• БОЕВАЯ МАШИНА И ЕЕ ЭКИПАЖ
  • ТАНКОВЫЕ ВОЙСКА КРАСНОЙ АРМИИ
  • БТ
  • Т-34
  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  • ЭКИПАЖ СОВЕТСКОГО ТАНКА
  • СОВЕТСКИЕ АСЫ-ТАНКИСТЫ
  • ЖЕТОН «ЛУЧШЕМУ УДАРНИКУ ЗАВОДА БОЛЬШЕВИК» 1931 год
  • ЗНАКИ ВОЕННЫХ ШКОЛ АВТОБРОНЕТЕХНИКИ
  • ЗНАКИ АВТОДОР
  • КРУПНЕЙШЕЕ ТАНКОВОЕ СРАЖЕНИЕ В ИСТОРИИ ВОЙН XX ВЕКА
  • ХОД СРАЖЕНИЯ
  • ИТОГИ СРАЖЕНИЯ
  • ЗНАК «ЗА ОТЛИЧНОЕ ВОЖДЕНИЕ» БОЕВЫХ МАШИН АВТОБРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСК
  • ЗНАК «ЗА ОТЛИЧНУЮ СТРЕЛЬБУ» ИЗ ТАНКОВОГО ОРУЖИЯ
  • ЗНАК «ОТЛИЧНЫЙ ТАНКИСТ»
  • Танковый знак Легиона «Кондор»
  • ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
  • ЛЕГИОН «КОНДОР»
  • Испанский знак «За ранение».
  • Знак «За танковое сражение»
  • ТАНКОВЫЕ АСЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
  • КРЕСТ И ЛИСТЬЯ
  • НОМЕР ДВА
  • OTTO И ГАНС
  • ТАНКИСТ-ФАРМАЦЕВТ
  • Нарукавный знак «За уничтожение танка»
  • X files Досье коллекция


    специальный выпуск №6, 2010

    Великая Отечественная война  БОЕВЫЕ ЗНАКИ  Бронетанковые войска СССР - Германия

    "Нет более жестокого боя, чем танковый бой. Нет страшнее смерти чем смерть в горящем танке".

     В. Миндлин, участник штурма Берлина.

    Повесть-воспоминание «Последний бой — он трудный самый».


    БОЕВАЯ МАШИНА И ЕЕ ЭКИПАЖ

    История танковых войск в русской армии началась в 1917 году, когда войска стали оснащать танками французской конструкции, планируя наряду с этим массовое производство боевых машин Пороховщикова.



    ТАНКОВЫЕ ВОЙСКА КРАСНОЙ АРМИИ

    Конструктор Александр Александрович Пороховщиков начал работу над вездеходной машиной на гусеничном ходу в 1914 году. Разрешение на постройку опытного образца «Вездехода» было дано 13 января 1915 года, для этого изобретателю выделили 9 660 рублей 72 копейки. Боевую машину Пороховщикова считают первым танком в истории мирового вооружения, несмотря на то, что формально история танковых войск начинается с английского изобретения, появившегося в сентябре 1915 года. «Вездеход»

    Пороховщикова был разработан раньше, чем подобные машины появились в других странах, но не сразу стал применяться в русской армии. После испытаний, прошедших в 1916 году, от дальнейших работ над машиной решили отказаться, обязав Пороховщикова вернуть в казну потраченные на постройку танка 18 090 рублей. А в сентябре того же года в печати сообщили о новом оружии англичан — «сухопутном флоте», после чего (19 января 1917 года) Пороховщиков представил свой новый проект «Вездеход № 2», но и он не получил одобрения. После революции все работы над русскими танками были прекращены.

    В самом начале истории советских танковых войск боевые машины использовались спецслужбами. 24 февраля 1918 года был создан особый автобронеотряд Всероссийского центрального исполнительного комитета. Инициатива его создания принадлежала председателю ВЦИК Якову Михайловичу Свердлову. Автобронеотряд предназначался для охраны советских лидеров от внутреннего врага. После смерти Свердлова в 1919 году, отряд получил его имя и был отправлен на фронт. В составе Первой Конармии Семена Михайловича Буденного отряд вел бои с деникинцами и белополяками, участвовал в ликвидации антисоветских бандформирований. За деятельность в годы Гражданской войны бойцы автобронеотряда были награждены 99 орденами Красного Знамени. В начале 1921 года отряд имени Свердлова перешел в подчинение Всероссийского чрезвычайного комитета, а в 1924 году был переформирован в автобронедивизион при Объединенном государственном политическом управлении. В сентябре 1937 года на базе отряда был сформирован отдельный танковый батальон имени Феликса Эдмундовича Дзержинского. Этот батальон унаследовал особое предназначение своих предшественников.



    Массовое производство собственных танков началось в советской России лишь в 1920-х годах. В течение 1920-1922 годов Сормовский завод выпустил пятнадцать первых советских танков «Борец за свободу товарищ Ленин». Поступавшие в этот период на вооружение Красной Армии с завода танки носили названия: «Парижская коммуна», «Красный борец», «Илья Муромец». Машины отправляли на Западный фронт, а на броне каждого танка делали надпись мелом: «На белополяков». В это же время появилась теория боевого применения этих машин, вошедшая в «Боевой устав пехоты» 1927 года, а в 1928 году была выпущена «Временная инструкция по боевому применению танков». Изложенная в инструкции новаторская концепция предполагала участие танковых подразделений в поддержке пехоты и параллельные самостоятельные действия однако была отклонена командованием советской армии в конце 1930-х годов. Интересно, что именно на этой концепции основывал свою теорию генерал-полковник танковых войск Вермахта Гейнц Гудериан, который проходил обучение «танковому делу» в Казани.




    БТ

    В 1933 году, во время своего пребывания в СССР, Гейнц Гудериан посетил Харьковский паровозостроительный завод где, кроме основной, выпускали побочную продукцию — БТ (быстроходные танки). Первые танковые бригады в составе Красной Армии были созданы в 1935 году в качестве резервных. Технической их основой стали машины типа БТ, которые производились по образцу лучших на тот период бронемашин американского конструктора Уолтера Кристи.

    Американскую модель привезли в СССР по ложным документам, под видом сельскохозяйственного трактора, и стали выпускать 22 подобные машины в день, в то время как в Германии 1933 года танки вовсе не производились. Первые БТ могли развивать скорость до 100 километров в час, правда, проверить это на практике не позволяло качество советских дорог.

