ПАЛУБНАЯ АВИАЦИЯ ДРУГИХ СТРАН

На испанском авианосце «Делало» до вывода его из состава флота базировались семь СВВП AV-8S «Матадор» и до 20 вертолетов. Самолеты «Матадор» – это американские СВВП AV-8B, которые, в свою очередь, представляют лицензионный вариант английского СВВП «Харриер». Авиагруппа авианесущего корабля «Принц Астурийский», сменившего в составе ВМС старый «Дедало», включает 6-12 СВВП «Матадор» и 6-10 вертолетов «Си Кинг» или «Си Хоук», обычно на корабле базируется восемь самолетов и десять вертолетов, в том числе «Си Кинги» в варианте ДРЛО, оснащенные РЛС «Сёчватер». В 1994-97 г.г. ВМС получил десять новых СВВП «Харриер» ІІ+, еще десять машин планируется переоборудовать из находящихся на вооружении «Матадоров».

Итальянский авианесущий корабль «Джузеппе Гарибальди» несет на борту 16 СВВП AV-8B «Харриер»П и 18 вертолетов SH-3D «Си Кинг».

Голландский авианосец «Карел Доорман» (второй) первоначально считался ударным, и на нем базировались истребители Хаукер «Си Фьюри» и Фэйри «Файрфлай». После переклассификации корабля в противолодочный авианосец на смену «Фай- рфлаям» пришли американские «Авенджеры», а «Си Фьюри» – реактивные «Си Хоки». После модернизации авианосца в 1955-1958 гг. состав его авиагруппы опять изменился: восемь самолетов ПЛО Грумман S-2A «Трэкер» и шесть вертолетов Сикорский SH -34J. С выводом «Карла Доормана» из состава ВМС Нидерландов авианосная авиация в этой стране прекратила свое существование.

ВМС Индии обзавелись авианосцем в 1961 г., авиагруппа корабля состояла из трех эскадрилий: истребительной NAS 300, вооруженной самолетами «Си Хоук»; противолодочных самолетов «Ализе» NAS 310 и вертолетов ПЛО «Алуэтт» III NAS 331. Во время индо-пакистанской войны 1971 г. на авианосце «Викрант» базировалось 10 истребителей «Си Хоук», 4 самолета ПЛО «Ализе» и 2 вертолета «Си Кинг». «Си Хоуки» использовались в качестве штурмовиков, а «Ализе» – в качестве разведчиков.


Самолет ПЛО «Трэкер» на палубе авианосца «Карел Доорман»


В 1979-1982 гг. авианосец прошел модернизацию, в ходе которой его приспособили к базированию СВВП «Харриер», установив в носовой части полетной палубы трамплин. Кроме «Харриеров», на корабле могут базироваться вертолеты «Си Кинг» и самолеты ПЛО «Ализе» (для обеспечения их взлета на «Викранте» оставлена катапульта). На авианосце «Викрант» базируются 12 истребителей «Си Харриер» и 7 вертолетов «Си Кинг», на «Вираате» – шесть «Си Харриеров» и шесть «Си Кингов». В случае покупки в России авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и последующей его адаптации к базированию самолетов катапультного взлета вероятно поступление на вооружение ВМС Индии многоцелевых палубных истребителей МиГ-29К или Су-33.

В Азии, кроме Индии, палубные самолеты имеет только Таиланд. Для вооружения легкого авианесущего корабля «Чакри Наруебет» предполагалось закупить 10-12 СВВП «Харриер», пока из Испании получено семь AV-8B «Матадор» (сняты с вооружения ВМС Испании) и два учебно-тренировочных СВВП TAV-8B. В состав авиагруппы корабля войдут также вертолеты «Си Кинг» или «Си Хок». Командование морских сил самообороны Японии уже давно вынашивает планы строительства авианосного флота. В 1990 г. велись переговоры с США о возможной закупке самолетов «Харриер»Н+ для вооружения перспективных авианосцев. В последние годы Страна восходящего солнца резко активизировала свою активность в военной области: разработаны новые боевые вертолеты, самолеты, ведется переоснащение сил самообороны страны; военные стремятся к участию в миротворческих операциях под эгидой ООН. Пока усилия военных по превращению страны сдерживает Конституция и общее пацифистское настроение японского общества. Но как только ситуация изменится, а ряд западных экспертов полагают, что такое возможно в первой четверти следующего века, военная мощь Японии начнет стремительно расти, что приведет к появлению в составе морских сил самообороны сначала легких авианосцев с СВВП на борту, а впоследствии и «нормальных» авианесущих кораблей с самолетами катапультного или трамплинного взлета.

В составе ВМС Австралии с 1955 г. находился авианосец «Мельбурн», авиагруппа которого включала четыре штурмовика А-4А, шесть самолетов ПЛО «Трэкер» и десять вертолетов ПЛО «Уэссекс». Состав авиакрыла говорит о том, что основной задачей австралийского авианосца были противолодочные операции, а штурмовики «Скайхок» выполняли на нем роль истребителей ПВО.

Ситуацию с авианосцами, сложившуюся в настоящее время в Латинской Америке, иначе как анекдотической не назовешь. Формально две супердержавы региона – Бразилия и Аргентина – имеют по одному авианосцу. Аргентинский корабль «Вентесинко де Майо» в середине 80-х годов поставлен на ремонт, который так и не закончен, корабль в 1993 г. сдан на хранение; его авиагруппа в составе десяти истребителей-бомбардировщиков «Супер Этандар» и шести самолетов ПЛО «Трэкер» базируется на береговых аэродромах. Бразильский авианосец «Минас Жераис» вошел в состав ВМС в 1960 и предназначался для противолодочных операций, на нем базировались одномоторные самолеты Т-28 «Троян» и самолеты ПЛО «Трэкер». Последние два «Трэкера» были списаны в 1996 г., «Трояны» сняты с вооружения еще раньше. В настоящее время «Минас Жераис» классифицируется как вертолетоносец и на нем нем базируются четыре «Си Кинга», две «Супер Пумы» и два «Эскуило».

Однако командование ВМС Бразилии считает необходимым наличие в составе ВМС ударною авианосца, необходимого для контроля обстановки в районе крупнейшего порта страны Сантос и охраны экономической зоны. Для превращения «Минас Жераиса» из вертолетоноспа в авианосец в США планируется закупить 23 подержанных штурмовика А-4 «Скайхок» в ближайшем будущем. Итак, на сегодня Бразилия имеет авианосец, а Аргентина – самолеты. Ежегодно «Минас Жераис» принимает участие в совместных с Аргентиной военно-морских ученнях «Эраикс», в ходе которых аргентинские самолеты базируются на бразильском корабле. В результате некоторую практику получают и летчики Аргентины, и моряки Бразилии Сложность заключается в том, что катапульта бразильского корабля слишком слаба, чтобы «стрелять» «Супер Этандарами», и практику получают только летчики аргентинских «Трэке- ров». В декабре 1994 г. один аргентинский «Супер Этандар» совершил посадку на «Минас Жераис», нос катапультным взлетом рисковать не стали и самолет на боргу корабля был доставлен в порт Пуэрто-Белы рано, где его сняли с палубы краном. Интересно отметить, что севший на «Минас Жераис» истребитель-бомбардировщик имел бортовой номер 3-А-203 – это был самолет, потопивший в 1982 г. английский эсминец «Шеффилд».

Относительно дальнейшего развития палубной авиации в Латинской Америке имеется крайне противоречивая информация. Аргентина вроле бы собирается вернуть в строй «Вентисинко де Майо», но о существовании каких-либо планов по обновлению состава авиации ВМС не сообщалось. Согласно одним источникам Бразилия собирается заменить в перспективе «Минас Жераис» одним из французских авианосцев, в этом случае для его вооружения 23 «Скайхоков» может оказаться недостаточно, но о возможных закупках других самолетов также не сообщалось.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕКОТОРЫХ ПАЛУБНЫХ САМОЛЕТОВ



Анатолий Артемьев







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх