть теперь. Мы называем измененное эфирное тело, каким оно сложилось в начале атлантической эпохи, «душой рассудочной» или «душой характера», и измененное физическое тело мы называем «душой сознательной». Здесь нам показано в ходе эволюции то, что в моей «Теософии» вы находите образованным в его теперешнем виде. Здесь вы видите, как эти вещи складывались постепенно во времени. Только после того, как и физическое тело стало также открытым в сторону внешнего мира, человек учится действительно познавать внешний мир, и тогда начинается сознательное преобразование астрального тела. До тех пор преобразование было более или менее бессознательным, так как душа сознательная появилась только теперь. Если мы хотим представить себе это состояние, то мы должны схематически помыслить его себе так: астральное тело, эфирное тело, физическое тело открыты вовне; и благодаря тому, что человек вступает в общение с внешним миром, в нем откладывается как бы некий запас. Этот запас есть все то, что Я развивает при общении с внешним миром, чему Я «учится» во время общения с внешним миром. Представьте себе, как все это в целом, все, что Я таким образом развивает, становится все больше, — это схематическое описание, но оно соответствует реальности, — что это новое образование, постепенно развиваемое человеком, откладывается здесь, вокруг его астрального тела, соединяется с его астральным телом, и затем в ходе развития преобразует это астральное тело в подлинный человеческий Манас или Самодух (см. рис.). Этой работой человек занят теперь, когда с помощью того, чего он достигает при своем общении с внешним миром, он преобразует свое астральное тело в Манас или Самодух. В этом процессе мы находимся в настоящее время. Но благодаря тому, что Духи Формы отдали человеку и излили в него свое Я, мы являемся со всех сторон окруженными этими Духами Формы как существами, низшим членом которых является манасический или Самодух. И когда мы хотим найти в своем окружении этих Духов Формы, их низший член, то мы находим его в том, что мы сами развиваем в себе как наш пятый член. То, что мы развиваем как человеческую мудрость, благодаря чему мы становимся все более мудрыми, мы должны были бы найти проявленным в нашем окружении как низший член Духов Формы. Рассмотрим же то, что совершили вокруг нас высокие, возвышенные существа, то, в чем мы не имеем еще никакого участия. Взгляните — я не раз уже упоминал об этом — на берцовую кость, удивительное строение которой заставляет нас сказать: с величайшей мудростью достигнута здесь при наименьшей затрате материи наибольшая степень силы! Мы находим, что здесь уже вложено то, чего человек лишь постепенно достигнет в своей мудрости. Человек постепенно научится — чего он теперь еще не умеет — воздвигать в своем инженерном искусстве, например, такие мосты, которые будут построены так же мудро, как берцовые кости, служащие опорой для верхней части человеческого тела. И так же мудро построено все человеческое тело, выражение и откровение мудрости; и когда мы подходим к природе, то навстречу нам отовсюду выступает эта мудрость. Подойдем, например, к сооружениям, которые устраивают себе бобры. Мы видим, как в известное время года, когда вода достигает наибольшей высоты, бобры собираются вместе и возводят в воде под определенным углом заграждение, которое удерживает воду и образует новые поверхности, технически столь совершенное, словно они пользовались математикой и прочими науками. Так во всем, что нас окружает в природе, мы находим запечатленную мудрость — то, что будет запечатлено в нас самих, когда мы вполне разовьем в себе Манас. Эта мудрость, которую мы находим во всем, что нас окружает в природе, есть член Духов Формы. Как у нас низшим является физическое тело, так мудрость, которую мы находим в своем окружении, есть низший член Духов Формы. Затем эти духи Формы имеют Будхи и Атман, там, где мы имеем наше эфирное тело и тело астральное; и затем еще восьмой, девятый, десятый и одиннадцатый член. Таким образом, вы видите, что мы имеем здесь дело с высокостоящими существами, к которым мы поднимаем свой взор, и когда мы открываем в своем окружении мудрость, то мы видим лишь последний, низший член этих высоких, возвышенных существ. Так, животное, низшее существо, которое ползает внизу вокруг человека, воспринимает лишь его внешнее явление, его физическое тело. — Мы ползаем по Земле и видим мудрость, которая для Духов Формы есть то же, что для нас физическое тело. Такого рода существо есть то, что мы называем «Творящим Духом» по отношению к человеку; ибо этот Творящий Дух излил в человека его Я. И как описанным образом мы поднимаемся к Манасу, так в дальнейшем ходе развития мы поднимемся еще выше, благодаря преобразованию эфирного тела. Мы присоединим к себе Жизнедух, Будхи. В окружающем нас мире мы имеем Манас или Самодух как запечатленную в мире мудрость. И как мудрость есть низший член Духов Формы, так с Землей связаны еще и другие существа, низшим членом которых является не наш пятый, Манас, а наш шестой член, то есть Жизнедух или Будхи. В нашем окружении есть атмосфера для существ, низший член которых — как член высших существ — равнозначен Жизнедуху для нас. И как в начале земного развития действием вне человека стоящих духовных существ в него было влито Я, так же в определенный момент земного развития произошло первое явление, первое воздействие тех существ, которые постепенно вольют в человека во всей полноте силу Будхи. Все это происходит весьма постепенно. И даже спустя две тысячи лет после того, как в далекой древности в человека было влито Я, присутствие этого Я в человеческом теле было не очень заметно. Только в ряде многих тысячелетий сила этого Я достигла своего полного значения. Никак нельзя думать, что излияние Я в человека было событием, о котором кто-нибудь мог бы сказать: «Здесь не произошло ничего особенного, я этого не признаю, то же самое было и прежде!» — Если бы тогда на Земле жили особо «просвещенные» умы, представители материализма, то они сказали бы: «Ах, среди нас есть люди, которые утверждают, что с небес снизошла особая сила и подвинула вперед всех людей; но это самый предосудительный дуализм: мы как монисты должны заявить, что то же самое было и прежде!» Эти вещи развивались медленно и постепенно. И как в начале лемурийской эпохи произошел величественный сдвиг вперед, благодаря внедрению Я в человека, что дало возможность для позднейшего развития Самодуха или Манаса, так же существует величайшее по значению, основное событие, благодаря которому человек будет в состоянии развить в себе не только Манас, но и Жизнедух или Будхи. Это событие есть Событие Голгофы! Это событие есть явление Христа на Земле! И пусть те или иные люди отрицают теперь это, но это событие есть такое же воздействие из внеземного окружения, как воздействием из внеземного окружения было другое событие, излияние Я. Так видим мы, что нам открывается духовное понимание развития мира, когда мы вглядываемся в глубины этого мира. Мы учимся постепенно направлять наш взгляд не на одно только материальное бытие: но мы открываем везде, куда бы мы ни посмотрели в мировом пространстве, духовных существ и их действия; и благодаря тому, что мы называем теософией, мы живем, действуем и пребываем в среде духовных существ и их действий. В следующий раз мы рассмотрим подробнее человеческий организм и укажем на действительное развитие тех образований, которые сегодня мы обозревали более схематично. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|