|
||||
|
РАЗВЕДЧИКИ U-2 НАД КИТАЕМ ИЛИ ЗЕНИТЧИКИ УСТАНАВЛИВАЮТ РЕКОРДЫ (Окончание. Начало в № 2,3/2002 г.) Еще до уничтожения U-2 в Шанжао китайские военные предположили, что на самолете есть новое радиоэлектронное оборудование. Изучение сбитого шпиона могло предоставить доказательства. И действительно, при осмотре обломков и сличении аппаратуры с предыдущим самолетом обнаружили небольшой блок размером примерно в пачку сигарет. Позже выяснилось, что это детектор облучения РЛС, выдающий световой и звуковой сигнал двух типов – при удалении свыше 60 км от источника и менее 60 км, то есть когда наступала повышенная опасность. Китайцы новую систему называли почему-то "двенадцатой системой" и в ответ стали модифицировать свое оборудование и изобретать методы радиоэлектронного противодействия. Свое оборудование они назвали "системой противодействия № 1". 8 мая 1964 г. 2-й зенитный батальон передислоцировали во Внутреннюю Монголию. 7 июля, ровно через месяц после получения наград за сбитый 1 ноября 1963 г. U-2, они подтвердили свое звание "героев", сбив еще одного нарушителя. В тот день тайваньцы решили провести разведывательную операцию масштабно – двумя высотными разведчиками, с одновременным отвлекающим маневром. В 8-19 из Тайваня на северо-восток вылетел первый U-2, в 8-34 он вторгся на континент в районе Шанхая, позднее его обозначили как "северный" U-2. В 9-03 на юго-востоке от Гуанчжоу обнаружили второй U-2, его затем называли "южным". В 9-44 он вторгся на континент, а в 10-53 появилось новое сообщение, что, вероятно, в 11-10 над континентом появится RF-101. Как правило, самолеты RF-101 ВВС Тайваня совершали тактическую разведку КНР на высотах 100-150 м со сверхзвуковой скоростью. Бывшему комадиру 2-го батальона Юэ Чжэньхуа пришлось решать более сложную тактическую задачу. Формально "Герой ВВС" уже получил новую высокую должность зам. комдива и начальника штаба, но сдать батальон своему преемнику и убыть к новому месту службы не успел. В предыдущем удачном пуске для уничтожения единственного U-2 задействовали четыре батальона, а в этот раз в воздухе находились три разнотипных самолета, им противостоял всего один ЗРК с четырьмя ракетами. В мировой практике подобная ситуация еще не встречалась. Но комбат рассчитывал на накопленный опыт личного состава и новую "систему противодействия № 1". В 11-33 первый U-2 появился в районе Синчэ- на, второй – в районе Шанжао. Одновременно получили информацию о RF- 101. По расчетам, тактический разведчик должен был появиться на позициях батальона первым, его решили и сбивать первым. На RF-101 "выделили" три ракеты, а последнюю, четвертую – для U-2. Но в 11-40, когда RF-101 уже ожидали в зоне пуска, его еще не наблюдали, оба U-2 тоже были еще далеко. В 12-05 "северный" U-2 оказался на удалении 110 км от позиций ЗРК, затем внезапно он изменил курс и полетел в сторону позиций батальона, но вскоре вновь изменил курс и удалился. В 12-08 с РЛС сообщили пеленг новой цели – 200", удаление – 108 км, это был RF-101. Вновь решили его уничтожать первым. Но самолет пролетел над морем вдоль побережья и развернулся курсом на Тайвань. В 12- 15 "северный" U-2 из Лунтяня вышел за береговую черту и направился в обратный путь, а "южный" U-2 находился в 160 км от батальона. Тут на КП батальона снова поступила информация, что RF-101 опять полетел в их сторону. Новые расчеты показали, что "южный" U-2 и RF-101 в зоне пуска могут появиться одновременно. Молниеносно приняли решение – первым стрелять по U-2 и объявили готовность № 1. Но спустя две минуты "южный" U-2 из Шантоу направился в сторону моря, а RF-101 вновь не долетел до них. Установка фотооборудования в U-2 Оперативный анализ ситуации показал, что стратегически важные объекты находятся в Фучжоу и Чжэнчжоу, над которыми разведчики еще не летали, поэтому "готовность № 1" не отменяли. В 12-25 "южный" U-2 к югу от Шаньтоу и Наньао над морем сделал разворот, пересек береговую черту и полетел на Чжанчжоу. Его напряженно ожидали, расстояние постепенно сокращалось. В 12-36 он оказался на удалении 32,5 км. Зенитчики включили излучение станции наведения и через несколько секунд на удалении 32 км пустили ракеты. Позже установили, что от включения излучения до команды "пуск" прошло всего 3 секунды. По цели выпустили три ракеты, от которых самолет, несмотря на наличие систем обнаружения излучения и постановки помех, уйти уже не смог. Обломки U-2 нашли в деревне Хунбань- цунь в 7 км к юго-востоку от Чжанчжоу. Летчик сидел мертвым в кабине. Сразу возник вопрос, почему он не прыгал с парашютом? Позже выяснили, что катапульта не была снаряжена. Почему это произошло – заводской дефект, или же кто-то специально привел ее в негодность, осталось неустановленным. Документов у тайваньского летчика с собой не было, а по надписи на обручальном кольце "Е Цюин" ранее сбитый Е Чанли узнал имя жены известного летчика – их "аса № 1" Ли Наньпина. Еще в 1957 г. он на RF-84F летал на разведку над Шанхаем. Там его подбили перехватчики, но Ли Наньпин остался жив и на поврежденном самолете сумел вернуться на базу. Сразу после этого полета получил повышение и стал командиром 4-й раз- ведэскадрильи 6-й авиагруппы. В феврале 1963 г. он вместе с Е Чанли переучился в США на U-2. После возвращения на Тайвань Ли Наньпин 12 раз благополучно летал над территорией КНР. Его 4 раза лично принимал Чан Кайши, вручая ему награды и присваивая звание героя. Основной причиной успеха посчитали удачное применение "системы противодействия № 1", но не забыли и бойцов – 309 человек во 2-м батальоне получили награды. В итоге они стали непревзойденными рекордсменами в Китае, сбив в общей сложности пять самолетов – RB-57D, три U-2 и позже еще один беспилотный самолет. Гоминьдановцы, чтобы не подвергать летчиков риску, установили новую спецсистему постановки помех и начали летать ночью, по-видимому полагая, что зенитчики в КНР наводят ракеты чуть ли не визуально. В свою очередь ракетчики установили на РЛС дополнительное оборудование, фильтрующее помехи. 16 октября 1964 г. в западном Китае взорвали первую в КНР атомную бомбу. Естественно, что и США, и ВВС Гоминьдана интересовали сведения о результатах испытаний. Вновь на разведку направили U-2. На второй день после взрыва 2-й батальон передислоцировали из Пекина в Ланьчжоу (пров. Ганьсу) для защиты стратегических объектов. 26 ноября в 2-37 U-2 взлетел с Тайваня и взял курс на Ланьчжоу. Когда он вошел в зону ответственности 2-го батальона, зенитчики повторили тактику, успешно сработавшую в случае уничтожения U-2 в Чжанчжоу, использовав "систему противодействия № 1". На удалении 33,5 км они пустили три ракеты, но, как потом написали китайцы, "что-то не сработало. На экране радара отметка от цели напоминала финиковую косточку, которая меняла очертания. Вражеский самолет изменил высоту, снизился до 3000 м (!?), затем вновь поднялся и по старому курсу ушел назад". Позже стало известно, что на U-2 поставили еще одну систему предупреждения и постановки электронных помех. Ложный сигнал не позволил навести ракеты на цель. Их "система противодействия № 1" оказалась бесполезной. После этого неудачного пуска китайцы поняли, что необходимо срочно создавать новую систему радиоэлектронного противодействия. 17 ноября 1964 г. во Внутреннюю Монголию прибыл так называемый "геологический отряд". На самом деле это были военнослужащие 1-го зенитно-ракетного батальона, которые должны были установить в районе Баотоу стационарную "систему электронного противодействия № 2". И вскоре она "сработала" – в "засаду" попал очередной разведчик. 10 января 1965 г. из Таоюаня на Тайване на разведку континента взлетел U-2 борт. № 3521. Его пилотировал летчик 35-й аэ 5-го объединенного отряда Чжан Лии. Его задачей была стратегическая фоторазведка, в ноябре 1964 г. на самолет поставили аппаратуру для ИК-съемки. В КНР позже написали, что в этот раз летчик согласился выполнить задание без желания, накануне в середине дня он играл в гольф, когда его вызвал командир и приказал лететь. Это было накануне какого-то праздника, Чжан Лии хотел встретить его с семьей и заранее приготовил подарки. Но за полет полагалось 5000 тайваньских долларов и новые награды. За прежние полеты летчик дважды был удостоен личных наград от Чан Кайши. После гибели на U-2 летчика Чэнь Хуая Верховный правитель Тайваня регулярно лично принимал разведчиков, чтобы их вдохновить. После возвращения из США Чжан Лии тоже был принят Чан Кайши и сфотографирован с ним – большая честь для военных. В 18-00 из Пекина получили сообщение о его пролете. Летчик пересек береговую черту континента в районе острова Шаньдун и позже вспоминал, что его нервы были на пределе, он все время со страхом ожидал взрыва ракеты. Прибытие из США на Тайвань в 35-ю раэ< пришлось как раз на день гибели U-2 Ли Наньпина. В память о нем американский советник поднял бокал с шампанским и разбил его об пол, изрядно перепугав Чжан Лии, еще не знавшего истинной причины этого поступка. Позже летчики пояснили ему, что советник был очень зол из-за потери трех пилотов в 1962-1964 гг. Чья очередь наступит в 1965 г.? Чжан Лии даже боялся подумать, что следующим может стать он сам. Перед полетом в январе 1965 г. командование сообщило ему, что по свежим разведданным проложен новый курс, и на его пути не будет позиций ЗРК. Когда его U-2 уже находился в небе Внутренней Монголии, он взглянул на часы и определил, что через 15 минут разворот на обратный курс. Успел даже подумать, что если он успешно совершит десять раз- ведполетов над континентом, то сможет получить крупную сумму денег и уйти в отставку с опасной работы. Но он совершал всего лишь четвертый полет. U-2 был достаточно близко от позиций 1-го батальона (точных данных нет), когда как-то странно прозвучал сигнал об облучении РЛС. В кабине Чжан Лии еще толком не понял, что происходит, его прибор предупреждения об излучении станции наведения ракет не сработал, по-видимому, из-за применения китайцами "системы противодействия № 2", и он свою систему помех даже не включал. Однако в 21-15 комбат Ван Линь скомандовал "Пуск", летчик успел увидеть вспышку от ракеты, но сделать уже ничего не смог, и после взрыва выпрыгнул с парашютом. Когда приземлился в снегу, понял, что ранен, и в течение нескольких часов ползком добирался до жилища. Поисковые команды искали обломки самолета и его самого сразу не обнаружили. Позже летчика нашли местные жители. Тайваньские газеты 12 января 1965 г. опубликовали сообщение о его гибели. Главнокомандующий ВВС выразил соболезнование его семье, но Чжан Лии выжил, был освобожден из заключения в 1969 г. и работал в Китае. 26 августа 1982 г. ему вместе с Е Чанли дали возможность навестить родственников на Тайване, они выехали в Гонконг, но вернулись ли после в КНР – неизвестно. На место падения самолета выехала группа технических специалистов ракетных частей и в контейнере под левым крылом обнаружила неизвестный прибор, вероятно, с устройством самоликвидации. Вызванные саперы смогли его обезвредить и разобрать. Так китайцы "раскрыли тайну системы электронного противодействия". На Тайване на какое-то время опять приостановили разведполеты над континентом, а в тренировочных полетах произошло несколько катастроф. 11 октября 1965 г. U-2C разрушился в воздухе вдали от берегов Тайваня. 17 февраля 1966 г. при посадке в Тайч- жуне потерпел аварию U-2, летчик погиб. 21 июня 1966 г. в окрестностях острова Чуншэндао на U-2 разбился Юй Цинчжан. 8 сентября 1967 г. при фотографировании аэродрома Цзясин в провинции Чжэцзян был сбит пятый по счету U-2, летчик Хуан Жунбэй погиб. Подробностей китайцы не сообщают, известно только, что его уничтожил 14-й батальон, впервые применивший ракеты "Хунци-2" ("Красное Знамя-2") китайского производства с устройством электронного противодействия работе ранее раскрытой бортовой системы. Так в "поднебесной" происходила известная борьба "брони со снарядом". Тайваньцы (вернее, американцы) все время совершенствовали системы радиоэлектронного противодействия, ВВС КНР – тоже. После этого стратегические разведчики U-2 практически не летали над КНР, по-видимому, поняв, что система ПВО континента достаточно надежна. В апреле 1968 г. на Тайване потерпел катастрофу еще один самолет U-2. 1 ноября 1974 г. "метеорологический разведцентр" Гоминьдана ликвидировали, вместе с ним расформировали 35-ю аэ. Однако 16 июня 1977 г. 35-я аэ была воссоздана в Тайчжуне и стала называться "Объединенным отрядом № 427". Их вооружили тренировочными самолетами Т-ЗЗА, в состав отряда вошли три ночных подразделения и одно радиоэлектронного противодействия. 9 сентября 1989 г. их перевооружили на штурмовики АТ-3 тайваньского производства, и в течение июля 1992 г. они вошли в состав "Объединенного отряда № 499", дислоцировавшегося в Синьчжу. Рассказ о действиях ПВО КНР был бы неполным без упоминания о сбитых беспилотных разведчиках. В августе 1964 г., когда началась война во Вьетнаме и США начали совершать массированные налеты на Северный Вьетнам, Хо-Ши-Мин запросил помощи у Мао Цзэдуна для усиления ПВО. Естественно, что свои ЗРК "великий вождь" отдать не мог, и уже 20 августа направил во Вьетнам полк зенитных орудий, переодев китайских солдат во вьетнамскую форму. Ох обозначили как 23-й полк 1-й зенитной дивизии Вьетнама. Их основной задачей являлась противовоздушная оборона населенных пунктов Ляншань и Сунхуа, железнодорожно-шоссейного моста и железнодорожной станции. По китайским данным, уже 17 октября в первом бою с палубной авиацией США китайские зенитчики из 27 появившихся над позициями самолетов сбили восемь и подбили один, в плен взяли пять летчиков. И в дальнейшем их действия были результативны, но основной вклад в ПВО страны и здесь внесли советские зенитные комплексы С-75 "Двина", за все время войны уничтожившие, по различным данным, от 1370 до 2500 самолетов США. Основной "головной болью" в те годы являлась доставка ЗРК последних модификаций из СССР в Северный Вьетнам через территорию КНР из-за "слишком дружеских" отношений между нашими странами. В то же время беспилотные разведчики и тактические боевые самолеты США постоянно вторгались в воздушное пространство КНР. Как правило, беспилотники стартовали с самолетов С-130 "Геркулес", летавших с авиабаз на Тайване, в Южной Корее и Южном Вьетнаме. Вблизи от границы Китая носитель выпускал разведчик ДПЛА и далее управлял им по радио. Полеты проходили над провинциями Юннань, Гуандун, Гуанси, Фуцзянь. Глубина вторжения на континент обычно не превышала 40 км, высота полета – 17- 21 км. Центральный Военный Совет КНР принял решение их уничтожать. Беспилотник весом до 3 т обладал сравнительно малой ЭПР и создавал достаточно слабую отметку на экране РЛС, что затрудняло их обнаружение. Малые размеры и большая высота полета значительно усложняли решение боевой задачи. Беспилотные разведчики летали вне зоны действий ЗРК, и первыми с ними начали бороться истребители-перехватчики ВВС НОАК. В октябре-ноябре 1964 г. комэск Сюй Кайтун на J-6 (МиГ-19) трижды пытался сбить беспилотный разведчик, но безуспешно, и каждый раз докладывал: "Он летел передо мной на слишком большой высоте, я выпустил несколько очередей, но не смог его достать." Лишь 5 ноября 1964 г. (по другим данным – 15 ноября) впервые удалось сбить американский беспилотник. В 11- 53 от стартовал с С-130 в 170 км к востоку от о.Хайнаньдао и вторгся в воздушное пространство КНР у полуострова Лэйчжоу. ДПЛА летел на высоте 17500-17600 м со скоростью 780 км/ч. В 11-58 ему наперехват взлетел Сюй Кайтун на J-6. Его наводили с земли по данным целеуказаний РЛС. Вскоре летчик обнаружил разведчик по инверсному следу в голубом небе справа от себя на высоте около 18000 м и удалении около 50 км. Затем летчик доложил на КП, что потерял цель. Его успокоили и продолжали наводить с земли, приказав довернуть на 12° к востоку, после чего пилот снова обнаружил разведчик на удалении около 28 км. Сюй Кайтун буквально по метрам набирал высоту и вскоре достиг своего предельного потолка, полет на такой высоте был очень сложен. Расстояние по высоте постепенно сокращалось до 700, 600, 500 м… Когда оно достигло 400 м, он создал угол атаки около 15° и открыл огонь, но в цель не попал, так как на такой высоте его самолет был плохо управляем. Несмотря на малый остаток горючего, он продолжал полет на этой высоте. Внезапно беспилотник стал делать правый разворот, тогда летчик сумел второй раз прицелиться и вновь открыл огонь. С огромным трудом он держался на высоте 17500 м, и разница по высоте составляла около 250 м. Наконец, он сумел еще раз прицелиться и выстрелить в третий раз, лишь тогда поразил беспилотник (по другим данным, летчик настиг разведчика на высоте 16200 м и с дистанции 400 м выпустил три ракеты). Впервые сбив над КНР беспилотный американский разведчик, летчик благополучно вернулся на базу. Тайваньский штурмовик АТ-3, на который перевооружили 35-ю аэ Тайваньский разведчик RF-104G Остатки сбитых U-2 в музее НОАК Ракета ЗРК НQ-2B на самоходной установке Следующий успех пришелся 2 января 1965 г. на долю комэска Чжан Хуайляня из 1-й дивизии ВВС НОАК. Беспилотный разведчик вторгся в провинцию Гуанси в 13-55 и летел, постоянно маневрируя. Китайские РЛС его обнаружили и наводили поднявшиеся на перехват две пары J-6, но те достать его не смогли. Затем взлетела третья пара (ведущий – зам. комполка Чжан Дяньвэнь, ведомый – Чжан Хуайлянь), достаточно быстро набравшая высоту 17 км. Ведущий первым обстрелял разведчика тремя очередями, но не попал. Беспилотник развернулся и полетел курсом на юг, посчитали, что он закончил фотографирование и возвращается на базу. Пара продолжала преследовать разведчика и была достаточно близко от него. С земли им приказали побыстрее набирать высоту, и они забрались почти на 18000 м. Ведущий Чжан Дяньвэнь приказал ведомому атаковать с близкой дистанции, и на дальности менее 200 м (китайцы утверждали, что их разделяло всего 175 м) Чжан Хуайлянь открыл огонь и сбил разведчика. 3 апреля 1965 г. в Гуанси перехватчики сбили еще один беспилотник. 18 апреля 1965 г. вновь отличился Чжан Хуайлянь, поднявшись на высоту 18200 м. В результате он стал единственным в ВВС НОАК, на счету которого были два сбитых разведчика. Еще одну победу 24 декабря 1965 г. одержал летчик 9-й дивизии. 3 января 1966 г. новый истребитель-перехватчик J-7 3-й дивизии ракетой сбил еще один беспилотник. После того как беспилотные разведчики стали регулярно уничтожаться, американцы приняли дополнительные меры для их защиты. Основным мероприятием стало увеличение высоты полета. Выше 20 км самолеты ВВС НОАК уже не могли их достать. Но в 1967 г. Мао Цзэдун лично отдал распоряжение сбивать все самолеты в воздушном пространстве Китая, которые с территории Северного Вьетнама часто залетали в провинцию Гуандун и районы национальных меньшиств Гуанси. Поэтому для их перехвата в районы наиболее вероятного пролета воздушного противника скрытно перебросили 2-й, 3-й и 6-й батальоны ЗРК. Впоследствии каждый из них отличился по разу, сбив по беспилотному разведчику. Начало положил 3-й батальон. Его начальник штаба Синь Чжунчжэн с передовым отрядом произвел рекогносцировку местности и выбрал позицию. Выяснилось практически полное отсутствие транспортной сети для переброски техники. Трудно было найти еще более неподходящую местность – горы, реки, мосты. На протяжении более 200 км было всего 39 деревянных мостов, по грузоподъемности не превышавших 8 т, а вес боевой машины составлял несколько десятков тонн. По воде перебросить тяжелую технику также не было возможности. Но время передислокации по приказу составляло всего 8 дней. С задачей справились, мобилизовав местное население для земляных работ. Все восемь дней трудились практически без отдыха. 17 сентября 1967 г. в 11 -37 поступила информация, что на высоте 19 км со скоростью 750 км/ ч к позициям 3-го батальона приближается беспилотный разведчик. Поступил приказ его уничтожить. В 12-01 он был на удалении 35 км, в 12-02 – 27,5 км. По самолету выпустили три ракеты китайского производства "Хунци-2". Сначала зенитчики посчитали сбитыми три самолета, но это были лишь взрывы ракет и отметки от них на экране локатора. Обломки беспилот- ника упали в 18 км к северо-западу от позиций 3-го батальона. Позже с удивлением обнаружили, что самолет оказался малоповрежденным. Готовые ракеты комплекса HQ-2B на китайском предприятии Станция наведения для ЗРК HQ-2J китайской разработки 30 января 1968 г. вновь отличились перехватчики. Беспилотник летел на разведку аэродрома в провинции Юн- нань и был своевременно обнаружен на экранах РЛС на высоте более 20 км. С земли также был хорошо виден инверсионный след. Зам. комполка Хань Юн'у и летчик Чжоу Юнчэн взлетели на перехват на новых истребителях (J- 7 или J-8 – не ясно). Китайцы отмечают, что у них были новые гермошлемы, и приводят подробности переговоров с наземным пунктом наведения – обсуждения различных трудностей и условий полета и пилотирования. Ведущий Хань сблизился с беспилотником на расстояние менее 200 м и на сближении от 160 до 50 м успел выпустить очередь в 45 снарядов авиационных пушек. Разведчик был сбит. Неясно, зачем ведомый Чжоу на дальности около 120 м тоже открыл огонь, выпустив 13 снарядов и тоже попав в разведчика. Так впервые в КНР новые истребители-перехватчики на высоте более 20 км сбили вражеский самолет. 22 марта 1968 г. отличился 2-й зенитно-ракетный батальон, 28 октября 1969 г. еще одного разведчика сбил 6- й батальон. Всего с августа 1964 г. до конца 1969 г. беспилотные самолеты вторгались в воздушное пространство КНР 97 раз, из них сбили 20 разведчиков, в том числе 14 – перехватчики, 3 – ракетчики, еще 3 – корабельная ПВО. Сбитый 6-м зенитно-ракетным батальоном 28 октября 1969 г. американский беспилотник стал последним успехом зенитчиков в 60-е годы – "десятилетие славы" китайских ракетчиков. 9 сбитых разведчиков (RB-57D, пять U-2 и 3 беспилотных) распределились среди зенитчиков следующим образом: второй батальон сбил пять самолетов, остальные – по одному (1-й, 3-й, 6-й и 14-й). Следующего успеха ракетчикам пришлось ждать почти двадцать лет, а после начала в 1966 г. "великой культурной революции", как пишут сами китайцы, когда "в обществе царил хаос, перехватчики ПВО по-прежнему оставались на боевом посту ". Американские и гоминьдановские самолеты постоянно вели тактическую разведку и совершали налеты на юго-западные границы и прибрежные районы пров. Фуцзянь. 9 и 17 сентября 1966 г. в воздухе над провинцией Гуанси были подбиты два F-105. В 1967 г. зенитная артиллерия во взаимодействии с авиацией ПВО сбила шесть тактических боевых самолетов США. С мая 1966 г. до конца 1971 г. беспилотные самолеты-разведчики США совершили 53 самолето-вылета над воздушным пространством Китая. Было сбито девять самолетов. В 1966-1968 г. гоминьдановские летчики на различных типах самолетов 47 раз летали на разведку территории КНР. 21 апреля 1967 г. и 4 января 1968 г. было подбито по одному RF-101. 13 января 1968 г. сбили один самолет RF-104G. С 1969 г. американские и гоминьдановские самолеты в основном прекратили налеты на континент. В 1979 г. китайцы "в целях самообороны были вынуждены вести войну с Вьетнамом". С мая 1979 по март 1982 г. вьетнамцы на МиГ-21 совершили более 30 самолето-вылетов для аэро- фосъемки и электронной разведки территории КНР. Шесть раз они вторглись в воздушное пространство Китая. Их полеты были внезапны и кратков- ременны, а после апреля 1982 г. вьетнамцы, хотя и продолжали воздушную разведку, но уже не вторгались в воздушное пространство Китая. Тем не менее 28 марта 1984 г. один МиГ-21 ВВС Вьетнама был подбит китайскими ВВС во время разведки района Пинсян. 5 октября 1987 г. еще один МиГ- 21 ВВС Вьетнама летал на разведку над территорией Китая и был сбит ЗРК (тип неизвестен, вероятно, китайский аналог С-75, созданный в середине 70- х годов). Обломки самолета обнаружили в уезде Лунчжоу (пров. Гуанси). Вьетнамский летчик попал в плен, а батальон зенитчиков был награжден. Авторы приносят глубокую благодарность В.Н.Коровину за информационную поддержку Александр МАРКОВ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|