|
||||
|
СОВЕТСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ В НЕБЕ КИТАЯ (1937 – начало 1940-х годов) И-153 "Чайки" 27-й эскадрильи – будущая "добыча" новейших японских А6М "Зеро" Возвращаясь на родину, наши добровольцы всю авиатехнику оставили в Китае. Уже в январе 1940 г. 32-я эскадрилья была направлена в Чэнду для переучивания на И-15бис и И-16. В марте 1940 г. на авиабазе Байшии 29- я эскадрилья получила от наших добровольцев 11 И-15бис. Много самолетов отправили на ремонт в Ланьчжоу и на другие ремонтные заводы, созданные в Китае специально для восстановления советской авиатехники. 25- ю эскадрилью отправили в Ланьчжоу за отремонтированными И-15бис в июле. Там они остались для защиты от налетов города и авиабазы. 7-ю эскадрилью пополняли отремонтированными И-15бис и И-16 в течение всего 1940 г. 16 декабря 1940 г. на авиабазе Тайпинсы в Чэнду создали новую 11-ю истребительную авиагруппу, в ее состав вошли вновь образованные 41-я, 42-я, 43-я и 44-я эскадрильи. Летчиков набрали из выпускников военных авиационных школ. В самом начале своего образования они использовали 20 И-15бис, 15 И-16 и 5 "Хоков" 75, полученных с ремонтных заводов (рембаз), а также четыре новеньких "Чайки" И-153. Оставшись без "прикрытия" советских добровольцев, китайские летчики не могли добиться серьезных успехов в противоборстве с японцами. Не обладая серьезной выучкой, они потеряли достаточно много опытных летчиков в небоевых условиях. Так, 25 мая 1938 г. в тренировочном полете разбился заместитель командира 3-й авиагруппы майор Лин Цзо. На И-15 после заводского ремонта он отрабатывал тактику штурмовых действий. 20 августа 1938 г., облетывая отремонтированный И-16, погиб новый командир 22-й эскадрильи Ван Юаньбо. Не повезло командиру 24-й эскадрильи Су Сианьжэню. 4 февраля 1939 г. он на истребителе полетел по служебным делам из Хунаня в Тунлян (пров. Сы- чуань), но в воздухе встретился с группой японцев и погиб. 3 марта 1940 г. летчик Лю Кай из 22-й эскадрильи, оборонявшей Куньмин, и лейтенант Мэй Эрдань из истребительной группы местной авиашколы во время тренировок на И-15бис столкнулись в воздухе и погибли. 9 марта 1940 г. в Лянь- шане два летчика из 22-й эскадрильи столкнулись в тренировочном полете на И-15бис, самолеты были разбиты. Летные происшествия случались и во время воздушных боев. 4 января 1940 г. самолет № 2104, возвращаясь из боя, разбился при посадке, врезавшись в дерево на границе аэродрома. 22 апреля 1940 г. И-15бис (№ Р-7106) летал на ночной перехват, но после воздушного боя потерял ориентировку и разбился пои вынужденной посадке на реку. Другой истребитель (№ Р-7117) из-за неисправности пошел на вынужденную на дамбу. 30 мая 1940 г., возвращаясь из боя на авиабазу Гу- анянба, летчик из 23-й эскадрильи на посадке влетел в яму, где находился склад боеприпасов, и погиб. 12 сентября 1940 г. капитан Динь Йоудэ из 7-й эскадрильи, возвращаясь с боевого дежурства вместе с зам. комэска-28 Цао Шижуном на свой аэродром Янчжулу, потерпел аварию и разбился на "Хоке" III № 2219 в Гуанянба. 4 октября 1940 г., спасаясь от "зеро", 28-я эскадрилья получила приказ штаба 3-й армии "рассредоточиться" из Чэнду. Из-за неполадок И-15бис (№ 7218) разбился на вынужденной посадке вне аэродрома, летчик получил смертельные травмы. К лету 1940 г. основные силы своей истребительной авиации китайцы стянули на оборону Чэнду и Чунцина, сосредоточив авиачасти на авиабазах Гуанянба (18-я эскадрилья), Ляншань (22-я и 23-я эскадрильи), Байшии (23- я эскадрилья с 2 июля), Шуанлю (5-я авиагруппа) В конце июня Авиационный комитет вновь переформировал свои истребительные подразделения. В состав 4-й авиагруппы вошли одна эскадрилья на И-16 и три эскадрильи на И-15бис (по 9 истребителей в каждой). Так как самолетов не хватало, их взяли