ОГОНЬ НАД ВЬЕТНАМОМ. ЧАСТЬ III


Продолжение. Начало в "АХ" №№ 2'93,1 '94

AC- 130A ведет огонь из пушек «Вулкан»


Южный Вьетнам Концепция «ганшип»

Накапливая и развивая опыт ведения локальных войн, командование ВВС США к началу 60-х годов обратило серьезное внимание на малую эффективность традиционной тактики применения авиации, особенно при действиях по наземным целям в небольших вооруженных столкновениях и ведении протиеопартизанских операций. Исследования таких боевых задач также выявили полную несостоятельность имевшихся на вооружении реактивных ударных самолетов, в первую очередь истребителей-бомбардиров щи ков. Для «специальных операций- требовался специальный самолет. Однако времени на его разработку не оказалось - быстрая эскалация американского участия во вьетнамском конфликте требовала принятия эхстренных мер.

Одной из таких мер стала передача в состав ВВС снимаемых с вооружения поршневых палубных штурмовиков А-1 Skyraider и модернизация сорока легких бомбардировщиков В-26 Invader. Обе машины, разработанные в конце второй мировой войны, оказались более подходящими для борьбы с вьет кон говцами, нежели сверхзвуковые F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief. Одновременно ВВС совместно с ВМС и Корпусом морской пехоты объявили два конкурса по созданию специальных «противопартизанских» самолетов. В результате в 1966-67 гг. было развернуто серийное производство легкого штурмовика Cessna А-37 Dragonfly, созданного на базе широкоизвестного УТС Т-37 и специально разработанного многоцелевого самолета Roc к well OV-10 Bronco.

Другим направлением развития «противопартизанских» самолетов стала концепция «ганшип», разработанная в 1964 г. на основе инициативных исследований специалистов фирмы Bell Aerosys-terns Company Флексмана и Макдональда, Развивая идеи, зародившиеся еще в 20-е годы, они предложили самолет, тактика применения которого весьма напоминала тактику боя парусных судов прошлого, а сходное с ними расположение огневых точек в ряд по бортам дали название программе - Gunship (пушечный корабль).

В августе 1964 г. на авиабазе Эглин (Eglin AFB) (шт. Флорида] под руководством капитана Терри (Terry) был дооборудован небольшой двухмоторный транспортный самолет С-131 (сер. номер 53-7820)*. В проеме грузовой двери по левому борту установили пулеметный контейнер SUU-11А/А, обычно размещавшийся на подкрыл ьеаых пилонах штурмовиков и вертолетов. В нем располагался 7,62-мм шестиствольный пулемет M134/GAU-2B/A Minigun скорострельностью 3-6 тыс, выстр./мин и боезапас в 1500 патронов. В кабине экипажа монтировался простой коллиматорный прицел, с помощью которого пилот мог вести огонь по цели, находившейся в стороне от траектории полета. Прицеливание осуществлялось через боковое окно кабины. Столь необычное размещение оружия позволило эффективно применять самолет как для поражения площадных и точечных целей, так и для таких специфических задач «противопарязанской войны», как патрулирование дорог, охрана И оборона баз и опорных пунктов. Пилот вводил самолет в вираж таким образом, что сосредотачивал огонь на той точке земли, вокруг которой он кружил. В результате достигался мощный и продолжительный шквал пулеметного огня по наземной цели,

Первые же летные испытания над водным полигоном авиабазы Эглин дали прекрасные результаты, Так, в одном из полетов после трехсекундного огня по мишеням, разбросанным по площади 0,3 га, были зарегистрированы попадания в 19 из 25 мишеней, причем в десяти случаях они квалифицировались как «смертельные»!

Получив официальную поддержку, капитан Терри с группой специалистов в октябре 1964 г. отправляется в Южный Вьетнам на авиабазу Бьен Хоа, где совместно с персоналом 1 Air Commando Sguadron (ACS)" переоборудует в «ганшип» широко известный транспортный самолет С-47 Dakota (сер. номер 43-48579) для опробования в бою. Ранее эта машина использовалась в качестве почтовой и транспортной в Ня Транге. По левому борту были установлены 3 контейнера SUU-11 А/А: два - в окнах, третий - в проеме грузовой двери. В кабине смонтировали коллиматорный прицел Mark 20 Mod4 от штурмовика А-1 Е Skyraider и установили дополнительные средства радиосвязи. Первоначальный бортовой боекомплект позднее увеличили еще на 24 тью‹ патронов и 45 осветительных ракет. Экипаж состоял из командира, второго пилота, штурмана, трех операторов вооружения и южно вьетнамского офицера связи с частями ARVN.

Модифицированный самолет с чьей-то легкой руки получил официальное название FC-47D Gunship  (Fighter-Cargo; истребитель но -транспортный). Переименование вызвало бурные протесты летчиков-истребителей, возмущенных тем, что эту летающую ржавчину приняли в их семейство, и «скрежетавших зубами» всякий раз после упоминания о FC-47D. 8 конце концов, название первого ганшипа изменили на более подходящее - AC-47D (Attack: штурмовик),

В одном из первых боевых вылетов AC-47D своим огнем сорвал попытку ночного штурма вьет-конговцами опорного пункта правительственных войск в дельте реки Меконг. Огненный ливень трассирующих пуль на фоне ночного неба произвел незабываемое впечатление на обе враждующие стороны. В совершенном восторге командир 1-го ACS воскликнул; "Puff, The Magic Dragon!" («Извергай пламя, волшебный дракон!»). Вскоре на борту первого AC-47D появилось изображение дракона и подпись "Puff", Поэтичные вьетнамцы были поразительно единодушны с американцами: в трофейных вьетконговских документах этот самолет также назывался «Драконом».

Столь удачный дебют окончательно убедил американцев в жизнеспособности и эффективности подобных самолетов. Весной 1965 г. в ганшип переоборудовали еще одну Дакоту, а фирма Air International получила заказ на срочные доработки 20-ти С-47 в вариант AC-47D, еще четыре бывших почтово-грузовых самолета из Дананга переоборудовали на авиабазе Кларк [Филиппины). Интересно, что из-за недостатка SULM1A/A на части самолетов установили по десять старых пулеметов Browning М-2 калибром 0,3 дюйма образца 1919 г.(!). Их суммарная скорострельность составляла всего около 6000 выстр/мин -столько, сколько у одного SUU-11. К тому же у них постоянно возникали проблемы с обслуживанием в воздухе и снабжением боеприпасами, Поэтому четыре таких самолета как нестандартные направили на авиабазу Форбес для обучения пилотов и персонала, а три оставшихся - на короткое время во Вьетнам до замены стандартными AC-47D.


AC-47D из состава 4-fQ ACS, 1966 г.


AC-47D ведет огонь по цели в окрестностях Сайгона, Каждая пятая пуля - трассирующая


На АС-470 поздних выпусков пулеметные контейнеры устанавливались только в трех задних окнах, а самолеты последней партии получили взамен SUU-11 пулеметный модуль MXU-47Q с тем же пулеметом GAU-2 Minigun , но специально разработанный для «ганшипов*. Встречались и АС-470, вооруженные только двумя SUU-1t или тремя крупнокалиберными (12,7мм) пулеметами Browning М-2.

Осенью 1965 г на авиабазу Ня Транг прибыла первая эскадрилья на самолетах AC-47D - 4-й ACS, ставшая частью 14-го SOW, Это подразделение получило прозвище -антикварного* крыла, так как на большинстве его самолетов А-1Е, С/АС/ЕС-47, LMQ и др. в качестве движителя использовался старомодный пропеллер. В 4-м ACS, благодаря кодовым позывным эскадрильи, AC-47D получили еще одно прозвище Spooky (привидение}.

4-й ACS нес одни из самых тяжелых потерь среди американской авиации во Вьетнаме. В этом нет ничего удивительного: большинство полетов АС-470 выполняли в темное время суток, не имея при этом практически никакого специального оборудования, что в сложных условиях вьетнамского климата и рельефа местности уже само по себе опасно, возраст большинства «ганшипов» превышал возраст их молодых пилотов, имевших к тому же очень небольшой налет на самолетах с поршневыми двигателями. Малая дальность действия оружия заставляла экипажи работать с высот не более 1000 м, что делало самолет уязвимым от зенитного огня.

AC-47D обычно применялся во взаимодействии с другими самолетами: разведчиками и корректировщиками огня А-1Е и 0-2, осветительным самолетом СИ 23 Moonshine. При патрулировании рек и каналов в дельте Меконга рядом с «ганшипами› часто появлялся многоцелевой OV-10A Bronco. Spooky зачастую сам наводил на цель истребители или бомбардировщики В-57.

В начале 1966 г. АС-470 стали привлекать для полетов в районе «тропы Хо Ши Мина», поскольку возможности «ган шипов» как нельзя лучше подходили для борьбы с перевозками по ней. Но быстрая потеря шести AC-47D от зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, 37- и 57- мм пушек, имевшихся в этом районе в избытке, заставила отказаться от применения Spooky над «тропой».

Одной из наиболее необычных задач для AC-47D стало сопровождение самолетов психологической войны С-47 Gabby, представлявших собой обычные транспортники, оснащенные мощными громкоговорителями. Они вскоре получили нелестное прозвище Bullshit Bomber. Южновьетнамскую пехоту весьма раздражала подобная политучеба, поэтому передачи начинались с увещеваний «маленьким парням внизу* не стрелять в «говорящий самолет», а для успокоения самых нетерпеливых сзади и чуть ниже летел AC-47D.

8 1967 г. 7 Воздушная Армия США во Вьетнаме имела две полные эскадрильи [3-й и 4-й SOS), вооруженные АС-470. До 1969 г. с их помощью удалось удержать более 6000 -стратегических деревень*, опорных пунктов и огневых позиций. Но американцы переходили на более совершенные варианты «ганшипов», а безнадежно устаревшие Spooky передавали союзникам. В середине 1969 г. восемнадцать снятых, с вооружения ВВС США АС-470 передали Южному Вьетнаму, где они поступили в 817-й CS UNAF. одиннадцать - Лаосу (в том числе и самолеты с 12,7-мм пулеметами), а несколько оставшихся - Камбодже и Таиланду.

Успех AC-47D привел к резкому повышению интереса к ганшипам и появлению множества проектов самолетов подобного класса. Поражало разнообразие летательных аппаратов, предполагавшихся к переделке - от легких одномоторных самолетов до стратегических бомбардировщиков В-47 или самолетов ДРЛО ЕС-121. В 1967-68 гг. фирмы LTV (Unq-Temco-Vought) и Faircnild- Republik получают контракты на создание тяжелых штурмовиков Gunship II и Gunship II).

Фирма Faircnild взяла за основу двухмоторный транспортный самолет С-119G Flying Boxcar, Он был выполнен по двух балочной схеме, имел несколько большие размеры, чем С-47, и оснащался значительно более мощными поршневыми двигателями Wright R-3350-89W по 3500 л,с. Последние позволяли ему летать с большей, чем у С-47, скоростью (до 400 км/ч) и брать до 13 тонн полезной нагрузки. На модернизацию самолеты поступали из частей резерва ВВС. в частности из 434-го воз душ н од всантного авиакрыла, поскольку Flying Boxcar был уже практически снят с вооружения регулярных ВВС США.

Завод фирмы Fairchiid-HiHer в Сант-Аугустине (St Augustine) (шт. Флорида) получил заказ на модернизацию 26-и C-119G в АС-1190, а позднее - еще 26-и C-119G в более совершенные АС-119К, Хотя вооружение АС-1190 состояло из все тех же четырех пулеметных контейнеров SUU-11 [позднее замененных на MXU-470), стрелявших через иллюминаторы левого борта, его оборудование стало значительно совершеннее. Он оснащался обзорной системой ночного видения, мощным 20-кВт прожектором, компьютером управления огнем, средствами РЭБ, что способствовало более эффективному применению самолета в темное время суток и снижало вероятность ошибочного ведения огня по своим войскам [чем довольно часто грешили AC-47D). Экипаж был защищен керамической броней. В целом, по американским оценкам, новый самолет оказался при мерно на 25% эффективнее АС-470,

Первые АС-119G поступили в 71 -й SOS в мае 1968 г, (через 100 дней после подписания контракта). С ноября эскадрилья [позже переименованная в 17-й SOS) вела боевые действия с авиабазы Ня Транг. входя в состав 14-го SOW. По аналогии с АС-470 кодовые позывные эскадрильи дали самолету название Shadow [тень),


105-мм гаубица заряжалась вручную. Тренированный расчет производил до десяти выстрелов в минуту


Пулемет « Мини га н» в проеме двери AC-47D


Главный калибр АС -13ОЕ - 10S-мм гаубица


Следующая серия из 26-и самолетов АС-119К поступила на вооружение осенью 1969 г, На них, в отличие от AC-119G. хроме поршневых двигателей, на пилонах под крылом установили два ТРД J-85GE-17A тягой по 1293 кгс (как на военно-транспортном С-119К). Такая доработка облегчила эксплуатацию в условиях жаркого климата, особенно с горных аэродромов. Существенно изменился состав оборудования и вооружения. Новый «ганшип» получил навигационную систему AN/APN-147, обзорную ИК-станцию АА0-4, РЛС бокового обзора AN/APG-133, поисковую РЛС AN/APQ-136. К четырем «Миниганам». стрелявшим через иллюминаторы левого борта, добавились две скорострельные шестиствольные пушки М-61 Vulcan калибром 20 мм. установленные в специальных амбразурах. И если самолеты АС-47 и AC-H9G могли эффективно поражать цели с дальности не более 1000 м, то AC- 1 19К. благодаря наличию пушек, мог действовать с расстояния 1400 м и высот 975 м при крене в 45* или 1280 м при крене 60°. Это позволяло ему не входить в зону эффективного поражения крупнокалиберными пулеметами и стрелковым оружием.

3 ноября 1969 г. первый АС-119К поступил на вооружение в 18-й SOS в Ня Транге, а спустя десять дней выполнил первый боевой вылет на поддержку пехоты, оборонявшей опорный пункт недалеко от Дананга. Поскольку пушки М-61 неофициально прозвали Stinger (жало), то и АС-119К получил то же название, принятое экипажами как радиопозывной. Варианты АС-119 использовались по-разному. Если АС-119G применялся для ночной и дневной поддержки войск, обороны баз, ночного целеуказания, вооруженной разведки и подсветки целей, то АС-1Ш специально разрабатывался и использовался как «охотник за грузовиками» на «тропе Хо Ши Мина», Попадание снарядов его 20-мм пушек выводило из строя большинство использовавшихся типов автомобилей. Поэтому некоторые экипажи АС-119К часто отказывались от боезапаса к 7,62-мм пулеметам в пользу дополнительного количества 20-мм снарядов.

Одной из наиболее необычных задач АС-119 стало обеспечение доставки груза на опорный пункт Да к Синг в ночь на 7 апреля 1970 г. Окруженный вьетконговцами, он в течение нескольких дней подвергался непрерывным атакам. У защитников подходили к концу боеприпасы и продукты. При попытке их доставить днем на небольшую ВПП базы было сбито 3 самолета С-7 Caribou. Операция удалась, лишь когда по предложению командира 14-го SOW полковника Билли Файрбраэера ее перенесли на ночь. Посадку

С-7 обеспечивал Shadow, освещая ВПП бортовым прожектором и подавляя огнем зенитные пулеметы.

К сентябрю 1970 г. на счету АС-119К из 18-го SOS числилось 2206 уничтоженных грузовиков, а лучшей похвалой пилотам AC-119G могли бы стать слова одного из передовых авианаводчиков: «Screw the F-4 - Get me a Shadow!* («К черту F-4, дайте сюда *ганшип»Ч. Однако к 30 сентября 1971 г. Gunship III закончили свою боевую деятельность в американских ВВС и были переданы южновьетнамцам; в апреле 1971 г. девятнадцать АС* 119G поступили в 819-й CS, а позднее VNAF получили еще двадцать два АС-119К.

Вернувшись из Вьетнама в США после блестящего успеха программы AC-47D Gun ship I, все еще капитан Терри продолжил работы по совершенствованию концепции Gunship. Поскольку AC-47D обладал весьма ограниченными возможностями, а ВВС требовали самолет с более мощным вооружением, большой скоростью, увеличенной дальностью полета и значительно лучшим оборудованием, то в качестве базового выбрали четырехмоторный транспортный СИЗО Hercules. На его основе и был создан наиболее мощный из «ганши-пов» - АС-130 Gunship Л.

Для испытаний переоборудовали один из первых С-130А (сер. номер 54-1626), Самолет получил 4 пулеметных модуля MXU-470 и четыре 20-мм пушки М-61 Vulcan в специальных амбразурах по левому борту. Он оснащался обзорной системой ночного видения, РЛС бокового обзора, РЛС управления огнем [такой же, как у истребителя F-104J Starfighter), поисковыми прожекторами мощностью по 20 кВт и бортовым компьютером управления огнем.

С июня по сентябрь 1967 г. С-130А. получивший наименование Vulcan Express, проходил испытания над полигоном авиабазы Эглин. 20 сентября он прибыл в Ня Транг и спустя неделю, совершил первый боевой вылет. Надо сказать, что командование американских войск во Вьетнаме довольно однобоко смотрело на принципы использования «ганшипов*, видя в них лишь самолеты поддержки войск и не замечая возросшие возможности С-130А. Но экипаж думая иначе. 9 ноября 1957 г. ему удалось добиться разрешения на «свободную охоту- над -тропой» в Лаосе, и своего шанса он не упустил. С помощью системы ночного видения была обнаружена и за 16 минут уничтожена автоколонна из 6-и двигавшихся на юг грузовиков. Столь удачный итог ускорил подписание контракта с фирмой LTV на переделку 7-и ранних С-130 в «ганшип II».

Новые самолеты, названные АС-130А, имели то же вооружение, что и прототип, изменилось только оборудование: они получили новые обзорную И К-станцию AN/AAD-4, компьютер управления огнем и РЛС целеуказания, В ходе эксплуатации выявились такие недостатки, как низкая местная прочность планера, трудоемкие техобслуживание и обучение персонала - ведь из восьми переоборудованных самолетов не было двух одинаковых: их бортовые комплексы собирались из различных блоков. Все это затянуло выполнение программы, и первые три АС-130А смогли войти в состав 15-го SOS [авиабаза Убон, Таиланд) лишь в мае 1969 г. Другие использовались для тренировки экипажей.

Опыт боевого использования самолетов АС-130А привел к замене в 1969 г, двух 20'мм пушек М-61 на полуавтоматические пушки Bofors М2А1 калибром 40 мм, что позволило поражать цели при полете с креном 45° с высоты 4200 м на дальности 6000 м, а с креном 65° - с высоты 5400 м на дальности 7200 м. Кроме того, на самолете устанавливались: маловысотная ТВ-система ASO-145, РЛС бокового обзора АРО-133, лазерный дальномер-целеуказатель AN/AVQ-18, новый компьютер управления огнем и некоторые другие системы. В таком виде самолет стал называться АС-130A Surprise Package. Он практически мог не входить в зону ПВО противника, вооруженного не только пулеметами, но и малокалиберными зенитными пушками.

Однако американцев подвела их тщательность: из-за высокой чувствительности новые системы ночного видения обнаруживали даже остаточное тепловое излучение от проехавшего автомобиля, в результате чего любой человек или животное были такой же целью для бортового компьютера, как и автомобиль, Это был разорительный успех. Поэтому следующие девять АС-1 ЗОЛ получивших название Pave Pronto, комплектовались системой Black Crow (черная ворона), включавшей датчик излучения неэкранированной автоматической системы зажигания грузовиков советского и китайского производства. Боевое использование таких «ганшипов» началось в декабре 1970 г., а асе ранее выпущенные АС-130А (20 шт.) дооборудовали до уровня АС-130 Pave Pronto.


AC-119K над Южным Вьетнамом


Огромная скорострельность бортового оружия была причиной того, что стреляные гильзы буквально устилали пол АС-130А


В 1971 г. на вооружение ВВС США поступили еще более совершенные самолеты АС-1 ЗОЕ Pave Spectre, созданные на базе С-130Е (всего 11 шт., сер. номера 69-6567 - 69-6577). Их вооружение и оборудование сначала соответствовали АС-130А Pave Pronto: два «Минигана", два «Вулкана- и два «Бофорса». Однако в этот период северовьетнамцы применили огромное количество танков [по американским оценкам, более 600 шт.), и для борьбы с ними АС-130Е'пришлось срочно довооружить. Вместо одной 40-мм пушки на нем установили связанную с бортовой ЭВМ, но заряжавшуюся вручную 105-мм пехотную гаубицу времен второй мировой войны (укороченную, облегченную и на специальном лафете). Первый такой АС-130Е прибыл на авиабазу Убон 17 февраля 1972 г. Свой главный калибр «ганшипы» применяли крайне редко, поскольку целей для него оказалось не так уж много. Зато эффективно работали «Вулканы» и «Бофорсы*. особенно над «тропой*. Так, ночью 25 февраля 1972 г, один из АС-1 ЗОЕ уничтожил 5 грузовиков, а 6 повредил.

В ходе войны американцы дали несколько примеров творческого подхода к развитию тактики применения «ганшилов». Например, в 1968 г. в соответствии с концепцией «Шед Лайт» был разработан боевой комплекс, в который, кроме АС-130А, входил специальный разведывательный самолет RC-130S. Обнаружив противника, последний зажигал 28 бортовых прожекторов и летал вокруг цели, постоянно ее освещая. В это время в атаку выходил AC-13GA, а часто и бомбардировщик В-57В. На заключительном этапе войны АС-130 применялись для лазерной подсветки целей (в основном танков и артиллерийских позиций) истребителям-бомбардировщикам F-4, вооруженным бомбами с лазерной системой наведения.

Рассказ о «протиеопартизанских штурмовиках» был бы неполным без упоминания самых маленьких самолетов этого класса: Faircnild AU-23A и Helio AU-24A. Первый представлял собой модификацию известного одномоторного транспортного самолета Pilatus Turbo-Porter, выполненную no заказу правительства Таиланда (всего построено 17 таких машин). Самолет вооружался одной трехствольной 20-мм пушкой ХМ-197 либо двумя модулями MXU-470, Под крылом подвешивались блоки НУРС, бомбы и топливные баки. Второй представлял точно такую же переделку, осуществленную на базе самолета Helio U-10A. 15 таких самолетов были переданы камбоджийскому правительству, интенсивно летали и участвовали в боях.

Одними из наиболее необычных самолетов - -ганшипов» стали два NC-123K Black Spot, переоборудованные из транспортников С-123К. Вместо стрелкового оружия они брали на борт до 36 осколочных авиабомб. Эффективность их применения была поразительной: за 186 вылетов с 18.11.1968 г, по 11.05.1969 г. Они уничтожили 415 и повредили 273 грузовика, потопили более 50 джонок.

9 марте 1973 г. появился последний из «ганшипов» - АС-130Н Pave Spectre, отличавшийся более мощными двигателями и полностью новым бортовым оборудованием. А с 1972 г. вьетконговцы начали массированное применение советских переносных ЗРК «Стрела-2», сделав небезопасным любой полет на малой высоте. Один АС-130, получив 12 мая 1972 г. попадание ракеты, смог вернуться на базу, но два других оказались сбиты. Для уменьшения вероятности попадания ракет с ИК-головками самонаведения многие АС-130 оснастили холодильниками-эжекторами, снижавшими температуру выхлопных газов. Для постановки помех РЛС средств ПВО на АС-130 с 1969 г. стали устанавливать подвесные контейнеры РЭБ ALQ-87 (по 4 шт.). Но против «Стрел» эти мероприятия оказались малоэффективными. Боевая активность «ганшипов» существенно снизилась, но они применялись вплоть до последних часов войны в Юго-Восточной Азии.

Продолжение следует








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх