|
||||
|
Легкие и разведывательные танки. Скорость и мощ. Танк «Виши», захваченный в Сирии в июне 1941 года. Хотя и примитивный по форме, этот танк отличается поворотной башней с установленной в ней пушкой - такая конструкция стала базовой в танкостроении на многие годы, вплоть до наших дней. Легкие и разведывательные танки явились революционным новшеством в характере боевых действий. Обладая высокой мобильностью, они стремительно прорывались через боевые порядки противника. При этом такие танки обладали высокой по тем временам огневой мощью. Появление на поле боя танков, произошедшее в 1916 году, было призвано коренным образом изменить характер боевых действий на суше. Необходимо отметить, что в то время не во всех армиях и не все это сразу поняли. Первые танки представляли собой бронированные коробки, медлительные и неповоротливые, со слабой броневой защитой и относительно мощным вооружением. Их боевое применение сводилось к прорыву передней линии обороны противника и оказанию огневой поддержки наступающей пехоте, передвигаясь в ее боевых порядках. С окончанием войны военные теоретики приступили к переосмыслению роли танков. Группа специалистов, возглавляемых Б. Лидден-Хартом и Дж. Ф. Фуллером, пришла к выводу, что основным достоинством танка и его ключевой характеристикой является не броневая защита и мощное вооружение, а высокая подвижность на поле боя. В конце 1920-х годов в британской армии были проведены эксперименталь ные учения, в ходе которых механизированные части при поддержке легких танков подтвердили жизненность теории, получившей впоследствии известность как «блицкриг». Однако английские специалисты опередили время, и по настоянию генерального штаба предпочтение было отдано разработке легких бронированных машин непосредственной поддержки пехоты. В результате в период между двумя мировыми войнами бри танское танкостроение развивалось по многим направлениям, вместо того чтобы сконцентрировать усилия на одном, приоритетном. В начале 1920-х годов специалисты фирмы «Виккерс» разработали перспективный средний танк. В его конструкции, через много лет ставшей обыденной, были применены пружинная подвеска, позволившая заметно повысить мобильность, и вращающаяся башня с установленным в ней артиллерийским орудием калибра 47 мм. Экипаж состоял из трех человек. Уменьшенная модификация этого танка - 6-тонный «Виккерс» широко поставлялся на экспорт. Кроме того, его лицензионное производство было организовано во многих странах мира, и эта модель стала одной из самых распространенных в мире перед началом Второй мировой войны. В то время конструкторы активно экспериментировали с многобашенными конструкциями: в компоновку танка включали как орудийные башни, так и пулеметные башни и башенки. Французские танки «Гочкис» на параде в Париже. Концепция французских танков серии В1 была разработана в 1920-х годах. Для своего времени это были очень совершенные машины, вооруженные двумя орудиями (во вращающейся башне и в лобовой части корпуса), однако из- за отсутствия грамотной тактики их применение оказалось неэффективным. Это направление оказалось тупиковым. Пехотные части нуждались пусть в менее вооруженных, но более маневренных танках, способных быстро оказаться в нужном месте и оказать необходимую поддержку. Так конструкторы постепенно пришли к необходимости создания легких, разведывательных и других специальных танков. Легкие танки и бронеавтомобили широко применялись на всей территории Британской империи, а также в Ираке, Персии, Палестине, Индии и Египте вплоть до 1939 года, когда над самой метрополией сгустились тучи надвигающейся войны. Британский опыт оказал влияние на армии других стран. После масштабного сокращения численности вооруженных сил США, последовавшего в 1918 году, в американских бронетанковых войсках оставалось на вооружении около 800 танков, а численность танкистов составляла всего 154 офицера и 2508 рядовых и сержантов. Однако военное командование США считало, что роль танков сводится к поддержке действий пе хоты, и пошло на дальнейшие сокращения. Все тяжелые танки были сняты с вооружения, в войсках остались лишь бронированные машины легкого (до 5 т) и среднего (до 15 т) класса, причем они должны были быть пригодны к перевозке автомобильным и железнодорожным транспортом. Окончательно позиция военного ведомства стала ясна в 1922 году, когда оно официально заявило, что единственным предназначением танков является оказание непрерывной поддержки наступающим пехотным частям. К концу войны Франция обладала большим количеством танков, чем любое другое государство. Однако в 1920 году танковые войска были выведены из подчинения артиллерийского управления и переданы пехоте, а многие конструкторские работы в области танкостроения свернуты. Дальновидный полковник Эстьен предложил создать механизированные части и соединения, а генерал Доменик считал целесообразным сформировать танковые дивизии. Однако маршал Филипп Петэн полагал, что задача у танков одна - помогать пехоте. В результате многие страны вскоре обогнали Францию в вопросах боевого применения бронетанковой техники. Пехота действительно нуждалась в танках для развития успеха, однако в то время танковые подразделения и части являлись средством командиров корпусов и дивизий и придавались в зависимости от обстановки. Командование кавалерии оценило перспективы бронетехники на поле боя и не возражало против создания нового рода войск. В 1917 году каждой французской кавалерийской дивизии придавались 18 бронеавтомобилей, а в 1923-м их число достигло 36. В 1930 году в одной из кавалерийских дивизий три драгунские бригады были расформированы, вместо них был создан полк бронеавтомобилей. В 1932 году во Франции был сформирован первый танковый полк, на вооружении которого имелось 80 танков. Единственной страной, где быстро ухватились за идею массированного использования танков и другой бронетехники, стала Германия. Изучив опыт других стран, немецкие специалисты, возглавляемые Хайнцем Гудери- аном, не стали создавать смешанные пехотно-кавалерийско- танковые части. Они считали, что не танки должны замедлять темп наступления, приспосабливаясь к скорости передвижения пехотинцев, а пехоту необходимо посадить на броню в качестве десанта и максимально использовать подвижность бронированных машин. Именно благодаря такому решению вермахту удалось реализовать идею «блицкрига» в 1939-1940 годах. Архитектор «БЛИЦКРИГА» генерал Гудериан Один из самых выдающихся танкистов Второй мировой войны, гене- рал-полковник Хайнц Гудериан, родился в Восточной Пруссии. Службу в армии начал в 1907 году в пехоте, в годы Первой мировой служил на различных штабных должностях. В 1920 - 1930-х годах разработал теорию «блицкрига» - тактику применения бронетанковых войск, предусматривающую взлом обороны противника и быстрое продвижение в глубь его территории. «Блицкриг» стал триумфом немецких бронетанковых войск в первые два года Второй мировой войны. Гудериан был не только прозорливым теоретиком. Он проявил себя как смелый и решительный командир на поле боя, лично руководя действиями немецких танковых клиньев в Польше, во Франции и в первые месяцы вторжения в СССР. Однако в конце 1941 года он был отстранен от командования группой танковых армий за то, что под Москвой отдал приказ на отход, когда атаки немцев захлебнулись в результате советского контрнаступления. В 1943 году Гудериана вновь призвали под знамена вермахта - он был назначен инспектором бронетанковых войск. В июле 1944-го Гудериан возглавил главный штаб сухопутных войск и оставался на этом посту до 22 марта 1945 года. Генерал Гудериан был одним из немногих, кто не боялся открыто критиковать решения фюрера и даже мог высказать несогласие в лицо Гитлеру. Однако его репутация оказалась подмоченной активным участием в деятельности комиссии, расследовавшей обстоятельства неудачного покушения на Гитлера в июле 1944-го, когда многие генералы и офицеры были расстреляны. После войны генерал долго болел и умер в Баварии 15 мая 1954 года. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|