из 3-й и 5-й авиагрупп. В 4-ю авиагруппу забрали даже последние девять "Хоков" III из 18-й эскадрильи. Против них с аэродромов Ханькоу действовали около 130 бомбардировщиков морской авиации, с середины мая до начала сентября 1940 г. выполнивших, по японских данным, 168 дневных и 14 ночных атак (3717 самолето-вылетов). В восьми налетах к ним присоединялись армейские бомбардировщики (22 самолето-вылета). В небе Чэнду и Чунцина часто проходили ожесточенные воздушные бои. Тайваньцы утверждают, что во второй половине мая в Чунцине совершили много боевых вылетов летчики 26-й и 27-й эскадрилий. 16 июня 1940 г. четыре группы общей численностью в 114 японских самолетов совершили массированный ночной налет на Чунцин. Летчик 24-й эскадрильи Ван Вэньхуа повел в бой четыре И-16. Самолет № 2414 был сбит, остальные три "ласточки" после дозаправки в группе сбили одного японца в районе Фулина. 28 июня четыре И-16 из 26-й эскадрильи и три самолета из 24-й поднялись в воздух для отражения налета японских бомбардировщиков. И-16 № 2605 напоролся на шквальный огонь и пошел на вынужденную в Чаншоу. Ночью 4 июля в Чунцине летчик 32-й эскадрильи вылетел на И-16 на боевое дежурство, но из-за непрерывных налетов японцев на город он не смог вернуться на базу, и после выработки горючего погиб при посадке вне аэродрома. 16 июля был сбит и выпрыгнул с парашютом летчик 21-й эскадрильи Дин Шоукан, позже он умер от потери крови. 31 июля зам. командира 24-й эскадрильи повел группу из семи И-16 на ночной перехват. Как пишут тайваньцы, "из-за того, что летные характеристики самолетов были неодинаковы, только два самолета (№№ 2418 и 2420) поднялись на ту же высоту, что и командир." В бою сбили всех троих, летчики Чэнь Шаочэн и Ван Юньлун погибли. Японцы пишут, что "это были самые мощные налеты за всю войну в Китае" и признают, что сами "понесли тяжелые потери". На свои аэродромы не вернулись девять бомбардировщиков, 297 самолетов были повреждены, причем главной причиной потерь явились не зенитчики, а истребители. В нескольких боевых вылетах потери превышали "приемлемые" для них 10%. Они поняли, что ситуацию можно выправить, только обеспечив господство в воздухе над целью. Но наступившая вскоре осень 1940 г. принесла китайским ВВС не только новые налеты и боевые потери. Пожалуй, это был настоящий шок и для летчиков, и для командования. В середине сентября 1940 г. в небе Китая появился новый японский истребитель Мицубиси А6М ("тип 0", или "зеро"). Уже первые боевые вылеты больше походили на "погром" гоминьдановской авиации. Если 12 сентября китайцы потеряли только один разбившийся уже далеко не "Новый Хок", то уже через день, подсчитав потери, Авиационный комитет Китая был вынужден издать приказ своим летчикам о прекращении всякого участия в боях. Японцы утверждают, что первый налет на Чунцин 12 "Зеро", сопровождая 50 бомбардировщиков, совершили еще 19 августа 1940 г. (ведущий – лейтенант Екояма), но в воздухе китайцев не встретили. На следующий день налет повторили. Группу "Зеро" вел лейтенант Синдо, и снова перехватчиков не обнаружили. 12 сентября 12 "Зеро", ведомые Екоямой, сопровождая 27 бомбардировщиков на Чунцин, обнаружили пять китайских истребителей на земле, спикировали и обстреляли. Позже выяснилось, что это были макеты. Тайваньцы пишут, что в тот день состоялся и первый воздушный бой "зеро" с "ласточками" и "чижами" из 21-й эскадрильи. Два китайских летчика погибли, еще один самолет подбили, и он пошел на вынужденную, летчик с перебитой правой ногой скончался из-за потери крови. Возможно, в дату вкралась опечатка, а бой произошел на следующий день, 13 сентября. В "несчастливый" день (13-е все- таки!) шесть самолетов 24-й эскадрильи барражировали на большой высоте и первыми подверглись внезапному нападению. Комэск Ян Мэнцин погиб сразу же, а его заместитель получил ранения. Очередной командир 4-й авиагруппы Чжэнь Шаоюй повел в бой всю 22-ю эскадрилью, в бою погиб капитан Чжан Хун. Группу из девяти И- 15бис 23-й эскадрильи вел комэск Ван Юйкунь, два летчика погибли. Шесть И-15бис из 28-й эскадрильи, ведомые комэском Лэй Яньцзюнем, в составе 4- й авиагруппы вступили в бой с "Зеро" над горой Чунцина. Два "Чижа" были сбиты. После боя выяснилось, что в 4- й авиагруппе были потеряны 13 истребителей, а 11 – подбиты. Большие потери понесла и 3-я авиагруппа. По японским данным, за 30 минут боя японские "Зеро" уничтожили 27 И- 15бис и И-16 тип 10. Спикировав со стороны солнца на "проспавших" атаку китайцев и поливая их массированным огнем, японские пилоты посеяли панику среди китайских летчиков. Они утверждают, что три китайца выпрыгнули из совершенно исправных истребителей, а два удиравших самолета столкнулись и взорвались на горном склоне. В довершение ко всему японцы подожгли еще несколько из только что приземлившихся истребителей. У себя они признали только легкие повреждения у четырех "Зеро", но ни один из пилотов не пострадал. "Ударником" стал старшина Я.Косиро, якобы сбивший пять самолетов. Еще один И-15бис сбил унтер-офицер Оки, несмотря на пробитый бензобак. После этого "погрома" всех китайских летчиков вывели из боев, они занимались только тренировочными полетами. 4-ю авиагруппу вернули в Чен- ду, 3-я авиагруппа с 14 ноября 1940 г. тренировалась на авиабазе Шуанлю. Во второй половине сентября над Чунци- ном на долю шести "Зеро" лишь однажды пришелся единственный китайский транспортник. В октябре китайцы понесли новые потери. 4-го числа восемь "Зеро", ведомые Екоямой и Сиранэ, сопровождая 27 бомбардировщиков, совершили массированный налет на Чэнду. Штаб ВВС 3-й армии отдал приказ всем самолетам "рассредоточиться". Шесть "Хоков" 75 из 18-й эскадрильи полетели в Гуаньсянь. Но в пути их настигли японские "Зеро" и подожгли самолет № 5044 летчика Ши Ганьчжэня, он выпрыгнул, но парашют не раскрылся. Еще два летчика были ранены и вернулись, один "Хок" 75 был сожжен на земле на авиабазе Тайпинсы. Японцы утверждают, что в воздухе они уничтожили пять И-16 и один СБ, а на земле – 19 самолетов и повредили один, причем четыре "Зеро" (Хигаясима, Хагири, Накасэ и Оиси) якобы приземлились на китайском аэродроме, и летчики "вручную" пытались поджечь последний уцелевший там самолет. Трудно определить, насколько правдивы эти "охотничьи рассказы". 5 октября на одном из аэродромов Чэнду японцы якобы сожгли более 10 самолетов и еще 14 ложных. 26 октября во время нового налета на Чэнду в воздухе были уничтожены пять истребителей и еще пять других самолетов. Тайваньцы сообщают только о сбитых при "рассеивании" И-15бис (№ Р- 5302) и "Девуатине" D.510 из 28-й эскадрильи и об отставшем от строя и сбитом летчике 32-й эскадрильи Лю Вэньлине (И-15бис № Р-3587). Он был ранен в правую ногу и умер по пути в больницу. 30 декабря на аэродроме Чэнду японцы якобы сожгли 18 самолетов. 7 октября 1940 г. в воздушном бою над Куньмином с 20 китайскими истребителями "Зеро" якобы сбили 13- 14 машин и еще четыре уничтожили на земле. Тайваньцы пишут, что в воздух поднялись 11 "Хоков" III и четыре И-15бис, их вел командир истребительной группы авиашколы Ли Сянян. Во время боя сразу же были сбиты Хуан Кэкуань на И-15бис и Е Джуань на "Хоке" III. Еще два летчика, Ян Шао- лян и Цан Чжутин, были подбиты и пошли на вынужденную. С 8 октября до конца года "Зеро" совершили 22 налета, сбив два самолета и еще 22 уничтожив на земле. Японцы утверждают, что в 1940 г. "Зеро" совершили более 150 самолето-вылетов, сбив до 60 самолетов и более 100 уничтожив на земле. Они признают поврежденными только 13 "Зеро" и ни одного потерянного. Если есть здесь преувеличение, то не очень большое, китайцы и тайваньцы о сбитых "Зеро" не упоминают. Последние, в частности, пишут, что "в ноябре практически большая часть самолетов была уничтожена. Один оставшийся в 18-й авиаэскадрилье "Хок" 75 перелетел в Чэнду. 1 декабря 18-я эскадрилья перестала существовать." Подобное положение было и в других истребительных эскадрильях. По словам историков из КНР, "после появления у японцев "Зеро" с великолепными летными качествами, положение китайской авиации стало еще сложнее. Ограниченные воздушные силы постоянно несли потери, и к концу 1940 г. у них оставалось только 65 самолетов. Если к этому добавить, что… советские добровольцы были отозваны, то китайские ВВС остались изолированными, у них не оставалось ресурсов для боевых вылетов. Для того чтобы уменьшить потери и сохранить боевую мощь, китайские ВВС были вынуждены избегать воздушных боев, совершалось очень мало боевых вылетов. Такое положение сохранялось до конца 1941 г., а японские ВВС, наоборот, "распоясались". Используя количественное и качественное преимущество, они постоянно проводили массированные налеты на Чэнду и Чунцин, в них, как правило, участвовало свыше 100 бомбардировщиков. "Зеро" атаковали авиабазы, пытаясь "смести с лица земли" остатки китайских ВВС. В этой критической ситуации го- миньдановское правительство Китая вновь обратилось за помощью к Советскому Союзу. После заверений Чан Кайши о поддержке единого национального фронта борьбы с японцами и лояльном отношении к компартии, поставки возобновились. К началу 1941 г. китайцы фактически использовали советские кредиты по первым двум договорам на 100 млн. долл., по третьему – на 84,6 млн. долл. По последнему кредиту из СССР в Китай прибыли еще около 200 истребителей и бомбардировщиков. Всего к началу 1941 г. в Китай из СССР доставили 885 истребителей и бомбардировщиков. Среди них находился и советский "асимметричный" ответ на появление в воздухе японских "зеро" – истребитель И-153 "Чайка". Приняв боевое крещение на Халхин-Голе и неплохо проявив себя в воздушных боях с Ки- 10, А5М и Ки-27 ("тип 97"), глубокая модификация "чижа", безусловно, не являлась "чудом техники", но все-таки была новинкой. По различным данным, стая "чаек" в Китае достигала 70-93 машин. У авиазавода № 1, строившего И- 153, в то время постоянно возникали серьезные проблемы с качеством металла, из которого делались отдельные узлы и детали. Еще в ходе первого боевого крещения в Монголии летом 1939 г. наблюдались случаи вибрации передней ленты коробки крыльев и обрыва несущей ленты из-за их плохого качества. Нередко возникали вибрации элеронов и покрытия верхнего крыла в развале "чайки". Бывали случаи отрыва выхлопных патрубков, подтекали бензо- и маслопроводы, возникали трещины в мотораме, между бензобаком и летчиком не было противопожарной перегородки и т.д. Косвенным примером качества выпускаемых И-153, в том числе и поставляемых в Китай, может служить летное происшествие 27 августа 1939 г. Начальник Главного управления авиационного снабжения (ГУАС) комбриг Алексеев докладывал наркому обороны о храбром поступке военпреда завода № 1 летчика-испытателя ГУАС Арады Б.И.: "При испытательном полете на И-153… на высоте 1000 м над Центральным аэродромом возник пожар. Капитан Арады немедленно переключил пожарный кран, выключил мотор и посадил самолет на аэродром. На земле т.Арады принялся самостоятельно тушить пламя, одновременно знаком вызвав стартер, с помощью которого пожар был потушен. Своим находчивым и смелым поступком т.Арады не только спас свою жизнь, но и предотвратил гибель самолета. Тов. Арады уже имел один случай пожара в воздухе (при выполнении спецзадания Правительства), получив ожоги лица и рук. За успешное выполнение задания правительства т. Арады 14.XI.38 награжден орденом Красного Знамени. Ходатайствую о награждении орденом Знак Почета." Один из первых японских истребителей АбМ 1 "Зеро" в Китае Одна из первых, но многочисленных жертв "зеро" в Китае – И-15бис 23-й эскадрильи, 13 сентября 1940 г. Я не берусь однозначно утверждать, что первый орден летчик заработал в Китае, а не в Испании (других "мест подвигу" тогда еще не возникло). В приказе о награждении вместе фигурировали "китайцы" и "испанцы". Неясно также, куда попала спасенная им "Чайка" – в Испанию, Китай или осталась "для внутреннего употребления". Да и причины возникновения пожара неясны, в архивном деле вместо обычного в таких случаях акта аварийной комиссии подшита докладная, теперь уже на имя самого Алексеева, о катастрофе 9 апреля 1940 г.: "Старший летчик-испытатель военпред на заводе № 1 капитан Арады Б.И. совершал испытательный полет на И-153 за № 7533. В районе ст. Хлебникове разбился. Работает комиссия." Акт и этой аварийной комиссии в деле отсутствует. Отважный капитан Арады Бела Игнатович, по-видимому, венгр по национальности и интернационалист по убеждению, а не по приказу, погиб в ожесточенной борьбе "с детскими болезнями" нового истребителя для советских ВВС, одновременно предназначенного и для интернационалистов на всех континентах. Но китайских летчиков, даже с меньшим летным и боевым опытом, в большей степени беспокоила не "доведенность" новых "чаек", а противник. И здесь им в 1940 – 1941 гг. пришлось совсем туго. Выведенных из губительных для них боев с "Зеро" китайских летчиков начали отправлять за новыми самолетами с ноября 1940 г. Первыми в конце месяца в Хами (провинция Синьцзян) за И-153 отправились летчики 27-й эскадрильи. В конце года к ним присоединились летчики 5-й авиагруппы (получили 26 И-153), 17-й, 26-й и 29- й эскадрилий, а в январе – феврале 1941 г. в Хами были направлены 3-я авиагруппа (17 "Чаек"), 4-я авиагруппа (20 И-153 и 35 И-16 III), 7-я, 8-я, 21-я, 23-я, 28-я эскадрильи. Без "Чаек" остались только летчики 24-й эскадри льи, получив И-16 III. (Какой тип И16 так обозначали китайцы, неясно, во всяком случае сведений о том, что они получали И-16 с М-62 или сами устанавливали их, как это делали наши инженеры на Халхин-Голе, нет.) На новых самолетах китайцы стали возвращаться к основному месту дислокации в феврале – марте 1941 г., а 26-ю эскадрилью на 14 И-16 III отправили в Ланьчжоу для защиты от налетов. Во время перелетов китайцев снова преследовали небоевые потери. Возвращаясь в Чэнду, 5-я авиагруппа умудрилась разбить четыре новых И- 153. Пять новых И-16 III 3-я авиагруппа потеряла 1 мая, когда во время перелета на восток лидер СБ сбился с курса. У всех истребителей закончилось горючее, и они на вынужденной посадке разбились к югу от Тяньшуй (провинция Ганьсу), судьбы летчиков неизвестны. Но это были еще "цветочки". 14 марта японцы на "Зеро" совершили новый налет на Чэнду. Для китайцев тот воздушный бой, по-видимому, стал нарицательным, позже они часто писали иероглифами "воздушный бой 314", (то есть, "воздушный бой 14 марта"). Полный список потерь тайваньцы не сообщают, но по отрывочным сведениям можно понять, что в 3-й авиагруппе из 17 только что прилетевших из Хами "чаек" 11 участвовали в том бою. Погибли все. Командир 5-й авиагруппы Хуан Синьжуй повел "девятку" новых И-153, а его заместитель Цэн Цзелю – еще 11 "Чаек". Как пишут тайваньцы, "летные качества И-153 не могли соперничать с мощью японцев, Цэн Цзелю был сбит прямо над аэродромом авиабазы Шуанлю." Сбили и командира группы Хуан Синьжуя, он пошел на вынужденную в Суматоу и через два дня умер от ран. Из 11 "Чаек" 28-й эскадрильи, входившей в состав 5-й авиагруппы, "Зеро" сразу же сбили комэска Чжоу Линьсюя и еще одного летчика. Другой сбитый летчик пошел на вынужденную на воду и был расстрелян на земле. В бою участвовали и три И-15бис 32-й эскадрильи, полученные в начале года из ремонта. Комэск Чэнь Пэнян был сбит, легкораненный летчик Цзинь Вэй выпрыгнул с парашютом. В 17-й эскадрилье погибли все, несколько самолетов были потеряны в 8-й эскадрилье. По японским данным, в тот день они уничтожили 24 самолета и, возможно, уничтожили или повредили еще три. "Повезло" 4-й авиагруппе, она еще не закончила переучивание и вернулась на авиабазу Шуанлю в Ченду только в апреле. С тех пор они избегали встреч с противником, такой приказ Авиационный комитет вновь отдал всем действующим авиачастям, занявшимся переформированием. 3-я авиагруппа передала пять из шести уцелевших "Чаек" в 5-ю авиагруппу, последнюю – в 11-ю и фактически перестала существовать. Только пять И-16 III, прилетевших в начале августа в Чэнду из Хами, оставались на боевом дежурстве. Позже расформировали и 5-ю авиагруппу. Сначала их задачей стал перехват японских разведчиков, для чего их пополнили пятью "Чайками". Но 22 мая 17 самолетов 5-й авиагруппы из-за воздушных налетов отправили в Наньчжэн (пров. Хэнань), чтобы укрыть от ударов японцев. Во время дозаправки в Тяньшуе (пров. Ганьсу) их всех на земле уничтожили. Вновь назначенного командира группы Люй Теньлуна сняли с должности. 6 июня группе передали три И-153 для отражения ночных налетов, но 1 июля ее расформировали. Нечто подобное произошло и 26 мая 1941 г. с 29-й эскадрильей. 18 И-153, ведомые комэском Юй Пинсяном, перелетали из уезда Ганьсучен в Ланьчжоу, но по пути встретились с японскими истребителями. Командир и летчик Чжан Сэньи были сразу сбиты и выпрыгнули с парашютами. Остальных повел зам. комэска Тань Чжоули, но когда они приземлились для дозаправки, все оставшиеся 16 "Чаек" были сожжены японцами на земле. По-видимому, единственной победой китайцев в первой половине 1941 г. следует считать сбитый ими 21 мая над Ланьчжоу бомбардировщик. На аэродроме Сигучен на боевом дежурстве находились восемь И-153 из 21-й эскадрильи, ими командовал Чжень Шен. В тот день они вступили в бой с 27 японскими бомбардировщиками. Сосредоточив почти все уцелевшие самолеты и оставшихся боевых летчиков в учебных центрах, где инструкторами стали все истребители 4-й авиагруппы, китайская истребительная авиация практически перестала вступать в бои с японцами, ограничиваясь "перехватами разведчиков". В конце июля 1941 г. оставшиеся самолеты И- 16 III 4-й авиагруппы для этой цели сосредоточили на авиабазах Ляншань и Байшии под Чунцином, но безрезультатно. Сформированная в конце 1940 г. 11-я истребительная авиагруппа так и не вступала в воздушные бои на И- 16 и И-15бис, занимаясь тренировочными полетами в Цюнлае до 1942 г. Тем временем японцы продолжали наносить массированные удары по китайским городам. 28 июля 1941 г. 108 японских самолетов совершили налет на провинцию Сычуань. Им могли противостоять только семь самолетов 27- й эскадрильи. И-153 (№ Р-7237) лейтенанта Гао Чуньчоу был сбит, попав в "огненное кольцо". Во время отражения налета на Чэнду на рассвете 10 августа погиб капитан Оу Яндин из 21- й эскадрильи. Его самолет № 7261, взлетевший с "остатками" 5-й авиагруппы, был подбит и пошел на вынужденную, летчик из-за отсутствия врачебной помощи скончался. На следующий день на рассвете японцы вновь совершили налет на Ченду. четыре И- 153 29-й эскадрильи поднялись в воздух. Комэск Тань Чжуоли и два его заместителя – Ван Чунши и Хуан Жунфа погибли. Тайваньцы даже сообщили, что невеста последнего – Ян Цюаньфан 16 августа застрелилась. По словам китайцев, "1941 г. был самым трудным для китайских ВВС в восьмилетней войне. Для того чтобы оказывать сопротивление японским войскам, китайцы активно искали новую международную помощь." Уже в начале июня 1941 г. командира 3-й авиагруппы Л о Индэ с частью командного и летного состава направили в Рангун (Бирма) для получения истребителей "Хок" 81А (Р- 40С), закупленных в Америке. Но, как пишут тайваньцы, "после проверки боевых качеств этих самолетов установили, что они не могут противодействовать "Зеро". Поэтому отказались от плановой замены, самолеты поставили отряду американских добровольцев" ("летающим тиграм" К.Ченнолта). Невольно китайцам помогли сами японцы: готовясь к нападению на Перл- Харбор, во второй половине 1941 г. они перебросили почти все свои "Зеро" из Китая на авиабазы в Тихом океане. Вступление США в войну с Японией в конце 1941 г. для Китая было спасением. Они автоматически попали в список стран, получающих из США по ленд-лизу военную технику, в том числе и боевые самолеты. Как пишут историки из КНР, "мощь китайских ВВС постепенно была восстановлена при помощи американцев." На полную мощность заработала "Бирманская дорога", по ней из США в Китай доставляли военные грузы. На ее защиту в провинцию Юннань стали перебрасывать оставшуюся китайскую авиацию. В конце января 1942 г. 11 И-153 из 17-й эскадрильи, ведомые комэском Лю Цзингуаном, были расквартированы в Куньмине (провинция Юннань). По замыслу они должны были отражать налеты японцев совместно с находящимися там американскими добровольцами. Но спустя некоторое время их отправили на авиабазу Ласюй в Бирме, где они использовались как связные, а в мае "содействовали боевым действиям" (штурмовали наземные войска). 3 мая 1942 г. два И-153 26-й эскадрильи направили в район Чаньсимаогун (на границе с Бирмой) на борьбу с наркодельцами (по-видимому, разведка и уничтожение с воздуха опиумных плантаций). Более поздних данных об участии в боевых действиях наших "Чаек" обнаружить не удалось. В середине июля 17-ю эскадрилью вернули в Ченду, но задействовали ли их для отражения налетов в конце августа 1942 г., неясно. В боях там участвовали семь И-16 III 29-й эскадрильи, подробности неизвестны. Одновременно другие семь И-16 III, ведомые командиром 29-й эскадрильи Ван Иньхуа, по приказу штаба 4-й армии перелетели в Ланьчжоу и обороняли город и авиабазу. В сентябре к ним присоединились только что полученные из США три Р-66 из 5-й авиагруппы. Других сведений о дальнейшем участии наших истребителей в боях в Китае, кроме упоминания об одиночном И-16, якобы сбившем в 1943 г. над "Бирманской дорогой" японский Ки 43, обнаружить не удалось. С середины марта 1942 г. китайских летчиков постепенно стали перевооружать на американские истребители, а немногие уцелевшие "Ласточки", "Чижи" и "Чайки" использовали в качестве учебно-тренировочных в авиашколах и учебных центрах. О самых последних днях их летной карьеры сведений нет. Начиная с конца 1941 г. китайских летчиков, главным образом, недавних выпускников авиашкол, начали направлять в США для обучения. К марту 1945 г. всего послали 1224 человека, из них 384 вернулись в Китай для участия в боях. Первой американские Р-43А, как и ранее И-16, в марте 1942 г. стала получать 4-я авиагруппа. Летчики переучивались в Куньмине, а за новыми самолетами небольшими группами поочередно летали в Индию. 3-я авиагруппа направляла летчиков в Индию для получения Р-66 с середины июня 1942 г., за полгода получили 60 машин, но у самих осталось только 15, остальные, начиная с сентября, передали в 5-ю и 11-ю авиагруппу. К боевому дежурству в Чунцине на новых Р-66 первой приступила 7-я эскадрилья уже в сентябре 1942 г. По- видимому, последними сдали советские истребители "на боевое хранение" летчики 26-й, 29-й и 41-й эскадрилий, примерно на год позже остальных. 41- я эскадрилья начала получать Р-66 в сентябре 1943 г., а 26-ю и 29-ю отправили в Индию для получения P-40N только в конце 1943 г. Р-40 достались и 44-й эскадрилье. (Окончание следует) Владимир РИГМАНТ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|