|
||||
|
Глава 2 Любовь на горе
Мы начинаем эту главу с краткого обзора двух легенд, которые хорошо знакомы большинству читателей. Первая взята из еврейскою Ветхого Завета и относится к загадочным сынам Божьим и их потомству — нефилимам или исполинам. Вторая легенда пришла из греческой мифологии и посвящена нисхождению небесного бога Урана, который вместе с Матерью-Землёй породил ужасных титанов. Эти легенды, как мы увидим, относятся к одной теме и надлежащим образом подготавливают почву для месопотамских легенд, которые и составляют сердцевину этой главы. Позвольте начать с еврейской легенды. Согласно Книге Бытия, Бог решил уничтожить человеческий род с помощью Великого потопа из-за той связи, в которую вступили на Земле дочери человеческие и сыны Божьи. Сложившаяся неприятная ситуация описана в шестой главе Книги Бытия. Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали рождать им «это сильные, издревле славные люди [Шема]».[112] Присутствие этого отрывка в Библии всегда причиняло большой дискомфорт теологам, которых постоянно просили объяснить, как Бог мог иметь «сыновей», когда только Иисус Христос был единственным сыном? Стандартный ответ теологов заключается в том, что сыны Божьи были злокозненными духовными сущностями, которые спустились с Небес, чтобы вмешиваться в дела людей. Другими словами, сыны Божьи не были реальными плотскими существами, и, следовательно, нам не стоит сильно задумываться об их существовании. Тем не менее нас, тех, кто задумывался о происхождении сынов Божьих, достаточно много. Мы отмечаем, к примеру, что они «восклицали от радости» в момент творения (Иов. 38: 7), и начинаем интересоваться, как же происходило творение. Мы недоумеваем, как присутствие этих сынов Божиих привело к появлению на земле исполинов (нефилимов). Кто были эти нефилимы? В Книге Бытия только говорится, что «это сильные, издревле славные люди [Шема]». Но в эфиопской священной книге «Кебра нагаст» это загадочное утверждение дано более развернуто, поэтому становится ясно, что нефилимы были сверхъестественными гигантами. Дочери Каина, с кем согрешили ангелы, понесли, но они не могли родить этих детей и умерли. Из детей, которые были во чревах этих женщин, одни умерли, а другие вышли наружу, разорвав животы своих матерей. Они вышли наружу вместе с пуповиной и, когда выросли, стали исполинами, чья голова достигала облаков.[113] В свете этого отрывка как молено серьёзно воспринимать слова Книги Бытия? Как эти гиганты могли родиться от человеческих женщин? В поисках ответа давайте обратимся к греческой легенде о титанах. В одном из самых известных греческих мифов о творении небесный бог Уран поливает своими оплодотворяющими водами Гею, Мать-Землю, которая беременеет после этого. Затем Гея рождает двенадцать титанов, трёх циклопов и трёх сторуких гигантов. Но Уран возненавидел своих чудовищных детей, поэтому Гея скрыла их до поры в своём теле.[114] Гея, Мать-Земля, сильно разгневалась. Она взяла кремневый серп и обратилась к своим детям: «Сыновья, родившиеся от меня и свирепого отца… мы должны наказать отца за преступные бесчинства».[115] Поэтому, когда Уран в следующий раз сошёл с небес «пьяный, чтобы пронзить тело Земли», самый юный из титанов, Кронос, напал на отца с серпом, когда тот спал, и кастрировал его. Половые органы Урана он затем бросил в море, и они дали рождение Афродите, в то время как от крови, капавшей из раны небесного бога, Гея понесла трёх фурий. Тем временем Кронос стал новым царём богов и вознёсся на Небеса (в метафорическом смысле, я думаю), чтобы занять трон своего отца. Что означает эта легенда? Ключом к ней (согласно Эсхилу) является то, что Уран сошёл на Землю «пьяный и пронзил тело Земли».[116] Каким, интересно, предметом, можем мы спросить, можно пронзить тело Земли? В контексте этой легенды единственный ответ — метеоритом. Уран, однако, был больше чем одним метеоритом, согласно греческому автору Гесиоду,[117] который сообщает, что Уран сошёл с неба «жаждущим соития и принёс с собой ночь, которая обступила и окутала Землю».[118] По моему мнению, чтобы принести тьму, окутавшую всю землю, Уран должен быть целым потоком метеоритов. Расшифровав легенду до этого момента, позвольте сделать заключение, снабдив его рядом уместных наблюдений. Во-первых, очевидно, что имя Уран (по-гречески Ouranos) произошло от греческого слова ouros (или oros), означающего «гора».[119] В то же время имя Уран является синонимом Неба, следовательно, буквально означает «Небесная Гора».[120] Это поддерживает нашу версию о потоке метеоритов и предполагает, что этот метеоритный дождь пролился с «горы», — заключение, которое станет основным мотивом этой главы. Во-вторых, вполне определенно утверждается, что Уран, Небесная Гора, сошёл на Землю-Гею и оплодотворил её. Это предполагает, что метеориты, пронзившие землю, следует рассматривать как; семена или семя. Это тоже станет основной темой этой главы, когда мы перейдём к рассмотрению легенд Древней Месопотамии. В-третьих, ясно, что Мать-Землю представляли в виде огромного чрева, которое получило небесное семя. Следовательно, гигантские дети были рождены в подземном мире, который был планетарным чревом. Это тоже станет основным мотивом этой главы. В-четвёртых, теперь остановимся на теме гигантов. Следует отметить, что одного из трёх сторуких гигантов (гекатонохейров) звали Гиес,[121] что означает «рождённый землёй».[122] Его имя также можно записать как gigas — «гигант», «титан». Здесь имеет смысл напомнить, что все титаны были рождёны Землёй в её чреве, а именно — в подземном мире. В-пятых, из других греческих легенд становится ясно, что большинство титанов в конце концов покинули чрево Геи. Классическим примером является Эрос, четырёхглавый титан, вышедший из яйца, отложенного в «Чреве Тьмы».[123] С тех пор он летает над землёй на своих золотых крыльях, ревёт и шипит, а также зажигает сердца огнём, выпуская стрелы. Этот образ очень далёк от современных представлений эротичного Эроса Валентинова дня или Купидона (его римского двойника) и демонстрирует, как основательно современное общество забыло своё прошлое. Как я уже говорил, титаны вышли из Геи, Матери-Земли, и само название «титаны» напоминает о насилии, потому что происходит от греческого слова titaino — «растягивать» .[124] Не требуется больших мыслительных усилий, чтобы представить, как растягивается чрево Матери-Земли, чтобы породить этих гигантских богов. Но вернёмся к еврейскому преданию о сынах Божьих и нефилимах. Теперь мы можем понять его основной смысл. Я предполагаю, что сыны Божьи сошли с Небес (как Уран) и вошли в Мать-Землю, таким образом зачав нефилимов-гигантов (тем же образом, что и были зачаты титаны-гиганты) .[125] Здесь существует отклонение от библейских текстов — вместо «дочерей человеческих» следует рассматривать Мать-Землю. Любопытно отметить, что ивритское слово «человек» или «Адам» происходит от слова adamab, означающего «землю» или «почву» .[126] Создаётся впечатление, что произошла поэтическая замена слов: сыны Божьи, входящие к дочерям человеческим, изначально были сынами Божьими, входящими к дочерям Земли. Последнее утверждение подходит очень близко к концепции Матери-Земли, а в конце этой главы мы приведём легенду, согласно которой, эта связь уже не покажется такой фантастичной .[127] Является это утверждение изначальной версией легенды или нет, но никто не будет отрицать явной параллели между пронзанием Геи и разрыванием дочерей человеческих — тем более что еврейская идиома имеет очень грубый смысл, буквально: «введение» или «вхождение» .[128] Также никто не будет отрицать и параллель между титанами-гигантами и нефилимами. Согласно «Книге гигантов», найденной среди свитков Мёртвого моря, исполины (Бытие) были невидимы, бессмертны, обладали крыльями и были способны перемещаться со скоростью ветра .[129] Нечего говорить, что они были огромного роста: как «кедры ливанские», говорится в одном из текстов, что позволяет определить их рост в 30 метров. В целом, по описанию, нефилимы очень напоминают греческих титанов. Таким образом, перед нами две легенды — одна еврейская, другая греческая, — которые рисуют очень последовательную схему событий во времена сотворения мира. Более того, если взять за руководство греческую легенду, то сыны Божии были не кем иным, как духовными сущностями. Но, с другой стороны, они могли выглядеть как вполне реальные метеориты. ШумерыТеперь обратимся к древним текстам. Примерно шесть тысяч лет назад из тьмы доисторической неизвестности появился загадочный народ, который начал строить прекрасные города на плодородной равнине между могучими реками — Тигром и Евфратом (район, примерно соответствующий современному Ираку). Эти юрода — Эриду, Ур, Лагаш, Урук, Щуррупак, Нштур и Киш — были городами шумеров, а весь регион назывался Шумер, намного позже он приобрел греческое название Месопотамия, буквально означающее «(земля) между двумя реками» .[130] Шумеры совершили технологическую революцию в таких областях, как архитектура, торговля, математика, сельское хозяйство и металлургия. С середины IV тысячелетия до н. э. этот выдающийся народ начал развивать сложные формы государственного управления и установил самые первые общественные институты — школы и суды. Но более важным открытием шумеров является письменность, введённая с XXXIII века до н. э. вначале в пиктографической форме, а позднее в виде клинописи — системы удивительных клиновидных знаков, которые выдавливали стилом на влажных глиняных табличках. Именно с такой таблички из Ассура и начался наш поиск истины (см главу 1). Но это была только одна из 500 тысяч глиняных табличек, найденных в земле Месопотамии. По словам известного ассиролога Джорджа Ру: «Без преувеличения, можно сказать, что ни в одной стране мира не было такого богатства сохранившихся древних текстов, написанных тысячи лет назад» .[131] В этих табличках описана поразительная история о богах, сотворивших небо и Землю и во плоти сошедших вниз в начале времён, чтобы заложить фундамент шумерских городов. В те дни только боги занимали огромные пространства Шумера, но вскоре они устали от своей работы и приступили к созданию человека, который освободил их от тяжёлого труда В результате появилось шумерское «человечество», известное под загадочным названием «черноголовые». Однако шумеры не считали себя рабами, а скорее, почетными арендаторами «сада богов». Все диковины этого сада были посланы богами с Небес на Землю — скот и зерно, деревья и растения, вино, финиковые пальмы и даже, как мы увидим, семя самих людей. Люди, или «черноголовые», усердно работали на богов в их саду, и в конце концов, когда люди доказали свою преданность, боги даровали им знаки и регалии царской власти вместе с различными дарами цивилизации, которые были принесены с небес. Таким образом, шумерскую философию жизни можно суммировать так: «Всё, что кажется прекрасным, мы создали благодаря богам». И они посвящали все вновь обретённые умения, особенно письмо, искусство и архитектуру службе богам. Примерно в XXIV веке до н. э. шумеры уступили контроль над своей территорией аккадцам, семитоговорящей группе народов, которые вскоре овладели всем Шумером. Но они, в свою очередь, были завоёваны кутиями в XXII веке до н. э. Затем после краткого возрождения шумеров (XXI–XX века до н. э.) весь регион был завоёван амореями в XX веке до н. э. Новое тысячелетие принесло ещё больше хаоса — власть переходила от вавилонян к касситам и, в конечном итоге, к ассирийцам. Но, что удивительно, в течение этих бурных столетий религия шумеров осталась нетронутой. И многочисленные народы поклонялись тем же богам, всё те же храмы и зиккураты восстанавливались и перестраивались, те же самые эпические легенды прилежно копировались и переводились с незначительными изменениями. Идеи и идеалы шумеров были кредо и догмой большей части населения Ближнего Востока, они переходили из поколения в поколение в течение трёх тысяч лет. Причина такого постоянства — в беспрецедентной одержимости религией, что хорошо описал Джордж Ру: «…Более трёх тысяч лет религиозные идеалы, впервые развитые шумерами, играли экстраординарную роль в общественной и частной жизни месопотамцев, являясь образцом для их общественных институтов, вдохновляя искусство и литературу, пронизывая все сферы деятельности… Ни одно другое древнее общество не отводило религии столь выдающееся место, потому что ни в одном древнем обществе человек не чувствовал столь сильную зависимость от воли богов… религиозные мотивы никогда не забывались и не преуменьшались» .[132] Такова природа современного общества (материалистичного и себялюбивого), что сегодня нам очень трудно понять, что же произошло в Месопотамии тысячи лет назад. Кем был этот народ, всецело одержимый своими богами? Этот вопрос приводит нас к очень интересным гипотезам. Боги ШумераКто такие боги Шумера? Во главе шумерского пантеона стоял бог Ан, отец богов, которого мы будем называть аккадским именем Ану. Его имя означало просто «Небеса» и изображалось в виде восьмиконечной звезды .[133] Ану в большей части был тем божеством, которое оставалось на Небесах, в стороне от других богов, и его никогда не изображали в виде человека. У Ану были два сына с известными именами и целая группа безымянных сыновей. Этими именованными сыновьями были великие боги Энлиль и Энки, чьи имена обычно переводятся как «Владыка воздуха» и «Владыка Земли». Оба начали свою жизнь как небесные боги и оба были вынуждены спускаться на Землю в начале времён. Месопотамские тексты сообщают, что Энлиль и Энки вместе со своим отцом Ану бросали жребий, кому достанутся три реальности месопотамской вселенной — Небеса, Земля и подземный мир. Подземный мир, как мы видим, имел большое значение в месопотамской религии, но не в делах людей, а в делах богов. Им управляли могучие боги Эрепшигаль и Нергал, он был домом для безымянных сыновей Ану — группы ануннаков, для кого Ану стал отцом на загадочной «Горе Небес и Земли». Вместе с популярной триадой богов — Ану, Энлиль и Энки — часто упоминается и четвёртое главенствующее божество — богиня Нинхурсаг, которая имела множество имён (Нинмах, Нинлиль, Нинти, Нинту и т. д.). Она также начала свою жизнь на Небесах, но спустилась на Землю при интригующих обстоятельствах, Здесь она объединилась с безымянными богинями земли и стала «Госпожой Горы». Кроме этой триады или квартета, был ещё целый пантеон низших богов, которым главные боги передали часть своих полномочий и определённую власть. Самыми известными из них были Наннар, Нинурта, Уту и Инанна. Уту, как мы увидим, был шумерским богом солнца, однако его дела совсем не соответствовали статусу, поэтому мы попытаемся ответить на возникший вопрос, было ли Солнце для шумеров тем же, что и для нас, или это был символ более великой, но сокрытой истины. И наконец, мы встретимся с Мардуком, не по годам могущественным молодым богом, которые перевернул вавилонский пантеон и поставил всё с ног на голову, сверг Ану, Энлиля и Энки и, таким образом, стал верховным богом Неба и Земли. Когда боги спустились с НебесСегодня у большинства людей уже сформировалось мнение относительно древних шумерских богов, которое они готовы отстаивать. Как было отмечено выше (см. главу 1), академики авторитетно утверждают, что перед нами боги природы и плодородия либо обожествлённые цари и герои. Другие, находясь под впечатлением богов из плоти и крови, похожих на нас, подняли знамя конгениальной теории о том, что боги были человекоподобными астронавтами, прилетевшими на землю с другой планеты .[134] Следует сказать, что большинство из нас обычно полагается на интерпретацию древних текстов, сделанную каким-либо «специалистом», или, на крайний случай, на его же заключение относительно тех же текстов. И только малая часть людей обладает достаточным временем или склонностью самостоятельно переводить эти тексты. Приведённые ниже цитаты должны продемонстрировать, без всяких сомнений, что нас — широкие массы — вводят в заблуждение, преднамеренно или случайно, относительно происхождения древних богов. Вначале мы рассмотрим тексты, которые описывают, как боги сошли с Небес на Землю. Некоторые из этих текстов, особенно касающиеся братьев Энлиля и Энки, на самом деле способны открыть нам глаза. Возьмем, к примеру, Энки. Из легенды «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» мы узнаем, как Энки отправился в путешествие по небесным водам космоса в самом начале времён. Когда Ану себе небо унёс, вот когда, А Энлиль себе землю забрал, вот когда, Когда Отец миром подземным поплыл, вот когда, О чем здесь говорится? Если ладья Энки — это приземляющийся космический корабль, как некоторым хочется думать, как тогда Энки мог плыть на нем по подземному миру? Кроме того, почему предполагается, что космический корабль со всех сторон был окружён водой и обстрелян маленькими и большими камнями? Те же аргументы можно противопоставить теории о богах природы. Если Энки был богом грозы, спустившимся на землю в виде дождя или ветра, как его ладья смогла проникнуть в подземный мир? Неужели град обладал силой пробить земную кору? Я уверен, что единственным объектом, способным на это, мог быть только метеорит. Что касается «малых и больших камней», возможно, это был метеоритный поток .[136] Рассмотрим теперь шумерскую легенду «Энки и мировой порядок», в которой также описано, как Энки спускался на землю. Энки начинает свою историю такими словами: Когда я приблизился к небу, богатства дарующий дождь Может ли такое понятие гор и холмов соответствовать падению малых и больших камней, сопровождающих посадку корабля Энки? Как мы ниже увидим в легенде о Лугале, ответ на этот вопрос будет утвердительным. Вернёмся к легенде «Энки и мировой порядок». Энки делает интересное заявление о своём небесном рождении: Мой отец [Ану], царь Неба и Земли, Абзу, как мы увидим, — это подземный мир, в то время как Эриду (культовый центр Энки) здесь представляет собой микрокосм всей Земли. Таким образом, текст описывает, что Энки спускался в подземный мир (Абзу в Эриду) с Дома-Горы (Экур) на Небесах. Отметим, что здесь Небеса названы Горой, что близко к теме верховного небесного бога Урана в греческой мифологии, которого называли Небесной Горой. Отметим также, что нисхождение Энки на землю сопровождалось поднятием гор и холмов, что является доказательством физического, а не духовного или метафизического явления Энки. Как и в случае первой легенды, здесь Энки также заявляет, что вошел в подземный мир. После рассказа о своем спуске из Долла-Горы в Абзу он говорит: Я — великая буря, вышедшая из подземного мира…[139] Этот выход относится уже к метафизическому восхождению души и духа Энки, которые отделились от тела в момент столкновения. Затем мы узнаём нечто поразительное — шумерский поэт воспевает великие деяния Энки: Когда отец Энки поднял его [взор] над Евфратом, Как мог, спросим мы, спустившийся бог принести на Землю так много воды? Дополнительные подсказки можно найти в легенде о брате Энки — Энлиле, который также спустился на землю таким же примечательным образом. В предании, которое называется «Энлиль и Нинлиль», вначале описывается купание Нинлиль в чистой реке, где её и увидел Энлиль. Нинлиль, на берег «Потока Княжьего» она идёт. Тогда Энлиль приказал своему визирю Нуску привести барку, и пока плыл по реке, овладел Нинлиль. Прекрасная река, сверкающая река течёт сквозь тьму, как ожерелье. Как «река» могла оплодотворить богиню? Чтобы понять это, следует отметить, что шумерское слово «вода» также имеет значение «семя».[143] Кроме того, здесь «Женщина», или богиня, персонифицировала Мать- Землю. Вода, таким образом, представляла животворящую субстанцию, которая оплодотворила чрево Матери-Земли. То же развитие событий подтверждает и шумерская легенда «Спор между летом и зимой», Из этой легенды мы узнаём, что Энлиль ввёл свой «фаллос» в «гору» (Харсаг) и затем изверг потоки воды и жизни, таким образом, принеся смену времён года — «зимы» и «лета». Энлиль, царь всех земель, собрался с духом Следует сказать, что разделение на лето и зиму, произошедшее в «горе», создаёт впечатление, что данная «гора» представляет всю нашу планету Земля (трудно дать какое-либо другое объяснение произошедшему). Более того, если Энлиль смог ввести свой «фаллос» в «гору» размером с планету, то возникает вопрос что за бог был Энлиль? Ответ содержится в распространенном прозвище Энлиля — Великая Гора, этот факт всегда пропускали без комментариев различные авторитеты в месопотамской мифологии. Частое использование этого прозвища мы могли бы заметить в тех отрывках, что приведены ранее, кроме того, молено процитировать ещё один из ряда подобных отрывков из текста, озаглавленного «Гимн Энлилю»: Без Энлиля, Великой Горы, По сути, это означает, что Энлиль был одной «горой», которая оплодотворила вторую «гору», которая в последнем случае была Матерью-Землёй. Становится ясно, что «Женщиной», Нинлиль, также была Мать-Земля. Поскольку Нинлиль вскричала: «Там, в моём чреве, где оказалось твоё семя, новая жизнь зародилась», — то она имела в виду чрево Земли и, следовательно, зарождение жизни на Земле. Как тогда нам следует понимать семя, которое пролилось во «чрево» Нинлиль в виде «реки»? Ответ, которые ниже будет подтверждён другими легендами, заключается в том, что во чрево Земли пролилась не обычная, а небесная река. Что касается Энлиля, Великой Горы, далее мы читаем, что он после оплодотворения Нинлиль спустился в подземный мир, где, что интересно, прошёл в личный храм Нинлиль, Киур, что буквально означает «Основы Земли».[146] Другими словами, Энлиль оказался в чреве Нинлиль, откуда был вынужден удалиться под гневные крики «богов, управляющих судьбами»: «Прочь из нашего города!»[147] И снова следует подчеркнуть, что спуск Энлиля в подземный мир полностью соответствует теории о горе и метеоритах, но противоречит ортодоксальному мнению, что Энлиль был одним из богов природы, и, определенно, не согласуется с гипотезой о том, что он был древним астронавтом. Что касается небесной реки, которая пролилась в подземный мир, — это повторяющийся мотив, к которому мы обязательно ещё вернёмся. И последнее замечание относительно спуска Энлиля на Землю — мы должны упомянуть легенду «Миф о мотыге», в которой спуск Энлиля описан как катастрофа, потому что он расколол Землю, проделав дыру около Ниппура.[148] Это действие было произведено «мотыгой», но из других легенд становится ясно, что мотыга была очень-очень непростой. В шумерских плачах, к примеру, мотыгу представляют в виде огненного оружия, которым Энлиль разрушил город Ур.[149] А в «Эпосе о Гильгамеше» «мотыга странного вида» упала с неба, как метеорит (см главу 5).[150] Следует отметить, что удар небесной «мотыгой» по Ниппуру вызвал оплодотворение Земли — появление растительности и всех живых существ, включая и людей («черноголовых»), которые стали распространяться из пробитой дыры.[151] И всё это, следует подчеркнуть, произошло в Ниппуре — «Месте связи Неба и Земли», — том же месте, где Улигарра и Зальгарра произвели человека по своему образу и подобию. Энки и НинхурсагИскусный рабочий для тонкой работы, Слишком часто, изучая древние писания, трудно найти правильную интерпретацию легенды, особенно когда главные события описываются такими метафорами, как «гора», «фаллос», «мотыга» и т. д. В этих обстоятельствах не только полезно, но и необходимо подкреплять интерпретацию одной легенды информацией из другой. Именно этим мы сейчас и занимаемся, чтобы проверить идею о том, что Энлиль «прошёл» не в построенный людьми храм, а внутрь чрева Нинлиль, Матери-Земли. Легенда, к которой я теперь собираюсь обратиться, называется «Энки и Нинхурсаг; миф о Рае». Она мало известна читателям, потому что из-за своих метафор и аллегорий является самой причудливой из шумерских легенд и, следовательно, очень трудной для понимания. Эта легенда, однако, приводится очень часто в силу того, что представляет интригующую параллель с библейской легендой о сотворении Евы из ребра Адама.[152] Но «Миф о Рае» интересен и по другим причинам. В начале текста Земля описывается как бесплодное место, лишённое воды и жизни. Затем Энки призывает Уту (предположительно, шумерского бога солнца) наполнить Землю (Дильмун) водой «изо рта, где содержится суть земной воды».[153] Далее несколько строк не читаемы, поэтому остается неясным, откуда вытекла вода, с Небес или из подземного мира. Однако, ясно одно — Уту совершил это чудо, находясь на небе.[154] «Поистине это было так», — подтверждает древний писец. Мы же поистине находимся в тупике. Почему именно солнечного бога призвали, чтобы наполнить водой бесплодную Землю? Ответом, по моему мнению, является тот факт, что в древности боги солнца были символами Верховного и непостижимого Бога. Эта характерная легенда об Уту и водах Дильмун только подтверждает, что наши прежние представление неправильны. Об Уту и других древних богах солнца мы поговорим позже. А сейчас давайте продолжим изучение «Мифа о Рае», который стал ещё более запутанным. После того как Уту заполнил водой Землю (Дильмун), она превратилась в зелёный рай, которым правила богиня Нинту, Мать Земли. Затем Энки решил оплодотворить её. Энки (для) мудрой Нинту, Матери-Земли, Первым делом в этом отрывке нужно отметить, что Нинту, мать земель (т. е. Земля) было прозвищем Нинхурсаг, чьё имя буквально означает «Госпожа Главной Горы».[156] И снова мы сталкиваемся с оплодотворением «горы». И снова находим игру слов «вода» и «семя», когда Землю оплодотворила река с водой, подобной семени. Это кажется повтором истории Уту, но теперь главную роль играет Энки. Что касается рождения Нинму «на берегу реки», то, по моему мнению, это опять же относится к небесной реке. Видимо, одним берегом этой реки были Небеса, а другим — Земля, на которой и родилась Нинму. Затем Энки так полюбил новорожденную, что воскликнул- «Разве я не могу поцеловать малышку, любимая?».[157] С помощью своей «барки» и «мощного ветра» он опять «пролил семя во чрево» и через девять месяцев уже Нинму родила ему Нинкурру. Та же история повторилась потом и с Нинкуррой, во чрево которой Энки также пролил своё божественное семя, и, наконец, это случилось с её дочерью Ухту.[158] Утту, третья дочь, удостоилась особого внимания Энки — он ухаживал за ней, осыпая её свежими фруктами (огурцами, яблоками и виноградом), и в конце концов овладел ею в «доме» (который, возможно, означает Землю). Но когда Энки собрался извергнуть своё семя во чрево третьей дочери, Нинхурсаг вытянула его семя из её матки и посадила в землю. Вскоре семя Энки произросло в виде восьми различных «растений». Если это кажется вам странным, то дальше ещё хуже. Визирь Исимуд вырвал растения одно за другим и скормил их Энки. Затем богиня Нинхурсаг, видимо, напуганная этим, высказала проклятие, чтобы Энки всю жизнь страдал от непереносимой боли, и только когда он будет умирать, она посмотрит на него своими «глазами жизни». Странная легенда становится всё более странной! Хитрая лиса убедила Нинхурсаг вернуться и освободить бедного Энки от проклятия, посадив внутрь своего влагалища. Сделав это, богиня, чьё имя, напомним, было «Госпожа Горы», удалила у Энки восемь больных частей тела, из которых родились восемь богов. Одной из этих частей тела было ребро — этот факт часто упоминают в связи с преданием об Адаме и Еве (по моему мнению, эта связь надумана, поскольку это всё же только одна часть тела, а не восемь).[159] Так что нам делать с этой поразительной легендой? Вначале она, видимо, напоминает о сошествии Энки с Небес на Землю и оплодотворении Матери-Земли или Нинхурсаг, «Госпожи Горы». Но, чтобы разобраться с последующими событиями, потребуются усилия. Однако создаётся впечатление, что рождение третьей дочери (Утту) означает начало процветания подземного мира (см. главу 8), а это, в свою очередь, дало толчок к росту восьми растений, которые проросли в верхний мир. Но, съев восемь растений, Энки воспрепятствовал сотворению жизни — работе матери-богини Нинхурсаг, чем вызвал её гнев.[160] Ключевым моментом является проклятие, которое Нинхурсаг наложила на Энки, когда он был в подземном мире, в матке или во чреве Матери-Земли. В завершение истории Нинхурсаг приходится снова творить жизнь, создав богов земледелия из частей тела Энки.[161] В итоге можно сделать вывод, что сказание «Энки и Нинхурсаг миф о Рае», видимо, является легендой о создании земледелия на Земле. Однако это весьма необычная легенда о земледелии, поскольку семена были посеяны богом, сошедшим с Небес, который принёс с собой небесные воды. Эта позиция даже мне самому кажется уязвимой и академической интерпретацией этого текста, но тут следует особо подчеркнуть, что она не является академической интерпретацией. Последняя и ортодоксальная теория гласит: Главная тема этого мифа не ясна, а буквальное и мифологическое приложения её многочисленных и разнообразных мотивов пока невозможно проанализировать.[162] Этого достаточно для стандартных теорий о богах природы и плодородия. Их значение мало используют для анализа сложных мифологий. Что же касается теории о том, что Энки был героем или древним астронавтом, то она тоже не работает. Как мог один гуманоидный бог Энки поместиться в чреве другого гуманоидного божества, Нинхурсаг? Идея вполне абсурдная. Битвы НинуртыДо этого момента могло создаться впечатление, что Нинлиль и Нинхурсаг были простыми персонификациями Матери-Земли. Однако это только полуправда, поскольку обе изначально были небесными богинями и только впоследствии сошли с Небес на Землю. Такое происхождение также подходит для богини подземного мира Эрсшкигаль, потому что она получила «в награду подземный мир», согласно текстам, процитированным ранее.[163] История о том, как Нинхурсаг унаследовала Землю и сошла на неё с «дальней земли», рассказана в аккадской легенде, известной по первой строке как текст «Аугал-е». В этой и других связанных с нею легендах, которые мы рассмотрим, содержится масса интригующих намёков на то, что основы Земли были заложены в результате битвы богов. Эти легенды, по мнению учёных, отражают веру в богов грозы, которые я качестве оружия пользовались громом и молниями, или веру в обожествленных впоследствии царей и героев. Однако, как мы сейчас увидим, всё это находится очень далеко от правды. Эта месопотамская битва богов во многом похожа на битвы греческих титанов. С самого начала говорится, что верховный бог Ану вместе с Матерью-Землёй породил злого бога Зу или Азага. В тексте «Лугал-е» мы читаем: Ану оплодотворил непорочную Землю (Ки), Имя Азаг означает «Праща», и, как и в случае с битвой титанов, мы можем предположить, что он вырвался из чрева Матери-Земли, чтобы сражаться с Нинуртой на Небесах.[165] К счастью, большой пробел в истории об Азаге можно заполнить благодаря легенде о его двойнике Зу, который также участвовал в битве с Нинуртой. Имя «Зу» явно напоминает Абзу — подземный мир, где он и родился.[166] В «Мифе о Зу» бог Зу — это демон, представляющий собой гибрид птицы и человека, который вверг Небеса и Землю в хаос, захватив так называемые Таблицы судеб в Ниппуре.[167] Эти магические предметы имели решающее значение в поддержании равновесия между Небесами и Землёй — между богами, которые жили наверху, и богами, жившими внизу. Благодаря украденным таблицам он смог захватить «барку Энлиля» — получил верховную власть над Местом Связи Неба и Земли. Зу схватил «Таблицы судеб», Название горы Зу Харсагму означает «Му горной цепи», где My представляет собой способ путешествия к небу. После этого Зу стали называть Анзу — «тот, кто познал небеса». Нельзя обойти молчанием сходство этой легенды с греческой мифологией. Зу (или Азаг) родился внутри Земли, как титан, и затем поднялся (метафизически) к небесной «горе». Есть предположение, что он изначально вышел из горы так же, как и греческие титаны, бывшие потомством Урана, «Небесной Горы» (отметим также, что титаны поднялись на гору Олимп и сражались там). Однако вернёмся к нашей истории. Так кто победил Зу и восстановил гармонию между Небесами и Землёй? Вызов принял Нинурта — воинственный бог, самый главный среди аннунаков, сын Энлиля и потомок Экур.[169] Вполне возможно, что Нинурта также был титаном, поскольку его описывают как «дракона с ногами льва» и «когтями орла».[170] Нинурта сразу бросился в битву с Зу. В конце концов, выпустив стрелу и «четырнадцать водяных шквалов», Нинурта вышел победителем. Он перерезал горло Зу и послал его «крылья» по «ветру», обратно к Экур («Дому-Горе», который здесь, видимо, представляет Землю).[172] Что касается жизненно необходимых «Таблиц судеб», то в шумерской версии легенды говорится, что атака Нинурты заставила Зу-птицу разжать когти от боли, после чего таблицы, как по волшебству, вернулись в Абзу Земли. Тем временем Нинурта пленил Зу, который был Имдугуд- птицей, и полетел с ним обратно в Абзу.[173] Случайно имя «Имдугуд» означает «Праща», как и имя «Азаг»: последний был двойником Зу в текстах «Лугал-е», приведённых ранее.[174] Так, Зу или Азаг вернулся обратно на Землю под именем «Праща». Теперь, после этой легенды создаётся впечатление, что Зу не просто скрылся внутри горы во время битвы, а что он был этой горой. Таким образом, уничтожение Зу или Азага и разрушение горы было одним и тем же событием. Однако, согласно мнению учёных, эта битва описывает грозу, разразившуюся над земными горами. Нам говорят, что Нинурта был обычным богом дождя, а прозвище Зу — Праща — относится к обычным градинам.[175] Читатель же пусть решает сам, что ближе к истине, после того как я в деталях опишу последствия битвы. В текстах «Лугал-е» описано, что после битвы Нинурта стал судить «камни, упавшие на Землю (Кур)» во время битвы. Одних он облагодетельствовал за то, что они были его союзниками, других проклял за то, что были его врагами.[176] Из последних, как описано в текстах, образовалась «армия Азага».[177] Другими словами, это были остатки горы Азага или горы Зу Харсагму, которая была разрушена во время битвы и упала на Землю. Если этого недостаточно, чтобы убедить читателя, тогда рассмотрим другие части текста «Лугал-е», которые касаются творческого аспекта разрушения, учинённого Нинуртой, Согласно легенде, Нинурта был призван, чтобы разрешить проблему со страшной нехваткой воды на Земле. Перед его битвой с Азагом всех вод Земли было недостаточно, чтобы заполнить реку Тигр, поскольку они были сосредоточенны в виде «льда, давно накапливающегося на другой стороне горы».[178] Это поистине интригующее утверждение, поскольку предполагает, что огромные потоки воды устремились вниз с «горы» Азага. Тексты «Лугал-е», развивая эту тему, подтверждают, что богам этой земли, т. е. другой стороны, было поручено «изливать её [т. е, воду], поскольку вначале они собрали её (в виде льда)».[179] В том, как это было сделано, мы и видим творческий аспект разрушений Нинурты. Господин направил свой великий ум на это дело, Затем в тексте говорится, что Нинурта собрал вместе все воды, которые были «рассеяны» по поверхности Земли (даже из горных болот!), и устремил их в русло Тигра. Так земля Шумера стала плодородной и превратилась в райский сад. Теперь, после всего этого, мне кажется, что будет слишком нарочитым придерживаться теории о грозе и ливне. При тщательном изучении текстов создаётся впечатление, что учёные на самом деле не выполнили своё задание. Почему, к примеру, «рассеянные» воды оказались даже в горных болотах? Всё это никак не вписывается в ортодоксальную точку зрения на развитие событий. Более того, как могли «камни» в приведённом выше отрывке быть градинами, если Нинурта использовал их для строительства «стены» вокруг страны? Градины, следует отметить, имеют обыкновение таять.[181] На самом деле центральной темой текста «Лугал-е» является разрушение горы Зу, что само по себе сильно отличается от обычного ливня. Истинный смысл легенды н том, что Земля была оплодотворена в результате разрушения «горы» в небе — термин «гора» следует воспринимать как метафору небесного тела (мы исследуем природу небесной горы в следующих главах). Следовательно, «груда камней», которая была принесена на Землю «на распростертых крыльях» и которая не растаяла, когда оказалась на земле, может быть только метеоритным потоком. И наконец, рассмотрим «могучие воды», которые влекли за собой камни. Мотив потопа — частая тема месопотамских легенд и относится к великому потоку воды из небесного источника, а именно — «небесной горы». На этом этапе данная идея может показаться читателю несколько нелепой, но всё получит объяснение в своё время. Итак, вернёмся к нашей дискуссии. В конце текста «Лугал-е» рассказывается, что богиня Нинхурсаг (или Нинмах) услышала о героических подвигах своего сына Нинурты и спросила, может ли она прибыть к нему со своей далекой земли. Нинурта, уже засадивший земли различными растениями, деревьями и населивший их дикими зверями, посмотрел на свою мать «глазом жизни» и сказал; Госпожа, еслиты придешьв Кур[Землю илиподземный мир]… После этого Нинмах, чьё имя означает «Благородная госпожа», низошла на Землю и приняла в дар огромную каменную колонну, которую построил для неё Нинурта. Так Земля приобрела новую повелительницу, которую больше не называли Нинмах, а только Нунхарсаг — «Госпожа Горы».[183] Таинство Матери-ЗемлиНинхурсаг была богиней со многими именами. Иногда её называли Мами (Мать), иногда Нинти («Госпожа жизни»), а иногда Нинту («Госпожа родов»), было ещё несколько имён.[184] Но каким бы ни было её официальное имя, она всегда была известна как «Ботня Чрева». В свете приведённых выше текстов кажется странным, что учёные не поняли, что Нинхурсаг, Богиня Чрева, является Матерью-Землёй. Она была, помимо всего прочего, богиней Земли и одновременно Богиней Чрева. Сейчас мы рассмотрим, почему учёные уклонились от такого очевидного заключения. В приведённой ниже короткой легенде «Сотворение человека Матерью-Богиней» описано самое великое созидательное достижение Нинхурсаг — творение самого человека. Однако Нинхурсаг изображена в виде не планетарного чрева, а существа, подобного человеку. Она разговаривает, замешивает глину, приказывает своим четырнадцати помощникам по родовспомогательной деятельности, и её «ноги» целуют благодарные ануннаки. Однако любые подозрения о том, что Нинхурсаг могла быть человеком или, возможно, первым создателем детей из пробирки, развеивают заключительные строки текста. Старая вавилонская версия легенды начинается так: (Великие боги) воззвали к богине, Затем с помощью Энки Нинхурсаг собрала свою рабочую группу из четырнадцати богинь рождения — буквально четырнадцати матерей. С этого места вавилонская табличка сильно повреждена, но продолжение истории можно найти в ассирийской версии легенды: Прозорливый Энки и мудрая Мами [Нинхурсаг] Следует сказать, что возникает впечатление, что всю процедуру по созданию человека проводили явно в лабораторных условиях, используя человеческих богинь рождения и «дома рождения» людей. Однако при более тщательном изучении можно найти очень важные несовпадения с этой картиной. Например, после прочтения всего текста становится ясно, что автор делает акцент то на четырнадцати матерях, то на единственной «Беременной» или «Матери-чреве», причём в последнем случае в виду имеется именно Мами, или Нинхурсаг. Так, сразу после строчек «Семь понесли мальчиков, а семь — девочек» мы читаем: Мать-чрево составила из них пары. Множественное число здесь превращается в единственное. Более того, кирпич, помещённый между четырнадцатью кусками глины и, следовательно, между четырнадцатью матерями, оказывается внутри единственной «беременной женщины», а именно — самой Мами: В Доме женщины в тягости Этим Домом женщины в тягости, по моему мнению, и была Земля. Этот вывод можно сделать из предпоследней строчки текста, в которой говорится, что «раздражённые» бурно радовались в «Доме женщины в тягости». Раздражёнными, конечно, были ануннаки, чьё бремя теперь было переложено на плечи людей, — отсюда их радость и стремление целовать ноги Нинхурсаг. Основным моментом, однако, является утверждение, что ануннаки жили в подземном мире — т. е. внутри Земли. Следовательно, «Дом женщины в тягости» также должен быть внутри Земли. А самой женщиной в тягости — Мами или Нинхурсаг — и была сама Земля, Мать-Чрево. Но что нам делать с четырнадцатью матерями-чревами? Если мы воспримем текст буквально (а это опасный подход, однако оправданный в данном случае), то путаницу можно разрешить, предположив, что четырнадцать матерей находились внутри единой Матери-Чрева. Это имеет смысл. Это также объясняет постоянные перестановки акцентов, а также место кирпича, который положили между несколькими матерями, но внутри Дома Мами. Четырнадцать матерей, таким образом, являются второстепенными чревами внутри Чрева, а их количество символизирует священное и счастливое для зачатых мальчиков и девочек число 7. Всё это наводит на интересную мысль. Чем на самом деле был «кирпич», помещённый внутри Матери-Чрева, но между второстепенными матками? Ясно, что кирпич символизирует начало строительства — закладку фундамента. В данном контексте начатое строительство было строительством жизни. Более того, кирпич, заложенный в фундамент жизни, был помещён в матку Матери-Земли. Следовательно, «кирпич» вряд ли был обычным глиняным кирпичом — это предположение подтверждается тем фактом, что прозвищем Нинхурсаг было «лазуритовый кирпич».[189] Из других легенд мы узнаём, что лазурит был совершенным небесным камнем. И одновременно главным материалом для строительства дворца Эрешкигаль в подземном мире. Если сложить все части этой головоломки вместе, то даже при том минимуме знаний, которым мы обладаем, не нужно быть гением, чтобы понять, что лазуритовый «кирпич» был принесён с Небес на Землю. Этот «кирпич», скорее всего, был метеоритом, а метеорит символизирует начало жизни на Земле.[190] Любовь в горахПримерно 35 веков назад вавилонский поэт писал: Кто может постичь мысли богов в глубине Небес? Суммируя сказанное в этой главе, можно признаться, что мы, современные люди, также невежественны в своём понимании древних богов. По мнению учёных, «глубина Небес» — это всего лишь тропосфера Земли, где плавают пушистые белые облака, или, в лучшем случае, то место, откуда тёмные грозовые тучи посылают на землю дождь, град и молнии. И, чтобы ещё больше углубить рану, те из нас, кто не зашорен представлениями о богах природных сил, в равной степени заходят в тупик со своими фантастическими идеями о богах из плоти и крови, спустившихся с небес в облике древних астронавтов, прилетевших с других планет. Воистину человеческий род не способен измерить пути богов в водной глубине Небес. В этой главе мы уже рассмотрели несколько примеров, которые показывают, что в представлениях древних людей Небеса были горой, которая разрушилась и упала на Землю. Был Уран, верховный бог греческого пантеона, который «пьяный» сошёл на землю, чтобы «пронзить её тело». Его имя буквально означает «Небесная Гора». Был Энлиль, первый сын Ану, который также сошёл на землю и расколол сё поверхность мотыгой. Он оплодотворил Нинлиль рекой семени. Он ввёл свой «фаллос» в «гору» и разделил год на «лето» и «зиму». Его самым распространённым прозвищем было «Великая Гора». Был Энки, брат Энлиля, которого не называли «горой», но, тем не менее, он тоже сошёл с Небес в «барке», окружённой камнями и водами. Он создал холмы и насыпи на Земле, заполнил реки семенем и оплодотворил «Госпожу Горы». И также был Азаг, злобный демон-исполин, который улетел к своей «горе» на Небесах, впоследствии разрушенной Нинуртой. В результате огромный поток камней устремился к Земле и, упав на её поверхность, образовал «великую стену». Могучие потоки вод проистекли изо «льда, накопленного на другой стороне горы». Таким образом, Земля была оплодотворена и превратилась в райский сад. Мысль ясна. Все эти легенды описывают Землю как гигантское чрево, или следует сказать — Чрево, породившее гигантов. Семя упало в Чрево не из облаков, а с высоты Небес, причём с такой силой, что пронзило поверхность и вошло в Чрево. В еврейском предании семя — это сыны Божьи. В греческой легенде семя — это Уран, сам Бог. В месопотамских легендах семенем были камни или воды с Небес. Семя зародило жизнь внутри Чрева. В еврейской легенде Мать-Земля забеременела нефилимами-исполинами. В греческой легенде — титанами. В месопотамских легендах также Мать-Земля была беременна богами, гигантами и демонами, здесь нелишне привести несколько цитат, чтобы убедиться в этом полностью. Во-первых, рассмотрим рождение злобного демона Азага, или Зу. В тексте «Лугал-е» его происхождение описано с достаточной точностью: Ану оплодотворил непорочную Землю (Ки), и она принесла ему Азага.[192] То же самое говорит и вавилонский текст «Эрра и И шум». Там мы читаем, что Ану зачал в Земле семь себитти-богов; Когда Ану, царь богов, оплодотворил Землю, Она принесла ему семь богов, которых он назвал себитти.[193] Далее говорится, что рождение этих богов было «странным и сопровождалось ужасными знамениями». Никто не мог приблизиться к ним из-за их смертоносного дыхания.[194] Следует отметить, что боги-себитти были заключены в подземном мире, где стали свитой Нергала (или Эрры). В другой легенде, озаглавленной «Спор между скотом и зерном» («Лахар и Ашнан»), мы читаем, что первым актом творения Ану было рождение богов ануннаков: В Горе Небес и Земли Ану породил ануннаков.[195] Это упоминание единой «Горы Небес и Земли» следует понимать как свершившийся факт разрушения «небесной» горы и ее падения на Землю, где её ошибочно стали именовать «горой» на Земле. Это, как мы увидим, повторяющийся мотив легенд. И снова Мать-Земля забеременела, и ее дети — ануннаки — были заключены в подземном мире. Гора Небес и Земли (т. е. Земля) была местом рождения Энки, согласно легенде «Энки и мировой порядок»: Энки, царь Абзу, властно заявил: Ещё одна легенда утверждает, что брат Энки, Энлиль, также родился в этом месте от Ан, бога неба, и Ки, Земли.[197] Учёные обычно предпочитают переводить Анки как — «Вселенная». Этот перевод совершенно неправилен и затемняет понимание легенд. Другие легенды просто утверждают, что от союза Небес и Земли произошли все дары природы. В более поздних аккадских заклинаниях говорится: «Когда Небеса оплодотворили Землю, покрылась она пышной растительностью».[198] В шумерской поэме это соединение Небес и Земли описано точно и недвусмысленно: Гладкая огромная Земля стала блестящей, украсила своё тело искусно. В других легендах мы находим утверждения о том, что человеческий род также произошёл от небесного оплодотворения Земли. И сам человек является потомком Матери-Чрева. Однако Мать-Земля милостиво отнеслась ко всему своему потомству, произошедшему от пролившегося в неё семени. Ведь она дала жизнь не только богам, гигантам и людям, она родила ещё и злобных духов, и демонов, о чём есть драматическое свидетельство в следующем вавилонском тексте: «Потомство Бога Небес, наполненное злым духом, несущее смерть, — любимые сыновья бога бури, рождённые от царицы подземного мира, (они) были изгнаны с Небес и выброшены с Земли, как изгои, (они) все творения ада. Поднявшись вверх, они заревели, опустившись вниз, они запищали, они — это горький яд богов, они — это великая буря, отпущенная на волю с Небес Они — это сова, ухающая в ночном городе (плохая примета). Потомство, рождённое Богом Небес, сыновья, рождённые Землёй, это они».[200] В итоге можно с уверенностью сказать, что наши древние предки были одержимы идеей о падении Небес на Землю, в результате которого появилось потомство, не важно — злое или доброе, от священного брака Матери-Земли. Эту идею можно найти не только в древних текстах Ближнего Востока, но и очень далеко от этих мест, например, в древних санскритских текстах Индии, в которых муж и жена представляли Небо и Землю. Так, в одном тексте муж говорит жене; «Я — Небо, а ты покорная Земля».[201] Даже сегодня нас окружают отголоски этого забытого прошлого. На Валентинов день в своих любовных посланиях мы взываем к Эросу, огненному богу-титану, который родился в земном «Чреве Тьмы» от таинственного «Ветра». В другие дни мы дразним друг друга шутками, что двигаем Землю во время своего соития.[202] Мы даже говорим: «Время разбрасывать камни», — библейское выражение, явно произошедшее от древнего каламбура на тему разрушения Небесной «горы». Несмотря на это, современные учёные продолжают говорить, что землю оплодотворяли боги грома, боги молний, боги дождя и боги града. Отметьте, что я пишу «земля» с маленькой буквы, а не с большой, потому что учёные обычно низводят всё с планетарного масштаба на местный — к какой-нибудь горе или долине. А если этого кажется недостаточно, они и богов опускают с Небесных пространств космоса куда-то в земную тропосферу, как будто древние люди были неспособны увидеть дальше обычных облаков. Это свидетельствует о невежестве и современных учёных. Они упустили главное — история о богах, оплодотворивших Землю, является сакральным таинством — первым таинством творения. Древние люди часто рассматривали её в эзотерическом плане, как божественный брак. Так, в одном из гностических текстов, Евангелии от Филиппа, написано: Велик тот, кто вступил в таинство брака! Эта же идея заставляла участников Элевсинских мистерий, глядя на небо, кричать: «Дождь!», — а затем, обращая глаза к земле: «Зачни!» Эти два простых заклинания и составляли главную тайну посвящения. Неужели мы всерьёз поверим, что великой тайной было оплодотворение земли дождевой водой? Однако именно это современные учёные внушают нам в течение последних двух столетий, используя свою теорию богов плодородия. Откровенно говоря, я озадачен. Я могу придумать дюжину причин, почему учёные не смогли увидеть прямые небесные связи: предубеждение, невежество, самоуверенность и так далее. И поэтому я не могу не задаться вопросом; а знают некоторые из них хоть что-нибудь? Здесь скрыто слишком много ошибочных выводов, слепоты и аномалий. Создаётся впечатление, что учёные всё, что нужно понимать буквально, воспринимают как символизм, и наоборот, всё, имеющее символический смысл, они понимают буквально. Это просто поразительно. Возникают подозрения, что ученые знают правду, но скрывают её, потому что она слишком опасна для разоблачения.[204] В итоге молчание учёных — не важно, по какой причине — позволило главной религиозной тайне человечества оставаться не разглашённой в течение XX века. Но сейчас пришло время сорвать этот покров секретности, чтобы всё человечество не погрузилось слишком глубоко и необратимо в болото заблуждений. Примечания:1 Кирус Гордон (1908–2001) — американский исследователь древних цивилизаций Ближнего Востока, ведущий специалист по древним языкам. Ему принадлежит ряд смелых теорий: о происхождении древнегреческой и еврейской культур от единого семитского корня; мореплаваниях в Америку древни* греков, финикийцев и других народов на основании находок древнегреческих надписей в Тенесеи и Бразилии. — Примеч. перев. 2 Самуэль Крамер (1897–1990) — всемирно известный ассиролог и специалист по шумерской истории и литературе. Он собрал, классифицировал и перевел более двух тысяч клинописных табличек, находящихся в различных музеях мира, благодаря чему была возрождена шумерская литература и определена роль шумерской цивилизации в истории. — Примеч. Перев 11 Там же, с. 71, примечание 62. 12 Подробное изложение мистерий Древнего Египта. См.: ЕЛ. Wallis Budge. From fetish to God in Ancient Egypt, 1934, c. 24–26, 504. 13 Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 гг. до н. э.) — древнегреческий историк. Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн и обычаев современных ему народов. 14 Геродот «История», книга II, перевод Г.А. Стратановского. Свою «Историю» Геродот написал зашифрованным языком, как будто был посвящен в древние мистерии, говоря: «Кто посвящён в Кабирские мистерии, поймет меня». 15 Плутарх (ок. 45— ок. 127) — древнегреческий философ, биограф, моралист. — Примеч. перев. 16 Плутарх цитируется по R.H. Brown. Stellar Theology and Masonic Astronomy, 1997,c. 194. 17 Плутарх «Об Исиде и Осирисе». Цитируется по: EAWaUis Budge, legends of the Egyptian Gods, 1912, с 232. Расколотый древесный ствол закутывали в изношенное полотно и опускали в освященное масло. Есть тесная связь между легендарным деревом Библа, древесина которого хранится в храме Библа, согласно Плутарху. См.: Waliis Budge, там же, с. 222.0 мотиве срубленного дерева см. дальнейшие примечания, особенно легенду об Осирисе, заключённом в дереве, которое было сварено с одной стороны, сожжено посередине и наполнено болью смерти. 18 Мирча Элиаде (1907–1986) — румынский писатель, историк религий и исследователь мировой мифологии. Наиболее выдающимися трудами Элиаде являются исследования шаманизма, космогонических и «примитивных» верований. — Примеч. перев. 19 М. Элиаде «История веры м религиозных идей», 1978, том 1, с. 294. 20 Сравните с засухой, вызванной аккадской богиней Иштар, когда она спускалась в подземный мир: «С тех пор клк Иштар пропала в Горе без возврата, от быка не беременела корова, от осла ослица, от мужчины женщина», Также предполагается, что храмом, в который ушла Деметра, была Земля. 112 Бытие 6: 1–4. Отметьте, что нефилимы были «в» Земле. Я оставил слово Шем непереведённым, потому что обычный перевод этого слова — «имя» и он не способен выразить его первоначальный смысл, означающий присвоение имени на Небесах. 113 М. F. Brooks. Kebra Nagast (Слава царей), 1995, с. 148. 114 Другой вариант — Уран сбросил титанов в бездну. — Примеч. перев. 115 М. Элиаде «История веры и религиозных идей», с. 248. 116 Там же. 117 Гесиод (VIII–VII века до н. э.) — древнегреческий поэт и рапсод. 118 Там же, с. 247. 119 R. Graves. The Greek Myths, с. 32. 120 Это мой перевод, но он полностью следует из книги, приведённой выше. 121 В русскоязычных источниках — «пашня». — Примеч. перев. 122 R. Graves. The Greek Myths, с. 32. 123 Там же, с. 30. 124 G. de Santilla, Н. con Dechend, Hamlefs МШ, с, 153, примечание 7. 125 Слово «нефилим» происходит от древнееврейского корня nfl означающего «падать». Но неправильно переводить слово «нефилимы» как «падшие», потому что они не упали с неба, а появились на Земле и были потомками сынов Божьих 126 A. Heidel.The Gilgamesh Epic and Old Testament Par ail eis, 1963, с. 181. 127 Неудивительно, что всяческие упоминания о Матери-Земле были исключены из Библии, она, в конце концов, была языческой богиней, могущественным соперником Яхве. Позже в этой главе вы увидите, что месопотамцы воспринимали её как огромное чрево, содержащее четырнадцать второстепенных чрев, или как богиню-чрево, отсюда мои предположения о «дочерях Земли». 128 R. AlteT. Genesis, 1996, с. 27. 129 Н. Stegemann. The Library of Qumran, 1998, с. 94. 130 G. Roux. Ancient Iraq, 1992, с. 2. Слово Мес означает «посередине» и будет иметь большое значение по ходу книги. 131 G. Roux. Ancient Iraq, с. 29–30. 132 Там же, с. 85–86. 133 Восьмилучевая звезда Ану часто встречается на месопотамских монументах. См. фотографии на вклейке. 134 Относительно теории о древних астронавтах см. книги Деникена и Ситчина. Теперь в моей собственной работе в этом жанре («Боги нового тысячелетия») виден глубокий изъян, и её можно рекомендовать только как полезный обзор доказательств теории древних астронавтов, показывающей, насколько важно изображение богов в человеческом обличье. 135 Перевод В.К. Афанасьевой. Сравните с S. N. Kramer. History Begins at Sumer, 1956. В письме Крамер утверждает, что KUR было метанием камней в барку Энки с целью утопить её. На самом деле не совсем понятно, откуда взялись эти камни. Из контекста создаётся впечатление, что они упали с Небес вместе с баркой Энки. 136 Малые и большие камни были главным мотивом в гимне Шульги. См, SN. Kramer, History Begins at Sumer. Здесь камни появляются как символ восхождения и нисхождения из Ниппура (Земля) и Ура (Небо), и они связаны с богом грома Ишкуром. Ишкур следил за двумя реками на небе, несущими дыхание жизни «за горизонт». Во всех других местах гром Ишкура был разрушительной силой. Как было сказано, когда Инанна грохотала, как Ишкур, то «вся растительность умирала». 137 Перевод В К. Афанасьевой. 138 Перевод В К. Афанасьевой. 139 S. N. Kramer. The Sumerians, с, 175. 140 Перевод В,К. Афанасьевой. 141 Перевод В.К. Афанасьевой. 142 С. В. J. O'Brien. The Shining Ones, 1997, с. 85–86. 143 Т. Jacobsen.The Treasures of Darkness, с. 111. 144 S. N. Kramer. History Begins at Sumer, c, 304. См. также T.Jacobsen. The Treasures of Darkness, c. 103–105. 145 S. N. Kramer. The Sumenans, c. 121. 146 Там же, с. 146–147. См. также S.N. Kramer. History Begins at Sumer, с 376: «Киур был храмом, связанным с Экуром (в Ниппуре), который, кажется, играл большую роль в вере шумеров в нижний мир». 147 S.N. Kramer. The Sumenans, с. 146–147. Сравните с Н. Frankfort. The Intellectual Adventure of Ancient Man, 1977, c. 153. 148 T. JacobsenThe Treasure of Darkness, c. 103. 149 ANET, c. 460, 617. 150 Там же, с. 77. 151 Т. Jacobsen. The Treasure of Darkness, с 103. См. также SN, Kramer. The Sumerians, c. 145. 152 ANET, c. 37. То же мнение выражено в D. Rohl. Legend, 1998, с. 210. 153 ANET, с. 38. 154 Там же, 155 Там же, с. 39, См. примечания к главе 6, объясняющей метафорическое значение «берега реки». 156 Т. Jacobsen. The Treasure of Darkness, с 104–105. Однако SAG значит «голова». 157 Там же, с. 112–113. Нинму также называли Нинсар — «Госпожа растений». 158 Там же. Нинкурра, «Госпожа гор», а Утту была богиней ткачества. 159 Я хорошо знаю, что шумерское слово TI означает «ребро» и «жизнь». 160 Почему Энки хотел съесть растения? Доказательства можно найти в легенде об Этане, где орел обрел вечную жизнь, пожирая потомство змей. 161 Малые божества были назначены выполнять различные функции на Земле, Абу, например, стал царём растений, в то время как Аншаг стал повелителем Дильмун. 162 ANET, с. 37. 163 S. N. Kramer. The Sumerians, с 200. 164 Т. Jacobsen.The Treasure of Darkness, c. 95. 165 Там же, с. 130. 166 Абзу можно перевести как «Oreij Зу», что может быть истинно для подземного мира. 167 ANET, с. 111, 514. 168 Перевод В.К. Афанасьевой. 169 ANET, с. 514. 170 Там же, с. 577. 171 Там же, с. 515. 172 Яркий пример Экур (E.KUR) как горы планеты Земля есть в легенде «Полег Этаны». После того как орел родил Этану в воздухе, он сказал ему взглянуть вниз на Экур — «Мировую Гору». 173 Т. Jacobsen. The Treasure of Darkness, с. 132. Отсюда у Нинурты птичья ипостась по имени Нингирсу. В другой легенде Зу был повержен, когда его голову расколол Мардук. 174 Т. Jacobsen. The Treasure of Darkness, с, 130. Автор неверно сравнивает пращу с градом и «кусками глины», 175 Там же дается хороший обзор ортодоксальных взглядов на богов природы. 176 S. N. Kramer. The Sumerians, с. 153. 177 T.Jacobsen.The Treasure of Darkness, c. 131. 178 Там же, с. 130. 179 Там же. 180 Там же, с. 131. 181 Сравните стену, возведенную Нинуртой, с «плотиной, поставленной на краю моря» Мардуком. См. A. Heidel. The Babylonian Genesis, с 63. Это может быть просто идиомой. 182 S. N. Kramer. The Sumerians, с. 152. 183 Т. Jacobsen.The Treasure of Darkness, с 131,105. 184 В дополнение к Нинмах, Мами, Нинти можно также указать на Нинлиль, Суд, Аруру, Дингирман, Нинменна и Белит-или. 185 Перевод основан на ANET, с. 99 и S. Dal ley. Myths from Mesopotamia, 1998, с. 15. Отметьте, что Мами описывается как «создательница человечества» даже до того, как она довела до конца свою работу. Некоторые учёные прокомментировали эту странность, см. A. Heidel. The Babylonian Genesis, с. 66. Другие предпочитают переводить эту надпись как «будущая создательница человечества». Но на самом деле древние писцы были однозначны, см. главу 8. 186 Перевод основан на A NET, с 100 и S. Dalley. Myths from Mesopotamia, с. 16. 187 ANET, с. 100. 188 Там же. 189 S. Dalley.Myths from Mesopotamia, с. 37. 190 Отметьте символизм общепринятого обычая в Древнем Египте и Месопотамии — беременная женщина, сидящая на кирпиче. См. М. Lurker. The Gods and Symbols of Ancient Egypt, c. 33, а также ANET c. 381, примечание 2. 191 Легенда оLiuUiв bel nemeqi См. Т JacobsenThe Treasure of Darkness, с. 162 192 T. Jacobsen The Treasure of Darkness, с 95 Текст «Лугал-е» датируется XXI веком до н. э. 193 S. DalleyMyths from Mesopotamui, с 286 194 Там же 195 S. N. Kramer The Sumerians, с 220 196 Там же, с 175 197 М. Элиаде «История веры и религиозных идей», с 58 198 Т. JacobsenThe Treasure of Darkness, с, 95 199 S. N. KramerHistory Begins at Sumer, с 303—304 200 T. JacobsenThe Treasure of Darkness, с 13 201 M. Элиаде «Миф о вечном возвращении» с. 23 202 Одним из самых известных примеров использования этого выражения является роман Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940), но сама идея существовала за много тысяч лет до этого 203 Из свитков Наг-Хаммади Цитируется по М Baigent The Holy blood of the Holy Grail, c. 404 204 Неужели Крамер знал тайну? В History Begins at Sumer он писал, что Рай был «великим вверху», противоположным «великому внизу» Он также сравнил великое вверху с небесным царством богини Инанны Основы анкиографии известны ученым, даже если об этом не говорится вслух |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|