|
||||
|
13 О НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ Понятие нормы очень расплывчато, и никто не знает границ, за пределами которых начинается патология. У людей существует много вариантов нормы, каждый из которых уместен в конкретных условиях. Если для воина, находящегося в окружении противников, допустимым может быть определенное поведение, то для человека в производственных условиях, в которых у него нет ни одного единомышленника, допустимым будет только корректное поведение, при котором он не показывает свое негативное отношение к окружающим его людям. В противном же случае его, возможно, сочтут нетактичным или даже ненормальным и могут принять соответствующие меры. Актеры, художники, музыканты в своем кругу ведут себя несколько иначе, чем за пределами своего круга. Если бы нудист вздумал следовать своим принципам на улицах города, то это бы не совсем хорошо для него кончилось. В психиатрической больнице ее пациенты могут сколько угодно высказывать любые идеи, и поведение их может быть совершенно неадекватным для условий за пределами психиатрической клиники, но в палатах им позволено многое. Это как бы пределы дозволенной "нормы". Для каждого человека существуют различные варианты норм общения с людьми различного круга или же с людьми различной степени близости. Для человека не существует определенной нормы поведения для всех случаев. Обычно мы говорим о патологии тогда, когда нарушаются общепринятые правила поведения в конкретных условиях. Практически, любое поведение в конкретных условиях может быть вариантом нормы, и даже любые высказывания опять-таки в конкретных условиях могут быть приняты за нормальные. В действительности, патология чаще проявляется в том, что человеческое поведение не соответствует условиям, в которых оно проявляется. Это выглядит так, будто происходит своеобразное совмещение двух ситуаций, одна из которых реальна, а другая – отражение возможной реальности и человек, в конкретной реальной ситуации ведет себя по правилам другой реальности, которая в данных обстоятельствах отсутствует. Возможно, норма человеческого поведения состоит в том, что человек вовремя "сонастраивается" с той реальностью, в которой он находится, а при патологии как бы одновременно живет в двух реальностях, одну из которых он осознает, но не может с ней сонастроиться, потому что его внутренние механизмы, возможно, в это время связаны с какой-то другой реальностью. И тогда возникает состояние, когда человек, испытывая всевозможные эмоции, вызванные одной ситуацией, которую он совершенно не осознает, привязывает их к другой реальности. Нередкими могут быть и такие случаи, когда на отношения людей влияют содержания сновидений, в которых они могут увидеть реализованными подозрения или ожидания. У каждого человека прежде, чем он совершит какой-либо шаг, имеется много возможностей, и в сновидениях эти возможности могут предстать как некая реальность. И это сновидение может быть очень близким к реальности, в которой он бодрствует, по смыслу, поэтому оно воспринимается как нечто доказательное и даже иногда как бесспорное. И тогда меняется отношение одного человека к другому и не может понять этот другой, что произошло с его близким человеком, и начинает думать, не случилось ли с его психикой чего-нибудь непоправимого. Но, в действительности произошло перенесение смысла одного события на реальность другого. Возможно перенесение роковых слов или событий, которые произносились или происходили в далеком прошлом, может быть, в раннем детстве, а возможно, еще в период, когда человек находился во внутриутробном состоянии. Это может происходить следующим образом. От внутриутробного периода жизни человека, через раннее детство и к сегодняшнему дню его существования тянутся цепочки событий, образов, состояний, в чем-то похожих на сегодняшнее. И все, что было в прошлом, особенно значимое, влияет на те обстоятельства, в которых оказался человек сегодня. Предположим, оказался он вблизи православного храма и почему-то им овладела грусть, хотя все вокруг было торжественно. Ему не пришла в голову мысль, что в этом храме отпевают умерших, да он никогда и не видел этого. Не подумал он и о том, что придет время, и храма на этом месте не будет. Это чувство грусти похоже на чувство утраты чего-то очень ценного. Если бы этот взрослый человек сумел удержать в себе состояние грусти и не поторопился бы уйти от храма, он, возможно, постепенно, вспомнил бы, что в раннем детстве случайно уронил здесь под колеса машины свою любимую игрушку и потом горько о ней плакал. Детство давно ушло, а обстоятельства напоминают об этой утрате состоянием грусти, которая возникает именно на этом месте, при виде этого прекрасного храма. То же самое возможно при встрече с человеком, который чем-то отдаленно похож на его детского обидчика. И тянутся события, нанизываясь, как бусинки, на определенные нити, от прошлого к настоящему, исподволь переоценивая все, с кем мы встречаемся и в какой ситуации оказываемся. И поэтому эти прошлые события часто делают нас неадекватными сегодня, извращая наше поведение до ненормальности. Не менее важными могут быть остаточные состояния после каких-то эмоциональных событий. Кажется, человек уже успокоился, перешел в нейтральное состояние, после которого он может переходить к любому другому состоянию и быть адекватным во вновь возникающей ситуации, но те остаточные состояния, которые, кажется, давно уже позади, могут все изменить. Человек под влиянием недавних событий, неожиданно даже для самого себя, начинает вести себя неадекватно в совершенно новых обстоятельствах. Не менее неожиданным может оказаться поведение человека, который ожидает от будущего одной ситуации, но получает нечто противоположное ожидаемому. При этом он может стать неадекватно агрессивным, и для человека, который осознает происходящие события достаточно отстраненно, такого рода поведение выглядит неожиданно, и для здравого рассудка не вполне понятно. Можно рассматривать еще множество других примеров, но все они имеют один механизм: на событие или ситуацию, которая имеется в настоящее время, накладывается нечто другое из прошлого или ожидаемого будущего. Но есть еще одна причина, извращающая поведение человека, – это состояние готовности человека к какому-либо действию или внутреннему процессу. В этот период он может совершенно неадекватно реагировать на события, которые не имеют отношение к цели его состояния готовности. Предположим, студент, перед тем как зайти в кабинет профессора для сдачи экзамена, хорошо и долго готовился к этому. Перед входом в кабинет он чувствует себя заполненным необходимой информацией до краев. Это состояние похоже на удерживание в равновесии сосуда, заполненного жидкостью, когда любой толчок может ее расплескать. И таким толчком может быть вопрос его товарища, который, предположим, хочет пополнить свои недостающие знания. И его вопрос будет совершенно несвоевременным и вызовет в лучшем случае раздражение, а спрашивающий не понимает, почему его вполне корректный вопрос вызвал агрессию. И, конечно же, на человека почти непреодолимо влияют гормональные бури, которые в некоторых случаях катастрофически воздействуют на состояние его сознания, делая его узким и односторонним или же пассивным и безразличным. Это тоже патология, но такая, с которой люди смирились как с неизбежным и поэтому отнесли ее к категории условной нормы. А где у человека норма, а где патология, как нам найти ее, эту норму, когда множество всевозможных причин расщепляют сознание и искажают ее? Но расщепление сознания может быть вызвано и другими причинами. Человек живет в многомерном мире, каждый из которых населен сущностями, претендующими на реализацию в мире людей, и для этого они предпочитают использовать человека, а не какое-либо другое существо. Человек не осознает их воздействие в связи с тем, что он привык присваивать себе различные состояния и эмоции, которые в действительности ему не принадлежат. В том случае, если бы человек мог различать то, что ему принадлежит, и то, что ему не принадлежит, он сумел бы распознать постороннее влияние и как-то противостоять ему, чтобы быть адекватным в соответствующих условиях. И еще, человек – существо двойственное. Внешняя его оболочка, состоящая из физического тела, витала и ментала, принадлежит внешнему миру, а внутренняя, истинная часть принадлежит высочайшим мирам истины. И, конечно же, в этом случае происходит наложение влияния внутренней истинной части человеческого существа на реакции внешней его части, что также меняет его отношение к происходящим событиям и его поведение. В том случае, когда человек избирает внутренний путь истины и целиком подчиняет себя духовной работе, он начинает жить по своим внутренним законам, не вполне понятным для обычных людей. Для непосвященных он может выглядеть как человек со странностями, слова и дела которого не соответствуют норме. Можно думать, что расщепление сознания происходит на границе осознаваемого и неосознаваемого. То, что человек осознает, становится возможным для его управления. Разумеется, это происходит только в том случае, когда он не захвачен каким-либо состоянием. Но и неосознаваемое им может захватить его сознание и подчинить его поведение себе. Таким образом, для того, чтобы быть свободным от воздействий различного рода сил, необходимо быть максимально сознательным и исследовать прежде не осознаваемые любые состояния и побуждения, которые пытаются руководить нами. Только в этом случае мы можем осознавать реальность, пытающуюся овладеть нашим сознанием, и освободиться от влияния всевозможных сил низшей природы. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|