|
||||
|
ДУБАЙ-2000 Александр ВОИНОВ В ноябре 1999 г. в ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты) прошла 6-я международная авиационная выставка "Дубай-2000". Ее участниками стали более 500 фирм и организаций из 37 стран мира, в том числе Тайвань и Литва, которые впервые представили свою продукцию. На стоянке и в небе было показано около 80 гражданских и военных самолетов и вертолетов. Семнадцать машин ежедневно принимали участие в демонстрационных полетах. Кроме них в показательных выступлениях зрителей порадовали мастерством пилотажные группы -Красные стрелы- из Великобритании и "Французский патруль". Ко времени проведения авиасалона "Дубай-2000" на территории международного аэропорта в относительно короткий срок был специально построен новый выставочный комплекс, занимающий около 500000 м2. Вокруг двух центральных павильонов общей площадью 25000 м2 расположились 83 шале (из них шестьдесят пять - двухэтажные), пресс-центр, технические службы, стоянки для автомобилей и т.п. Объединенные Арабские Эмираты были представлены наибольшим числом участников - 68 {в основном это авиакомпании, ремонтные фирмы и различные коммерческие организации) За ними следовали экспозиции Великобритании и США - по 49 участников, ФРГ - 25 и Франции - 24. Англичане располагались в отдельном национальном павильоне Общества авиационно-космических фирм Великобритании (SBAC). На выставке присутствовали практически все ведущие авиационно-космические фирмы и консорциумы: - из США (Боинг, Локхид Мартин, Нортроп Грумман, Гольфстрим Аэро-спейс, Цессна, Пратт-Уитни. Дженерал Электрик, Рейтеон, Ханиуэлл. Белл. Си-корский); - из Великобритании (Бритиш Аэроспейс, GKN Уэстленд, Роллс-Ройс. Маркони, Смит Индастриз); - из Франции (Аэроспасьяль Матра, Дассо Авиасьон, Томсон-CSF, SNECMA. Typ6oMeKa,SFIM); - из Италии - Аления, Агуста; - из Испании - CASA; - из Бразилии - Эмбраер; - из Канады - Бомбардье); - международные консорциумы (Эр-бас Индастри, Еврофайтер. ATR и CFM Интернешнл). На отдельных стендах были представлены министерство обороны и министерство торговли США, Ассоциация авиационно-космической промышленности США, министерство торговли и промышленности ЮАР, федеральное министерство экономики и технологии ФРГ. Ассоциация авиационно-космической промышленности ФРГ (BDLI). Объединение авиационно-космических фирм Великобритании (SBAC), 8 также некоторые авиакомпании и банки. От нашей страны в работе выставки приняли участив следующие фирмы: АВПК Сухой. ВПК МАПО. МКБ Гранит. АО -Фаэотрон-НИИР-КНААПО. НГАЗ-Сокол. АО -Люлька-Сатурн, ММПП Салют, АО Роствертол, консорциум Средний транспортный самолет. Казанский вертолетный завод, ОАО В/О Авиаэкспорт. ГК "Росвооружение". Международный авиационный форум посетил заместитель председателя правительства России И.И Клебанов. Делегация, которую он возглавлял, состояла из руководителей, генеральных директоров и конструкторов ведущих отечественных предприятий гражданской и военной авиационной техники. Россия демонстрировала опытный ближнемагистральный лайнер Ту-334-100. легкий многоцелевой самолет Гжель, модернизированный фронтовой истребитель МиГ-21-93 и учебно-боевой истребитель МиГ-29УБТ. В показательных полетах участвовал спортивный Су-29, принадлежащий английской фирме "Шелл" Авиасалон в ОАЭ традиционно является ртионапьным и охватывает, главным образом, страны Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. По своей значимости эта одна из ведущих и крупнейших международных авиационно-космических выставок. В отличие от Ле Бурже, Фарнборо и Берлина, здесь демонстрируются только серийные и сертифицированные образцы авиационной техники, которые имеют шансы попасть на рынок данного региона. Опытные образцы самолетов и вертолетов показываются лишь в том случае, если приближается срок сертификации этих летательных аппаратов. Особенностью "Дубаи-2000" явился широкий спектр административных самолетов различного типа - в странах Ближнего Востока в последние годы значительно увеличился спрос на них. Кроме того, все большую популярность завоевывает так называемое "долевое владение административными самолетами", то есть когда несколько фирм сообща приобретают такие машины и по взаимному соглашению используют. В настоящее время появились крупные лизинговые компании, которые закупают в немалом количестве административные самолеты (иногда до 150-200 единиц) и сдают в аренду участникам "долевого владения". Подобная практика может служить примером для деловых людей в России. Фирма -Боинг" впервые показала административный самолет BBJ (вариант пассажирского самолета 737-700), рассчитанный на перевозку 25 пассажиров на беспосадочных маршрутах протяженностью более 10000 км. Фирма "Гольфстрим Аэроспейс" представила самолет -Гольфстрим" V, который во время перелета из США установил мировой рекорд дальности полета, преодолев без посадки расстояние в 11406 км. Израильская фирма IAI впервые демонстрировала самолет "Гелакси", способный перевезти 10 пассажиров на расстояние около 6000 км. Были также показаны весьма популярные на Ближнем Востоке административные самолеты "Фалькон" 900 и 2000 (фирмы "Дассо Авиасьон", "Хоукер" 800ХР {"Рейтеон"), -Челленджер- 604 ("Бомбардье") и другие. Пристальный интерес в государствах этого региона вызывает проект легкого 10-местного вертикально взлетающего административного самолета с поворотными винтами ВА609, который создается совместно фирмами "Белл" и "Агуста". За период работы авиасалона оформлено девять заявок на покупку, а всего уже продано почти восемьдесят экземпляров ВА609, из которых около шестидесяти - а страны Ближнего Востока. Американская фирма "Эллайд Сигнал" опубликовала собственный прогноз развития мирового рынка самолетов "бизнес-класса", согласно которому до 2010 г. будет всего поставлено более 6800 реактивных административных самолетов на сумму 89 млрд. долларов. Достаточно представительной получилась экспозиция боевой авиации. США показывали истребители-бомбардировщики Боинг F-15 и F/A-18C и Локхид Мартин F-16C, а также макет нового истребителя Локхид Мартин F-16С "Блок" 60, предназначенный специально для Военно-воздушных сил ОАЭ. Франция демонстрировала истребители Дассо Авиасьон "Мираж" 2000 и "Рафаль". Английская фирма - Бритиш Аэроспейс" совместно со шведской фирмой SAAB представила истребитель JAS39 "Грипен". а также показала истребитель-бомбардировщик "Торнадо". Европейский консорциум "Евро-файтер" выставил макет многоцелевого истребителя EF2000 "Тайфун". Все эти боевые самолеты пользуются спросом на ближневосточном рынке, и фирмы-производители рассчитывают на увеличение количества заказов. В частности, идет речь о подписании окончательного контракта на поставку для ВВС ОАЭ восьмидесяти истребителей F-16C/D "Блок- 60 стоимостью почти 8 млрд. долларов. Египет в июне 1999 г. подписал соглашение стоимостью 1 млрд. долларов на поставку самолетов F-16C/D "Блок" 40. Первая машина будет передана заказчику в 2001 г. В июле 1999 г. Израиль сообщил о планах покупки пятидесяти истребителей F-16I на сумму 2,5 млрд. долларов. Американцы рассматривают Саудовскую Аравию как потенциального покупателя истребителей-бомбардировщиков Боинг F-15S. Франциярассчитывает успешно продавать многоцелевые истребители "Мираж- 2000" (ВВС ОАЭ уже заказали тридцать машин "Мираж" 2000-9), а также полагает, что определенным спросом может пользоваться истребитель "Рафаль". Фирма "Бритиш Аэроспейс" полагает, что ОАЭ и другие ближневосточные страны могут закупить легкие учебно-боевые самолеты "Хоук" 200. Выставка "Дубай-2000" ясно показала, что ближневосточный регион остается крупным рынком для магистральных и региональных самолетов. Фирма "Боинг" демонстрировала дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет 777-300, рассчитанный на перевозку 368 пассажиров на маршрутах протяженностью 10600 км, а также среднемагистральный самолет 737-800, предназначенный для перевозки 162 пассажиров на расстояние 5500 км. Консорциум "Эрбас Инда-стри" ограничился показом тяжелого грузового самолета A300-600ST "Белуга" и демонстрацией моделей летательных аппаратов на стенде в павильоне. Из самолетов были показаны Бомбардье, а также на выставке впервые появился реактивный 33-местный самолет Фэрчайлд Дорнье 328JET Консорциум -Эрбас Индастри. и фирма "Боинг" представили на выставке прогнозы развития рынка магистральных самолетов в этом регионе до 201В г. Надо сказать, что их выводы достаточно близки. Специалисты Эрбас Индастри. полагают что в течение ближайших 20 лет страны Ближнего Востока и северной Африки закупят 620 магистральных самолетов на сумму 50 млрд. долларов. Боинг, считает, что будет заказано 555 самолетов общей стоимостью 49 млрд. долларов. Консорциум прогнозирует, что темпы роста пассажирских авиаперевозок в странах Ближнего Востока и Северной Африки составят в среднем 4,6% (в мировом масштабе они будут равны 5%). Эта величина получена на основе анализа деятельности 18 ведущих региональных авиакомпаний. Там же отмечается, что из 620 самолетов 338 предназначены для обеспечения роста пассажирских перевозок а остальные 282 - для замены устаревших машин. Эксперты консорциума полагают, что из общего количества самолетов на долю узкофюзеляжных придется 320 единиц, а широкофюзеляжных - 300. В результате парк магистральных самолетов в регионе за двадцать лет возрастет с 368 до 706 единиц. По словам вице-президента по стратегическому планированию Адама Брауна, ведущие авиакомпании Ближнего Востока и Северной Африки по темпам своего роста будут опережать многие авиакомпании Северной Америки. Поэтому для консорциума государства данного региона являются важными партнерами - не случайно они входят в число крупнейших заказчиков и эксплуатантов самолетов "Эрбас Индастри". "Боинг" полагает, что в ближайшие 20 лет объем пассажирских перевозок на Ближнем Востоке будет ежегодно увеличиваться на 4,6%, то есть превзойдет аналогичный показатель для Северной Америки (2.9%) и Европы (4,3%). Представитель фирмы заявил, что интерес ближневосточных авиакомпаний к самолету 777 рассматривается как положительный ключевой фактор, и доля продукции "Боинга" в авиапарке этого региона в течение 1999-2018 гг. должна возрасти. До последнего времени фирма доминировала на рынке Ближнего Востока, поставив 329 самолетов против 114 самолетов консорциума "Эрбас Индастри". Однако в настоящее время по обьемам продаж европейцы опередили американских конкурентов. Вертолетная техника была представлена весьма скромно. Наибольший интерес вызывал боевой вертолет Боинг AH-64D "Апач Лонгбоу" с надвтулочной РЛС. Эту машину США активно предлагают странам Ближнего Востока - в частности, ОАЭ, Египту, Саудовской Аравии, Кувейту. Экономические итоги выставки "Ду-бай-2000" получились гораздо скромнее, чем на предыдущих авиасалонах. Всего было подписано контрактов на сумму немногим более 500 млн. долларов. Особо следует отметить, что впервые в практике международных авиационных выставок "'Боинг", и "Эрбас Индастри" не объявили о заказах на новые магистральные самолеты. Наиболее крупными сделками оказались контракт на поставку четырнадцати административных реактивных самолетов Рейтеон "Хоукер" 800 для Саудовской Аравии на сумму 170 млн. долларов и продажа 15 административных самолетов корпорацией "Бомбардье" на сумму 210 млн. долларов. Ближний Восток сохраняет за собой первое место в мире по объему закупок вооружений и военной техники. В течение ближайших 10 лет страны этого региона планируют израсходовать на приобретение оружия почти 100 млрд. долл. ОАО "Внешнеторговое обьединение "Авиаэкспорт" -старейший участник авиасалонов в Дубай. Российская экспортная фирма занимается поставками самолетов, вертолетов, двигателей и запчастей уже на протяжении 38 лет, поэтому в ее шале и на стенде неизменно царит оживление. "Авиаэкспорт" продает летательный аппарат, запасные части к нему, проводит обучение иностранного летно-технического персонала, отслеживает работу авиатехники на местах, предоставляет сервисные услуги. Характерно, что изо всех существовавших в советский период внешнеторговых объединений /их было около 50/ широкое представительства за рубежом /в 22 странах/ сохранила только эта организация. С 1961 г. "Авиаэкспорт" продал около 7000 летательных аппаратов, которые работают сегодня на пяти континентах. Во времена Советского Союза это была единственная отечественная компания, поставлявшая за рубеж гражданскую и транспортную авиационную технику. Сегодня ситуация изменилась. Доморощенные конкуренты сбивают цену на рынке - в результате государство несет убытки. Но, что самое интересное, сбыв по демпинговой цене летательные аппараты за границу, такие "предприниматели", как правило, сразу исчезают в неизвестном направлении. А страны или иностранные компании, купившие у них эти машины, по традиции обращаются в "Авиаэкспорт" - за запасными частями и организацией обслуживания. В настоящее время -Авиазкспорт" уделяет пристальное внимание авиации общего назначения. С одной стороны, это отрасль авиастроения, слабо развивавшаяся в России 8 предшествующие десятилетия, с другой - экспортная ниша, где долгое время не появлялось новинок. Сейчас наши конструкторы из Таганрога создали Бе-103 - небольшой комфортабельный многофункциональный гидросамолет. В Нижнем Новгороде серийно производится "Гжель" - первый в России самолет бизнес-класса, имеющий турбовинтовой двигатель. Для осуществления связи с труднодоступными районами предлагается покупателям новый "кукурузник" - самолет Ан-3. Уникальный летательный аппарат - экраноплан "Иволга", не имеющий мировых аналогов, создан "Заволжским моторным заводом". Это "изюминка- перспективного планирования, и к ней уже приглядываются с большим интересом иностранцы. Наряду с упомянутыми летательными аппаратами "Авиаэкспорт" реально поставляет за рубеж многоцелевые самолеты Як-18Е, И-1Л и Ил-103. Авиационный бизнес по праву считается одним из самых престижных в мире. По общепринятой шкале экономической эффективности от экспорта он превышает, например, автомобильный в 50 раз. Продукция авиационной и космической промышленности является политико-экономическим товаром, и потому требуется комплексный подход к его поставкам. Авиационная техника покупается надолго и эксплуатируется зачастую не один десяток лет. Как правило, в регионах вокруг действующего парка самолетов и вертолетов должна быть сформирована соответствующая инфраструктура: ремонтные заводы и базы, склады запасных частей, школы для подготовки специалистов и т.д. Участие поставщика техники на всех этапах ее эксплуатации служит реальной основой для политического и экономического влияния в этой стране. Появляется возможность дальнейшего расширения авиационного экспорта, а также экспорта другой продукции и услуг высоких технологий. Вот почему первые лица ведущих зарубежных стран уделяют особое внимание лоббированию интересов национальной авиационной промышленности. Например, президент США Клинтон в свое время лично вмешался в процесс продажи гражданских самолетов Саудовской Аравии, а нынешний президент Франции Жак Ширак в бытность свою премьер-министром оказывал содействие продаже боевых самолетов Объединенным Арабским Эмиратам. Следует также подчеркнуть, что наши западные конкуренты прилагают усилия для продвижения своей техники, проводят огромную работу по анализу ситуации на мировом рынке. Важно, наконец, поишь, что зарубежные фирмы делегируют на авиационные выставки не разработчиков летательных аппаратов и оборудования, а мощных специалистов по маркетингу, которые обеспечивают переговоры с потенциальными покупателями на высоком профессиональном уровне Более того, руководи гели фирм давно ужо являются в большей степени менеджерами, чем генеральными конструкюрами. Для четкого и успешного выполнения поставленных задач (п данном случае - освоения мировых рынков) каждый должен заниматься своим делом. Продажа на экспорт готового сертифицированною летательного аппарата - это сложный трудоемкий процесс, подготовка которого может длиться годами. Поэтому очень важно, чтобы Эту работу выполняли сотрудники специализированного внешнеэкономического объединения. Контракты на поставку самолетов, вертолетов, двигателей, запасных частей оформленные ОАО В/о "Авиаэкспорт" гарантируют соблюдение интересов разработчиков, производителей и, конечно, государства. В напряженном ритме международных форумов бывают встречи, истинную ценность которых в полной мере оцениваешь только спустя некоторое время. Вспоминаю 1981 год. В парижском пригороде Ле Бурже проходил 37-й авиакосмический салон, который тогда продолжался около двух недель. И многие участники выставки имели возможность общаться друг с другом в неформальной обстановке. Однажды, когда рабочий день уже завершался, я увидел, как по направлению к шале "Авиаэкспорта" по линии "Б", выходящей на взлет но-посадочную полосу, усталой и слегка покачивающейся "морской- походкой двигался человек. Его облик даже издали показался очень знакомым - это был известный всему миру по фотографиям в газетах и журналах 60-70 годов американский астронавт Нил Армстронг, совершивший на космическом корабле -Аполлон-1 - полет к Луне. Он первым из жителей Земли оставил свои следы на лунной поверхности, когда 21 июня 1969 года корабль осуществил посадку на естественный спутник нашей планеты. Вполне естественно, что мы с коллегами пригласили именитого американца в шале СССР и оказали ему настоящее русское гостеприимство. Наша застольная беседа продолжаласьдовольнодолго, вопросам к "лунномупешеходу не было конца. В том числе я спросил: "Какие мысли Вас посещали, когда Вы были на орбите Луны и глядели оттуда на планету Земля?" Слегка задумавшись. Армстронг ответил: "Земля показалась мне маленьким шариком с такими незначительными проблемами - в сравнении с космической вечностью…" На прощание астронавт подарил мне визитную карточку, где оставил автограф с наилучшими пожеланиями. Написал, конечно, по- английски, но каллиграфия напоминала клинопись иврита. Спустя девять лет я отправился на международный авиасалон в Оклахоме (США) и захватил с собой "визитку" Нила Армстронга с дарственной надписью. Астронавт посетил выставку нам удалось поговорить. Вспоминая Ле Бурже 1981-го, пытаясь разобрать собственноручно написанные строчки. Армстронг вынес следующий вердикт: -Это старая карточка. Надо чаще встречаться и общаться американцам и русским, чтобы земные проблемы в межгосударственных отношениях были маленькими и незначительными, какими они видятся из далекого космоса". |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|