«ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН»


Заказчикам переданы новые Ту-154М и Ил-62М


29 апреля на территории самарского завода «Авиакор» состоялась официальная передача заказчику -Министерству обороны России -нового самолета Ту-154М в варианте «салон». Он имеет «юбилейный» тысячный номер (№10А1000), являясь при этом 883-м выпущенным за все годы производства самолетом Ту-154 и 301-й машиной модификации Ту-154М. Как сообщила пресс-служба «Авиакора», лайнер оснащен современным пилотажно-навигационным оборудованием и «специальными средствами связи, отвечающими потребностям Министерства обороны РФ».

В авиапарке российского военного ведомства новый Ту-154М, оснащенный двигателями Д-30КУ-154, будет эксплуатироваться наряду с имеющимися у него машинами более ранней модификации Ту-154Б2 с двигателями НК-8-2У. По всей видимости, он войдет в состав 223-го Летного отряда, базирующегося на подмосковном аэродроме «Чкаловский».

А на «Авиакоре» тем временем продолжается достройка еще двух самолетов-салонов Ту-154М по заказу Минобороны. По данным сайта zakupki.gov.ru , они имеют заводские №997 и 998 и должны быть поставлены до конца этого года. Кроме того, в производственном заделе предприятия находится еще порядка пяти недостроенных планеров Ту-154М (по информации russianplanes.net- №993, 999,1002, 1017 и 1021). В случае если они найдут своих заказчиков (а вероятнее всего ими могут стать Минобороны или другие российские государственные структуры и ведомства), эти машины окажутся последними Ту-154 и подведут черту под более чем 40-летней историей серийного производства лайнеров данного типа.

В последнее десятилетие «Авиакор» смог построить и поставить заказчикам восемь новых самолетов Ту-154М. Два из них (RA-85833 и RA-85844, серийные №1020 и 992) в 2001 и 2003 гг. приобрели «Уральские авиалинии», один (RA-85123, №996), поставленный в 2006 г. «Авиалиниям Кубани», ныне летает под флагом «Авиаэнерго», другой (RA-85057, №1001), приобретенный в 2007 г. правительством Самарской области, сейчас эксплуатируется в авиакомпании «Заполярье». Еще три Ту-154М в 2001, 2006 и 2009 гг. поставлены государственным заказчикам и сейчас эксплуатируются Специальным летным отрядом «Россия» (машины №991, 1019 и 1004, регистрационные номера RA-85843, RA-85019 и RA-85084 соответственно).

Из 883 выпущенных на сегодня Ту-154 в 20 авиакомпаниях и в государственной авиации России, а также в 13 зарубежных государствах продолжает летать 195 лайнеров (из них 161 - в модификации Ту-154М и 34 - более старые Ту-154Б2), более сотни Ту-154М находятся на хранении и вполне пригодны к полетам. Среди государств СНГ, в небо которых еще продолжают подниматься эти машины, -Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. В числе стран дальнего зарубежья - Болгария, Иран, КНДР, КНР, Польша и Словакия. Правда, во многих из них Ту-154М уже не используются в коммерческой авиации, а служат для решения специальных задач и осуществления правительственных перевозок.

Нынешней весной неожиданная новость пришла и с завода в Казани. Здесь завершился ремонт и состоялась передача заказчику -опять-таки Минобороны России -дальнемагистрального самолета Ил-62М с регистрационным номером RA-86495. В этом событии не было бы ничего особенного, если бы самолет в процессе ремонта не сменил бы …планер! Как пояснили на КАПО им. СП. Горбунова, которому несколько лет назад военные поручили капитально отремонтировать эту машину, на заводе еще с 90-х гг. оставались невостребованными три практически готовых новых планера Ил-62М - два пассажирских и один в варианте «салон». Проанализировав состояние нуждавшегося в капитальном ремонте «военного» Ил-62М RA-86495 (а это была машина выпуска еще 1977 г.), заказчику предложили дать ему вторую жизнь в новом «теле»: со «старичка» демонтировали всю «начинку» и установили ее в новый, еще не летавший планер. Разумеется, часть бортовых систем пришлось заменить на современные, отвечающие сегодняшним требованиям. В результате Ил-62М, сохранивший прежний номер, сможет теперь летать как только что выпущенный с завода: ему назначили ресурс 35 тыс. ч или 20 лет эксплуатации. Машина будет нести службу в 223-м Летном отряде и сможет перевозить до 110 пассажиров: сзади размещается общий салон, а впереди -повышенной комфортности.

Заметим, что фактически последний серийный Ил-62М был выпущен на КАПО еще в 1996 г., но несколько машин по разным причинам тогда не успели отправиться к заказчикам и ушли к ним позже (последний известный случай - сдача в декабре 2004 г. нового Ил-62М №57-01 правительству Судана, где он получил регистрационный номер ST-PRA). Всего, начиная с 1963 г., было изготовлено 282 самолета Ил-62 и Ил-62М, из которых на сегодня продолжают летать чуть больше трех десятков: 18 - в России (в СЛО «Россия», 223 ЛО, авиакомпании КАПО и «Авиаэнерго»), четыре - в КНДР, три - в Казахстане, по два -на Украине, на Кубе и в Судане и один - в Ливии. Большинство из них находится на государственной службе.

Теперь, после случая с чудесной «реинкарнацией» борта RA-86495 и учитывая остающийся в Казани задел, уже нельзя утверждать, что мы больше никогда не увидим ни одного нового Ил-62М. А.Ф.

При подготовке материала использована информация сайта russianplanes.net










 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх