|
||||
|
РОЖДЕНИЕ "МИГА" Виктор ВАКУРСКИЙ Владимир ИЛЬИН 12 января 1999 года руководителям вооруженных сил, иностранным атташе и журналистам был представлен новый российский боевой самолет "двадцать первого века" – многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ). В тот день на одной из рулежек Летно-испытательного института имени Громова выстроились в ряд модернизированные самолеты ОКБ им. Л.И.Микояна – МиГ-21 -93, МиГ-23-98, МиГ- АТ, МиГ-УТС, МиГ-29К, МиГ-29СМТ, МиГ-31БМ. Однако основное внимание нрисутствук>щих было обращено в сторону "микояновских" ангаров, откуда ожидалось появление еще одной машины – таинственного и грозного "истребителя XXI века", ради которой, собственно, и собралось столько народа. Было холодно, мела поземка. Некоторое оживление внесло появление на площадке министра обороны России Игоря Сергеева, главнокомандующего ВВС Анатолия Корнукова и генерального конструктора МАПО МИГ Михаила Коржуева, на которых и была направлена основная энергия окончательно "задубевших" представителей СМИ. Однако в момент их наивысшей активности на взлетной полосе ЛИИ со стороны солнца почти незаметно, как "стелс", показался самолет необычного вида. Отвлеченные общением с генералами и "генеральным" почти все представители электронных средств массовой информации этот момент попросту прозевали. А жаль! Ведь зрелище было весьма впечатляющим. Сначала в морозной дымке появились широко разнесенные кили, затем ярко сверкнул солнечный блик на высоко поднятом над землей фонаре кабины летчика, и через секунду из-за "бугра" главной ВПП ЛИИ грациозно выплыл и весь самолет. Лишь когда машина, мелодично свистя двигателями, подрулила ближе, вся журналистская рать, толкаясь и мешая друг другу, бросилась снимать подкативший истребитель. Не станем подробно описывать внешний вид и особенности конструкции машины: об этом читатели смогут узнать из следующей статьи и многочисленных фотографий на страницах журнала. Остановимся лишь на наиболее общих впечатлениях от самолета. Первое – его относительные размеры, впечатление от которых фотографии не могут передать. Новый истребитель по своим габаритам значительно превосходит МиГ-29 и близок самолетам Су-27 и МиГ-31. При этом площадь его крыла, судя по всему, несколько больше, чем у этих машин, что свидетельствует о низкой удельной нагрузке на крыло, а следовательно – о высокой маневренности. В то же время размеры килей, имеющих значительный угол развала во внешнюю сторону, относительно невелики. Это говорит о тщательной отработке интегральной аэродинамики самолета, позволившей повысить эффективность вертикального оперения, а также о стремлении конструкторов снизить радиолокационную заметность машины – кили вносят весьма значительный "вклад" в общую эффективную отражающую поверхность планера, вот почему их уменьшенные размеры (или полное отсутствие) – характерный признак присутствия "технологии стелс". После остановки самолета последовал рапорт министру обороны летчика- испытателя, шеф-пилота фирмы Владимира Горбунова, представлявшего новый истребитель, взаимные поздравления, драматическая борьба "хозяев" самолета с журналистами, пытавшимися нахально забраться со своей съемочной аппаратурой в кабину истребителя или под его "брюхо". Минут через сорок окончательно заледеневшая на январском ветру публика с видимым удовольствием сосредоточилась в одном из ангаров, где состоялась короткая пресс-конференция и долгожданный "фуршет" с водкой, спасший многих из присутствующих от почти неизбежной простуды. В общем, презентация как презентация, не лучше и не хуже других мероприятий подобного рода. Главное – новый самолет показали и обнадежили – скоро полетит. Можно было бы только порадоваться состоявшемуся в Жуковском 12 января событию, свидельствующему о продолжении, несмотря на все трудности нашего времени, работ над одним из перспективных боевых самолетов. На этом можно было и закончить репортаж о презентации МФИ, если бы ни одно событие, произошедшее вскоре после показа нового самолета. БЛЕФ! Событие недели! Так окрестила демонстрацию истребителя газета "Московские новости". "На самом деле этого самолета не существует. То, что показали публике – не более чем модель…" – поведал ошеломленной общественности обозреватель Александр Жилин. СМИ обрадовались. Еще бы, запахло жареным! И абсолютно некомпетентные борзописцы подняли такой вой, который всколыхнул, наверное, полстраны. При этом поиск истины остался в стороне. Все же давайте разберемся в том, что произошло в Жуковском. Почему поднялся такой шум? Действительно ли всемирно известный конструкторский коллектив обманул правительство, президента, главнокомандующего ВВС и весь российский народ, представив в Жуковском явную "липу"? Надеясь, что читатели нашего журнала – люди сведущие в авиационной технике, не будем подробно останавливаться на том, что такое МФИ и что значит для ОКБ им.А.И.Микояна создание принципиально нового самолета. Уже на протяжении ряда лет этой теме уделялось немало места на страницах открытой авиационной печати (в первую очередь – зарубежной). Рабочий индекс машины -"изделие 1-42" – прочно засел в голове у каждого любителя авиации, а тем более – у журналистов, специализирующихся на авиационной тематике. Раздел, посвященный самолету "1-42", уже несколько лет фигурирует и на страницах наиболее авторитетного в мире авиационного справочника Jane's All the World's Aircraft. Однако кто из представителей СМИ знаком с реальной индексацией изделий, разрабатываемых для Министерства обороны? Упрекать руководителей ОКБ в том, что они показали "не самолет 1/42", а "1/44", по меньшей мере, нелепо. Кто, собственно, говорил о том, что будет показан самолет " 1-42"? Лично мы этого не слышали. Речь шла о первой публичной демонстрации прототипа многофункционального фронтового истребителя (МФИ) пятого поколения. Именно прототипа (что неоднократно подчеркивалось представителями промышленности и ВВС), а не полноценного самолета, пригодного для передачи в серийное производство! Странно, что обсуждение вопроса "1-42 или 1- 44" началось лишь после опубликования статьи Жилина. Ведь во время презентации самолета МФИ любой желающий мог прочесть на заглушках его двигателей крупную надпись "ИЗД.1- 44", однако никого из присутствующих это не навело на мысли об "афере века". Презентация в самом разгаре… Главное – построен реальный летательный аппарат и создавшая его фирма, а также заказчик – ВВС России – обозначили проведенной презентацией свое стремление довести программу до "победного конца" вопреки всем трудностям. Этот самолет и показали. А то, под каким рабочим индексом он будет доведен до серии – это, в конце-концов, "семейное" дело ОКБ и ВВС. Наверное, мало кто из пламенных обличителей МАЛО МИГ знает, что, к примеру, аванпроект самолета МиГ-29 имел рабочий индекс "9-11", первые серийные машины носили обозначение "9-12", в дальнейшем появились "9-13", "9-15", "9-17", "9-31", "9-51" и другие вариации на тему МиГ-29, известные широкой общественности совсем под другими обозначениями. Важно помнить и следующее: представленный образец – это всего лишь демонстрационный самолет, предназна- ченый для проверки в воздухе основных технических решений, заложенных в проект, совместимости планера и силовой установки, определения соответствия реальных и заданных летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости и т.п. Первой опытной машине еще очень далеко до серийного истребителя: на ней нет многих бортовых систем, отсутствует вооружение, полный комплект авионики, другое оборудование. И это не злой умысел вороватых "микояновцев", пытающихся втюрить ВВС "макет, а не боевой самолет". Это практика, сложившаяся во всех странах мира, создающих авиационную технику. Нелишне также напомнить уважаемым "Московским новостям" о ходе программы создания западноевропейского истребителя "Еврофайтер". Так, еще в середине 80-х годов прессе был сначала представлен самолет ЕАР – своеобразный демонстратор технологий перспективного истребителя. В 1986 г. ЕАР начал летать, и только в 1988 г. был заключен контракт на постройку настоящего самолета-истребителя, первый полет которого был выполнен в 1994 г. Так чем же Вам не нравится ситуация с изделием " 1-44"? Любой человек, связанный с авиапромышленностью, понимает, что при нынешних экономических реалиях для завершения работы над новым истребителем потребуется, как минимум, во- семь-десять лет (кстати, этот срок доводки самолета МФИ до серии был назван и главнокомандующим ВВС на пресс-конференции 11 января). Так какой же здесь обман? Давайте вспомним: прототип французского истребителя "Рафаль" поднялся в воздух в 1986 году, а поступление машин этого типа в строевые части ВВС и ВМС Франции начнется не ранее 2001-02 гг. Американский истребитель F-22A "Рэптор" создавался практически одновренно с МФИ, финансировался по "полной программе", а на вооружение поступит лишь в 2003 году. На этом фоне перспективы принятия на вооружение нового "мига" в 2007-09 гг. выглядят, по нынешним временам, не так уж плохо. Раньше в советской печати в ходу был термин "огульное охаивание". Употрябляли его, чаще всего, применительно к западным СМИ, "клеветавшим на нашу действительность и очередные мирные инициативы партии и правительства". К сожалению, сейчас огульным охаиванием нового российского истребителя занялась отечественная газета. Ну да ладно, хотя бы хаили грамотно. А то ведь за державу обидно. Уже с первых строк статьи читатель, хотя бы поверхностно разбирающийся в авиации, с удивлением узнает, что ТАКАН – это система спутниковой навигации (а не радионавигационная система, как он по своей наивности ранее полагал), а на самолете МФИ отсутствует специальное радиопоглощающее покрытие, на что бесстрашный Жилин раскрывает ему глаза. "Никакого покрытия "СТЕЛС" на самом деле нет!!!" – режет правду-матку храбрый обозреватель. А какое покрытие, собственно, ожидал увидеть Жилин на фактически экспериментальном самолете (нелишне вспомнить, что многие опытные машины, отправляясь в свой первый полет, были даже не покрашены). Вообще, малая радиолокационная заметность, отсутствие которой вызывает наибольший гнев автора "МН" – не основное качество современного многофункционального истребителя. Истребитель – это машина, которая должна обладать высокими летными характеристиками, превосходной маневренностью (для самолетов пятого поколения – как на дозвуковой, так и сверхзвуковой скорости), мощным комплексом вооружения и боевой живучестью, которая достигается, в частности, снижением радиолокационной и инфракрасной сигнатур летательного аппарата. Поэтому применительно к истребителю чаще говорят не "стелс", а "самолет с элементами техники "стелс". Достаточно взглянуть на американский аналог МФИ – истребитель F-22A "Рэптор" или более позднюю разработку США – проекты легкого истребителя JSF. Крупногабаритные кили (относительная площадь которых, кстати, больше, чем у нового "мига"), простые воздухозаборники без "наворотов", характерных для чистого "стелса" – легкого бомбардировщика Локхид F-I 17А, радиопрозрачные обтекатели в носовой части фюзеляжа для антенны РЛС (а куда деваться – истребитель без мощного радара – не истребитель), сочетание внутренней и внешней подвески вооружения, разумный компромисс между требованиями радиолокационной малозаметности и "высокой модой" сверхзвуковой аэродинамики. На проекте JSF фирмы Локхид-Мартин применено и обычное осисимметричное (круглое) сопло, правда, с системой управления вектором тяги. Естественно, радиолокационная заметность этих самолетов должна быть несколько выше, чем у узкопрофильных "невидимок" (F-117А, В-2А, "Дарк Стар" и др.). По наиболее достоверным оценкам, она составляет в курсовой плоскости величину порядка 0,1-0,5 м2 . Именно с F- 22А представители МАПО МИГ и сравнивали на пресс-конференции уровень заметности своего нового истребителя (разумеется, в окончательной конфигурации, с нанесенными спецпокрытиями и вооружением, размещенным в грузо- отсеке). Обвинения в клевете создателей МФИ, показавших, по мнению Жилина, "не стелс", выглядят весьма нелепо. Наверное, организаторы презентации нового самолета допустили ряд организационных ошибок: отсутствовал пресс- релиз, вводящий представителей прессы в курс дела, мало было порядка на стоянке, пресс-конференция прошла достаточно сумбурно и бестолково, собственно о новом самолете было сказано неоправданно мало (после рассекречивания внешнего вида машины не было никакого смысла скрывать ее размеры и основные летные характеристики). Однако значимость тех или иных достижений в области авиастроения следует оценивать все же не по сенсационным статьям отдельных изданий, далеких от авиации. Изделие "1.44" |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|