Заключение

Религиозные традиции ненцев представляют большой интерес для науки, изучающей далекое прошлое человечества. В них проявляет себя чрезвычайно архаическое по своей сути мировоз­зрение, сложившееся в ту далекую эпоху, когда у человека не было никаких оснований отделять себя от природы: низкий уровень технических достижений просто не позволял людям отгородить­ся от окружающего мира.

    Взгляды на мир, свойственные самобытным культурам аборигенных народов Европейского Севера и Сибири, уже давно привлекают к себе пристальное внимание ученых. Здесь, в северной части Евразии, благодаря особенностям природной среды сохранились древнейшие виды хозяй­ственных занятий - охота, рыбная ловля, в некоторой степени собирательство {так называемое присваивающее хозяйство). В этих условиях вплоть до недавнего времени продолжали существо­вать и древние формы общественных отношений, и религиозные воззрения, зародившиеся, веро­ятно, еще в каменном веке. По материалам, полученным у группы северных народов, в число ко­торых входят и ненцы, была предпринята интересная попытка воспроизвести культуру охотников на дикого оленя [Симченко, 1976]. Принципы мировоззрения, пронизывавшего собой всю жизнь древних охотников, отчетливо прослеживаются в религии ненцев - шаманизме, составляющем основную сферу их религиозной деятельности. Подобно охотникам, обитавшим в суровых услови­ях Севера десятки тысяч лет назад, ненцы ощущали свою полную зависимость от природы и обо­жествляли ее, представляя себе силы природы в виде многочисленных богов и духов.

    Изложенный в данной работе материал убедительно показывает, что взгляды на мир, сохра­нившиеся в архаической культуре ненцев, вовсе не были примитивными. Напротив, современного человека может поражать сложность их представлений об окружающем мире, о Вселенной, о спо­собах поддерживать хорошие отношения с духами и божествами. Образ матери-Земли, дающей жизнь всему в мире, является своего рода философским обобщением древнего человека, раз­мышлявшего о первопричинах бытия. В то же время в мировоззрении ненцев явственно преобла­дает мужское созидательное начало, утвердившееся, видимо, в более поздний период,- возмож­но, с освоением оленеводства, одной из форм производящего хозяйства.

    Данная работа охватывает далеко не все стороны шаманизма ненцев, не все его конкретные проявления в религиозной жизни народа. Дать всеобъемлющий очерк традиционной религии не­нецкого народа - задача, которую автор не осмелился бы поставить перед собой. Главная труд­ность здесь не в разнообразии верований и культовой практики ненцев, а в ограниченности факти­ческих данных. К сожалению, имеющиеся в литературе сведения о религиозных взглядах и тради­циях ненцев отрывочны, зачастую поверхностны. Поэтому даже весь в совокупности ранее опубликованный материал, при его величайшей научной ценности, не дает возможности создать полную и безукоризненно точную картину религиозного миросозерцания и основанной на нем культовой деятельности ненцев. Таким образом, остро стоит вопрос о необходимости пополнять имеющиеся сведения.

    В связи с этим хочется еще раз подчеркнуть, что данная книга в значительной степени осно­вана на полевом материале, собранном самим автором во время летних экспедиций на Ямале. Надеюсь, что этот материал позволит уточнить, углубить, а в некоторых вопросах и обогатить на­ши знания о шаманизме ненцев. Те сведения, которыми мы сегодня располагаем, показывают, что ненецкий шаманизм представляет собой древнюю политеистическую религию с развитым куль­том. Он сложился естественным путем в рамках архаического дуалистического мировоззрения, на почве олицетворения и почитания стихийных сил природы.

    Задача дальнейшего исследования состоит как в поисках новых источников информации, так и в более углубленном теоретическом осмыслении шаманизма (шаманства). Хочется подчеркнуть, что к изысканиям в области ненецкого шаманизма все еще не привлечен в должной мере шаман­ский фольклор, хотя этот богатейший источник сведений заслуживает серьезного внимания. Пред­ставления о Вселенной, потустороннем мире, сверхъестественных существах, душе и смерти, о посредничестве шаманов между богами и людьми - все это и многое другое отражено в устном творчестве, исходящем, в частности, и из шаманской среды. Особенность шаманского фольклора состоит в том, что он не имеет четких границ и существует в общих рамках устного народного творчества. Собирание произведений фольклора могло бы оказаться полезным для изучения ша­манства.

    В настоящее время у ненцев еще сохраняются легенды о шаманах, об их камланиях и жерт­воприношениях. К сожалению, этот фольклорный жанр чаще всего представлен обрывками, фрагментами, соединенными с другими жанрами устного творчества. Видимо, эти остатки древне­го культурного наследия обречены на исчезновение. Влияние современной культуры с ее техниче­скими достижениями, повсеместным школьным обучением, специализированной медициной и, главное, с мощными и вездесущими средствами массовой информации не оставляет места для взглядов на мир, сложившихся совсем в других условиях. Тем ценнее для нас сегодня каждый об­наруженный впервые факт, тем важнее поиски новых, неизвестных науке сведений.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх