|
||||
|
С конной тяги на колесную Революция в логистике Промышленная революция, оказавшая в XX веке огромное влияние на характер и способы ведения вооруженной борьбы, не оставила место лошадям, которые использовались для обеспечения войск более двух тысяч лет. Существует древняя военная поговорка: «Тактику учат дилетанты. Профессионалы изучают логистику». Война - это не только и не столько атаки, бои и сражения. Невозможно выиграть войну без людей, а их необходимо накормить, одеть, вооружить и обеспечить боеприпасами. Тактика, несомненно, важна. Но если правильная тактика позволяет выиграть бой, то безупречное тыловое обеспечение является условием победы в войне. Основные принципы тылового обеспечения войск, применяемые и поныне, были заложены Наполеоном. Он явился одним из первых военачальников, организовавших и развивших систему тылового снабжения с использованием различных средств доставки. Армия Наполеона обеспечивалась в тыловом отношении гораздо лучше, чем войска его противника, что позволяло солдатам не отвлекаться на мысли о пропитании и концентрировать внимание на выполнении поставленных боевых задач, а также быстро восстанавливать силы. Со времен Наполеона и до начала XX века огромное значение для действующей армии и тыловых служб имели лошади. Артиллерия, транспорт для подвоза провианта и боеприпасов, повозки для эвакуации раненых и так далее - все это было на конной тяге. Недаром одной из самых важных специальностей в армии была такая, как военный ветеринар. Вверху. Подразделение французской полевой артиллерии на конной тяге в 1914 году. Первая мировая война стала последней, в которой лошади сыграли ключевую роль в тыловом обеспечении многих крупнейших армий. Справа. Начало механизации войск в ходе Первой мировой войны означало, что лошади не осталось места на передовой, где особенно губителен был огонь артиллерии и пулеметов. Перевозки по железной дороге Появление железных дорог резко повысило стратегическую мобильность войск. Так, именно благодаря использованию железнодорожной сети стали возможны масштабные переброски войск на большие расстояния в ходе Гражданской войны в США (1861 - 1865), а немцы смогли в невероятно короткие по тем временам сроки сконцентрировать войска против Франции во время франко-прусской войны 1870-1871 годов. Однако после выгрузки из железнодорожного эшелона необходимо было доставить войска и грузы до линии фронта, и здесь вновь использовали лошадей. А лошадей надо было кормить. Иногда от этого зависела судьба всей военной кампании, поэтому наличие фуража на протяжении веков диктовало условия оперативному искусству. В годы Первой мировой войны большая часть перевозок железнодорожным транспортом пришлась на доставку фуража. Ежедневные потребности средней дивизии того времени составляли около 100 тонн различных грузов, из которых примерно 60 тонн приходилось на долю фуража, чтобы накормить лошадей. Доставка грузов автотранспортом С началом массового производства автомобилей проблема доставки фуража стала отходить на второй план, пока не исчезла, однако вместо нее появились новые трудности. Изобретение автомобиля позволило некоторым дальновидным военным экспертам сделать вывод, что автомобильный транспорт по мере развития сыграет важнейшую роль в способах ведения войны в XX веке. Механизация войск уже на первых порах продемонстрировала ряд неоспоримых преимуществ - в отличие от мула или лошади, автомобиль не надо «кормить», если он не двигается. Хотя во время Первой мировой лошади оставались главной тягловой силой в армии, процесс механизации начался и набирал обороты. В 1916 году французская армия доставляла подкрепления своим войскам в районе Вердена большими колоннами грузовых автомобилей, что позволило сдержать массированное наступление немцев. Несмотря на очевидные уроки Первой мировой войны, из-за присущей многим военным косности мышления потребовались десятилетия, прежде чем на смену лошадям в войсках окончательно пришли механические транспортные средства. На первом этапе наибольших успехов в деле механизации войск добились англичане. В начале 1920-х годов по заданию специальной комиссии механического транспорта был разработан грузовой автомобиль с колесной формулой 6x4. Он послужил основой для создания легких, средних и тяжелых грузовиков грузоподъемностью 1, 3 и 10 тонн соответственно, которые на протяжении последующих 20 лет широко применялись в армии. К начал)' Второй мировой войны в британской армии полностью отказались от использования конной тяги на передовой. В течение Второй мировой войны наблюдался взрывообраз- ный рост количества автотранспорта. Знаменитый «блицкриг» стал успешным во многом благодаря тому, что вслед за танковыми колоннами стремительно выдвигались пехотные, артил лерийские, инженерные и тыловые части, и следовали они, как правило, на автомобилях. Вместе с тем в те годы насыщенность войск автотранспортом была недостаточной, поэтом) 7 вермахт)' нередко приходилось использовать трофейный или мобилизованный у гражданских лиц и организаций автотранспорт. Слева. В ходе Второй мировой войны двигатель внутреннего сгорания стал активно вытеснять лошадей в качестве средства доставки грузов. На снимке британский 3-тонный грузовик во время высадки в Солермо (1943 год). Внизу. Английские и американские автомобили на борту транспортного судна по пути в Нормандию в июне 1944 года. Механизированная или бронетанковая дивизия ежедневно нуждалась в 1500 тоннах различных грузов. «РЭД БОЛЛ ЭКСПРЕСС» Высадка союзников в Нормандии означала окончательный перелом в ходе Второй мировой войны и «начало конца» Третьего рейха. Однако когда наступавшим удалось прорвать береговую оборону и вклиниться в глубь территории противника, линии коммуникаций оказались растянуты и тыловое снабжение нарушено. В результате в ряде случаев войскам союзников пришлось остановиться или даже отойти. Сложилась чрезвычайная ситуация, в ходе которой были срочно организованы пути подвоза. Наибольшую известность приобрела американская компания «Рэд Болл экспресс», которая круглосуточно доставляла срочные грузы автомобильным транспортом по специальным маршрутам (передвижение по ним гражданского автотранспорта или военного со второстепенными грузами было запрещено). Осенью 1944 года грузы концентрировались западнее Парижа, где их сортировали по соединениям и отправляли в войска небольшими колоннами. Благодаря развитой сети шоссейных дорог во Франции было организовано одностороннее движение: порожние автомобили возвращались за новой партией груза второстепенными дорогами, чтобы не создавать препятствий на основных магистралях. 2,5-тонные «Джимми» сотнями круглосуточно доставляли топливо, продовольствие и боеприпасы. Многие грузовики буксировали прицепы, также доверху груженные, или полуприцепы с боевой техникой. В связи с экстремальной нагрузкой на автомобили и водителей по маршруту движения были организованы места отдыха (смены) водителей и ремонта и обслуживания техники. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|