С-1, ставший трофеем финнов


У-2/По-2 поставлялись иностранным военным формированиям, создававшимся на территории СССР, и армиям государств, с которыми в ходе наступательных операций взаимодействовали советские войска. Наибольшее количество машин получили поляки: к началу мая 1945 г. ВВС «Людовего Войска Польскего» при общей численности в 882 боевых и вспомогательных самолета располагали 330 По-2 и 12 санитарными С-2. Эти самолеты состояли на вооружении 27 полков и отдельных эскадрилий различного назначения (бомбардировочных, транспортных, связных, корректировочных и пр.).

Около двух десятков У-2 и По-2 получили в 1943-45 гг. чехословацкие военные формирования. Все самолеты применялись в качестве связных и курьерских, в т.ч. выполняя полеты к партизанам в Словакию. До четырех У-2 в качестве связных эксплуатировалось в знаменитом французском истребительном полку «Нормандия-Неман». Более 10 поликарповских бипланов со второй половины 1944 г. действовали в составе Народно-освободительной армии Югославии. На них выполнялся практически весь спектр боевой работы, характерный для самолетов этого типа, и, кроме того, велась подготовка кадров для новых югославских ВВС. И совсем уж неожиданное применение нашел заслуженный самолет-боец в Румынии. В 1945 г. королю Михаю Сталин подарил два По-2. Монарх, будучи неплохим летчиком, охотно летал на них на охоту и т.п.

Как же немцы воспринимали У-2? Поначалу - никак: много они повидали и насбивали подобных «этажерок» в предыдущие кампании в Западной Европе и на Балканах. И эта машина рассматривалась как легкая добыча для летчиков и зенитчиков. Но вскоре поликарповские «старички» превратились в ночной кошмар фронтовиков, и немцы оказали скромному биплану своеобразную честь, наградив его массой прозвищ: от полупрезрительного «русс-фанер», полушутливых «кофемолка» и «швейная машинка» до вполне уважительного «ночной фельдфебель» {«ты его не любишь, но он каждую ночь приходит в твой окоп, и никуда ты от него не денешься»). Наглядно иллюстрирует такие настроения запись в дневнике погибшего немца. «Полковой наблюдательный пункт разрушен проклятыми «кофемолками». Каждую ночь нас атакуют двадцать-тридцать бомбардировщиков, склеенных из дерева и легкой материи, снижаясь до трех метров. Это невозможно выдержать. Ночные бомбежки становятся все мощнее, до самого утра эти проклятые машины не дают нам покоя. Когда они выключают мотор, слышно, как воют «подарки», а затем раздается взрыв. Самое обидное, что противника не видно и не слышно. Ты беспомощен. В такие моменты тебя охватывает ярость, хочется выбежать во двор и бешено стрелять из автомата. Но этого делать нельзя, можно выдать свое расположение».

Командование люфтваффе тоже осознало «проблему У-2». Появился ряд приказов, нацеливающих личный состав на борьбу с легкими «ночниками». Один из них, подписанный командиром 1-й эскадры 4-го ВФ генералом Хюбе, гласил: «Службой воздушного наблюдения замечена активизация легкой русской авиации в тылах нашей полевой армии. Самолеты обеспечивают вооружением партизанские отряды, которые усиливают борьбу, совершают диверсии на железных дорогах, нападают на гарнизоны и крупные населенные пункты. Сложность борьбы с русской авиацией усугубляется тем, что полеты совершаются ночью или днем в условиях плохой видимости и тяжелой облачности.

Наша цель одна - пресечь эти действия, не дать возможности русским летать, как дома. Приказываю:

Усилить подготовку летчиков для работы ночью.

Организовать начало вылетов примерно за час до рассвета с тем. чтобы перехватывать русские самолеты на обратном пути.

Усилить зенитными орудиями гарнизоны, находящиеся в зонах действия красной авиации, чтобы по всему маршруту создать ожесточенный и непрерывный огонь.

Легкий самолет, именуемый у нас «русс-фанер», приравнять к боевым истребителям, состоящим на вооружении Красной Армии. За каждую уничтоженную машину соответственно выплачивать летчикам денежное вознаграждение, представлять к орденам, содействовать в продвижении по службе».

Как говорится «Комментарии излишни »

Поначалу для борьбы с «кофемолками» в ночное время немцы привлекали специально подготовленных летчиков обычных истребительных эскадр, однако их успехи оказались невелики. Определенными достижениями могли похвастаться асы JG 54, действовавшие на Волховском фронте. Однако среди сбитых ими за лето 1942 г. 56 советских «ночников» далеко не все были У-2. Под Сталинградом против советской ночной авиации использовались Не 111 из KG 55, экипажи которой заявили о 30 сбитых самолетах различных типов. Постепенно к борьбе с ЛНБА немцы стали привлекать ночные Bf 110, а также истребительные варианты бомбардировщиков Do 217 и Ju 88. Как показал опыт боев, эти самолеты не очень-то годились для борьбы с «тихоходами». Так, «двести семнадцатые» при скорости менее 200 км/ч просто сваливались. Наиболее подходящими машинами для борьбы с По-2 оказались переоборудованные в ночные истребители разведчики FW189 и легкие многоцелевые «двух-моторники» FW 58. Однако эти «эрзац истребители» оснащались РЛС FUG 212 и установленной в фюзеляже почти вертикально автоматической пушкой MG 151/15 или 20 (т.н. «Шрэге Музик»), появились в частях уже под конец войны и особой роли не сыграли.

Как правило, на первых порах ночные истребители искали У-2 «вслепую» на маршрутах их пролета за линию фронта и обратно. Затем была выработана более совершенная тактика, основанная на взаимодействии с прожектористами. Последние, захватив У-2 в лучи, давали наведение для дежуривших в воздухе «сто десятых». Истребитель подходил, сбивал и ожидал следующую жертву. Прожекторы тухли и загорались при подходе нового У-2: немцы без труда рассчитывали время очередного включения, зная, что советские бомбардировщики идут поодиночке с интервалом в 3-5 минут Новая тактика впервые была применена в ночь на 1 августа 1943 г. на Кубани и оказалась неожиданной для наших экипажей - тогда женский полк потерял четыре самолета и восемь человек. Все они были сбиты обер-фельдфебелем А.Коцёком. В целом с 1942 по 1945 гг. германским ночным истребителям удалось сбить 1041 советский самолет. Учитывая, что по ночам действовали не только По-2, но и масса других машин, можно констатировать, что до конца войны истребителям люфтваффе так и не удалось полностью решить проблему борьбы с «русс-фанер».








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх