|
||||
|
ОДК И «САЛЮТ» ПОДЕЛИЛИ ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ Экспозиция ММПП «Салют» традиционно вызывает высокий интерес на выставке «Двигатели». Нынешний салон не стал исключением, особенно с учетом того, что сегодня на базе этого предприятия создается единственная «альтернативная» сформированной под эгидой «Оборонпрома» Объединенной двигателе-строительной корпорации (ОДК) интегрированная авиамоторостроительная структура - Центр газотурбостроения «Салют». Дополнительную интригу внесло объявленное в первый день работы выставки решение о назначении Юрия Елисеева заместителем генерального директора ОАО «УК «ОДК»: не означает ли это, что следующим шагом станет интеграция «Салюта» и созданного на его базе Федерального научно-производственного центра в состав ОДК? Впрочем, сам Юрий Елисеев не только не исключил в дальнейшем развития ситуации по данному сценарию, но и особо подчеркнул, что не видит в этом никаких отрицательных последствий ни для предприятия в частности, ни для российского двигателестроения в целом. Холдинг «Салюта» Юрий Елисеев признал, что создаваемый по Указу Президента России от 11 августа 2007 г. ФНПЦ «Салют» де-юре еще так и не оформлен -данный процесс необходимо было завершить в мае 2008 г. Причина этого, по мнению главы «Салюта», в тяжелой ситуации, сложившейся на момент выхода Указа на 0М0 им. П.И. Баранова, у которого на тот день «имелась общая кредиторская задолженность более 3 млрд руб., в т.ч. 1,75 млрд руб. - долги по зарплате и платежи в бюджет». И это - при годовом объеме выпуска продукции порядка 600 млн руб. «Т.е. пациент был уже, в принципе, на том свете, - образно выразился Юрий Елисеев. - Поэтому, чтобы долги омского предприятия не перешли на интегрированную структуру, мы и решили не доводить юридическое оформление до завершающей фазы, иначе мы могли бы «похоронить» оба предприятия - ведь долги в госбюджет не позволили бы нам получать возврат НДС и субсидии процентной ставки по кредитам для экспортных контрактов, где «цена вопроса» для «Салюта» составляет около 40 млн долл. в год. Однако де-факто наша интегрированная структура уже работает и работает весьма продуктивно». Подтверждением успешной деятельности ФНПЦ «Салют» может служить тот факт, что даже несмотря на задержку с выделением обещанной государственной помощи (вначале - и то лишь через год после выхода Указа - было инвестировано только 750 млн руб., а еще через год - дополнительно 568 млн руб.), ситуация на 0М0 им. П.И. Баранова стабилизировалась: численность персонала выросла с 5000 до более чем 7 тыс. человек, увеличилась зарплата, объем реализованной продукции в 2009 г. превысил 2,5 млрд руб., а в этом году, по оценке Юрия Елисеева, достигнет 3 млрд руб. Завод выполняет в настоящее время ремонт двигателей РД-33 и АЛ-31Ф, выпускает двигатели ТВД-20 и вспомогательные силовые установки, а также переданные с «Салюта» сложные агрегаты для АИ-222 (узел турбины и вало-провод), выполняет большой объем работ по двигателям АЛ-31Ф и Д-436, по энергетическим установкам на базе отработавших свое авиадвигателей АЛ-21Ф-3. Вскоре оно получит заказы и по теме Д-27 (например, на площадке в 60 км под Омском будут проходить стендовые испытания двигателя). Правда стоило такое относительное благополучие самому «Салюту» около 1,5 млрд руб., которые в ином случае могли бы пойти на НИОКР, модернизацию производства и повышение зарплат. Но резон в такой «жертве» есть - постепенный вывод производства в регионы. «Мы решили не «точить болты» под стенами Кремля, - подчеркивает Юрий Елисеев, - поскольку это дорого и сложно сегодня, а потому выводим такое производство на предприятия нашей интегрированной структуры, расположенные в регионах, тогда как за московской площадкой остается создание новых продуктов». Под таковыми подразумеваются опытные образцы и новые проекты, разрабатываемые в КБ «Салюта». Пятое поколение -в кооперации «У меня никогда даже и не было никаких сомнения в том, что двигатель пятого поколения может быть создан только в тесной кооперации различных предприятий российской промышленности», - заявил корреспонденту «Взлёта» Юрий Елисеев. Сегодня можно сказать, что эта уверенность уже стала реальностью: достигнуто соглашение о том, что работы над этим двигателем будут вести совместно ОДК и ФНПЦ «Салют», с разделением финансирования 55% и 45% соответственно. «Причем мы договорились - деньги делятся между всеми участниками сразу же по мере их поступления», - отметил руководитель «Салюта». Впрочем, по словам Юрия Елисеева, между сторонами уже решен вопрос и о разделении работ по отдельным элементам двигателя (примерно 50/50), хотя, в то же время, пока так и не решен вопрос о том, кто будет «идеологом» нового двигателя для ПАК ФА. «Есть два варианта, - говорит Юрий Елисеев, - двигатель «Сатурна», на базе АЛ-41, и вариант «Салюта» -совершенно новый двигатель, не построенный ни на какой базе». После того, как первоначальное решение создавать двигатель для ПАК ФА на внеконкурсной основе на «Сатурне» отменили, несколько лет назад был объявлен тендер, по которому уже проведено два этапа. На первом этапе, к ноябрю 2008 г., «Сатурн» и «Салют» представляли отдельные детали будущего двигателя, а на втором, завершившемся в июне 2009 г., необходимо было показать демонстраторы готовых узлов. «По «Салюту» имеется заключение комиссии, - подчеркивает Юрий Елисеев, - где сказано, что работа выполнена нами в полном объеме и на уровне не ниже мирового. Результаты этой работы рекомендованы для использования при проектировании двигателя пятого поколения». Однако, третий этап тендера, который предполагалось объявить в третьем квартале 2009 г., так пока и не начат, а, с учетом заявлений по распределению работ между ОДК и «Салютом», может быть и вовсе отменен или же будет проводиться в рамках заявленной кооперации, на внутрикорпоративном уровне. Впрочем, «Салют» уже сделал аванпроект двигателя и получил на него соответствующие заключения в 30 ЦНИИ МО РФ и ЦИАМ о том, что он соответствует в целом техническому заданию заказчика. «Полученные нами результаты работы позволяют сделать вывод о том, что мы можем выполнить ТЗ с гарантией. Но сегодня на повестке дня стоит вопрос - кто будет «отцом» этого двигателя, - говорит Юрий Елисеев, - поскольку за весь проект должен отвечать только один разработчик, т.к. когда ответственных много - будет не с кого спросить. Причем определить идеолога двигателя надо только на конкурсной основе, и сделать это необходимо как можно быстрее». По оценке Юрия Елисеева, КБ «Салюта» могло бы внести весомый вклад в разработку таких элементов двигателя пятого поколения, как компрессор низкого давления, камера сгорания, турбина высокого давления, сопло с всеракурсным изменением вектором тяги, которое уже наработало более 800 часов, а также система управления, которая реализуется на двигателе АЛ-31Ф-М2. Модернизация АЛ-31Ф Одним из важнейших направлений работ ФНПЦ «Салют» в настоящее время является модернизация двигателей семейства АП-31Ф, основной целью которой, по словам Юрия Елисеева, стало стремление «удержаться на рынках». На первом этапе модернизации, в модификации АЛ-31Ф-М1, разработчикам удалось обеспечить увеличение тяги на особом режиме на 1000 кгс (до 13 500 кгс) и увеличение межремонтного ресурса с 500 до 1000 ч, а назначенного - с 1500 до 2000 ч. В декабре 2006 г. двигатель успешно выдержал государственные испытания и запущен в серийное производство под названием АЛ-31Ф серии 42. С апреля 2007 г., как сообщил руководитель «Салюта», такими двигателями уже оснащен целый полк модернизированных истребителей Су-27СМ, результат их эксплуатации признан положительным. В дальнейшем АЛ-31Ф сер. 42 будут устанавливаться и на новые фронтовые бомбардировщики Су-34. Испытания показали, что благодаря применению модернизированных двигателей удалось повысить скороподъемность, боевую нагрузку и поднять потолок самолета более чем на 1 км, а также сократить затраты на жизненный цикл, что в итоге привело к увеличению боевой эффективности всего авиационного комплекса на 10-15%. При этом финансирование по Гособоронзаказу, по словам Юрия Елисеева, идет безукоризненно, и государство уже начало авансировать программу поставки АЛ-31Ф сер. 42 на новые Су-27СМ. С 2011 г. ожидается начало поставок этих двигателей и для Су-34, соответствующее решение -по результатам испытаний - уже утверждено. Следующая модификация, АЛ-31Ф-М2, имеющая тягу 14 500 кгс, в настоящее время отрабатывается на стенде (в частности, на нем уже достигнута тяга 14 600 кгс), а за ним «уже виден» АЛ-31Ф-МЗ тягой 15 000 кгс. Но самое главное -все модификации двигателя АЛ-31Ф являются взаимозаменяемыми и легко «вписываются» на борт самолетов семейства Су-27 с имеющимися воздухозаборниками. Таким образом, удается решить две задачи: обеспечение повышения тяговооруженности самолетов семейства Су-27 и постепенное внедрение элементов двигателя пятого поколения на серийных образцах. Так, на модификации АЛ-31ФМ-1 уже внедрен усовершенствованный компрессор низкого давления, на АЛ-31ФМ-2 - новые камера сгорания и турбина, а на АЛ-31ФМ-3 -принципиально новый трехступенчатый компрессор низкого давления. При этом модернизация АЛ-31Ф выполняется «Салютом» без привлечения бюджетных средств, а АЛ-31ФН нашел для себя нишу на китайском рынке - им оснащаются истребители J-10. Наращивание выпуска АИ-222-25 и кооперация с Украиной Первоочередной задачей по двигателю АИ-222-25, применяемого на поставляемых ВВС России новых учебно-боевых самолетах Як-130, на взгляд Юрия Елисеева, является наращивание объемов его выпуска: если в 2009 г. «Салют» передал заказчику 12 двигателей, то по подписанным контрактам на этот год запланирован выпуск уже 58 двигателей. АИ-222-25 изготавливается «Салютом» в кооперации с запорожским ОАО «Мотор Сич», при этом распределение работ по финансам - 50/50. Для двигателей, изготавливаемых по заказу ВВС России, украинские партнеры поставляют компрессор высокого давления, камеру сгорания и турбину низкого давления, а «Салют» отвечает за компрессор низкого давления, валопро-воды, турбину высокого давления, окончательную сборку и испытания. Аналогичная схема кооперации принята и для поставок АИ-222-25 по экспортным контрактам по линии ФГУП «Рособоронэкспорт» для самолетов Як-130, заказанных Алжиром и Ливией. Со своей стороны «Салют» поставляет в Запорожье производимые им агрегаты для АИ-222К-25 (Ф) по контракту с Китаем, головным исполнителем которого являются украинские коллеги - окончательную сборку двигателей для китайских самолетов L-15 осуществляет «Мотор Сич». В рамках кооперации с украинскими партнерами, помимо программы АИ-222-25, «Салют» участвует в производстве разработанных и собираемых в Запорожье двигателей Д-436 (для самолетов Ан-148 и Бе-200) и Д-27 (для военно-транспортного самолета Ан-70). ВЩ. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|