    Быстроходный танк имел наиболее совершенную форму брони, сконструированную по принципу наклонного расположения лобовых броневых листов. Этот принцип стал использоваться в конструкции немецкого танка «Пантера», а потом и в разработке моделей танков по всему миру. БТ отличался компактным расположением двигателя и трансмиссии на корме машины. Быстроходный советский танк был универсальным: по труднопроходимым дорогам он двигался на гусеницах, а по ровным — на колесах. В Красной Армии БТ применяли во всех военных конфликтах с 1930-х вплоть до 1945 года. Уже в Испании БТ продемонстрировал свое превосходство над немецкими и итальянскими первыми танковыми моделями, особенно по динамическим характеристикам. Много быстроходных танков было уничтожено в 1942 году, но даже брошенные и подбитые БТ восстанавливались и использовались противником. Последний раз БТ участвовали в Советско-японской войне 1945 года.






    Другой основной танк Красной Армии — Т-26 был разработан на базе танка английской фирмы Виккерс. В 1933 — 1934 годах были созданы средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35 — боевые машины советской конструкции.





    Еще в Гражданской войне в Испании с участием БТ-5 выяснилось, что основным противотанковым оружием стали не противотанковые ружья и крупнокалиберные пулеметы, а мелкокалиберные пушки, которые с легкостью поражали танки. Необходимо было увеличить бронезащиту боевых машин, которые могли бы выдерживать огонь противотанковой пушки, представляющей главную угрозу советским танкам. Работа над такими машинами началась в 1938 году и привела к созданию символа Великой Отечественной — Т-34.

    Т-34

    Лучший танк Второй мировой - средний Т-34 был разработан на основе БТ. Машину приняли на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 года. Приказ о постановке Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом Обороны 31 марта 1940 года. Т-34 стал единственным танком, который сохранял боеспособность и находился в массовом производстве до конца Великой Отечественной войны. Основное производство Т-34 осуществляли Уральские и Сибирские заводы. С 1942 года Т-34 выпускалось больше, чем всех остальных танков, вместе взятых. Т-34 отличался высокой мощностью двигателя, ставшего прототипом двигателей современных танков. На протяжении всей войны велись работы по его усовершенствованию. На некоторые Т-34 образца 1943 года вместо пулемета устанавливали огнемет, содержащий 100 литров огнесмеси. Часть танков оснащалась минными тралами. Постепенно повышалась толщина брони, появлялись топливные баки, башня со смотровыми щелями. Этой машине довелось сыграть главную роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, в битве за Берлин... Весной 1940 года промышленность СССР начала выпуск новых танков.



    Накануне нападения фашистской Германии на СССР в Красной Армии насчитывалось 636 тяжелых танков КВ-1 (Клим Ворошилов — танк усовершенствованной конструкции) и 1225 танков Т-34. Всего за время войны советскими заводами было выпущено более 52 ООО танков Т-34 и 4 771 танк типа. КВ. В мае-августе 1942 года в составе Красной Армии были созданы первые четыре танковые армии.

    Но уже при испытании КВ-13 были выявлены множественные недостатки, вследствие чего с декабря 1942 года началась работа над двумя новыми его вариантами. Стимулом к скорейшему их выпуску стало появление зимой 1942-1943 годов на Восточном фронте новейших «Тигров». 24 февраля 1943 года вышло Постановление ГКО, которое предписывало Кировскому заводу в Челябинске и Опытному танковому заводу изготовить два образца танков «Иосиф Сталин» (ИС-1 и ИС-2). В качестве основы для них были взяты последние варианты КВ-13. Танки ИС при меньшей своей массе были сильнее бронированы и развивали большую скорость.

    После проведенного в апреле того же года эксперимента над трофейным «Тигром», который был расстрелян из различных артиллерийских систем, выяснилось, что самое эффективное средство борьбы с ним — зенитная 85-мм пушка образца 1939 года. В результате это орудие было установлено на моделях ИС. 4 сентября 1943 года постановлением ГКО тяжелый танк ИС-85 приняли на вооружение Красной Армии, а в начале августа 1943 года, по итогам Курской битвы было решено снабдить ИС еще более эффективным орудием против «Тигров» — 122-мм пушкой образца 1931-1937 годов.

    В конце войны как минимум один танковый полк, укомплектованный ИС-2, входил в состав каждого танкового красноармейского корпуса: ИС играли важнейшую роль при штурме хорошо укрепленных немецких населенных пунктов, мгновенно разбивая кирпичные стены старинных зданий. Основными врагами советских танков в этот период были солдаты пехоты, вооруженные «Фаустпатроном» (первым противотанковым гранатометом), так называемые «фаустники».

    В начале 1945 года для защиты от них советские танки снабжались специальными металлическими экранами, изготовленными самостоятельно танкоремонтными подразделениями. Граната, попавшая в такой экран, разрывала его на мелкие части, но машина при этом оставалась не поврежденной. На броне оставалась только воронка, которую танкисты прозвали «засос ведьмы».

    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

    В сравнительной оценке боевых качеств «Тигра», Т-34 и танка ИС, которую дал немецкий танковый ас Второй мировой Карл Бромманн, говорится о недостаточной маневренности «Тигров», из-за чего, по словам Бромманна, они не пользовались популярностью среди танкистов. Лучшим примером маневренного танка немецкий ас считал советский Т-34, а самыми грозными своими противниками — танки ИС. Вывести ИС из строя было, как утверждал Бромманн, «чертовски сложно»: только поразив «ахиллесову пяту» танка — основание башни, можно было лишить его боеспособности. Это лучше всего получалось сделать выстрелом из «Королевского Тигра» — немецкой машины, которой и отдавал предпочтение Карл Бромманн. Т-34 тоже считался среди немецких танкистов серьезным противником. Именитый танковый ас Oттo Кариус вспоминал, что Т-34 своей идеальной формой и великолепным длинноствольным орудием приводил в трепет всех немецких танкистов, его побаивались до конца войны.



    Вообще, советские танки с длинноствольными пушками представляли опасность для немецких машин уже на расстоянии 600 метров с фронта. Танк «Иосиф Сталин» немецкие танковые асы считали равным «Тигру», признавая за советской машиной превосходство в форме.

    В конце Второй мировой в составе Красной Армии насчитывалось 6 танковых армий. Танковая промышленность СССР за годы войны изготовила более 100 тысяч танков. 68 танковых бригад получили звание гвардейских, 112 присвоены почетные звания, 114 награждены орденами. Потери танковых войск Красной Армии в период 1941 — 1945 годов составили 96,5 тысяч боевых машин.

    ЭКИПАЖ СОВЕТСКОГО ТАНКА

    Экипаж самого массового среднего танка Второй мировой войны Т-34 состоял из четырех человек: командира танка, механика-водителя,командира башни и радиотелеграфиста-пулеметчика. Командир Т-34 выполнял и обязанности наводчика (то есть сам стрелял), что фактически лишало экипаж командира. Изменилась ситуация лишь с появлением машины Т-34-85 в 1943 году.

    В Красной Армии механиков-водителей готовили 3 месяца, радистов и заряжающих — месяц. Формирование экипажа происходило прямо на заводе, после получения танка. Бойцы выезжали на заводской полигон и отстреливали по 3-4 снаряда и 2-3 пулеметных диска, после чего совершали марш на железнодорожную станцию, где машины погружались на платформы. Прибывая на фронт, подобные экипажи часто распадались, так и не вступив в бой. Тогда их заменяли опытные танкисты, которые потеряли свои машины в боях и, согласно уставу, были направлены служить в пехоту.




    Экипаж танка не был постоянным: выйдя из госпиталя, раненые танкисты редко возвращались в свой экипаж и даже — в свой полк. Учет персональных побед в советских танковых войсках практически не велся, а те данные, которые имеются, в большинстве случаев не являются полными: число побед могло быть большим.

    Данные часто занижались, что было связано с существованием системы выплат. За каждый уничтоженный немецкий танк командир, наводчик и механик-водитель получали по

    500 рублей, заряжающий и радист — по 200 рублей. Что касается коллективных танковых побед, то известны лишь несколько случаев, когда экипажи советских танков уничтожали определенное количество немецких танков и орудий.

    В советской военной историографии нет полного списка танкистов-асов (подобного тому, что существовал в немецких танковых войсках). Наиболее достоверные данные имеются только относительно конкретных танковых боев.

    Газета «Красная Звезда» была склонна завышать данные: если судить исключительно по ним, то Красная Армия должна была уничтожить все танки Вермахта еще осенью 1941 года.

    СОВЕТСКИЕ АСЫ-ТАНКИСТЫ

    1. Дмитрий ЛАВРИНЕНКО - лейтенант, воевал на танке Т-34, уничтожил 52 танка и штурмовых орудия.

    2. Зиновий КОЛОБАНОВ - старший лейтенант, танк КВ; 22 танка.

    3. Семен КОНОВАЛОВ - лейтенант, танк КВ; 16 танков и 2 бронеавтомобиля.

    4. Алексей СИЛАЧЕВ - лейтенант, 11 танков.

    5. Максим ДМИТРИЕВ - лейтенант, 11 танков.

    6. Павел ГУДЗЬ - лейтенант, танк КВ; 10 танков и 4 противотанковых орудия.

    7. Владимир ХАЗОВ - старший лейтенант, 10 танков.

    8. Иван ДЕПУТАТОВ - лейтенант, 9 танков, 2 штурмовых орудия.

    9. Иван ЛЮБУШКИН - старший сержант, танк Т-34; 9 танков.

    10. Дмитрий ШОЛОХОВ - старший лейтенант, 8 танков.



    Самый результативный советский ас танковых войск — Дмитрий Лавриненко. Участвовал в 28 боях. 6-10 октября 1941 года в сражениях под Орлом и Мценском его экипаж уничтожил 16 немецких танков. Позже генерал-полковник Гейнц Гудериан писал: «Южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла тяжелые потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось отложить». В ноябре 1941 во время обороны, которую держал взвод Лавриненко, 8 немецких танков двинулись в бой. Лейтенант подбил идущий впереди танк одним выстрелом, после чего остальные 6 выстрелов также попали в цель. Погиб танкист в ноябре 1941 года при обороне Москвы.

    Вторым в ряду асов-танкистов стоит Зиновий Колобанов. 19 августа 1941 года в Ленинградской области его КВ-1 уничтожил 22 немецких танка. Четыре возглавляемые Колобановым танка КВ-1 устроили засаду немецкой колонне. От первых двух выстрелов загорелись две головные немецкие машины, которые остановили те, что шли следом. Машины, которые находились в конце колонны, продолжали двигаться вперед сжимая ее. В этой ситуации старший лейтенант Колобанов поразил немецкую машину в самом конце. Колонна оказалась в ловушке. Танк КВ, в котором находился Колобанов, выдержал 135 попаданий немецких снарядов и не вышел из строя.



    Отдельно говорят об асах-танкистах, уничтожавших тяжелые немецкие танки Т-VI Н «Тигры». Здесь первыми считаются экипажи танков Т-34 из 1-й танковой армии генерала Михаила Ефимовича Катукова.

    7 июля 1943 года 8 машин Т-34 гвардии лейтенанта Владимира Бочковского из состава армии Катукова вели оборонительный бой сначала с семью «Тиграми», а позже — еще с тремя подошедшими танковыми колоннами, во главе которых были Т-VI Н. Советские танки вели бой из укрытий, что дало гитлеровцам повод думать, что оборону держит гораздо большее количество танков. В этом бою гвардии лейтенант Георгий Бессарабов сжег три машины Т-VI Н.

    Только к концу дня немецкие танкисты догадались, что против них сражаются лишь несколько машин и возобновили атаки. Танк Бочковского был подбит, когда пытался взять на буксир другую машину, подбитую ранее. Экипажи подбитых танков и еще 4 мотострелка продолжали держать оборону. В итоге танку Бессарабова удалось уйти. На следующее утро рота в составе 5 машин вновь предстала перед немецкими танками.



    За два дня боев танкисты уничтожили 23 танка противника, в числе которых несколько «Тигров». Всего за годы войны 1142 танкиста-красноармейца были удостоены звания Героя Советского Союза.

    ЖЕТОН «ЛУЧШЕМУ УДАРНИКУ ЗАВОДА БОЛЬШЕВИК» 1931 год

    Обуховскии сталелитейный завод был основан в 1863 году в Петербурге, а в 1922 году по решению Петросовета переименован в Петроградский Государственный орудийный оптический и сталелитейный завод «Большевик». Именно он изготовил первые советские тракторы и танки.



    С 1927 года опытный цех «Большевика» работал над первыми бронемашинами Т-18. На одной из стадий работы на завод прибыл моторостроитель, разработчик двигателя танка, производство которого начиналось на «Большевике».

    Специалист был крайне удивлен тем, что завод мог изготавливать сложнейшие устройства, не имея каких-либо измерительных приборов. В результате, «Большевик» получил аэротермометры и гигрометр.

    Первые 30 танков «Большевика» были изготовлены на средства ОСОАВИАХИМ. Эти машины принимали участие в парадах, названных «Наш ответ Чемберлену», 7 ноября 1929 года в Москве и Ленинграде.

    В 1928 году на «Большевике» появилась первая ударная молодежная бригада, а к 1930 году в такие бригады объединились все молодые рабочие завода. Соревнование, которое проходило под лозунгом первого всесоюзного слета ударников 1929 года «От ударных бригад к ударным цехам и заводам!», привело к массовому движению. В феврале 1930 года «Большевику» было присвоено звание ударного завода.



    Знаки и жетоны «Ударнику» и «Лучшему ударнику» были самыми многочисленными среди нагрудных знаков, существовавших в период «первой пятилетки» развития народного хозяйства СССР (1928-1932). В эти годы знаки изготавливались по заказам отдельных Наркоматов и предприятий. После выхода распоряжения 1933 года количество знаков значительно снизилось.

    За успешное выполнение первых пятилеток и развитие машиностроения в 1939 году «Большевик» был награжден орденом Ленина.

    ЗНАКИ ВОЕННЫХ ШКОЛ АВТОБРОНЕТЕХНИКИ

    Среди краткосрочных командных курсов и военных учебных заведений, которые начали появляться в советском государстве в 1918 году, были и высшие военные школы технической направленности, обучение в которых длилось дольше, чем в других (около года). С середины 20-х — начала 30-х годов началось техническое переоснащение армии, что обозначило нехватку квалифицированных командных кадров.



    Выпускники учебных заведений всех родов войск еще с 1919 года начали получать особые нагрудные знаки, которые не были утверждены на государственном уровне, а возникали по инициативе руководства учебных заведений.



    В основе наиболее ранних знаков лежал массивный венок, из перевязанных лентой, дубовой и лавровой ветвей. На знаке размещались войсковая эмблема и пятиконечная звезда с красноармейским символом: сначала это были плуг и молот — символы РВС СССР (революционного совета Республики). Знаки изготавливались из серебра, покрывались золотом и эмалью. На первом знаке, имеющем отношение к бронемашинам — знаке высшей военной школы автобронетехники I выпуска (1922 год) размещалась эмблема автомобильных частей, которая появилась еще 20 мая 1911 года. Бронированные машины существовали в составе автомобильных частей русской армии еще с 1914 года, когда в ее составе была образована автомобильная пулеметная рота, ставшая первым в мире подразделением, вооруженным бронированными машинами. Всего было построено около 200 бронеавтомобилей, которые состояли на вооружении Красной Армии до конца 1920-х годов.

    Оснащенные бронетехникой автомобильные части стали предшественниками бронетанковых войск РККА. Отдельные эмблемы для броневых, танковых и автобронетанковых частей появились в РККА в 1924 году и существовали до 1936 года также в виде нашивок. С 1936 года эмблемой автобронетанковых войск стала миниатюра нового танка БТ.



    В 1942 году автобронетанковые войска были переименованы в бронетанковые.

    3 декабря 1926 года в Москве был подписан советско-германский договор об организации совместной танковой школы в Казани.

    Германия которой Версальским договором запрещалось разрабатывать любое бронетанковое оружие, решила осуществлять этот проект на территории СССР. Договор был заключен на три года. Состав школы предусматривал 42 человека с немецкой стороны и 30 человек — с советской. Строительство и оборудование школы стоило Германии около 2 миллионов марок. Школа приступила к работе лишь в первой половине 1929 года.

    В системе военного образования СССР 20-х годов существовали и объединенные школы. Кроме артиллерийских школ и курсов, были артиллерийско-танковые учебные заведения. Именной жетон (О.А.Т.) — «Объединенная артилллерийско-танковая школа», принадлежавший курсанту одной из таких школ, представлял собой фигурную пластину, на которой размещались изображения бронемашины и двух артиллерийских орудий, с наложенным на них колесом.



    В 30-е годы были созданы военные академии моторизации и механизации Красной Армии: Военная академия бронетанковых войск имени Маршала Родиона Яковлевича Малиновского и Военно-транспортная академия имени Маршала Семена Константиновича Тимошенко.

    ЗНАКИ АВТОДОР

    Знак «За моторизацию пограничных войск СССР». 1932 год.

    Автодор - добровольное общество содействия развитию автомобильного транспорта и улучшения дорог. Сформировалось в сентябре 1927 года и просуществовало до 1935 года, когда его функции взяло на себя ОСОАВИАХИМ. За время своей деятельности общество выпустило свыше тридцати жестяных знаков. Знак «За моторизацию пограничных войск СССР - вручался членам экипажей боевых машин, построенных на средства общества Автодор, а также активистам общества, которые занимались сбором средств на постройку бронетехники.


    Жетон кружечного сбора на создание фонда моторизации пограничных войск. 1931 год.

    Техническое оснащение отдельных автобронетанковых частей Красной Армии происходило за счет активной работы по сбору средств, которую осуществляло общество Автодор. Жетон кружечного сбора, учрежденный Автодором распространялся для сбора средств на создание фонда моторизации пограничных войск. В январе 1932 года на собранные с его помощью средства были построены 24 боевые машины.


    ЗНАК «ОТЛИЧНИК СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ НАРКОМТАНКПРОМА»

    Награждение знаками «Отличник социалистического соревнования» началось в 1937 году. До 1941 года эти знаки были серебряными с золочением. С началом Великой Отечественной войны производство знаков отличников было перенесено в Краснокамск, где их изготавливали из бронзы. Появлялись новые, военные наркоматы, и соответствующие им знаки.

    Народный комиссариат танковой промышленности был образован 11 сентября 1941 года и просуществовал до 14 октября 1945 года, когда на его базе был создан Наркомат транспортного машиностроения. «Отличник соц. соревнования Наркомтанкпрома» - ведомственный знак отличия Народного комиссариата танковой промышленности СССР. Положение о знаке было утверждено Наркоматом танковой промышленности СССР 5 мая 1942 года.

    КРУПНЕЙШЕЕ ТАНКОВОЕ СРАЖЕНИЕ В ИСТОРИИ ВОЙН XX ВЕКА

    В Великой Отечественной войне, которая шла на территории государства, занимавшего 1/6 часть суши, решающими становились танковые сражения. В ходе боев с участием бронетанковых войск, противники оказывались в одинаково тяжелых условиях, и кроме возможностей военной техники, были вынуждены демонстрировать выносливость личного состава.

    Наиболее крупным военным столкновением с участием бронетанковых войск долго считалось сражение в районе станции Прохоровка (Белгородская область) 12 июля 1943 года. Оно проходило в ходе оборонительной фазы Курской битвы под командованием генерал-лейтенанта танковых войск Красной Армии Павла Ротмистрова и группенфюрера СС Пауля Хауссера со стороны противника. Согласно данным советских военных историков, в сражении участвовало 1500 танков: 800 — с советской, и 700 — с немецкой сторон. В некоторых случаях указывается общая цифра — 1200. Согласно последним данным, с обеих сторон в этой битве участвовало лишь около 800 единиц бронетехники.



    Между тем, современные историки утверждают, что крупнейшим танковым сражением в истории Второй мировой войны и во всей истории войн XX века, была битва у белорусского городка Сенно, в 50-и километрах к юго-западу от Витебска. Это сражение произошло в самом начале войны — 6 июля 1941 года, в нем было задействовано 2 ООО единиц бронетехники: 7-й и 5-й механизированные корпуса Красной Армии имели около 1 ООО танков старых типов, также около 1 ООО танков было в распоряжении немецких войск. Советская армия понесла в этом сражении наибольшие потери: все советские танки были уничтожены, потери личного состава составили около 5 ООО погибших солдат и офицеров — именно по этой причине масштабы сражения под Сенно не освещала советская историография.

    ХОД СРАЖЕНИЯ

    Предшествовали сражению под Сенно бои на Витебском направлении, в результате которых, согласно планам командования Вермахта, дорога на Москву должна была стать полностью открытой. Основанием для подобного вывода послужило то, что к началу июля 1941 года был взят Минск и практически разгромлены основные силы советского Западного фронта. 3 июля начальник немецкого генерального штаба Франц Галь-дер записал в своем дневнике: «В целом уже можно сказать, что задача разгрома главных сил русской сухопутной армии перед Западной Двиной и Днепром выполнена... Поэтому не будет преувеличением сказать, что кампания против России выиграна в течение 14 дней...» Однако, уже 5 июля на пути к Витебску немецкие части были остановлены — начался срыв знаменитого плана «Барбаросса». Бои на Витебском направлении, окончившиеся битвой при Сенно, сыграли важную роль в этом срыве, на целую неделю парализовав движение немецких войск.

    В результате июльских боев севернее и западнее Орши, танкисты-красноармейцы 20-й армии под командованием генерал-лейтенанта Павла Алексеевича Курочкина нанесли ощутимый удар по немецким частям, отбросив их на 30 - 40 километров в сторону от города Лепель. Немецкие войска неожиданно оказались в сложной ситуации, из наступления перейдя в оборону, которую прорвали два советских танковых клина.

    Согласно военной теории, танковый клин можно было остановить таким же танковым клином: поэтому в контрнаступлении немецкое командование было вынуждено задействовать подошедший 47-й моторизованный корпус и другие танковые соединения. В район Сенно был заброшен крупный воздушный немецкий десант. В это время части 20-й армии продвигались вперед будучи уверенными в успешном завершении операции.

    Вот отрывок из воспоминаний участника той битвы: «Вскоре впереди показались танки. Их было много, очень много. Зловещая масса бронированных монстров с черными крестами на бортах двинулась на нас. Трудно передать душевное состояние, охватившее молодых необстрелянных бойцов...» Удержать Сенно было сложно: на следующий день город трижды переходил из рук в руки, но к концу дня оказался все же под контролем советских войск. Танкистам приходилось выдерживать по 15 немецких атак в день: по воспоминаниям участников битвы, это был «настоящий кромешный ад!»

    После первого, самого тяжелого дня битвы красноармейские танковые корпуса попали в окружение. Запасы горючего и боеприпасов иссякли, танки Т-26, БТ-5, БТ-7, находившиеся на вооружении Красной Армии, не выдерживали ударов снарядов ни одного из калибров, и остановившийся на поле боя танк, через несколько минут превращался в груду металла. Из-за устаревших бензиновых двигателей советские танки буквально сгорали «как свечки».

    Подвоз топлива и боеприпасов к танкам не был организован в нужном объеме, и танкистам приходилось сливать горючее из баков машин, почти уже не дееспособных, в те, что осуществляли наступление.

    8 июля немецкое командование решило задействовать в бою с защитниками города все силы, расположенные в районе Сенно, и считающиеся резервными.

    В итоге советским частям пришлось оставить город и отойти к шоссе Витебск — Смоленск, где они заняли следующий рубеж обороны. Часть советских танков все еще продолжала наступать на Лепель, в надежде успешно завершить операцию, но уже 9 июля немецкие корпуса захватили Витебск. Таким образом, еще до начала форсирования Днепра, дорога к Смоленску и Москве оказалась открытой для Вермахта. Продолжение контрудара войск Красной Армии не имело смысла. 10 июля советское командование отдало приказ взорвать танки, оставшиеся без экипажей и горючего, и выходить из окружения.

    Отступали ночью, многим так и не удалось вырваться. Те же, кто выжил, позже приняли участие в Смоленском сражении. Именно в ходе Смоленского боя попал в плен самый знаменитый участник битвы под Сенно — сын Иосифа Сталина Яков Джугашвили — младший офицер 14-го гаубичного артполка. В этом же корпусе сражался и сын генерального секретаря коммунистической партии Испании — лейтенант Рубен Руис Ибаррури.

    ИТОГИ СРАЖЕНИЯ

    Самое крупное в истории войн XX века сражение закончилось поражением частей Красной Армии по ряду причин. Главная среди них, по мнению историков — слабая подготовка к операции: недостаток времени для получения разведывательных данных и не отлаженная связь, в результате чего бойцам приходилось действовать интуитивно. К тому же, большинство советских танкистов вступа- ли в этот бой без подготовки. Приказ о проведении контрудара поступил неожиданно: в это время многие части по железной дороге следовали в Киевский военный округ, а некоторые эшелоны даже успели разгрузиться.

    Для большей части танкистов-красноармейцев, не имевших еще боевого опыта, сражение под Сенно стало «боевым крещением». Немецкие танкисты, напротив, к тому времени были закалены в европейских боях.



    Среди причин, определивших исход битвы, важной является отсутствие у советских танков поддержки со стороны авиации, в то время как немецкие ВВС нанесли им достаточный ущерб. В своем докладе генерал-майор танковых войск Арсений Васильевич Борзиков писал: «5-й и 7-й мехкорпуса дерутся хорошо, плохо только то, что их потери очень большие. Причем, самые серьезные — от авиации противника, которая применяет поливку зажигательной смесью...» Тяжелые погодные условия, в которых велся бой, также сказались на его результате: проливные дожди, прошедшие накануне, превратили грунтовые дороги в грязь, что затрудняло и наступление, и отступление советских танков.

    Но и немецкие войска понесли ощутимые потери в крупнейшей танковой битве. Свидетельство тому — захваченная докладная записка командира немецкой 18-й танковой дивизии генерал-майора Неринга: «Потери снаряжения, оружия и машин необычайно велики и значительно превышают захваченные трофеи. Это положение нетерпимо, мы можем напобеждаться до собственной гибели...»

    25 воинов Красной Армии — участников боя при Сенно были представлены к государственным наградам.


    ЗНАК «ЗА ОТЛИЧНОЕ ВОЖДЕНИЕ» БОЕВЫХ МАШИН АВТОБРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСК

    Учрежден приказом НКО СССР №1 от 3 января 1936 года.



    Знак мог вручаться рядовым, командирам, начальствующему составу автобронетанковых войск РККА, после выполнения ими всех подготовительных и зачетных задач основного курса и курса усовершенствования в высшем вождении (курс №1). Кроме того, нужно было продемонстрировать отличное знание машины, умение ухода за ней; показать абсолютную безаварийность, а также избегать поломок и вынужденных остановок при вождении в течение года. Важны были и показатели в учебе и дисциплине.

    Награждение производил Начальник Автобронетанкового управления РККА по представлению командира части через начальников автобронетанковых войск округов. Тем, кто получал знак «За отличное вождение» присваивалось звание «Отличный водитель боевой машины». Если в дальнейшем по вине такого водителя возникали поломки, аварии, или несчастные случаи, его лишали права носить почетный знак.

    Знак «За отличное вождение» представлял собой ромбовидную фигуру, срезанную сверху под углом в 38 градусов. В центре знака находился накладной танк БТ. Вверху крепилась красная звезда. Изготавливался знак из меди, с эмалевым покрытием.



    Знак перестали выпускать с началом Великой Отечественной войны.


    ЗНАК «ЗА ОТЛИЧНУЮ СТРЕЛЬБУ» ИЗ ТАНКОВОГО ОРУЖИЯ

    Учрежден приказом НКО СССР № 2 от 3 января 1936 года.



    Знаком «За отличную стрельбу» из танкового оружия (пулемета, пушки) могли награждать рядовых, командиров, начальствующий состав, при условии выполнения ими всех подготовительных и зачетных упражнений курса стрельб. Полученные при этом результаты, должны были быть отличными и хорошими. Необходимо было также показать отличные знания теории и правил стрельбы из танковых орудий, продемонстрировать умение отлаживать оружие.

    Кроме того, нужно было отлично усвоить все задачи «Курса наблюдения». Вместе со знаком присваивалось звание «отличного стрелка». Если впоследствии награжденный демонстрировал небрежное отношение к оружию или его хранению, звания и знака он лишался.

    Знак «За отличную стрельбу» из танкового оружия представлял собой слегка вытянутую красную звезду, нижняя часть которой была закрыта красным кругом с белой мишенью посередине. На верхнюю часть мишени был наложен стилизованный танк Т-26, преодолевающий препятствие. Знаки были медными. Надпись и накладка покрывались серебрением.

    С началом Великой Отечественной войны выпускать знак перестали.

    ЗНАК «ОТЛИЧНЫЙ ТАНКИСТ»

    Учрежден в ряду других знаков отличников (снайпер, пулеметчик, минометчик) и знака «Гвардия» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942 года.

    В Указе говорилось, что знаком награждались танкисты из числа рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии. Получали знак воины, «систематически показывающие высокие образцы: отличного владения личным оружием, танком и другими техническими средствами».



    Знак вручался при условии, что красноармеец демонстрировал умелое применение этих средств в бою, нанося потери противнику. Знак вручали, если воин мог быстро открывать и вести меткий, поражающий противника огонь по закрытым и открытым целям; умел маскироваться сам и маскировать танк; в боевых условиях сохранял личное оружие.

    Общий список танкистов, награжденных знаками «Отличников», объявлялся единым приказом в масштабе танкового соединения (бригады, дивизии, корпуса, или даже армии). Эту награду обязательно вносили в красноармейскую книжку каждого бойца и младшего командира.

    Танковый знак Легиона «Кондор»

    Panzertruppenabzeichen der Legion Condor

    Статус официальной награды был присвоен знаку 10 июля 1939 года, после окончания Гражданской войны в Испании, но первые вручения состоялись в ноябре 1936 года. Первоначально знак, разработанный по мотивам знака танкиста Первой мировой войны (Kampfwagenabzeichen), не был боевой наградой, а служил для отличия бойцов немецких танковых соединений, воевавших в Испании, от всех иных частей и соединений.

    После появления официального статута в 1939 году, знаком были официально награждены все немецкие танкисты, принимавшие участие в боях (всего 415 человек), а также ряд иностранцев. Все знаки были изготовлены из серебра (или посеребренной латуни).

    Но существует и золотая версия награды (в единственном экземпляре). Командующему германскими танковыми силами в Испании Риттеру фон Тома золотой танковый знак Легиона Кондор был вручен во время парада в Мадриде боевыми соратниками.

    ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

    В апреле 1931 года на муниципальных выборах в крупных городах сторонники монархии потерпели сокрушительное поражение, и Испания стала республикой. Однако отчаянно бедной на тот момент времени стране изгнание законного монарха не помогло решить накопившиеся социальные проблемы. А, возможно, и усилило их. Страна распалась на два лагеря — сторонников социальных преобразований и сторонников монархии. Единственное в чем были единодушны оппоненты,— в негодности и неэффективности нового республиканского правительства. Кризис тем временем только усугублялся. Выступления рабочих, забастовки, столкновения с полицией и регулярной армией стали вполне обыденным явлением.

    16 февраля 1936 года выборы в Парламент выиграл Народный фронт (социалисты, коммунисты, анархисты и леволиберальные партии). Немедленно были освобождены из тюрем политические заключенные, конфискованы земли церквей и монастырей. Появились красные знамена, «Интернационал», портреты Ленина и Сталина и иная, до боли знакомая атрибутика.

    18 июля 1936 года несогласные с новым порядком, в первую очередь кадровые военные, подняли вооруженный мятеж, во главе которого встал Франсиско Паулино Эрменхильдо Теодуло Франко Багамонде, он же генерал Франко, бывший начальник штаба вооруженных сил республиканского правительства. На его стороне выступила и организованная в 1933 году фашистская партия «Испанская фаланга», имевшая свои боевые отряды по примеру германских штурмовиков.

    Мятежникам удалось занять примерно треть страны, после чего началась затяжная и кровавая Гражданская война.

    Франко обратился за помощью к Германии и Италии, а Народный фронт — к СССР. И с той, и с другой стороны в Испании воевали, в основном, добровольцы. Причем наши соотечественники сражались по обе «стороны баррикад»: на стороне Франко с «советами» дрались кадровые офицеры бывшей царской армии, белоэмигранты....

    ЛЕГИОН «КОНДОР»

    В октябре 1936 года Германия перебросила в Испанию бомбардировочный полк Люфтваффе (первоначально 3, затем 4 эскадрильи), истребительный полк (первоначально 3, затем 5 эскадрилий), разведывательную эскадрилью, батальон зенитной артиллерии, батальон связи, транспортный батальон и батальон снабжения. Всего примерно полторы сотни самолетов и пять тысяч военнослужащих. Всего же, путем ротации кадров, за годы Гражданской войны в Испании успели получить боевое крещение более 20 ООО пилотов.

    Немецкий наземный контингент состоял из двух танковых рот (вооруженных легкими танками l.Pz.Kp), транспортной роты, роты технической поддержки, роты истребителей танков и взвода связи.

    Кодовым именем всего армейского контингента в Испании было Gruppe «Imker» (группа «Пчеловод»), танковые части имели кодовое название Gruppe «Drohne»(гpyппa «Трутень). Командовал танковыми частями подполковник Вильгельм Риттер фон Тома, герой Первой мировой войны, участник битвы при Вердене — одного из тяжелейших сражений 20 века.

    В начале ноября 1936 года все эти подразделения были официально объединены в Легион Кондор.

    Историки в один голос твердят о превосходстве советского оружия во время войны в Испании. В первую очередь о превосходстве наших легких танков Т-26, вооруженных 45-мм пушками, над немецкими l.Pz.Kp., которые были вооружены только двумя спаренными пулеметами. Первое же танковое сражение с участием советских машин принесло серьезное поражение «франкистам», после чего Риттер фон Тома сумел организовать настоящую охоту за советской техникой, и уже к 1938 году треть его подразделений были оснащены трофейными танками Т-26 и БТ-5.

    1 апреля 1939 года Гражданская война в Испании закончилась поражением социалистов. Генералиссимус Франко стал главой правительства и ушел с этого поста только в 1973 году! Интересно сложилась судьба единственного обладателя золотого танкового знака Легиона Кондор.

    За успехи в Польской кампании 1940 года Риттер фон Тома получил звание Генерала танковых войск. Во время проведения операции «Барбаросса» в 1941 году, он командовал 17 танковой дивизией в составе группы армий «Центр».

    За участие в остановке советского контрнаступления под Москвой, был награжден Рыцарским Крестом, после чего переведен в танковую армию знаменитого Африканского Корпуса Роммеля в Северной Африке.

    В 1942 году после поражения в Египте, Роммель делает попытку увести обескровленный корпус в Ливию, но получает приказ Гитлера — победить, или умереть! Поскольку победа была уже невозможна, Риттер фон Тома ищет смерти на поле боя в отчаянной атаке, лично командуя своими танкистами на передовой, но попадает в плен к британцам. Умер Риттер фон Тома в 1948 году.

    Легион Кондор в 1939 году вернулся в Германию. 22 мая 1939 года был учрежден «испанский» знак «За ранение». В статуте этой награды было записано, что знак существует «как признак отличия немецких добровольцев, которые получили ранения в борьбе против большевизма в ходе освободительной Испанской войны 1936—1939 годов».

    182 черных нагрудных знака и один серебряный были вручены после войны в Испании.

    Испанский знак «За ранение».

    Учрежден 22 мая 1939 года. В статуте этой награды было записано, что знак существует «как признак отличия немецких добровольцев, которые получили ранения в борьбе против большевизма в ходе освободительной Испанской войны 1936-1939 годов».


    Знак «За танковое сражение»

    Panzerkampfabzeichen

    Знак «За танковое сражение» или, в ряде источников -«За танковую атаку», или (в подстрочном переводе) -«Боевой Знак танкиста» был учрежден 20 декабря 1939 года генерал-полковником Вальтером фон Браухичем, Главнокомандующим сухопутными войсками Германии.

    Знак был учрежден, чтобы отмечать личное мужество, храбрость и достижения танкистов в бою. Разработкой знака занималась фирма Эрнста Пекхауза.

    В центр лаврового венка разработчик поместил изображение самого массового серийного танка вооруженных сил Рейха: Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV), он же T-IV, средний танк производства фирмы «Крупп». Всего с 1937 по 1945 годы было выпущено 8686 этих боевых машин в нескольких модификациях.

    Знак считался серебряным, изготавливался методом литья и вручался только экипажам танков.

    6 июня 1940 года был учрежден знак «За танковое сражение» в бронзе — для всех, кто служил в бронетанковых войсках: экипажей бронемашин, самоходных орудий, истребителей танков и солдат вспомогательных подразделений (медиков, связистов, разведчиков и даже военных священников).

    Условия для получения знака были следующими: необходимо было принять участие в трех танковых атаках в течение разных дней, получить ранение во время боя, или быть представленным к любой боевой награде за танковое сражение. Дизайн серебряного и бронзового знаков был идентичным. Оба знака на ранних этапах изготавливались из томпака, только серебряный покрывался серебряной краской, а бронзовый — нет. Позже знаки изготавливались из цинка с нанесением краски соответствующего цвета.

    Всего было вручено: 22 ООО знаков в серебре; 12 550 — в бронзе.

    В ходе войны стало ясно, что существующего знака отличия было явно недостаточно для того, чтобы отметить всех успешных танкистов, количество которых росло.

    И 22 июня 1943 года были учреждены знаки дополнительного отличия — за участие в 25, 50, 75 и 100 танковых сражениях. Эти знаки были чуть большего размера. В центре у них находилось стилизованное изображение танка Panzerkampfwagen III (PzKpfw III, он же — Panzer III, он же — Pz III, или в популярной литературе — T-III). Это серийный средний танк времен ВОВ, в различных модификациях выпущенный в количестве 5733 штук. Производители: «Даймлер-Бенц» и «Крупп».

    Знаки за 25 и 50 боев были посеребренными, а за 75 и 100 — позолоченными, в нижней части награды располагалась табличка с указанием числа сражений.

    Награждение знаками происходило путем сложного начисления баллов, и не было напрямую связано с числом уничтоженной техники противника.

    4-я степень — за 25 боев;

    3-я степень — за 50 боев;

    2-я степень — за 75 боев;

    1-я степень — за 100 и более.

    Отсчет дней боев был начат 1 июля 1943 года, но для воевавших на Восточном и Африканском фронтах, засчитывались и прошлые бои:

    — от 8 до 12 месяцев приравнивались к 10 боям;

    — с 12 до 15 месяцев приравнивались к 18 боям;

    — свыше 15 месяцев приравнивались к 25 боям.

    Для тяжелораненых 4-я степень знака выдавалась за 18 боев, 3-я степень — за 35 и 2-я степень — за 60.

    Награда вручалась в бумажном конверте. На лицевой стороне конверта готическим шрифтом печаталось название награды, с обратной стороны проставлялся штемпель фирмы-производителя. К награде прилагался обычный набор документов (запись в солдатскую книжку) с указанием имени получателя, названия части, подписью и штампом. Данный нагрудный знак, как и другие, аналогичные ему, носился на левой стороне мундира около нижней части кармана сразу под Железным Крестом 1-го класса или аналогичной ему наградой.


    Рыцарский крест Железного креста - степень военного ордена Железного креста, высший орден Третьего рейха, признания крайней храбрости в бою или успехов в руководстве войсками во время Второй мировой войны.

    Существовало 5 степеней награды



    ТАНКОВЫЕ АСЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

    С немецкими танковыми асами Второй мировой войны не все однозначно. Долгое время самым успешным танкистом считался Михаэль Виттман, человек-легенда, оберштурмфюрер СС, большая часть службы которого прошла в дивизии «Лейбштандарт».

    Подвиги его хорошо известны и неоднократно описаны. За один день сражения на Курской дуге он лично уничтожил 8 танков и 7 единиц артиллерии противника, а к концу сражения на его личном счету было 30 танков и 28 орудий. Позже Виттман заметно увеличил свой боевой счет во время осенних боев за Киев. 13-го ноября он сжег 20 танков Т-34 (3-й результат в годы Второй мировой войны) и уничтожил 17 артиллерийских орудий; 13 января 1944 года под Бердичевым подбил 19 танков Т-34 и КВ-1.

    КРЕСТ И ЛИСТЬЯ

    14 января Михаэль Виттман был награжден Рыцарским Крестом, а две недели спустя Дубовые Листья к Рыцарскому Кресту в «Волчьем логове» ему вручал лично Адольф Гитлер.

    В Нормандии Виттман, на тот момент — командир 501-й роты «Тигров» тяжелого танкового батальона, один уничтожил целую колонну танков союзников: в общей сложности 25 танков и 28 единиц бронетехники, за что был награжден Мечами к Рыцарскому Кресту.

    Михаэль Виттман погиб 8 августа 1944 года в бою с канадским танковым эскадроном, считаясь самым успешным танкистом в военной истории. На его личном счету 138 танков противника, 132 единицы артиллерии и множество иных транспортных средств. 


    НОМЕР ДВА

    Однако в последнее время, изучая вновь открывающиеся архивные документы, все больше специалистов склонны отдавать пальму первенства иным немецким танкистам.

    На счету фельдфебеля Курта Книспеля (503-й батальон тяжелых танков), кавалера Железного Креста I класса и знака «За танковое сражение» I степени, в качестве наводчика танка — 126 подтвержденных и 20 неподтвержденных танков противника; в качестве командира тяжелого танка — 42 подтвержденных и 10 неподтвержденных танков.

    Курт Книспель погиб в бою с советскими войсками в Чехии, уничтожив при этом свой 168-й, официально засчитанный танк. Примечательно, что Курта Книспеля четырежды представляли к Рыцарскому Кресту, но награда обошла героя стороной. Как и многие фронтовики, он очень не любил «тыловых крыс» и начальство...


    OTTO И ГАНС

    Чуть менее Михаэля Виттмана известны оберлейтенант Отто Кариус и лейтенант Ганс Бёльтер. Оба они служили в 502-ом батальоне тяжелых танков. Оба воевали на «Тиграх-1». Оба — кавалеры Рыцарского Креста с Дубовыми Листьями. На личном счету Отто Кариуса более 150 танков и САУ противника. У Ганса Бёльтера — 139.

    Наиболее тяжкие испытания пришлись на долю Кариуса и Бёльтера в 1943 году во время попыток советских войск прорвать блокаду Ленинграда. С 12 по 18 января 1943 года советские войска нанесли сильнейший удар по немецким позициям. В прорыв шли 48 стрелковых дивизий, 19 стрелковых бригад, механизированная ударная дивизия, 19 танковых бригад и полков и 10 отдельных танковых батальонов.

    В результате этого удара советские войска заняли Шлиссельбург, что дало возможность построить вдоль южного берега Ладожского озера 36-и километровую временную железную дорогу от Полян до Шлиссельбурга. От Шлиссельбурга железная дорога шла через временный мост и соединялась с магистралью, ведущей к Ленинграду. Именно 18 января считается днем снятия блокады Ленинграда.

    Но за четыре пройденных километра советским войскам пришлось заплатить очень высокую цену: 270 тысяч убитых и раненых, уничтожено или выведено из строя 847 советских танков, сбито 693 самолета.

    За свои действия в ходе этого сражения двое немецких военнослужащих были удостоены Дубовых Листьев к Рыцарскому Кресту, а еще 34 были награждены Рыцарским Крестом. Единственная рота «Тигров» 502-го тяжелого танкового батальона уничтожила 163 танка и не менее 50 противотанковых орудий.

    В 1944 году на Восточном фронте Отто Кариус и Ганс Бёльтер получили тяжелые ранения. После госпиталя Отто Кариус продолжил службу на Западном фронте, где и попал в плен к американцам.

    ТАНКИСТ-ФАРМАЦЕВТ

    После войны Отто Кариус стал фармацевтом. В июне 1956 года он приобрел в городе Хершвайлер-Петтерсхайм аптеку, которую переименовал в «Аптеку Тигр». В июле 2010 года, когда готовился номер, по-прежнему возглавлял аптеку. В 1960 году выпустил книгу, ставшую бестселлером — «Тигры в грязи. Воспоминания немецкого танкиста» (Tiger im Schlamm).



    Ганс Бёльтер после госпиталя также продолжил воевать на Западном фронте, получил чин капитана. В 1949 году был арестован советскими властями. В 1950 вместе с женой бежал в Западную Германию.

    Нарукавный знак «За уничтожение танка»

    Das Sonderabzeichen für das Niederkämpfen von Panzer-kampfwagen usw. durch Einzenlkampfer

    Знак был учрежден 9 марта 1942 года для награждения военнослужащих, уничтоживших танк или иную бронетехнику противника ручным оружием в бою. Кроме них, все военнослужащие германской армии, уничтожавшие бронетехнику противника, начиная с 22 июня 1941 года, должны были награждаться этим знаком.

    Первоначально знак имел только одну степень, но со временем возникла необходимость введения высшей его степени. 18 декабря 1943 года была учреждена 1-я степень награды, соответственно, первоначальный вариант знака получил статус 2-й степени. Данным знаком не могли быть награждены военнослужащие из противотанковых артиллерийских подразделений. Критерии для награждения знаком «За уничтоженный танк» были следующими:

    2-я степень (с серебристой лентой) — за уничтожение 1 танка противника;

    1-я степень (с золотистой лентой) — за уничтожение 5 танков противника.

    Знак «За уничтоженный танк» 2-й степени состоял из символического изображения танка PzKpfw IV, закрепленного на серебристой наградной ленте. Изображение танка изготавливалось из бронзы с последующим чернением, размер его составлял 43 на 18 мм, танк крепился при помощи трех зубцов и небольшой металлической пластины по центру наградной ленты из металлизированной нити. В 2-х мм от края ленты, сверху и снизу, проходили две тонкие 4-х мм полосы, вышитые черной нитью. Размер ленты составлял 88 на 32 мм.

    Лента для знака 1-й степени изготавливалась из металлизированной нити золотистого цвета, изображение танка было бронзовым, но имело позолоченное финишное покрытие. К концу войны в композиции знаков 1-й степени использовали «танк» от знака 2-й степени.

    Знак носили в верхней части правого рукава, способ крепления - нить. Каждый последующий знак крепился ниже предыдущего (но не более 4-х знаков 2-й степени). После уничтожения пятого танка знаки 2-й степени следовало заменить на знак 1-й степени. При уничтожении следующего танка противника очередной знак (2-го класса) крепился ниже знака 1-й степени.

    Обладателем наибольшего количества знаков «За уничтожение танка» был оберлейтенант Гюнтер Визенз (Gunter Viezenz), уничтоживший 21 танк противника. Всего знаком «За уничтожение танка» было награждено более 10 тысяч человек.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх