М-55 вернулся из очередной экспедиции


29 апреля высотный исследовательский самолет М-55 «Геофизика» (№55204) вернулся на родной аэродром в Жуковском после очередной длительной экспедиции по изучению верхних слоев атмосферы, которая проходила в интересах научных организаций Евросоюза в приполярной зоне. С января по март этого года машина выполняла серию исследовательских полетов по изучению стратосферных облаков с базированием на аэродроме в Кируне (Швеция). Накануне отлета в Швецию, осенью 2009 г., этот самолет побывал в Германии, где на нем была установлена и протестирована специальная научная аппаратура для атмосферных исследований.

Нынешней экспедиции «Геофизики» предшествовал довольно длительный перерыв в исследовательских полетах машины за рубежом, вызванный необходимостью модернизации бортового оборудования М-55 и продления ресурса установленных двигателей ПС-ЗОВ-12. Эти работы успешно были выполнены в течение прошлого года. Предыдущая зарубежная научная миссия самолета состоялась еще в ноябре-декабре 2005 г., когда «Геофизика» побывала в Австралии. До этого М-55 №55204 провел пять серий экспериментов в высотных слоях атмосферы с базированием в Финляндии (декабрь 1996 - январь 1997 гг.), на Сейшелах (февраль-март 1999 г.), в Аргентине (сентябрь-октябрь 1999 г.), Швеции (январь-март 2003 г.) и Бразилии (январь-февраль 2005 г.).

Использование самолета М-55 «Геофизика» по контрактам научных организаций Евросоюза - одно из важных направлений деятельности разработавшего его ЭМЗ им. В.М. Мясищева, которое в начале апреля сменило свою организационно-правовую форму и было преобразовано из ФГУП в открытое акционерное общество с закреплением 100% акций в государственной собственности. В ближайшем будущем ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева» должно войти в состав дивизиона «Специальные самолеты» ОАО «ОАК».

ЭМЗ сегодня располагает двумя летными образцами М-55 (№55203 и 55204). Второй из них, выпущенный в 1991 г., и привлекается к программам научных экспериментов по зарубежным заказам, а другой сейчас уже не имеет летной годности. Всего же Смоленским авиационным заводом было выпущено четыре летных экземпляра М-55, из которых самый первый (№01552), впервые поднявшийся в воздух 16 августа 1988 г., был потерян в катастрофе в Жуковском в мае 1995-го, а еще один (№55205) потерпел аварию в Ахтубинске в ноябре 1998-го. Планировавшееся серийное производство самолетов данного типа на СмАЗ развернуто так и не было.

Высотный самолет М-55 «Геофизика» способен проводить научные эксперименты на высотах до 21 500 м, имея на борту до 2000 кг исследовательской аппаратуры (подробнее о самолете - см. «Взлёт» №4/2005, с. 26). А.Ф.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх