|
||||
|
«Грипен» и его конкурентыЧасть II. «Рафаль Андрей Ю. Совенка/ «АиВ» Фото Dassault Aviation Ударный самолет Rafale В выполняет демполет Rafale В strike aircraft in demonstration flight Для «Рафаля» одним из важных следствий интеграции систем управления самолетом и двигателями стала возможность выполнять в автоматическом режиме некоторые элементы полета: координированные развороты,заход на посадку с выдерживанием заданного соотношения между сопротивлением и тягой, катапультный взлет с авианесущих кораблей, полет с огибанием рельефа местности и др. Тем временем летчик может сосредоточиться на решении тактических задач. Представители «Дассо» особо подчеркивают высокий уровень надежности ЭДСУ «Рафаля» (три цифровых канала и один аналоговый), которая, по их словам, работает хорошо, а у конкурирующих истребителей именно эта система вызывает проблемы (вспомним два разбившихся «Грипена»). Благодаря постоянному автоматическому контролю ЭДСУ гарантирует безопасное пилотирование даже в случае различных аэродинамических и конструктивных ограничений (например, вызванных большим грузом на внешней подвеске или боевыми повреждениями). Таким образом, пилот может не стесняясь давить на ручку. В результате важнейшим обстоятельством, ограничивающим маневренные возможности «Рафаля», стала способность экипажа переносить высокие перегрузки. Критическим в этом отношении является расстояние по вертикали между сердцем и головным мозгом человека, поэтому (для сокращения этого расстояния) спинки сидений на «Рафале» отклонены на 29°. В то же время летчикам обеспечивается достаточный обзор зака-бинного пространства. Пожалуй, главным элементом оборудования любого современного истребителя является РЛС. На «Рафале» установлен радар RBE2, созданный совместными усилиями Thomson-CSF и Dassault Elec-tronique. Это первый серийно производящийся западный истребительный радар с фазированной антенной решеткой (первый в мире – на МиГ-31). Электронное сканирование и мощный процессор дают этой станции возможность одновременно выполнять несколько функций: обнаруживать и сопровождать воздушные цели, генерировать трехмерную карту местности для автоматического следования рельефу, генерировать двухмерную карту для навигации и поиска наземных и морских целей, вести разведку, применять широкий спектр средств поражения и обеспечивать все-погодность применения самолета. Как утверждается в рекламной информации по самолету, в воздушном бою RBE2 может сопровождать до 40 целей, наделять приоритетами восемь из них, одновременно атаковать четыре. Эта РЛС позволяет также вести огонь из пушки, автоматически посылать запрос «свой-чужой», выполнять одновременный поиск разнородных целей, в частности, низколетящих вертолетов в одном секторе пространства и сверхзвуковых истребителей в другом. Эти способности кажутся фантастическими, однако ничего невозможного здесь нет. Применение ФАР избавило от необходимости поворачивать зеркало антенны в нужную сторону, а электронное перенацеливание луча можно производить практически мгновенно. Теперь все зависит от мощности компьютера и совершенства программного обеспечения. Полноразмерный макет «Рафаля» на вышке для испытаний системы Spectra Full-size Rafale model on the tower intended for Spectra system tests Второй опытный Rafale M на палубе авианосца «Фош» The second Rafale M test aircraft on Fosh aircraft carrier deck Работая в режиме разделения времени, например, между задачами огибания рельефа местности и целеуказания запущенной ракете, RBE2 последовательно выполняет элементарные циклы операций по каждой из задач и затем переключается на следующую. Фокус в том, что станция делает это очень быстро. И хотя каждая задача решается дискретно, но практически перерывы настолько малы, что серьезной погрешности в траектории полета самолета или наведении ракеты накопиться не успевает. Rafale В дозаправляется в полете. Видны макеты чувствительных элементов системы OSF Air refueling of Rafale S. Models ofOSFsystem sensitive elements are visible Кстати, благодаря RBE2 на «Рафале» реализован новый принцип наведения ракет «воздух-воздух» с радиолокационной головкой самонаведения. На начальном участке траектории ракета может лететь, не получая сигналов от цели, руководствуясь только командами RBE2, поступающими по защищенной радиолинии «самолет-ракета». Оказавшись на достаточно близком расстоянии, головка ракеты сможет сама захватить цель. Это повышает дальность пуска и, возможно, позволяет атаковать цели с пониженной радиолокационной заметностью. Другой «изюминой» французского суперистребителя является система самообороны «Спектра» (Spectra), разработанная совместно Thomson-CSF, Dassault Electro-nique и Matra. Утверждается, что система располагает комплексом датчиков, перекрывающим весь спектр угроз, чем значительно повышает выживаемость «Рафаля». Впервые установленная на самолет в мае 1998 г., «Спектра» обеспечивает обнаружение угроз на довольно больших дальностях, их идентификацию, позволяет оптимальным образом реагировать на них пилоту либо автоматике. Такой реакцией могут быть радиопротиводействие, отстрел тепловых ловушек, энергичное маневрирование или комбинация этих средств. Справедливости ради нужно сказать, что в том или ином виде подобная система существует на любом современном боевом самолете, особенность же французской состоит в том, что она содержит «библиотеку угроз», составляемую летчиками и инженерами с учетом приоритетов, характерных для конкретного театра боевых действий. Создавая свой суперсамолет, специалисты «Дассо» не могли не сознавать, сколь дорогим он в результате получится. Чтобы хоть как-то сэкономить, решили снизить затраты на эксплуатацию с помощью так называемой «объединенной системы наземной поддержки». Задумана она была еще на самых ранних стадиях проектирования и, как заявляют, вобрала опыт эксплуатации «Миража-2000». Концепция системы базируется на нескольких важнейших обстоятельствах. Во-первых, наличие бортовой системы контроля, призванной мгновенно предоставлять наземному техническому персоналу информацию о текущем состоянии самолета. Во-вторых, приспособленность бортового оборудования «Рафаля» для внешнего тестирования. В-третьих, модульная архитектура этого оборудования, позволяющая быстро заменять неисправные блоки. Все это уменьшает потребность в наземном оборудовании, инструментах и специалистах. Так как проверка состояния бортовых систем и подвески вооружения происходит автоматически, то время подготовки к повторному вылету сокращается до 15 минут, замены двигателя – до 1 часа, а заправки – до 4-7 минут. Когда читаешь о «Рафале», главное – не поддаться магии рекламных фраз. Так, при более подробном знакомстве неожиданно выясняется, что те экземпляры, которые сейчас поступают на вооружение ВВС Франции, вовсе не являются многофункциональными самолетами, а представляют собой довольно тривиальные истребители завоевания господства в воздухе. Их фактическая неспособность наносить удары высокоточным оружием по наземным целям и кораблям объясняется не до конца отработанным матобеспечением радара. «Дассо» обещает завершить эту работу лишь к середине 2004 г., когда в производство пойдут «Рафали» второй партии. А реализация разведывательных функций вообще запланирована на 2006 г. Так что помещенные здесь фотографии самолета с подвесками, включая ракеты «Апач» и модульное оружие ASM, пока не более чем эффектная реклама… Сейчас «Рафаль» интенсивно совершенствуется. Кроме перечисленного выше, на него планируется установить опто-электронную систему обзора передней полусферы OSF, которая создается совместно фирмами Thomson-CSF и Sagem и, возможно, станет наиболее выдающейся особенностью истребителя. Как объявлено, OSF будет стоять только на французских самолетах и на экспорт поставляться не будет. Оснащение системой серийных машин запланировано на 2004 г. Работает OSF в видимом и инфракрасном диапазонах волн, имеет несколько режимов в зависимости от дальности действия. Благодаря наличию телевизионного, инфракрасного и лазерного приемников система позволяет самолету действовать в плохих метеоусловиях и при сильном радиопротиводействии. Фактически в распоряжение летчика предоставляется как бы второй радар, только работающий в пассивном режиме. В частности, максимальная дальность обнаружения угрозы составляет 150 км, а полная идентификация целей возможна с 40 км. OSF может сопровождать одновременно до 20 целей и наделять приоритетом 8 из них. Блок чувствительных элементов системы расположен перед лобовым стеклом кабины пилота и имеет очень широкий угол обзора. Утверждается, что по своим возможностям французская система превосходит своего единственного конкурента – аналогичную американскую систему IRST. Mirage 2000-9 – недорогая альтернатива «Рафаля» Mirage 2000-9 is inexpensive alternative of Rafale Сложная форма фюзеляжа и воздухозаборников снижает заметность самолета Complicated fuselage and intakes forms make the aircraft low-observable Вариант подвески оружия для выполнения ударной миссии: 2 УР «Апач», 4 УР «Мика» и ПТБ общим объемом 6000 л Variant of external armament mounting for attack mission. The armament includes two Apache missiles, four Mica missiles and external fuel tanks of 60001 total capacity OSF планируется применять в тех случаях, когда требуется получить максимум информации о воздушной обстановке и обеспечить собственную скрытность. Например, обнаруженный «Спектрой» самолет противника можно сопровождать с помощью OSF, а РЛС включить лишь на короткое время, необходимое для атаки. Заметим также, что эта система может быть очень эффективной против летательных аппаратов, выполненных по технологии «стеле». Изначально предназначенная для работы исключительно по воздушным целям, OSF должна получить способность эффективно обозревать поверхность земли и моря. У разработчиков есть надежда использовать ее для навигации во время ночного полета. Нельзя также не признать, что OSF пригодна и для разведывательных целей. И все же ни одна система не лишена недостатков. Так, размещение OSF на верху фюзеляжа затрудняет использование лазера для подсветки наземных целей при атаке их управляемым оружием, а значит, «Рафаль» все равно нуждается в специальном контейнере с таким оборудованием. Раз уж мы заговорили об оружии «Рафаля», то просто обязаны повторить вслед за рекламной брошюрой – соответствующие системы самолета дают возможность применения любых из существующих или разрабатываемых авиационных средств поражения (там, правда, не уточняется – только французского происхождения или и других тоже). Считается, что широкая номенклатура вооружения обеспечивает гибкость использования самолета и позволяет точно настраивать состав «подвески» под конкретную миссию. А выбрать есть из чего: кроме уже принятых на вооружение образцов, на «Рафале» предусмотрено применение новейших ракет класса «воздух-воздух» малой дальности «Мажик 2» (Magic 2) и средней дальности «Мика» (Mica) с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, а также ракет «воздух-поверхность» типа «Апач» (Apache). Они могут быть дополнены модульными ракетами ASM, предназначенными для нанесения «хирургически точных» ударов по наземным целям, и противокорабельными ракетами ANS. Весь этот арсенал, а также топливные баки, можно разместить на 14 (!) узлах внешней подвески (версия ВВС) и 13 узлах (ВМФ), включая 5 узлов для тяжелых грузов (более 1 т). Приборное оборудование кабины Flight-instrument equipment in cockpit Кроме того, все варианты самолета оснащены встроенной пушкой Defa791 калибра 30 мм производства Giat Industries. Темп стрельбы орудия 2500 выстрелов в минуту, боезапас не сообщается. И опять настал момент задуматься. Они научили самолет поднимать в воздух все виды авиационного вооружения? Прекрасно! Но где они возьмут летчика, который мог бы с умом применить весь наличный арсенал? Да и в человеческих ли это силах вообще? Ведь каждый боеприпас требует от пилота обширных знаний, связанных со спецификой его применения, освоения особых тактических приемов, отработки устойчивых навыков обращения с различными элементами бортового оборудования, причем желательно – ночью в плохую погоду и при сильном радиопротиводействии. Вот когда понимаешь, зачем «Рафаль» оснастили «менеджером подвесок», упомянутым в начале этой статьи! Но есть проблемы, от которых не спасает даже самая навороченная авионика. Как быть, например, со следующим вопиющим несоответствием? Тактические навыки или, если хотите, рефлексы, образ мышления и, боюсь, даже личные качества летчика-истребителя, привыкшего чувствовать себя королем неба, в корне отличаются от аналогичных свойств пилота ударной машины, задача которого – как можно незаметнее подкрасться к цели, прижимаясь к самой земле. Чтобы один человек мог одинаково хорошо выполнять обе эти задачи… это вряд ли, и вся история авиации – тому подтверждение. В разные годы появлялись более-менее универсальные самолеты, но вывести породу универсальных летчиков еще не удалось никому. Так стоит ли создавать суперсамолеты? «Рафаль» на рынке 15 января текущего года министр обороны Франции Ален Ришар объявил, что в дополнение к заказанным в сентябре 13 «Рафалям» правительство заказало еще 48 машин со сроками поставок до 2005 г. Министр подтвердил, что страна по-прежнему нуждается в 294 таких самолетах. Это довольно много по современным понятиям, но все же намного меньше, чем рассчитывала продать «Дассо» – на ранних стадиях программы речь шла о поставках не менее 500 самолетов, и это только на внешние рынки. Однако время идет, «Рафаль» уже достиг определенной экспортной зрелости, а о серьезных намерениях какой-нибудь страны приобрести его что-то не слыхать… На авиасалоне в Сеуле в октябре прошлого года Корея так и не сделала долгожданного заявления и начала новый этап сравнения «Рафаля» с американскими самолетами. В недавнем конкурсе в Арабских Эмиратах – традиционном рынке сбыта оружия пятой республики – французский суперистребитель проиграл F-16 серии 60. Причин этому много, но главная – обвальный рост стоимости самолета за последние годы. (По какой цене он выставлялся в Эмиратах, неизвестно, но ВВС Франции приобретает «Ра-фали» примерно по 62,5 млн. USD.) В результате из предмета национальной гордости он постепенно превращается в повод для серьезной критики. Чтобы сохранить свои позиции на рынках оружия, «Дассо» пошла по довольно распространенному в наши дни пути. На авиасалоне в Дубай (ОАЭ) в марте этого года наряду с «Ра-фалем» она представляла новый многоцелевой истребитель «Мираж 2000-9», обладающий некоторыми особенностями героя этой статьи, но значительно более дешевый. Так же, как и «Рафаль», новый «Мираж» (кстати, специально созданный для ВВС Эмиратов) способен нести ракеты «Мика» и «Апач», а в бою на больших дальностях одновременно атаковать 4 воздушные цели. Предложение имело успех: ОАЭ заказали 30 машин варианта «2000-9» и заключили контракт на модернизацию имеющихся в стране 33 истребителей «Мираж 2000». Новый успех «Миража» привел к дальнейшему усилению критики «Рафаля». Масла в огонь подливают и отсрочки в реализации отдельных функций самолета, о которых написано выше. Объективно они угрожают уменьшить значение его потенциальных преимуществ перед конкурентами. Да, но с другой стороны, программы конкурирующих самолетов также отстают от первоначальных графиков… В общем, французам, похоже, не стоит слишком драматизировать ситуацию на внешних рынках. Все-таки их самолет имеет ряд явных преимуществ перед соперниками. По грузоподъемности он превосходит «Грипен», в него заложено больше функций, чем в «Еврофайтер», он лучше оборудован, чем новейшие версии F-16. Кроме того, в последнее время усилия «Дассо» на мировых рынках вооружений находят действенную поддержку правительства. Взять хотя бы такой пример: первое подразделение «Рафалей», которое будет сформировано из 10 самолетов к 2002 г., будет носить демонстрационный характер. Когда какой-либо потенциальный покупатель проявит серьезный интерес к машине, эта эскадрилья, вместо того, чтобы крепить оборону воздушных рубежей Франции, должна отправиться в страну-покупатель и на месте продемонстрировать свое великолепие. Так что, даже если французы и не продадут ни одного «Рафаля» за рубеж, то по крайней мере внесут свой вклад в организацию маркетинга боевых самолетов. Основные ЛТХ истребителя Rafale В Размеры, мм: -размах крыла 10860; -общая длина 15270 -высота 5340 Площадь крыла, кв. м 46,0 Силовая установка: -двигатель 2xSNECMA M88-2, тяга максимальная бесфорсажная, кН 73,230 -тяга максимальная форсажная, кН 92,900 Массы, кг:, -пустого снаряженного 9060(9670*) -максимальная взлетная 24460 ' -максимальной внешней нагрузки 9500 I '. Летные характеристики: макс, скорость, км/ч -Н=0км 1390 -Н=11 км М=2,0 взлетная дистанция, м -истребительная миссия 400 -ударная миссия 600 боевой радиус, км -на малой высоте (4 УР «Мика», 1 2 бомб кал. 250кг, ПТБ на 4000 л) 1055 на большой высоте (8 УР «Мика», ПТБ на 6000 л) 1760 максимальная перегрузка +9 j * Для Rafale M |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|