|
||||
|
Легкий танк М3 Созданный на базе М2/М3 легкий танк М3А1 был одним из самых массовых танков на вооружении американской армии ко времени вступления США во Вторую мировую войну. Основное вооружение состояло из 37-мм пушки. Американские легкие танки ведут свою историю с 1920-х годов, когда было создано несколько легких бронированных машин непосредственной поддержки пехоты. В начале 1930-х был разработан легкий танк М2, который послужил базой для семейства машин, имевших индекс М2. Танк был вооружен пушкой калибра 37 мм и для своего времени считался довольно совершенной конструкцией, но к 1940 году серия, последней модификацией в которой стал танк М2А4, уже устарела. Усиление бронирования Командование американской армии внимательно следило за событиями, происходившими в Европе в 1940 году. В США понимали, что необходимо усилить броневую защиту бронетехники, в том числе легких танков. Усиление бронирования влекло увеличение массы. Соответственно возникала необходимость усилить подвеску. Все эти требования были воплощены в новом легком танке М3, созданном на базе М2А4. В начале 1941 года было организовано серийное производство М3, а с вступлением США в войну была разработана модификация М3А1. Были внесены значительные изменения в конструкцию корпуса и башни. Всего было выпущено 5811 танков М3 всех модификаций. Вооружение М3А1 включало пушку калибра 37 мм и пять 7,62-мм пулеметов - спаренный, зенитный и три курсовых (один в башне и два в корпусе). Толщина брони варьировалась от 15 до 43 мм. Надежность Танки М3 участвовали во всех кампаниях, которые вели в то время американские сухопутные войска. Машина оказалась весьма надежной и пользовалась среди танкистов уважением. Такие легкие танки массово поставлялись некоторым американским союзникам, в первую очередь Великобритании, где им присвоили обозначение «Стюарт». Сточки зрения британских специалистов, это была несколько тяжеловатая для легкого танка машина, однако танкисты быстро оценили ее надежность и неприхотливость. Единственное, что вызывало недовольство англичан, -танки поставлялись с различными силовыми установками. Обычно устанавливался бензиновый 7-цилиндровый двигатель «Континентал» (танк с таким мотором англичане назвали «Стюарт I»), но в целях скорейшего удовлетворения всех заявок в США стали на некоторые машины устанавливать дизельные двигатели Т-1020 фирмы «Гилберсон» («Стюарт II»), что создавало проблемы в снабжении ГСМ и запчастями. Впрочем, эти трудности были преодолены. Модификации Модификация М3А1 («Стюарт III» и «Стюарт IV» с бензиновым или дизельным двигателем) отличалась ги- ростабилизированной пушкой и силовым приводом поворота башни, а М3А3 («Стюарт-V») имела увеличенный объем отделения механика-водителя и усиленную броневую защиту. Поскольку 37-мм пушка оказалась откровенно слаба для боя, с 1944 года некоторые М3 были переоборудованы в разведывательные и команд- но-штабные (с танков были сняты башни), другие переданы Красной Армии. В модификации М3А5 были установлены два двигателя «Кадиллак». В Великобритании их называли «Стюарт V», впрочем, как и более позднюю модель М5А1, которая отличалась усовершенствованной башней с характерным удлинением ее задней части, где разместили радиостанцию. Танки М3 и М5 использовались союзниками в качестве разведывательных. На снимке, сделанном в Бельгии в конце лета 1944 года, танк М3 преодолевает импровизированное заграждение. Легкий танк М24 «Чаффи» Танк М24, вооруженный пушкой калибра 75 мм, стал поступать в войска в конце 1944 года. После войны на его базе было создано семейство новых бронированных машин. К 1942 году стало окончательно ясно, что время 37-мм танковой пушки в качестве основного вооружения безвозвратно прошло, из войск поступали заявки на легкий танк, вооруженный орудием калибра 75 мм. Попытки установить его на М5 оказались неудачными и фирма «Кадиллак» приступила к созданию новой машины. Прототип был изготовлен к концу 1943 года. В нем была применена та же компоновочная схема, что и в М5, оставили и прежние два двигателя. Основные изменения коснулись башни и вооружения. В башне установили пушку требуемого калибра - 75 мм. Первоначально это было французское полевое орудие, которое пытались приспособить не только к танкам, но и (облегченный вариант) к бомбардировщикам В-25. Танковая пушка получила индекс Т13Е1. Базовая версия Прототип нового легкого танка получил обозначение Т24, но в серийное производство он был запущен как М24, позднее за ним закрепилось имя «Чаффи». В войска новые машины стали поступать лишь к концу 1944 года, поэтому «Чаффи» не довелось проявить себя в полной мере. Эти танки участвовали лишь в нескольких операциях, проведенных в Европе в 1945 году. Однако усилия конструкторов не пропали даром - М24 стал базой, на основе которой было создано многочисленное семейство бронированных машин различного назначения. На шасси М24 были созданы самоходные артиллерийские установки, в том числе зенитные, и другие машины. Надо признать, что с окончанием войны интерес к бронетанковой технике угас и танки М24 вновь оказались в центре внимания только с началом войны в Корее в 1950-х годах. Подвижность Танк М24 имел довольно мощное по тем временам вооружение, а толщина брони составляла от 12 до 37 мм. Сравнительно небольшая масса при неплохой мощности силовой установки позволяла обеспечить высокую маневренность машины. К удивлению многих, экипаж этого легкого танка состоял из пяти человек (командир, наводчик, заряжающий, стрелок-радист и механик-водитель). Дополнительное вооружение Помимо пушки танк был вооружен тремя 7,62-мм пулеметами - спаренным, курсовым и турельным. Устанавливались также дымовые гранатометы калибра 51 мм. Для танка, который выполнял в основном разведывательные задачи, это было довольно мощное вооружение. Как бы там ни было, это было лучшее, что могла предложить американская танкостроительная промышленность в те времена. После войны танки М24 поступили на вооружение армий ряда государств, которые вскоре столкнулись с серьезными проблемами, связанными с необходимостью замены силовой установки и установки систем управления огнем. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|