|
||||
|
БИТВА НАД КИЕВОМ Продолжение. Начало в «АиВ», №№6*2001, 1,4'2002, В конце июля интенсивность работы германских воздушных разведчиков заметно снизилась. Генерал Богач отмечал, что в некоторых разведывательных авиаподразделениях почти не осталось исправных самолетов. Так, эскадрильям 3(Н)/21, 5(Н)/32, 4{Н›/22 был нанесен ощутимый урон во время налетов советской авиации на аэродромы Полонное и Белая Церковь 8 и 26 июля. Лишившись в районе Житомира последнего Ви 131, осталась без исправных самолетов эскадрилья 5(Н)/21, взаимодействующая с 14-м моторизованным корпусом. В работавшей на участке 24-го армейского корпуса эскадрилье 5(Н)/31 германские отчеты зафиксировали серьезные потери в командном составе: 26 июля в бою с советскими истребителями получил ранение командир к-н фон Франкенберг, а спустя три дня был сбит зенитками и погиб его преемник обер-л-т К.Х.Кнот. Одна из причин таких потерь крылась в отсутствии истребительного прикрытия тихоходных и слабо вооруженных армейских разведчиков. В дневнике авиагруппы III/JG3 за 24 июля отмечено: «Группа имеет готовыми к действиям всего несколько «Мессершмиттов». Аналогичное положение сложилось и в других частях, поскольку отсутствуют поставки новых машин. Теперь летчики-истребители больше не в состоянии выполнять все заявки на сопровождение, особенно разведчиков. Удается обеспечить прикрытие лишь пикирующих бомбардировщиков». Укомплектованность самолетного парка армейской авиации достигла критического уровня. 30 июля генерал Гальдер с беспокойством отметил в своем дневнике: «Если собрать все имеющиеся самолеты типа «Хеншель», то можно пополнить подразделения, имеющие этот самолет. Однако и этих машин хватит лишь до 1 сентября. А потом этот тип самолета ис- чезнет вообще, поскольку пополнения материальной части нет». Действительно, производство Hs 126 прекратилось в начале 1941 г., а выпуск FW 189 разворачивался медленно, к тому же, требовалось время на переучивание экипажей. Самолеты KI 35, Ви 131, Fi 156 плохо подходили для ведения воздушной разведки, а использование в роли ближних разведчиков Bf 110 не могло рассматриваться как паллиативная мера - машин этого типа также не хватало. Под Киевом действовали всего три двухмоторных «мессера», которые входили в армейскую разведэскадрилью 7(F)/LG2, базировавшуюся в Белой Церкви. Они действовали в интересах 1-й танковой группы и при встрече с нашими самолетами не спешили покидать поле боя. Так, в документах 66-го ШАП приводится описание напряженного вылета звена И-15бис (ведущий л-т Н.Я.Кратинов), в ходе которого от огня Bf 110 все наши летчики получили ранения. И все же малочисленной немецкой разведывательной авиации удавалось следить за стратегическими изменениями советской группировки и наблюдать за ходом эвакуации, К середине июля германские разведчики уже тщательно отсняли Киев, все постоянные и временно возведенные мосты, другие важные объекты. Этим можно объяснить отсутствие полетов над городом с 20 по 22 июля. Буденный вносит коррективы в действия авиации В конце июля главком Юго-Западного направления маршал С.М.Буденный подписал несколько директив, направленных на увеличение эффективности ВВС. 27 июля он потребовал начать подготовку экипажей к ночным действиям. «Для организации тренировки выделить подготовленных инструкторов-руководителей, необходимое число самолетов, прожекторов и заправочные средства. Площадки ночной тренировки периодически менять. О работе с прожекторами каждый раз сообщать ближайшей воинской части и гражданским организациям…». Результаты этой директивы сказались, главным образом, осенью, а вот боевое распоряжение от 29 июля касалось немедленного обеспечения левого фланга 26-й армии, Буденный приказал генералу Кирпоносу сконцентрировать усилия всей ударной авиации на уничтожении наступавшего противника в районе Звенигородки. К сожалению, выполнить задачу не удалось. На следующий день вышли еще две директивы. В первой - «Об увеличении напряжения боевого использования авиации» - на основе обобщения оперативных сводок ВВС ЮЗФ указывалось, что в последнее время один самолет выполняет в сутки в среднем всего один вылет, причем, в основном, авиация используется для прикрытия различных объектов. «Количество сбрасываемых бомб недопустимо мало», -отмечалось в документе. При наличии более 50 бомбардировщиков и штурмовиков на головы врага 25 июля упало 17,5 т бомб, а на следующий день только 12,6 т. Главком требовал не допускать простоя исправных ударных самолетов, а также шире использовать для поражения войск противника И-153 и И-15бис, вооруженных бомбами. Справедливости ради надо отметить, что многие аэродромы размокли после дождей, и авиаторам приходилось или вовсе отказываться от их использования, или ограничивать взлетную массу своих машин. Так, эксплуатацию аэродрома Згуровка пришлось временно прекратить, а с аэродрома Ичня Як-2 из 136-го БАП могли летать только на разведку без бомб. В другой директиве - «О прикрытии бомбардировочной авиации истребительной авиацией» - анализировались причины больших потерь дальних бомбардировщиков. Например, из-за отсутствия истребительного сопровождения 4-й авиакорпус потерял с 23 по 25 июля 18 экипажей. «Потребовать впредь действия ДВА обязательно прикрывать истребительной авиацией, причем группу (девятку) прикрывать не менее чем дву-мя-одним звеном истребителей», - указал маршал. Он приказал генералу Кир-поносу провести расследование причин отсутствия сопровождения самолетов ДБ-3 и доложить о принятых мерах. Можно добавить, что в эти дни все вылеты дальних бомбардировщиков выполнялись днем. Как следует из германских источников, благодаря хорошему взаимодействию авианаводчиков, располагавшихся вблизи линии фронта, с истребительными подразделениями, немцам удавалось эффективно перехватывать группы советских бомбардировщиков, летящих, как правило, на средних высотах. С 23 по 25 июля асам эскадры JG3 и группы I/JG53 засчитали 32 победы, причем 20 побед были занесены на счет III/JG3. Несколько ‹Мессершмиттов» получили повреждения от огня стрелков ДБ-3, а командир 9-го отряда обер-л-т В.Бауер надолго вышел из строя из-за ранения, но в целом, командование 5-го авиакорпуса было удовлетворено результатами боев. Закончим обзор документов штаба Юго-Западного направления боевым распоряжением, подписанным 31 июля начальником штаба генералом А.П.Покровским. К тому времени воздушная разведка доложила, что противник восстановил железнодорожное движение и начал подвозить средства материального обеспечения и пополнения. «Главком приказал, -говорилось в документе, - организовать ночью налеты одиночных самолетов на железнодорожные перегоны на участках: Бердичев, Шепетовка; Житомир, Ново-град-Волынский, Шепетовка; одновременно для разрушения железнодорожных путей, линий связи и организации крушений выбросить диверсионные группы». Уманьская трагедия Рассмотрение всех обстоятельств гибели 6-й и 12-й советских армий (командующие генералы И.Н.Музыченко и П.ГПо-неделин) выходит за рамки данной работы. Отметим лишь, что обстановка для войск ЮЗФ непрерывно ухудшалась, особенно, начиная с 20 июля. Вскоре вражеские танковые дивизии перерезали железную дорогу Погребище-Черкассы и угрожали выйти на дорогу Христиновка-Черкассы - последнюю коммуникационную линию обеих наших армий. Озабоченный положением этих объединений командующий войсками ЮЗФ обратился 24 июля к Буденному с просьбой передать их в состав Южного фронта. Маршал поддержал Кирпоноса, и на следующий день Ставка ВГК санкционировала такое решение. К сожалению, это только усугубило положение полуокруженных войск, поскольку им не оказали действенной помощи штабы ни Юго-Западного, ни Южного фронтов. В частности, за 11 дней (с 14 по 24 июля) наша авиация не выполнила вылетов в полосе 12-й армии. И в последующие дни, когда начало смыкаться кольцо вражеского окружения на флангах этой группировки, «деятельность фронтовой авиации продолжала оставаться слабой и не целеустремленной», - констатировалось в одном из последующих отчетов. Относительно эффективными были лишь 23 вылета, выполненные экипажами 4-го авиакорпуса для ударов по механизированным частям противника на фланге 6-й армии. Однако, как отмечалось выше, они стоили больших жертв. «Чайки» взлетают для удара по наземным целям. Юго-Западный фронт, июль 1941 г. Командующий и штаб Южного фронта первое время очень плохо представляли положение вошедших в их подчинение армий. В оперсводке за 27 июля отмечалось: «Установить точное положение частей 6-й и 12-й армий невозможно из-за отсутствием связи и незнания обстановки штабами 6-й и 12-й армий. Посланные на самолетах делегаты связи не вернулись». Вероятно, это явилось одной из важнейших причин принятия решений, не отвечающих моменту. В это время противник намеревался расчленить наши части надвое и уничтожить их. Командарм-12 генерал Понеделин, возглавивший борьбу в трудных условиях, разгадал планы врага и, прикрывшись сильными заслонами с запада и востока, отходил главными силами на юг. Дивизии 1-й танковой группы вермахта бросились в параллельное преследование, стремясь как можно глубже обойти отходящие колонны. В отличие от советских штабов, не имевших данных разведки, немецкое командование оперативно получало информацию о противнике. Германские летчики не только следили за всеми крупными передвижениями советских войск, но попутно бомбили и обстреливали их. Зенитное прикрытие 6-й и 12-й армий оказалось совершенно недостаточным (43 пушки малого калибра и 81 среднего на 27 июля), к тому же, часть орудий использовалась для противотанковой обороны, а снарядов для 37-мм пушек недоставало. Однако потери советских войск от налетов авиации оказались невелики, поскольку главные усилия люфтваффе сконцентрировали на внешнем фронте планируемого окружения. В конце июля некоторую помощь обескровленным объединениям оказали подразделения ГВФ, однако существенно улучшить снабжение терпящих бедствие войск не удалось. Военный историк генерал М.Д.Гревцов отмечал, что боевая авиация с 25 по 31 июля почти не привлекалась для помощи 6-й и 12-й армиям, если не считать эпизодических ударов по противнику мелкими группами на стыке 12-й и 18-й армий (последняя находилась юго-западнее). Лишь в последующие дни предпринимались налеты на неприятеля большими силами, но было поздно - 1 -2 августа кольцо окружения уже замкнулось. Казалось бы, в след за передачей 6-й и 12-й армий в состав Южного фронта следовало передать и какую-то часть авиации. В частности, 44-ю и 64-ю авиадивизии, которые ранее действовали, преимущественно, в интересах объединения генерала Музыченко. Однако 30 июля их полностью переключили на решение задач Юго-Западного фронта. Не прошло и суток, как командование провело очередную реорганизацию. В последний день июля была создана так называемая Южная группа Юго-Западного фронта (начальник ВВС генерал Т.Т.Хрюкин), в состав которой вошли обе вышеназванные авиадивизии. Перед ними поставили задачу поддержать в первых числах августа новый контрудар 26-й армии. Но уже в который раз из-за плохого управления организовать действия авиации на должном уровне не удалось. Положение 6-й и 12-й армий становилось отчаянным. Заканчивались боеприпасы, горючее, медикаменты… Пытаясь помочь окруженным, Буденный приказал в ночь на 4 августа задействовать все имевшиеся в распоряжении ТБ-3. С их помощью удалось доставить из Днепропетровска и Полтавы 3400 снарядов разных калибров и 5 т горючего - всего 60 т различных грузов. Продолжить снабжение собирались и в последующие ночи, но этим планам не суждено было сбыться. 6 августа штаб Южного фронта телеграфировал генералу Понеделину: «В ночь с 5 на 6 августа вылетели самолеты для выбро-ски грузов. Не получили сигналов с земли, грузы не выбросили. Выло много костров и пожаров. С 6 на 7 будет повторный вылет…». К тому времени силы окруженных оказались почти исчерпаны, и вскоре наступила катастрофа. Из котла удалось выйти не многим, а среди лопавших в плен оказались и командующие обеих армий. В заключение этой главы приведем выдержки из двух немецких отчетов, дающих оценку действиям частей люфтваффе. «С 22 июня до окончания активных боев в районе Умани, - констатировал штаб 5-го авиакорпуса, - было сбито в воздушных боях 157 советских самолетов, уничтожено около 420 автомашин и 58 танков, подавлен огонь 22 различных батарей. Огромный ущерб, нанесенный окруженным советским войскам, не поддается точному учету». 23 августа штаб 2-го зенитного корпуса подписал свою победную реляцию: «В битве за Умань сбито 53 самолета, уничтожено 49 танков, 59 пулеметных гнезд, 7 наблюдательных постов, захвачено 140 различных единиц транспорта, 1155 военнопленных…». Подводя промежуточные итоги Попытаемся оценить немецкие потери в авиации. К сожалению, точных данных штабов 4-го воздушного флота и 5-го авиакорпуса обнаружить не удалось. По имеющимся германским документам можно приблизительно насчитать 350 самолетов всех типов, включая армейскую авиацию, уничтоженных или серьезно поврежденных в ходе 40-дневных боев на данном стратегическом направлении. Ущерб, понесенный ВВС Юго-Западного фронта, оказался значительно более серьезным. На основании учтенных сводок следует, что к 31 июля было безвозвратно потеряно 1750 самолетов, из них 1240 считались боевыми потерями и 510 - не боевыми (ЦАМО, Ф. 229. On. 181. Д. 25. Л. 50). Неприятельские зенитки сбили 161 самолет, истребители - 352 и, кроме того, стали причиной гибели большинства из 379 машин, числившихся как невернувшиеся с боевых заданий. Во время налетов на аэродромы было уничтожено 348 самолетов. Если к этим цифрам приплюсовать примерно 300 машин, брошенных при поспешном отступлении, то станет ясно: советская авиационная группировка на этом направлении оказалась чрезвычайно ослабленной. Состав ВВС ЮЗФ на 22.00 29 июля (без учета отдельных подразделений армейской авиации): Сравнив приведенные данные, с составом группировки на 17 июля («АиВ» № 1/2002), сделаем несколько комментариев. Во-первых, не только ряд авиаполков, но и управление 14-й САД командование вынуждено было вывести в тыл на переформирование. При этом командира соединения п-ка И.А.Зыканова в конце июля обвинили в некомпетентном руководстве, сняли с должности и отдали под суд. Во-вторых, поскольку новые самолеты на Юго-Западный фронт не поступали, приобрело первостепенное значение скорейшее возвращение в строй поврежденных машин. На фронте стали действовать эвакуационные подразделения, была создана трофейная служба. В задачи последней входили не только выявление, учет, охрана и эвакуация ценного имущества, но и ремонт его. Из-за дефицита специальных самолетов немцам приходилось использовать «Шторхи» в качестве армейских разведчиков Под Киевом действовали всего три Bf 110 В-третьих, продолжало сокращаться использование машин новых типов. Их доля в самолетном парке Юго-Западного фронта не превышала 10-15%, и на задания они вылетали реже (особенно Як-]), чем устаревшие машины. В-четвертых, основное пополнение поступало с Южного фронта, откуда в последней декаде июля прибыли 146-й ИАП, 45-й и 211-й БАП. Важное значение для поддержания боеготовности частей приобрели тыловые округа, прежде всего - Харьковский, а также различные школы и училища. Так, в 66-й ШАП прибыли: 27 июля 14 И-15бис с экипажами из Батайской школы, через день три И-15бис с экипажами из Ро-ганьской школы, а 2 августа эскадрилья И-153 с экипажами из формируемой 49-й авиадивизии. Усилили, кроме того, командный состав части: полк возглавил опытный п-к А.И.Сидоренко, а штаб - м-р И. Г Шувалов (их прежние части отвели в тыл). При всей важности восполнения потерь за счет различных «внутренних» резервов советское командование отчетливо поняло: война продлится долго и ключевую роль сыграют поставки на фронт новых самолетов. В постановлении ГКО №384 от 3 августа 1941 г. «Об обеспечении самолетами Южного и Юго-Западного фронтов» говорилось о закреплении за указанными фронтами двух авиазаводов: №31 в Таганроге и №135 в Харькове. Вскоре главком С.М.Буденный и член Военного совета Н.С.Хрущев прибыли в Харьков, где на встречах с заводчанами рассказали о важности их работы для конечной победы. Как и во всей советской авиации, полным ходом шел процесс разукрупнения действовавших полков. Например, на основе 48-го БАП были последовательно сформированы 261-й. 244-й, 255-й и 86-й полки. В конце июля на фронте значительно сократилось количество «безлошадных», то есть не имеющих закрепленных за ними самолетов, экипажей. Если в начале июня 1941 г. в Киевском ОВО летчиков было примерно на 10% больше, чем самолетов, в середине июля количество боегото-вых экипажей ВВС ЮЗФ примерно вдвое превышало количество самолетов и приблизительно втрое - исправных машин, то к концу месяца на 419 машинах (278 боего-товых) могли вылететь 448 летчиков. Остановимся на некоторых итогах применения соединений ДБА на Юго-Западном направлении. За первый месяц войны убыль материальной части составила 216 машин, из которых 145 ДБ-3 и ДБ-ЗФ входили в 4-й авиакорпус {эти потери не включены в итоговую сводку ВВС ЮЗФ за 40 дней войны)- Гибель дальнего бомбардировщика приходилась, в среднем, на 28,5 самолето-вылета. Более подробно статистику действий ДБА можно рассмотреть на примере 22-й авиадивизии. Соединение до конца июля 1941 г. потеряло 80 «ильюшиных». Одна из основных причин - большинство вылетов совершалось днем без прикрытия истребителей в условиях сильного противодействия германской ПВО. (Лишь в 17 вылетах наши экипажи атаковали неприятельские войска на подходе к фронту и в ближнем тылу ночью). За то же время в дивизию прибыли из тыла 38 летчиков, 42 штурмана, 197 стрелков и стрелков-радистов. А вот новых ДБ-ЗФ поступило всего три, которые передали в наиболее обескровленный 8-й ДБАП. Не менее важные изменения происходили и на противоположной стороне. Германские тыловые органы, прежде всего, из 8-го воздушного округа, предприняли меры по улучшению снабжения частей. Созданный в середине июня штаб 4-го воздушного округа особого назначения распространил свою зону ответственности до Днепра. На таких аэродромах, как Бердичев, Проскуров, Шепетовка, Полон-ное, создавались запасы вооружения, а в районе Белой Церкви - горючего. Разворачивали немцы на новых местах, например, в Ровно, авиамастерские. После завершения боев в районе Умани проводилась перегруппировка зенитных частей с учетом плана будущих операций. В интересах наземных войск достаточно интенсивно использовалась транспортная авиация, в частности, было доставлено значительное количество запасных моторов для 1 -й танковой группы. В конце июля поступило значительное пополнение новых самолетов - первое с начала «Барбароссы». 27 июля, когда облачность и дожди на Украине ограничили боевую работу, командир II/JG3 к-н Г.Голлоб получил приказ сдать оставшиеся Bf 109F-2 группе I/JG53, а самому принять только что выпущенные Bf 109F-4 (первые в эскадре). На следующий день группу полностью укомплектовали, и на аэродроме в Бердичеве летчики облетали новые машины. Уже утром 29-го часть собралась в Белой Церкви и ждала приказа продолжить боевые вылеты. Германский историк Х.Боог со ссылкой на архивные документы приводит следующий состав частей и соединений, действующих против Юго-Западного фронта {без учета армейской авиации) на 3 августа 1941 г. Увеличение количества авиагрупп 5-го авиакорпуса с 11 {на 22 июня) до 13 не должно вводить читателя в заблуждение - их численность была далека от штатной. По сути, противник ввел в бой всего одну свежую группу HI/JG52, ранее находившуюся в Румынии. При этом 4 августа немцы отправили в Вену на отдых и пополнение HI/KG55. На следующий день к ней присоединилась I/JG53, убывшая в Манхейм, а 11 августа убыла в тыл I/KG54. * * * * * Так закончился очередной этап борьбы на левом берегу Днепра. Этап, в котором авиация противоборствующих сторон сыграла важную роль. Главнокомандование направления, Ставка ВГК и лично Сталин по-прежнему считали основной задачей войск Юго-Западного фронта удержание Киева. Германское руководство требовало от соединений вермахта при поддержке люфтваффе скорейшим образом организовать борьбу за плацдармы южнее Киева для последующей переправы моторизованных частей 1-й танковой группы на восточный берег Днепра. #9633; Продолжение следует. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|