Постепенный уход


По завершении Второй мировой войны СССР, а позже и Польша поставили своим союзникам по «соцлагерю» множество По-2 , которые попали в вооруженные силы, гражданскую авиацию и аэроклубы.

Албания получила По-2 в 1947 г. Они применялись как по прямому назначению (учебные и связные), так и для патрулирования границы. В 1967 г. там еще эксплуатировался десяток машин. Во второй половине 1940-х гг. около полусотни По-2 поступило в ВВС Болгарии, в состав кото-

' Американцы в ходе этой войны называли Чарли всех северокорейцев и китайцев.

рых входили и аэроклубы. После выделения последних в отдельную структуру им «в наследство» досталось 49 По-2, небольшое количество «кукурузников» в санитарном и сельскохозяйственном вариантах получила гражданская авиация страны. Самолеты эксплуатировались до конца 1950-х гг. . В Венгрии в 1946-54 гг. 8 машин работали на внутренних линиях советско-венгерского общества «Масов-лет», а в 1955-60 гг. еще девять По-2 воссозданной авиакомпании «МАЛЕВ» занимались сельхозработами.

В гдр спортивная организация Gesell-schaft Sport und Technik в 1950-60-х гг. эксплуатировала 3 По-2 и 11 CSS-13. Монголия первые По-2 получила еще в годы второй мировой войны. После ее завершения в страну поступили еще 20 «кукурузников», которые применялись в гражданской авиации на протяжении 1950-х гг. В тот же период румыны использовали несколько По-2 и CSS-13 в аэроклубах и санавиации. В послевоенной Чехословакии до двух десятков По-2 летали в аэроклубах, однако были достаточно быстро заменены отечественными самолетами. А вот в Югославии По-2 с двигателями Valter Mikron эксплуатировались в аэроклубах до конца 1960-х гг. Дольше всех По-2 летали в Польше. Последний аэроклубовский CSS-13 был списан в 1978 г. Однако в 1984 г. местные энтузиасты его восстановили, и он вновь стал летать.

В СССР в конце 1980-х гг. была построена летающая реплика По-2. Аналогичную машину создали недавно в Харькове. Вместе с летающими венгерским CSS-13 и По-2 из коллекции француза Жана Салеса, а также несколькими музейными экземплярами это все, что осталось от многочисленного когда-то семейства.




Продолжение. Начало в «АиВ», №№3, 4*2002.




Индийские «Канберры» над Гоа

Операция «Виджай»

К моменту обретения Индией независимости на ее территории оставались португальские колонии-анклавы: Даман, Гоа с островом Анджив и остров Диу. Их общая площадь составляла 3611 км', население - 590 тыс. человек. Заставить далеких европейцев отказаться от своих владений индусы сначала попытались, используя испытанные на англичанах акции ненасильственного сопротивления. Но режим португальского диктатора Салазара проще смотрел на вещи, чем вынужденный считаться с общественным мнением британский Кабинет министров. И когда в один из дней августа 1955 г. индийцы провели массовую антиколониальную демонстрацию на улицах Гоа, португальские войска, долго не церемонясь, расстреляли ее. В знак протеста Дели разорвал дипломатические отношения с Лиссабоном. В кабинете Неру возобладало мнение, что освобождение Португальской Индии возможно лишь силой. Подходящий момент наступил в 1961 г. Внимание мирового сообщества, в т.ч. и главного союзника Португалии - США, было приковано к Конго, где американцам пришлось сотрудничать с индийцами. Салазар оказался в числе тогдашних политических маргиналов, и при защите своих заморских территорий мог надеяться только на силы своей страны. Индия же обоснованно рассчитывала на поддержку «всего прогрессивного человечества», и прежде всего - СССР.

Индийские штабисты спланировали операцию «Виджай», и к декабрю войска уже были сосредоточены вокруг анклавов. К участию в акции привлекли достаточно серьезные сухопутные силы - до 35000 человек. Флот отправил 12 кораблей, в т.ч. два крейсера. Внушительно были представлены и ВВС. Действовать в секторе Гоа предстояло 2-у тактическому авиацентру (№2 ТАС). В него вошли разместившиеся на авиабазе Пуна «Канберры» из 16-й и 35-й эскадрилий, «Хантеры» из 17-й и 37-й, а также дислоцированные на аэродроме Самбр «Вампиры» из 45-й и «Хантеры» из 17-й эскадрилий. Кроме того, в Самбре находилось импровизированное связное подразделение, состоявшее из «Харвардов», «Оттеров» и вертолетов Ми-4. Для поддержки войск, наступавших на Даман, привлекалось 2-е авиакрыло, силы которого тоже располагались на двух аэродромах. В Санта-Крус находились «Мистэры» из 1-й АЭ, а в Джамнагара - «Туфа-ни» («Ураганы» по-индийски) учебно-боевого крыла и 4-й АЭ, а также «Вампиры». Кроме того, по ходу боевых действий к участию в операции подключались самолеты других частей, например, «Либерейторы» из 6-й эскадрильи.

Так как высказывались предположения, что вместе с подкреплениями португальцы получили из метрополии истребители, была усилена ПВО Дели, которую дополнили «Хантеры» из 20-й и «Вампиры» из 10-й эскадрилий. Для выяснения обстановки 8-9 декабря боевые самолеты ВВС Индии несколько раз вторгались в воздушное пространство над колониями, но не обнаружили никаких истребителей. Не опасаясь противодействия, командование IAF решило постоянно вести воздушную разведку, используя для этого «Вампиры» 108-й АЭ.

Силы противника оказались весьма скромными - около 3500 военнослужащих, незначительное количество старых броневиков, минометов и орудий различных систем. Флот представляли фрегат «Афонсо ди Альбукерке», сторожевые катера «Сириус» и «Вега». В отличие от сухопутных войск, моряки располагали зенитной артиллерией: на кораблях были установлены две 76-мм и десять 20-мм пушек. Авиация португальцев состояла лишь из двух «транспортников»: DC-6 и «Супер Констеллейшна», находившихся в Гоа на аэродроме Даболим.

Индийцы перешли в наступление 18 декабря, и к концу дня захватили часть территории Гоа. Воздушную войну начали экипажи «Канберр» из 35-й эскадрильи во главе с уинг-комманде-ром Н.Б.Меноном. 12 самолетов в течение минуты сбросили на Даболим 28603 кг бомб, нанеся ущерб ВПП. В ходе этого налета Менон обнаружил оба португальских самолета, но решил их не уничтожать, рассчитывая, что разрушенная полоса исключает бегство, и они станут трофеями. Затем свои восемь «Канберр» привел командир 16-й АЭ уинг-коммандер Санндер Сингх. Они тоже отбомбились по ВПП

В то же время шестерка «Хантеров» из 17-й АЭ, ведомая ску-адрон-лидером Джаянт Сингхом, из бортовых пушек и НАРами обстреляла радиостанцию в Бамболиме, оставив после себя дымящиеся развалины. Индийские летчики почти не встретили сопротивления, лишь стоявший в порту Мармагао «Афонсо ди Альбукерке» безрезультатно обстрелял пролетавшие самолеты.

В Дамане утром того же дня стрелки батальона маратхов* захватили местный аэродром, а к 17.00 - деревеньку Гарден. Их поддержали «Мистэры», совершившие 14 вылетов для ударов по артиллерийским позициям португальцев.

Основные усилия авиации в тот день были направлены против Диу. Отсутствие должного взаимодействия между авиаторами и наземными частями привело к тому, что «Туфани» смогли появиться над полем боя лишь в 11.00, хотя раджпуты 20-го батальона начали наступление еще на рассвете и вскоре были остановлены сильным огнем противника. Особенно ожесточенным сопротивление оказалось у старой цитадели и вышки управления местного аэродрома. Четверка самолетов с 454-кг бомбами направилась к цитадели, однако ведущий заметил на земле белые трепыхающиеся полотнища и решил, что укрепление уже сдалось. Звено развернулось и сбросило бомбы в море. Вернувшись на базу, летчики узнали о своей ошибке - белые флаги ока-зались бельем, вывешенным на просушку местной прачечной ' Маратхи. раджпуты. сикхи - представители различных народностей или религиозных общин, отличающиеся высокими боевыми качествами. В Вооруженных Силах Индии из них формировались отдельные части.


Разрушенная башня управления аэродрома Диу



Во время войны в Гималаях индийцы активно использовали Ан-12 и С-119G


Ми-4 ВВС Индии над Ладакхой


С некоторых высокогорных площадок у индийцев могли работать только «Оттеры»

бригадой. Около 14.00 над крепостью появилась пара «Туфани» и отбомбилась по цитадели. После нее прилетела четверка и обстреляла НАРами вышку управления, радиостанцию и метеопост. Однако хорошо закрепившиеся у вышки португальцы продолжали вести огонь. Их сопротивление не смогли сломить еще несколько налетов «Туфани». Тогда свое слово сказали пушки крейсера «Дели». После того, как по вышке и цитадели отработал главный калибр, португальцы убедились в бессмысленности сопротивления и выбросили белый флаг.

Пока раджпуты штурмовали аэродром и цитадель, из гавани Диу вышли в море и попытались скрыться в нейтральных водах сторожевые катера «Сириус» и «Бега». Их обнаружила патрулировавшая над морем четверка «Вампиров», которую возглавлял флаинг-офицер П.М.Рамачандран. Реактивные «рамы» сразу же пошли в атаку, используя пушки и НАРы. В итоге Рамачандран потопил «Сириус»*, а его ведомые повредили «Бегу».

С наступлением ночи бои на земле затихли. В Дабо-лиме португальским авиаторам удалось воспользоваться передышкой. Проявив иберийскую гордость и немалый профессионализм, экипажи подняли в воздух с разбитого аэродрома оба «транспортника» и улетели на родину. Таким образом, индусы лишились, казалось бы, стопроцентных трофеев.

Утром 19 декабря капитулировали гарнизоны Дамана и о-ва Паникота. В Гоа индийцы продолжили продвижение. В районе н.п. Верна они встретили ожесточенное сопротивление и вызвали на помощь авиацию. Находившаяся над полем боя пара «Вампиров» из 45-й АЭ обстреляла позиции португальских пулеметчиков НАРами, но поразила… боевые порядки 1-го сикхского батальона, ранив двоих человек. Разозленные сикхи не остались в долгу: вскоре над местом их расположения появился курьерский «Харвард», не имевший почему-то опознавательных знаков. Ни за что ни про что он получил от своих массу пулевых пробоин.

В 15.30 капитулировал гарнизон н.п. Васко да Гама, после чего в руках португальцев оставались только порт Мармагао и поселок Маргао. Ближе к вечеру над первым прошли «Либерейторы», сбросив листовки с призывом к капитуляции. Это был завершающий вылет IAF в ходе операции «Виджай». На следующий день португальцы прекратили сопротивление. ' За этот успех Рамачандран был награжден орденом «Шаурья Чакра».

'' Названа по имени британского картографа, нанесшего ее на карты в 1914 г.

«Виджай» стала первой операцией индийских Вооруженных сил, в которой взаимодействовали все три их вида - армия, авиация и флот. ВВС внесли заметный вклад в быструю победу, совершив около 150 боевых вылетов.

Удар Желтого дракона

К концу 1950-х гг. между Индией и Китаем возникли серьезные противоречия вокруг вопроса о линии границы между государствами, которой считалась т.н. «линия Макмагона»**. Инициаторами раздора стали китайцы, которые утверждали, что соседи оккупировали часть их исконной территории. На границе произошло несколько вооруженных инцидентов, но сторонам какое-то время удавалось не доводить дело до серьезных столкновений. Катализатором полномасштабного конфликта стали внутренние события в КНР, где в 1961-62 гг. стал очевиден провал политики «большого скачка», общество и партия роптали, положение Мао на властном Олимпе становилось все более шатким. Как известно, в подобных ситуациях, чтобы укрепить свой режим, многие правители прибегали к небольшой и победоносной войне. По расчетам «великого кормчего», именно таковой предстояло стать операции по захвату спорных территорий в Тибете и Гималаях.

20 октября 1962 г. части НОАК обрушились на индийцев на всем протяжении «линии Макмагона». Удар нанесли весьма крупные силы, по оценке индийской прессы - не менее шести дивизий. Боевую авиацию китайцы не использовали, хотя считалось, что они держат в этом районе, как минимум, одну истребительную дивизию. Дело в том, что службы снабжения ВВС оказались во времена «скачка» сильно дезорганизованы и в условиях неразвитой дорожной сети на Тибете не смогли наладить должное обеспечение своих частей. Использование китай-



Китайские Ил-12 в аэропорту Лхаса

цами транспортной авиации подтверждается лишь косвенными данными. Так, некоторые источники Поднебесной указывают на применение вертолетов Ми-4. которые хорошо себя проявили в «боевых действиях на юго-западной границе» при перевозке десантников и эвакуации раненых. Вполне вероятно, для снабжения войск при помощи парашютного десантирования грузов задействовали транспортные самолеты: рядом был аэропорт тибетской столицы Лхаса, откуда в то время регулярно летали Ли-2. Ил-12иИл-14.

Индийцы на этом ТВД боевыми самолетами не располагали вовсе. Роль авиации в Северо-Восточных Пограничных Территориях (далее - СВПТ) и Лада кхе традиционно сводилась к снабжению разбросанных по горам отдельных гарнизонов, занимавших укрепленные посты. Причем часто грузы им можно было лишь сбрасывать на парашютах, для чего использовались как старушки-«Дакоты», так и Ил-14 из 14-й АЭ. В некоторых высокогорных районах существовали площадки, с которых могли работать одномоторные DHC-3 Otter. Действовали в регионе и несколько вертолетных эскадрилий, оснащенных Bell 47G-3 и Ми-4. В долинах располагалось небольшое количество более-менее пристойных аэродромов, некоторые из них могли принимать машины разных классов, включая Ан-12. Так, в Ладакхе были построены четыре аэродрома: Чушул. Лех, Тхойсе, Фукче. Помимо этого, индусы подготовили несколько ВПП, которые могли претендовать на звание самых высокогорных в мире, например, расположенная на высоте 5150 м площадка Долет-Бег-Олди.

О том, что началась очередная война, командование IAF никто известить не удосужился. Уже три часа на земле шли бои, когда над местом сражения появилась «Дакота», экипаж которой пребывал в благостном неведении и готовился сбросить очередную партию груза. Внезапно на самолет обрушился массированный огонь китайцев, стрелявших едва ли не в упор с окружающих горных склонов. С-47 получил множество пробоин, но экипажу все же удалось вернуться на свою базу.

Основной удар НОАК был направлен на сектор Цангдхар на СВПТ, оборонявшийся 4-й пехотной дивизией. С ней взаимодействовали вертолетчики, занимавшиеся эвакуацией раненых, связью, а время от времени и разведкой. В первый же день боев индийцы потеряли здесь два Bell 47G. Вертолет скуадрон-лидера А.С.Уильямса попал под огонь китайцев и совершил вынужденную посадку. Летчик остался жив и сумел вернуться к своим. А вот пилот другого вертолета скуадрон-лидер Сехгал и два его пассажира погибли.

В секторе Зимизаунг работали Ми-4. Здесь китайцам удалось сбить одну «четверку», а другую целехонькой захватить на земле. Отчаянное положение сложилось для индийцев в Валон-ге. Держаться защитникам помогали «Оттеры», которые остались единственным средством связи с «большой землей». Взлетать и садиться экипажам приходилось с полосы, находившейся под постоянным артобстрелом. В результате один самолет получил повреждения и, когда 16 ноября китайцы захватили аэродром, пополнил их трофеи.

С началом войны индусы развернули в Ладакхе 3-ю пехотную дивизию, которую, в основном, перебросили на Ан-12 и С-119G. используя аэродромы Лех и Чушул. Для этого «транспортники» выполнили свыше 150 вылетов, и в том числе доставили два взвода легких танков АМХ-13. Их появление в «заоблачных высях» оказалось неожиданным для китайцев, и предпринятая при поддержке бронетехники индийская контратака имела успех. Ан-12 и C-119G применялись также для сброса грузов с парашютами. Особенно на этом поприще отличились экипажи «Анов»: потери сброшенных ими предметов снабжения не превысили 5%.

21 ноября КНР прекратила боевые операции, и руководство страны предложило Дели подписать соглашение о прекращении огня. Неру пришлось согласиться: война была проиграна, лишь на одном западном участке НОАК захватила 43 опорных пункта. Потери индийцев составили 1383 человека убитыми, 1696 без вести пропавшими и 3968 пленными. Китайцы, удовлетворившись итогами месячного блицкрига, сделали широкий жест - в знак «дружбы и братских чувств» отвели свои войска в южном секторе за «линию». Вскоре они возвратили пленных и, как ни странно, трофеи, в частности, упоминавшиеся «Оттеры» и Ми-4.

Анализируя описанные события, возникает вопрос: почему же Дели не направил хотя бы несколько боевых эскадрилий в Гималаи? Представляется, что прежде всего Неру не хотел эскалации конфликта и не желал применять боевые самолеты, дабы не вызвать аналогичные действия со стороны противника. Кроме того, в Дели серьезно опасались китайских авиаударов по своим городам и сосредоточили для их защиты все истребительные части. Индийцам также приходилось считаться с возможностью прорыва НОАК в долины, и, возможно, они придерживали ВВС на такой случай.

Сразу после 20 октября в западных столицах заговорили о «новом Чингис-хане», «накате желтой волны», «коварном Желтом драконе» и т.д. Индию стали активно снабжать оружием и снаряжением. Организовали воздушный мост, на котором, в частности, работали 12 «Геркулесов» ВВС США и «транспортники» Королевских ВВС. Среди поставленной в то время авиатехники следует упомянуть дополнительную партию C-119G, канадские «Оттеры» и «Карибу». СССР оказался в очень неудобном положении, ведь между собой воевали его союзники (трения с китайцами тогда только начинались). Однако кремлевские мудрецы быстро определились, посчитав, что КНР как соцстрана, по отношению к Индии является «старшим братом», и товарищу Мао следует проявить государственную мудрость. Помощь Дели не прекратилась, в частности, не были аннулированы контракты на поставки «МиГов», и уже в декабре первые шесть истребителей прибыли на берега Ганга. Не будет лишним отметить, что никакого понимания такая позиция в Пекине не нашла.

Высокогорный конфликт имел ряд далеко идущих последствий. Индия внезапно получила существенно более сильного, чем Пакистан, противника, располагавшего неизмеримо большим потенциалом, в т.ч. и ядерным оружием. Бои показали, что армия страны не отвечает современным требованиям и ее необходимо срочно модернизировать. Одним из шагов в этом направлении стало начало собственной ядерной программы. Зато па-кистано-китайское сближение получило новый толчок. Исламабад обрел весьма надежного союзника и поставщика оружия.

Продолжение следует

Авторы выражают признательность за оказанное Содей ствие Е.Р.Пипаку, г.Киев.









 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх