Приложение 1

Эмиссары богов

Одной из тем, которые я так и не смог рассмотреть в основном тексте книги, является природа библейских ангелов, которые часто появляются на страницах Ветхого и Нового Заветов как посредники между Богом и людьми на Земле. Кто же такие эти ангельские существа и как их существование объясняют иудейская и христианская религии?

Если мы действительно собираемся установить тождество ангелов, то сразу должны отодвинуть в сторону современные представления о них как о кротких, мирных человекоподобных существах или как о невинных краснощеких херувимах, похожих на детей. На место этого современного и полностью ошибочного представления следует поставить библейскую концепцию ангелов с огненным мечом ,[1333] ангелов, спускающихся с Небес в облаке огня ,[1334] ангелов, уничтожающих десятки тысяч людей.

В Книге Бытия, к примеру, мы читаем об Ангелах Божьих, которые были посланы на Землю, уничтожить нечестивый город Содом.

«Сказали мужи те Лоту, кто у тебя есть ещё здесь? Зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его» .[1335]

Вскоре после этого Господь (Яхве-Элохим) пролил с небес огонь и серу, и Содом вместе с другим городом, Гоморрой был действительно разрушен. Все его жители погибли.

Затем в библейской 4-й Книге царств мы читаем, как ангелы Яхве снова принесли смерть множеству людей:

«И случилось в ту ночь: пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мёртвые» .[1336]

Слишком сильно для сладенького розовощёкого херувима.

Следующее, что нам нужно сделать, чтобы установить их истинную природу, это отмести все утверждения о том, что эти огненные и разрушительные существа были похожи на человека. Вместо этого нам следует помнить, что наши предки предпочитали пользоваться человеческими образами в легендах о планетарных и экспланетарных богах. Сам Бог, к примеру, изображается как ходящее и говорящей существо, которое способно чувствовать удовольствие и боль, но вряд ли кто-либо всерьез предполагает, что Он является человеком из плоти и крови. В том же ключе можно сказать, что Адам, Ной, Енох и Авраам также не были людьми. Наоборот, каждый из них персонифицировал героический образ метеоритного Семени Человечества, спустившеюся с Небес на Землю.

Поэтому, рассматривая ангелов, нам следует увидеть за поверхностным антропоморфным обликом такие символические черты, как крылья, связь с огнём и ветром и сверхъестественная способность путешествовать между Небесами и Землёй.

Каково происхождение ангелов? Один ключ можно найти в слове «ангелы» на иврите — mak'akhim, буквально означающем «посланники», «эмиссары» .[1337] Это название хорошо подходит к тем многочисленным сущностям, исходящим из Бога Отца, Здесь следует отмстить, что одно из имен Яхве — Саваоф — означает «Господ множества» или «Господь воинства» .[1338] Значение этого имени «Господь воинства» объяснено пророком Михеем:

«Я видел Господа, сидящего на престоле Своём, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» .[1339]

Воинство или множество ангелов были жизненно важным аспектом Бога, но зачем Ему понадобилась эта свита?

Ветхий Завет (как мы знаем) хранит молчание о происхождении ангелов, как и о происхождении языческих богов (elohim) или происхождении таинственных сущностей, называемых сыновьями Божьими. Это упущение настолько удивительно, что авторы Нового Завета попытались заполнить эту теологическую пропасть, утверждая, что все необъяснимое было создано посредством Иисуса Христа, перворожденного Сына Божьего .[1340] Однако дело в том, что Новый Завет был написан через сотни лет после Ветхого Завета и все эти столетия иудейские писания поддерживали туман, окутывающий происхождение ангелов, elohim и сыновей Божьих.

По причине молчания Библии нам остается только перейти к языческим легендам, чтобы раскрыть эту тайну.

Языческие эманации

В древнеегипетских легендах о творении есть повторяющаяся тема множества богов, исходящих от единого бога В легенде о творении Атумом (также известном как Нефер-Джер) говорится, что бог создал себя из таинственной «первичной материи» и воссуществовал в первобытных водах и уже в этот момент все будущие боги были заключены в нём .[1341] Затем Атум изо рта или пениса изверг мириады богов. В одной известной легенде говорится, что Атум стал тройственным божеством, когда изверг из себя богов Шу и Тефнут. Согласно другой легенде, Атум создал Эннеаду — девятку богов.

Ещё в одной древнеегипетской легенде о творении мира богом Шу говорится, что восемь богов хаоса были сотворены истечением его плоти ,[1342] а пять богов появились в «чреве» богини Нут. В одном древнеегипетском тексте бог-творец называется «тот, кто стал миллионом», или тот, кто создал «десятки тысяч богов» .[1343] В Гимне Атону Атон восхваляется как Бог, «создавший миллионы форм самого себя» .[1344]

Древнеегипетская вера в происхождение множества богов от Единого Бога ничем не отличается от легенд о расчленении Осириса, с которыми мы познакомились в главе 3. Осирис был двойником Ра, поэтому не удивительно найти легенды, косвенно намекающие на расчленение самого Ра. В одной из них мы читаем:

«Он создал свои имена, Владыка Эннеады. Кто он? Он Ра, кто назвал все свои части тела. Именно так воссуществовали его последователи — боги» .[1345]

Значение этого отрывка прояснено в Книге Дуата, которая описывает вход Ра в подземный мир — так называемое место разрушения — и его встречи со множеством богов, богов-меченосцев, гибридных существ с искалеченными и изуродованными телами, оживленными трупами и змеями .[1346] Следует отметить, что Ра называет большинство этих богов членами своего тела. В первом зале подземного Дуата Ра так обращается к богам:

«О, вы, кто воссуществовал из моих членов, мое слово оживило вас. Вы созданы из моих тел, я создал вас, сформировал вас из своей души. Я создал вас своими заклинаниями.»[1347]

Подобные утверждения можно найти в «Легенде о Ра и Исиде», где умирающий бог Ра взывает к своим сторонникам: «Придите ко мне, вы, кто воссуществовал в моем теле, вы, боги, которые произошли от меня» .[1348] В Книге Врат говорится, что именно Земля была той «горой», которая поглотила Ра и, таким образом, «наполнилась плотью богов» .[1349] Следовательно, древнеегипетские тексты подтверждают, что Потаённая гора подземного мира (Амент Сет) заполнилась фрагментами разрушенной горы Небеса.

В Древней Месопотамии была подобная вера в то, что бог разбился на множество богов. Так, верховный бог Ану дал рождение богам-ануннакам в объединённой горе Небес и Земли .[1350] Однако затем он сбросил либо одних богов-ануннаков с горы Небес, либо вместе с горой. В легенде об Утнапиштиме описан тот момент, когда планета под кодовым названием Шуррупак разразилась Великим потопом и дала рождение огненным ануннакам:

Зажгли маяки ануннаки,
Их сияньем они тревожат землю.
Из-за Адду цепенеет небо,
Что было светлым — во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.[1351]

Затем ануннаки были изгнаны в подземный мир, где были вынуждены выполнять тяжёлую работу — копать подземные каналы, питающие водой великие реки, Тигр и Евфрат.

Разрушение Ану и создание его сыновей, ануннаков, были первой из двух великих планетарных катастроф. Во второй катастрофе богиня Иштар (Инанна) раскололась в небе, «как чаша», после чего последовал Великий потоп, посреди которого оказалось первое «человечество» — «черноголовые», которые вышли из её «чрева»:

Иштар [Инанна] кричит, как в муках родов,
Госпожа богов, чей прекрасен голос
«Пусть бы тот день обратился в глину,
Раз в совете богов я решила злое,
Как в совете богов я решила злое,
На гибель людей моих войну объявила?
Для того ли рожаю я сама человеков,
Чтоб, как рыбий народ, наполняли море!»[1352]

Эти «человеки» Иштар родились на Небесах, потом их разметало по небесному морю, «как: жертвенных белых овец», а затем, согласно правилам древней мифологии, они упали не просто на Землю, а в подземный мир, где были порабощены уже жившими там ануннаками.

Отец и сыновья

Итак, мы видели, как языческую космогонию Небес и Земли можно использовать для объяснения тайны библейских ангелов. Более того, эта космогония поможет объяснить по крайней мере пять различных групп, состоящих из божественного Отца и его сыновей, описанных в Ветхом Завете. Мы рассмотрим каждую группу по очереди, чтобы создать прочный фундамент для последующей интерпретации.

Во-первых, в Ветхом Завете мы находим подтверждение языческой веры в то, что «человек» был создан по образу и подобию Бога:

«И сказал Бог сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» .[1353]

Это означает, что Бог был планетой, которая создала «человечество» (поток метеоритов) по своему образу и подобию путем разрушения. Бог был Отцом, а «человечество» — его сыновьями.

Во-вторых, Ветхий Завет утверждает, что у Бога были некие сыновья, которые соблазнили дочерей человеческих (дочерей Земли) в дни, предшествовавшие Великому потопу. В Главе 6 Книги Бытия мы читаем:

«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» .[1354]

Тот факт, что эти загадочные сыны Божьи стали отцами гигантов, как и греческие титаны, подтверждает, что сыны Божьи были павшими небесными богами, которые вошли в чрево Земли. Другими словами, сыны Божьи были метеоритами. Более того, их название подтверждает, что Бог был их Отцом. Что и требовалось доказать. Бог был Отцом метеоритов.

Третья группа божественных Отца и сыновей — это Бог (Elohim) и боги (elohim). В Псалме 81 описано, как Бог появляется в сонме elohim (я предполагаю, в подземном мире), где судьи-elohim судили в пользу нечестивых. Поэтому Бог обрушивается на elohim со следующими обвинениями:

«Бог стал в сонме богов [elohim], среди богов произнес суд: доколе будете вы судитъ неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Не знают, не разумеют, во тьме ходят, все основания земли колеблются. Я сказал вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» .[1355]

Называя elohim сыновьями Всевышнего, Бог тем самым признает, что перед ним его сыновья, поскольку только Бога называли Всевышним.

И хотя Библия хранит странное молчание относительно происхождения elohim, удивительное подтверждение описанной выше связи появляется, если вставить первую букву ивритского алфавита алеф в самое начало Книги Бытия. Тогда первая строка этой книги читается так:

Когда Отец начала создал богов [elohim] Небес и Земли…

В главе 9 этой книги я утверждал, что еврейские священники скрыли создание elohim, удалив алеф из начала первой строки Книги Бытия. Приведенный выше перевод восстанавливает изначальное языческое значение еврейской религии. И, определенно, соответствует здравому смыслу, потому что строка теперь напоминает о языческом представлении Бога, породившего множество богов, которые затем вошли внутрь объединенной горы Небес и Земли.

Здесь следует отметить, что древние египтяне все же называли Бога Отцом начала:

«Бог был с начала времён… Он существовал, когда ещё ничего не существовало… Он был отцом начал» .[1356]

Но это не значит, что иудейская вера построена только на древнеегипетских представлениях. Наоборот, широко признанно, что иудейский бог Elohim был скопирован с Эля, верховного бога ханаанеен. Как уже отмечалось в главе 13, Эль жил в Шаде (горе), что хорошо объясняет, почему архаическим именем Яхве было Эль Шаддаи — «Бог из горы» или «Бог с вершины горы». Теперь следует отметить, что слово «Эль» — единственное число слова «элохим», поэтому Эль и Элохим точно соответствуют схеме — Отец и сыновья, как и месопотамская группа богов, состоящая из Ану и ануннаков. Все это льет воду на мельницу моих утверждений, что элохим — это многочисленное потомство своего Отца, Элохим, сыны Божьи, или боги, как говорится в Псалме 81.

Перед тем как перейти к ангелам, давайте кратко рассмотрим четвертую группу божественного Отца и сыновей, а именно — евреев.

В соответствии с аргументами, приведенными в главах 10 и 11, евреи язычники верили, что их племя пришло с Небес на Землю, отсюда называние «евреи», предполагавшее, что этот народ «пересёк» небесную реку Иордан. Но это означает, что мифические предки евреев начали своё существование на Земле как пленники подземного мира (согласно древнему правилу попадания в подземный мир всех павших с Небес на Землю).

На этом фоне очень интересно отметить, что Бог относится к еврейскому народу, как к своему «первенцу». В Книге пророка Иеремии пророк провозглашает, что «Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его», и сам Яхве говорил: «Я — отец Израилю» .[1357] Подобные утверждения можно найти по всему Ветхому Завету, в них Израиль часто называется «сыном Яхве» или «сыновьями Бога живаго [Элохим]» .[1358]

Следует отметить, что эти взаимоотношения «отца с сыном» можно проследить вплоть до того времени, когда Иосиф сошёл в подземный мир «Египта». Здесь у Иосифа родились два сына, Манассия и Ефрем, от жены- египтянки. Именно второй сын, Ефрем, был в фаворе у Бога, который сказал: «Я — отец Израилю, и Ефрем — первенец Мой» .[1359] Вскоре после этого Бог сошёл с Небес и вывел Израиль из Египта, «страны рабства», заявив: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего» .[1360]

Итак, когда Бог спас евреев, принеся их к себе на небесную гору Синай на «орлиных крыльях», то сделал это как заинтересованная сторона: Бог выкупил свой народ и вывел его на свободу .[1361] Удивительно, но евреи никогда не считали богохульством такие заявления Богу: «Ты выкупил самою себя», — в рассказах о спасении из подземного мира .[1362]

В целом перед нами взаимоотношения, далеко выходящие за пределы того соглашения, которое Бог установил с патриархами. Истинная природа этих взаимоотношений с мифической точки зрения в том, что Бог и евреи были небесными Отцом и Сыном. Следовательно, Бог спасал свою собственную физическую эманацию в виде целого еврейского парода, который был эквивалентен мифическим дочеловсческим «черноголовым» древних шумерских легенд — метеоритному семени человечества. Если в этой небесной интерпретации возникают сомнения, то пусть читатель прочитает следующий отрывок из прощальной Песни Моисея: «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его… [Но] Оставил он [Израиль] Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего. А Заступника [твердыню], родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бот, создавшего тебя» .[1363]

Отметьте слова «твердыню, родившего тебя». Евреи, видимо, были «осколками древней твердыни». Подобным образом в Книге пророка Исайи пророк заявляет:

«Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены…»[1364]

И все же небесная природа этой скалы или твердыни становится понятной после прочтения Книги пророка Даниила, который зашифровал её в своём рассказе о камне, разбившем подножие истукана, протянувшегося от Земли до Небес:

«Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан… Ты видел ею, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его и разбил их. Тогда все вместе раздробилось… а. камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» .[1365]

Разве это не суть культа взорванной планеты?

Павшие ангелы и вознесшиеся ангелы

Теперь вернёмся к нашей теме ангелов, где мы найдём пятый пример божественных взаимоотношений Отца и сыновей.

Как уже отмечалось ранее. Ветхий Завет очень туманно объясняет происхождение ангелов, но само их название, mal’akhim, означающее «посланники» или «эмиссары», полностью совпадает с представлением об их эманации от Всевышнего Бога. К счастью, существует гностический текст «Тайная книга Иоанна», в котором утверждается, что ангелы действительно произошли от Бога таким образом. Очень показательный отрывок выглядит так:

«…Он [Бог] увидел свои творения вокруг себя, и окружили его множество ангелов, которые воссуществовали от него…»[1366]

В этом отрывке проиллюстрирован принцип, который жизненно важен для понимания природы ангелов. Он указывает также на перестройку самого Бога в горней вышине из метафизических частей (т. е. вознесшихся) павших ангелов. Другими словами, были две группы ангелов или Бога: физическая форма (до катастрофы) и метафизическая форма (после катастрофы). Вознесение последних из чрева Земли полностью рассмотрено в главе 2.

Теперь давайте вначале разберемся с физическими ангелами. Если мы применим языческую (неоккультную) модель к Ветхому Завету, то можно предположить, что ангелы получили физическое существование как часть Бога в начале времён, а затем, после разрушения Бога, пали на Землю. Этих физических ангелов называли сынами Божьими, или элохим (сынами Эля), которые произошли от Бога-Отца (см. выше). Их также называют павшими ангелами или стражами в апокрифической Книге Еноха, в которой описано, как в дни Иареда двести ангелов спустились с Небес на гору Ермон, где взяли в жены дочерей человеческих и породили от них исполинов (отметьте параллель с Бытие 6: сыны Божьи и их гигантское потомство — нефилимы) .[1367]

Физическое падение этих ангелов в начале времён также упоминается в Книге Иова, где Бог рассказывает Иову о том времени, когда создавал Землю:

«Где был ты, когда Я полагал основания земли? На чём утверждены основания её, или кто положил краеугольный камень её при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божий восклицали от радости?» .[1368]

Как только эти павшие ангелы (метеоритные сыновья Божьи) соприкоснулись с Землёй, от них отделились их метафизические двойники (как и в случае месопотамских ануннаков и их метафизических двойников — игигов), и эти метафизические ангелы сразу воскресли на Небесах. Эго событие, видимо, описано в Бытие, гл. 28, где мы читаем знаменитую легенду о лестнице Иакова:

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней…»[1369]

В силу того, что в Библии не записана цель этих подъемов и спусков ангелов, вполне резонно предположить, что Иакова посетило видение акта творения. Поэтому спускающиеся ангелы представляют поток физических метеоритов, павших на Землю, а поднимающиеся ангелы — поток метафизических метеоритов, возрождающихся на Небесах, чтобы восстановить обитель Бога (сравните с восстановлением святилища Мардука Эшары из игигов) .[1370]

И все же можно предположить, что воскресение ангелов также упоминается и в Книге Бытия, когда в первый день был создан свет (Небеса) путем отделения его от тьмы (подземного мира) (см. главу 9).

Когда же ангелы поднялись в новую и сверкающую обитель Бога на Небесах, то стали божественным «воинством» — этот термин отражает катастрофическую и разрушительную природу этих небесных сущностей. Именно по этой причине еврейский Бог известен как Яхве Саваоф — Господь воинства. Как мы видели из приведенного выше отрывка, иудеи верили, что Бог восседает на своём троне на Небесах, окруженный небесным воинством, т. е. армией ангелов .[1371] Катастрофическая роль этого воинства в конце света описана в главе 13.

Чёткая картина небесного воинства ангелов появляется и в Псалме 67. Здесь мы узнаем, что Бог окружен ангелами на своей святой горе:

«Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская! что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди них Господь на Синае, во святилище» .[1372]

Это представление ангелов на небесной горе Синай соответствует месопотамскому представлению игигов-богов, сопровождающих верховных богов Мардука, Ану, Энлиля и Эа на их метафизической планетарной горе Эшарра Архаическое имя Яхве-Элохим действительно было Эль Шаддаи — Бог горы или Бог горных вершин.

Иудейские ангелы (их метафизическая разновидность) напоминают месопотамских игигов по многим причинам. Как игиги были «чисты», так и ангелов называли «святыми» .[1373] Игиги обладали вечной жизнью на Небесах, как и ангелы .[1374] Возможно, самое большое сходство этих двух групп существ кроется в их общей связи с огнём. Про игигов говорили, что они «сверкают, как огонь», а про ангелов в Псалме 103 сказано, что они творят огонь пылающий .[1375] И действительно, одним из самых известных было явление ангела Господнего Моисею, когда ангел чудесным образом воззвал к Моисею из пылающего куста, который горел, но не сгорал .[1376] Уже отмечено ранее, что игиги построили и заселили небесное святилище Мардука (Эшарру), как и ангелы окружили Бога в его обители в горней вышине.

Однако существует одно большое различие между месопотамскими игигами и иудейскими ангелами, которое было навеяно одержимостью евреев той идеей, что их Бог — это Господь истории, который вмешивается в дела человечества на Земле. В отличие от игигов, которые всегда оставались в стороне от земных дел в своём небесном святилище, ангелы часто спускались с небес, чтобы передать послания Бога человечеству, донести приказы Господа на Землю.

Именно по этой причине в еврейской и христианской мифологиях вознесённые метафизические фигуры ангелов выписаны более выпукло, нежели павшие ангелы ,[1377]

Как уже было отмечено ранее, давно пора заглянуть за внешний антропоморфный облик ангелов и сконцентрироваться на других, более красноречивых аспектах этого коллективного персонажа. Так, в Апокалипсисе Авраама мы находим, что у ангелов есть тело, сверкающее, как сапфир. Это описание добавляет достоверности предположению, что ангелы были созданы из межпланетного материала .[1378]

Более того, в Книге Еноха написано, что у ангелов был не только огненный облик, но ещё и сверхъестественно большие размеры, как и следует ожидать от очеловеченных фрагментов планеты. Енох говорит своим сыновьям:

«Явились мне два мужа, настолько больших, что я не видел никогда таких на Нижней земле. Их лица сияли, как солнце, глаза были, как горящая молния, и огонь исходил из их уст» .[1379]

На этом этапе уже достаточно продемонстрирована тесная связь между Богом и его ангелами — с одной стороны, и культом взорванной планеты древних язычников — с другой, особенно в свете повторения концепции божественных Отца и сыновей в четырёх основных схемах Ветхого Завета создание человека по образу и подобию Бога; описание сынов Божьих, входящих к дочерям человеческим; Бог и боги в форме Яхве-Элохима и его элохим; и последнее, но не по важности — представление Бога и его народа, евреев.

Для полного понимания этой концепции Отца и сыновей остается кратко исследовать писания Нового Завета.

Христианские Отец и Сын

Одной из фундаментальных тем всех христианских писаний (и языческих легенд евреев) является единение человечества со Всевышним благодаря вмешательству Иисуса Христа, Сына Божьего. Дело в том, что это будущее единение со Всевышним возможно, потому что Бог, Сын Божий и человек полностью соответствуют друг другу. Но почему? Неужели в культе взорванной планеты мы не найдём ответа?

Несколько отрывков из Нового Завета могут проиллюстрировать эту точку зрения, Во-первых, в Евангелии от Иоанна Иисус Христос утверждает:

«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца… Я и Отец — одно… Отец во Мне и Я в Нём» .[1380]

Во-вторых, опять же в Евангелии от Иоанна Иисус Христос говорит.

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» .[1381]

В этих отрывках мы видим явную ссылку на представление о единении Бога, Сына Божьего (Иисуса Хрисга) и человечества (по крайней мере его праведной части). Смысл здесь в том, что как Иисус Христос был с Богом с начала (Иоанн. 1:1–2), так и человечество было с Богом с самого начала. Интересно отметить, что последнее представление присутствует не только в Новом Завете (и является ересью для авторов Ветхого Завета), но и в гностическом тексте Валентина, где приведены слова Христа:

«Я стал очень мал, чтобы благодаря своему смирению смог поднять вас на великую высоту, с. которой вы пали» .[1382]

И все же, когда мы читаем слова Христа «Я знаю Моих, а Мои знают Меня», то возникает подозрение, что здесь обозначена связь с древней языческой традицией о первобытном «человечестве», которое, как отара овец, было рассеяно по Земле и нуждалось в пастыре.

И все потому, что в начале времён Бог (а возможно, и Богиня) исторг из себя первобытное человечество взамен уничтоженного Великим потопом. По словам Мами, небесной матери-богини месопотамцев:

Безмоего присмотра моидети стали, как белые жертвенные овцы.
И мой крик обернулся молчанием.[1383]

Примечания:



1

Кирус Гордон (1908–2001) — американский исследователь древних цивилизаций Ближнего Востока, ведущий специалист по древним языкам. Ему принадлежит ряд смелых теорий: о происхождении древнегреческой и еврейской культур от единого семитского корня; мореплаваниях в Америку древни* греков, финикийцев и других народов на основании находок древнегреческих надписей в Тенесеи и Бразилии. — Примеч. перев.



13

Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 гг. до н. э.) — древнегреческий историк. Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн и обычаев современных ему народов.



133

Восьмилучевая звезда Ану часто встречается на месопотамских монументах. См. фотографии на вклейке.



134

Относительно теории о древних астронавтах см. книги Деникена и Ситчина. Теперь в моей собственной работе в этом жанре («Боги нового тысячелетия») виден глубокий изъян, и её можно рекомендовать только как полезный обзор доказательств теории древних астронавтов, показывающей, насколько важно изображение богов в человеческом обличье.



135

Перевод В.К. Афанасьевой. Сравните с S. N. Kramer. History Begins at Sumer, 1956. В письме Крамер утверждает, что KUR было метанием камней в барку Энки с целью утопить её. На самом деле не совсем понятно, откуда взялись эти камни. Из контекста создаётся впечатление, что они упали с Небес вместе с баркой Энки.



136

Малые и большие камни были главным мотивом в гимне Шульги. См, SN. Kramer, History Begins at Sumer. Здесь камни появляются как символ восхождения и нисхождения из Ниппура (Земля) и Ура (Небо), и они связаны с богом грома Ишкуром. Ишкур следил за двумя реками на небе, несущими дыхание жизни «за горизонт». Во всех других местах гром Ишкура был разрушительной силой. Как было сказано, когда Инанна грохотала, как Ишкур, то «вся растительность умирала».



137

Перевод В К. Афанасьевой.



138

Перевод В К. Афанасьевой.



1333

См., например, Числа 22: 23, 22 31; 1-я Паралипоменон 21 16



1334

См., например, Судьи 13" 20.



1335

Бытие 19: 12–13.



1336

4-я Царств 19: 35.



1337

R. Alter. Genesis, с. 69.



1338

Несмотря на повсеместный перевод имени Бога Саваоф, как «Всемогущий», оно буквально означает «воинство» или «множество» в контексте как человеческих армии, так и звёздного воинства Небес



1339

3-я Царств 22: 19.



1340

Иоанн 1 3; Колоссянам 1: 16.



1341

D. Meeks, С. Favard-Meeks Daily Life of the Egyptian Gods, c. 14 См. также E. A Wallis Budge, legends of the Egyptian Gods, 1912, c. 9.



1342

Тексты саркофагов, Заклинания 76, 79



1343

D. Meeks, С. Favard-Meeks. Daily life of the Egyptian Gods, с. 33.



1344

ANET, с 371



1345

Там же, с. 4.



1346

Е.A. Wallis BudgeThe Egyptian Heaven and Hell



1347

Там же, с. 18—19



1348

ANET, с 13



1349

E.A. Wallis Budge The Egyptian Heaven and Hell, с 82 Сравните с Заклинанием 50 из Текстов саркофагов «И Осирис со своей свитой благополучно отправился на запад».



1350

S.N. Kramer. The Sumerians, с. 220



1351

Перевод И.М. Дьяконова.



1352

Перевод И.M. Дьяконова. Как уже отмечалось в главе 8, история Утнапиштима о Потопе в «Эпосе о Гильгамеше» является сплавом двух различных традиций о Потопе и двух взрывов: одного — Ану, другого — Иштар.



1353

Бытие 1: 26–27.



1354

Бытие 6. 4.



1355

Псалом 81 1–2, 5–7 Некоторые авторы предполагают, что использование здесь термина «элохим» относится к людям. На мой взгляд, это неправильно и проистекает из-за неправильного прочтения (Иоанн 10 35)



1356

Е.A. Wallis Budge Egyptian Religion, с 20 Эго только одно из множества древнеегипетских изречений о Боге, которые параллельны подобным изречениям о Боге в Библии



1357

Иеремия 2: 3, 31 9.



1358

Исайя 63: 8. Иосия 1 10



1359

Иеремия 31. 9



1360

Исход 4 22–23.



1361

Псалом 76. 15, 76.20.



1362

К. Armstrong A History of God, с 91 Удивительную параллель с этой схемой можно найти в теории «разбитых сосудов», выдвинутой Исааком Аурия в XVI веке Аурия начал с идеи Бога, Энсоф, которая была выражена в иудейском тексте XIII века, Зохаре Аурия представил Бога как Адама Кадмона, «первого человека». Первые три сефирот сформировались внутри Бога, а затем вышли через «нос», «уши» и «рот» Адама Кадмона Эти сефирот заполнили собой «сосуды», которые их защищали и удерживали Но произошла катастрофа Когда следующие шесть сефирот вышли из «глаз» Адама Кадмона, их сосуды разбились и божественный свет рассеялся Часть этого света вернулась к Богу, а часть «божественных искр» упала в пустыню, где и осталась. Все обратилось в хаос. В результате этой катастрофы даже первые три сефирот попали в нижнюю сферу. Аурия объясняет этот символизм, приравнивая разбитые сосуды к падению Адама, чей грех внес дисгармонию в созданный Богом порядок Аурия также предполагает, что божественные искры света, изошедшие от Бога, Адама Кадмона, были евреями Следовательно, нужно считать евреев рассеянными частицами павшей души Адама, которые были уловлены материей. Итогом всего этого является то, что евреи избраны как инструмент восстановления Божественного порядка Короче говоря, евреи необходимы для создания нового Бога См К Armstrong. A History of God, с. 307—311



1363

Второзаконие 32 3–4, 15, 18.



1364

Исайя 51.1.



1365

Даниил 2: 31, 2 34–35.



1366

Е. PagelsThe Gnostic Gospels, с 56.



1367

С. В. J. O'Brien The Shining Ones, c. 45, 103



1368

Иов 38 4, 6–7. Мне кажется, что термины «утренние звезды» и «сыны Божьи» используются параллельно, обозначая одну группу существ. В древних легендах термин, переводимый как «звезда», используется очень свободно, а в контексте «утренняя звезда» напоминает о рождении метеоритов среди взрыва света. Взрыв ликования напоминает один древнеегипетский текст, где радость богов представлена буквально как «восход» над обителями. И все же упоминания в Иов. 1 6 и т. д., возможно, относятся к необычному представлению о сынах Божьих к сатане, явившихся в подземный мир перед Богом.



1369

Бытие 28 12–13. Слово «лестница», возможно, лучше перевести как «склон», см. R. Alter. Genesis, с. 149.



1370

ANET, с. 503, 68–69.



1371

В Иисусе Навине 5:14 ангел заявляет, что он «вождь воинства Господня»



1372

Псалом 67.16–17.



1373

ANET, с 58, Второзаконие 33: 2.



1374

R. Eisenman, М. Wise, Dead Sea Scrolls Uncovered, с 250. «Ангелы небесные, чьё наследие — вечная жизнь, излучали присущее им сияние».



1375

ANET, с. 58–59; Псалом 103 4.



1376

Исход 3.



1377

Не следует упускать иэ внимания тот факт, что духовные посланники были способны производить физические действия на Земле См. обсуждение Бога и Второго пришествия Христа в главе 13. Не следует исключать и возможность того, что некоторые легенды отражают встречи людей с астрономическими объектами- метеоритами, остатками комет (в этом отношении читателям следует внимательно отнестись к 1-я Паралипоменон 21:16 и описанию столбов дыма и огня в Книге Исхода).



1378

Е. von Daniken.The Return of the Gods, с 51



1379

Иоанн 10:14–15, 30, 38



1380

Иоанн 6: 54,14 19–20.



1381

Z. Sttchm. Divine Encounter, с 62.



1382

E. Pagels. The Gnostic Gospels, c. 109 В гностическом, контексте это утверждение, возможно, относится к воображаемому падению человеческой души или духа с Небес (гностики не говорили открыто о падении физического тела).



1383

«Миф об Атрахасисе» из S Dalley Myths from Mesopotamia, с. 32.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх