Ту-134 – последние полеты

Светлой памяти ушедших, в назидание живущим


Менее тяжелые последствия имела катастрофа, произошедшая 14 августа 1982 г. в аэропорту Сухуми. Начиная разбег, экипаж вылетавшего на Внуково Ту-134А (борт СССР-65836) Грузинского УГА и предположить не мог, какой «сюрприз» его ожидает… Впереди на полосе летчики увидели руливший L-410! В нарушение всех правил этот самолет выехал на ВПП, а когда его командир заметил несущийся Ту-134, то вместо того, чтобы срочно срулить с полосы, начал разворачиваться, намереваясь вернуться на РД. Командир Ту-134 попытался отвернуть, но даже после схода на грунт его лайнер ударил правым полукрылом L-410 на уровне иллюминаторов и протащил около 300 м. На борту «тушки» никто не пострадал, а вот оба пилота и 9 пассажиров L-410 погибли. Самолеты восстановлению не подлежали.

Основными причинами трагедии были названы: недисциплинированность КВС L-410 и грубые нарушения в руководстве полетами на аэродроме Сухуми. Но неудовлетворенные этими выводами родственники погибших 6 лет пытались добиться правды. И в 1988 г. состоялся суд, который оправдал пилотов L-410, а главным виновником катастрофы определил диспетчера старта.

Ночью 30 августа 1983 г. Ту-134А (борт СССР-65129) Приволжского УГА завершал полет по маршруту Челябинск- Алма-Ата. В процессе захода на посадку, когда самолет находился на высоте 1800 м, от диспетчеров поступило указание пропустить на посадку Ил-62М. При этом экипажу следовало выполнить маневр в нарушение схемы аэродрома Алма-Ата со снижением до 600 м (минимально безопасная высота для данного сектора составляла 4620 м). В процессе выполнения разворота самолет столкнулся с горой высотой 690 м, расположенной в 36 км от аэропорта. Экипаж в течение 23 с получал сигнал об опасной близости земли, однако начал набор высоты только за 2 с до столкновения. Диспетчер полет Ту-134 не контролировал почти 1,5 минуты, т.к. был занят заходившим на посадку Ил-62М. Ценой этой ошибки стали жизни 90 человек. Согласно другим источникам, в катастрофе виновен экипаж Ту-134, уклонившийся от схемы захода на посадку на 15 км.

Следствием очередной ошибки диспетчеров стало еще одно столкновение в воздухе.

3 мая 1985 г. Ту-134А (борт СССР- 65856) Эстонского УГА следовал во Львов. На встречу на высоте 3900 м шел военный Ан-26 (борт 101), летевший в Москву. Диспетчер Львовского центра УВД, перепутав на И КО отметки этого самолета и следовавшего в 10 км за ним гражданского Ан-24, дал разрешение экипажу Ту-134 снижаться с 4200 м до 3600 м. В результате в 6 км от г. Золочев Ан-26 и «тушка» столкнулись левыми полукрыльями. Расшифровка переговоров экипажей показала, что они оба в последний момент увидели в разрывах облаков силуэт другого самолета, попытались избежать столкновения (на Ту-134 был правый крен 45°, на Ан-26 – 14°), но было уже поздно. В катастрофе погибли 94 человека, в том числе находившиеся среди пассажиров Ан-26 командующий ВВС Прикарпатского военного округа генерал-майор Е.И. Крапивин, два его сына, начальник штаба и член военного совета ВВС округа, а также входивший в состав экипажа сын летчика-космо- навта СССР В.В. Быковского. Среди причин катастрофы, кроме вины диспетчеров, было названо неудовлетворительное взаимодействие между военными и гражданскими органами УВД.


Терроризм, диверсии и боевые действия

18 ноября 1983 г. Ту-134А (борт СССР-65807) Грузинского УГА получил повреждения конструкции в процессе «противоугонных» маневров, выполненных экипажем после захвата самолета воздушными пиратами. Уже на земле в результате стрельбы угонщиков, а также последующего штурма самолет получил еще и 63 пулевых попадания. Лайнер пришлось списать.


После обстрела горит самолет авиакомпании Transair Georgia. Сухуми, 23 сентября 1993 г. (кадры видеосъемки)



Самолеты, уничтоженные российской авиацией в аэропорту Грозный (Северный). На нижнем снимке справа – борт СССР-65631, который был списан еще в 1984 г., находился в одном из парков, а затем перевезен чеченцами на аэродром


Точная причина следующей катастрофы так и не была установлена, но наиболее вероятной до сих пор считают операцию спецслужб ЮАР по ликвидации Президента Мозамбика Самора Машела. 19 октября 1986 г. Ту-134А-3 (борт С9- САА), которым управлял откомандированный в Африку экипаж Ленинградского УГА, возвращался в Мапуту из Замбии. На борту находились 42 пассажира, в т.ч. Президент Самора Машел. Для выхода на аэропорт назначения экипажу следовало совершить разворот на 38°, однако он выполнил его на 10 минут раньше расчетного времени, а еще через 10 минут самолет столкнулся с горой на территории ЮАР. В катастрофе погибли 34 пассажира, включая Президента, и 5 членов экипажа. Выжили бортинженер и 8 пассажиров.

Власти ЮАР не допустили на место падения самолета международную комиссию и после своего расследования заявили, что причиной происшествия стала ошибка экипажа, который настроился на частоту другого всенаправленного радиомаяка (VOR). По настоянию СССР бортовые самописцы были выданы, но только 19 ноября. Их расшифровка, по согласию всех заинтересованных сторон, происходила в Цюрихе. Она показала, что самолет и его системы до момента столкновения были исправны. Экипаж изменил курс, руководствуясь показаниями приемника VOR, настроенного на радиомаяк, работавший на той же частоте, что и в Мапуту, но большей мощности. Советские и мо- замбикские специалисты были уверены, что его установили на той проклятой горе в диверсионных целях. Комиссия по расследованию катастрофы указала также на нечеткое взаимодействие между членами экипажа. Кроме того, ленинградцы летали без необходимых навигационных карт и практически никак не отреагировали на поступление сигналов об опасной близости земли.

Южноафриканские журналисты провели собственное расследование, в ходе которого выяснили, что местные крестьяне видели незадолго до катастрофы военную палатку на горе, в которую врезался самолет. Было много вопросов и к властям ЮАР. Так, они сообщили в Мозамбик о крушении только через 6 часов.

Когда выжившие дозвонились в полицию и аварийные службы, то те прибыли с большим опозданием и в первую очередь занялись не оказанием помощи пострадавшим, а сбором документов и дипломатической почты.

В сентябре 1993 г. в ходе грузино- абхазского конфликта были потеряны три Ту-134А. 20 числа при взлете из аэропорта Сухуми абхазы обстреляли борт СССР-65809 авиакомпании Orbi Georgian Airways. Пострадавших не было, но самолет списали. 23 числа в том же аэропорту сгорел в результате обстрела из установок «Град» борт СССР-65001 авиакомпании Transair Georgia. На сей раз погиб один из членов экипажа. К гораздо более тяжелым последствиям привело использование абхазами ПЗРК «Стрела-2». По версии грузинской стороны, 21 сентября выпущенной с катера ракетой был сбит принадлежавший той же Transair Georgia борт СССР-65893, который заходил на посадку в Сухуми. Погибли 27 человек, в основном, журналисты. Абхазская сторона отрицала причастность своих бойцов к этой трагедии.

Во время первой и второй чеченских войн в аэропорту Грозный (Северный) российская авиация уничтожила 6 «стотрицатьчетверок». Только за один день 11 декабря 1994 г. были сожжены 5 бортов: бывшие СССР-65014, -65030, -65075, -65858 и -65896. Еще один чеченский Ту-134 (борт RA-65626), принадлежавший авиакомпании Vaynakhavia, перестал существовать 23 сентября 1999 г.

Прямым следствием конфликта на Северном Кавказе стала трагедия 24 августа 2004 г. Террористка-смертница взорвала Ту-134А-3 (борт RA-65080) авиакомпании «Волга-авиаэкспресс», выполнявший полет по маршруту Москва (Домодедово)-Волгоград. Взрыв прогремел в хвостовой части самолета, когда он находился на высоте 8100 м. Обломки лайнера упали в 2 км от н.п. Бучалки Тульской области. Все находившиеся на борту 44 человека погибли.


Ошибки технических и аэродромных служб

В начале 1984 г. сгорел во время ремонта на 407-м АРЗ в Минске Ту-134А (борт СССР-65095) Белорусского УГА. Через 10 лет пострадал в результате пожара при проведении регламентных работ и был списан Ту-134А-3 (борт HA-LBP) авиакомпании Malev. Причем это происшествие унесло жизни четырех рабочих. Еще одной «тушкой», списанной в результате нерадивых действий при ремонте, стал Ту-134 (борт RA-65004) авиакомпании «Пулково», который пришлось отправить на слом в январе 2002 г.


Обломки разбившегося в результате теракта Ту-134А-3 (борт RA-65080). 24 августа 2004 г.



На месте катастрофы Ту-134А (борт СССР-65951). 13 января 1990 г.


Ту-134А (борт СССР-65095), сгоревший во время ремонта на 407-м АРЗ в Минске. Начало 1984 г.


24 января 1992 г. к аварии Ту-134А (борт СССР-65053) Грузинского УГА привело недобросовестное отношение к делу наземных служб аэропорта Батуми, плохо расчистивших ВПП от снега. В результате самолет выкатился за ее пределы, подломил носовую стойку шасси, получил другие повреждения конструкции и был списан.

Еще один Ту-134 (RA-65785) пострадал в 1998 г. в аэропорту Шереметьево-2 в него врезалась грузовая машина, управляемая пьяным водителем. Самолет перегнали на Минский АРЗ, где после детального изучения все-таки списали.


Когда техника подводит Пожар в багажном отсеке

2 июля 1986 г. через 12 минут после взлета из аэропорта Сыктывкар в кабине Ту-134А (борт СССР-65120) Коми УГА сработала сигнализация о пожаре в заднем багажнике. Помощник командира корабля (ПКК) и бортинженер бросились на борьбу с огнем, но потушить его не удалось. Экипаж сообщил о сильном задымлении пассажирского салона и решении о вынужденной посадке. Она была выполнена на 32 минуте полета на лесной массив в районе н.п. Копса Сысольского района. Перед посадкой стюардессы раздали смоченные водой полотенца и салфетки, дабы защитить дыхательные пути и глаза пассажиров, и разместили в свободном переднем багажнике женщин и детей. Также они приоткрыли входные двери, чтобы их не заклинило при посадке. От удара об деревья у самолета оторвало полукрылья, так что на землю упал практически один фюзеляж… После падения стюардессы и несколько пассажиров помогли эвакуировать тех, кто остался жив, и когда через 3,5 ч к месту катастрофы в непроходимом лесу пробрались спасатели, то увидели, что возле костра сидят люди, тщательно укрывавшие детей от непрекращающегося дождя. В катастрофе погибли 54 из 92 человек, находившихся на борту, в т. ч. штурман и бортинженер. Истинная причина пожара так и не была установлена: рассматривались версии о возгорании запрещенных к перевозке легковоспламеняющихся веществ, а также электропроводки.

Пожар в заднем багажном отсеке начался и на Ту-134А (борт СССР-65951) Северокавказского УГА 13 января 1990 г., через 22 минуты после взлета из Тюмени, на высоте 10600 м. Экипаж начал экстренное снижение для посадки в Свердловске. На высоте 1800 м сработала сигнализация об отказе обоих двигателей (как оказалось, она была ложной), а также отказало пилотажно-навигационное оборудование (ПНО). Экипажу пришлось выполнить вынужденную посадку на заснеженное поле в 50 км от Свердловска. Самолет приземлился на выпущенное шасси и после троекратного взмывания столкнулся с трубой оросительной системы, потерял правое полукрыло, проскочил лесополосу и перевернулся. На месте катастрофы погибли 24 человека из 71 находившегося на борту, еще трое умерли в больнице. Ушел из жизни в полном составе и экипаж. Причиной происшествия было названо замыкание электропроводки под полом багажного отсека, хотя меры по повышению пожарной безопасности были приняты еще по результатам катастрофы 1986 г.

Продолжение следует


Игорь Михелевич/ Калининград

Фото предоставлены автором







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх