Б ольшой триплекс

История создания

В 1931 году АУ выдало задание КБ-2 на проектирование 305-мм гаубицы на обычном лафете, а заводу «Большевик» – задание на триплекс: 400-мм мортиры, 305-мм гаубицы и 203-мм пушки разборного типа, перевозимых на повозках на гусеничном ходу. Кроме того, инженер завода «Большевик» Чернявский в инициативном порядке разработал проект триплекса: 400-мм мортира, 305-мм гаубица и 203-мм пушка на обычном лафете.

В 1932 году АУ рассмотрело все проекты, и на пленуме АУ было принято постановление «утвердить проект комбинированной системы 400/305/ 203-мм завода «Большевик» для дальнейшей разработки и изготовления опытного образца, а два других проекта КБ-2 и инженера Чернявского отклонить». Однако это постановление не было утверждено руководством ввиду последовавшего принципиального изменения основного задания на проектирование комбинированной системы.

Ввиду того, что мнение некоторых инженеров, в числе которых был, на пример, Толочков, склонялось на сторону проекта Чернявского, было решено передать все три проекта комиссии экспертов. Эта комиссия предложила «объединить проекты» завода «Большевик» и Чернявского, то есть сделать новый проект из элементов прежних. Кроме того, комиссия предложила разработать гусеничный самоход под качающуюся часть этого триплекса. Таким образом, было принято нереальное условие, которое в конце концов погубило проект.


203-мсамоходная гаубица С-51 (вид сзади)


203-мм самоходная гаубица С-51 (схема А.Лютова)


Таблица 84


Примечание: * В скобках дан вес снаряда по ТТТ


Данные системы Б-23 на самоходе СУ-7 на июль 1937 г. Таблица 85


Решено было проектировать тяжелый самоходный триплекс 254/305/ 400-мм. Разработку качающейся части поручили заводу «Большевик», а шасси – опытному заводу Спецмашстроя. АУ в целях уменьшения веса и увеличения живучести стволов предложило заменить самоходный триплекс 254/305/400-мм дуплексом 203/305-мм, рассчитанным на применение беспоясковых снарядов.

В декабре 1934 г. на конференции АУ были рассмотрены проекты 203- мм пушки и 305-мм гаубицы на самоходе. Заводы «Большевик» и опытный завод им. Кирова разработали два самостоятельных проекта самохода. Артиллерийская часть (общая для всех проектов) была разработана заводом «Большевик».

Комиссия экспертов отвергла оба проекта: проект «Большевика» – из- за неудовлетворительной поворотливости, а проект завода им. Кирова – из- за «нереальности конструкции ходовых частей». Комиссия предложила разработать САУ с новой ходовой частью, чтобы иметь малый вес и хорошую мобильность, и выдала новые тактико-технические требования на разработку САУ 203/305. По этим ТТТ был разработан совместный проект 203/305-мм САУ заводов «Большевик» и Кировского. В основу разработки проекта были приняты веса нарезных снарядов, присланные АНИИ и отличавшиеся от указанных тактико-технические требований.

Конструкция стволов принята со свободной трубой. Затвор общий для пушки и гаубицы по типу затвора Б- 30. Качающаяся часть по типу Шней- дера с откатом салазок со стволом по люльке. Откат переменный. Тормоз типа Б-4, накатник гидропневматический типа Б-27. Противооткатные устройства состояли из двух тормозов отката сверху и двух накатников снизу. Станок типа Б-4 покоился на опорных поверхностях САУ на трех конических катках. Подъемный механизм имел ручной и электрический привод, скорость ручного привода – 0,5 град./с, а электрического – 5 град./с. Прицел типа РМ с независимой линией прицеливания. Для подачи снарядов на лоток и подъема сошников был предусмотрен кран с лебедкой, имеющий электрический и ручной приводы.

Вес артиллерийской части САУ составил 39-43 т, вместо заданного техническими условиями (ТУ) 30-35 т. Скорострельность – 1 выстрел в 1,3 минуты при электрическом действии прибойника. Расчет 15 человек.

Самоходная часть была спроектирована несъемной, но конструкция гусеничного хода обеспечивала легкую его разборку на случай транспортировки по железной дороге. Общий вес САУ – 102- 106 т вместо 75-80 т по ТУ. Длина САУ была 12,34 м, что на 1,3 м превышало технические условия.

Моторно-трансмиссионное отделение САУ находилось впереди, там же располагалась кабина на 2 человека. В кормовой части САУ имелось два сошника. В средней части размещался станок.

Проектом предусматривался бензиновый мотор М-34. Рассматривался и вариант установки разрабатываемого дизеля ХПЗ мощностью 800 л. е., если его габариты не превзойдут габариты М-34. Удельное давление на грунт, кг/см 2 : для гаубицы – 0,845; для пушки – 0,888. Поворотливость на любом грунте не ниже, чем у Т-35. Преодолеваемые препятствия: брод – до 2 м; вертикальная стенка – до 1,4 м; ров – до 5,5 м. Проходимость – по двупутным мостам, на дорогах специального назначения с усилением деревянных опор и пролетного строения мостов.

2 октября 1937 х начальник АУ полковник Кириллов-Губецкой направил письмо на заводы «Большевик» и № 185 (им. Кирова): «Прошу прекратить разработку и изготовление самоходной 203-мм пушки и 305-мм гаубицы». К этому времени рабочие чертежи СУ-7 были почти закончены. Были изготовлены крупные заготовки. Завод им. Кирова изготовил макет САУ в натуральную величину. Ходовая часть должна быть готова в апреле-мае 1938 г.

Главный конструктор завода «Большевик» Е.Г. Рудяк 19 ноября 1937 г. направил письмо маршалу Кулику, где говорилось: «Отношение АУ к проектированию СУ-7 было безобразным. Данные по снарядам были задержаны на год, а по зарядам ряд вопросов не решен и по сей день. Все в совокупности взятое дает основание думать об умышленном задерживании изготовлении опытного образца».

Проектировщики СУ-7 выдвигали свои аргументы – у самохода плохая проходимость по местности, и особенно по мостам. Возникает необходимость создания специального тягача, способного вытащить застрявший самоход СУ-7. Требуется создание специальной платформы для его возки по железной дороге. При транспортировке самохода на железной дороге требовалось закрытие встречного движения.


Баллистические данные гаубицы Таблица 87



Рассматривался вариант разборной САУ, перевозимой на трех самоходах: лафет, орудие и основание. Однако представители АУ заявили, что необходимость в разборном самоходе отпадает в связи с планами закупки 210-мм пушки и 305-мм гаубицы на заводе «Шкода». АУ официально прекратило заказ на СУ-7 письмом от 13 ноября 1937 г., в ответ «Большевик» предъявил отчетную калькуляцию на сумму 1 816 443 рубля 90 копеек за изготовление опытного образца. Последнюю точку в деле о СУ-7 поставил 21 апреля 1938 г. Ворошилов в письме к Молотову, где предложил отменить Постановление КО от 13.05.1937 г. по СУ-7.


Описание и данные системы Б-23

Технический проект Б-23 был разработан КБ завода «Большевик» под руководством Магдасиева к ноябрю 1932 года.

Стволы 203-мм пушки, 305-мм гаубицы и 400-мм мортиры имели почти одинаковое устройство. Ствол каждой системы (203-мм, 305-мм и 400-мм) был спроектирован в двух вариантах:

а) скрепленный ствол;

б) ствол со свободным лейнером.

Затворы у всех систем поршневые.


305-мм полевая гаубица КБ-2

История проектирования гаубицы

В 1930 году в СССР было создано КБ-2, где работали германские специалисты (в основном из фирмы Рейнметалл). Разработка 305-мм гаубицы была включена в план работ КБ-2 уже в начале 1930 года, наряду с другими темами. 29 ноября 1930 г. на заседании КБ Оружобъединения под председательством комкора Уборевича немецкие конструкторы представили эскизный проект 305-мм гаубицы.

Проект был одобрен, и 27 февраля 1932 г. немцы сдали рабочие чертежи гаубицы. В целом это был довольно удачный проект, но по непонятным причинам он не был воплощен в металле. Надо полагать, он оказался нежелательным конкурентом для «Большого триплекса» и, кроме того, АУ взбрело в голову иметь гигантские неразборные системы на «самоходах».

Устройство гаубицы

Ствол скрепленный. Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое. Станины раздвижные типа орудий системы Депора. В боевом положении система в центре (немного ближе к дулу) опирается на круглую плиту, а сзади – на два мощных сошника. Платформы нет. В походном положении система перевозилась на шести основных и четырех вспомогательных повозках.


Данные гаубицы Таблица 86

Калибр, мм………………. 304,8

Длина ствола полная, мм/клб 8200/27

Угол ВН, град………….. -12°; +50°

Угол ГН, град………………. ±30°

Длина отката, мм……… 1500

Сила сопротивления откату, m 12,6

Высота линии отя, м…. 2400

Вес системы в боевом положении, m 45

Максимальный вес повозки, кг 11 500

Клиренс повозки, мм….. 400

Диаметр колес повозки, мм 1200


А. КАРЕВА. В. ШПАКОВСКИЙ







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх